Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Чистопольского муниципального района РТ
Урок по географии на тему:
«Ветры»
учитель географии
Валеева Елена Алексеевна
Чистополь 2024
Тема урока: Ветры.
Класс: 6
Учебная тема (раздел): Атмосфера
Тип урока: комбинированный
Вид учебного занятия: урок, практикум
Цель: сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров
Задачи урока:
личностный результат
– развитие интереса и познавательной деятельности путем связи теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников, формировать умения работать в группах, проявлять потребность в самовыражении и самореализации.
-– формирование умения строить розу ветров, читать графики, работать с текстом, таблицами, иллюстрациями, схемами.
предметный результат
- формирование понятия "ветер", выявление причин образования ветра; раскрытие значения ветров для человека.
метапредметный результат (УУД)
Познавательные
- Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот;
- работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации развивать логическое мышление: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром),
- развивать монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.
Регулятивные:
- планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы,
- контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.
Личностные:
- Знать, что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.
Формы организации работы в классе:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения:
по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические
по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый.
Педагогические технологии: проблемно-поисковая, проектная, ИКТ
Оборудование: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); презентация, карточки – задания, учебник, физическая карта полушарий
Основные термины и понятия: ветер, направление ветра, роза ветров, скорость и сила ветра, флюгер, анемометр, местные ветры, бризы, муссон
Авторы и название учебной программы: Дронов, В.П, География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 283, [5] с.
Этапы учебного занятия
Самостоятельно называют цели урока.
5. Этап усвоения новых знаний
Проверка первичного усвоения
V. Физминутка.
VI. Практическая работа
Самостоятельная работа с учебником
I.Ветер
- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию
Ветер - это движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого давления в область более низкого давления.
II. Ветер, причины образования ветра.
-А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, поработав с текстом и решив задачу:
-Объясните, какую закономерность использовал мальчик?
На экране рисунок с изображением заводской трубы.
-Давайте еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.
1) 30:10,5=2,9
2) 760-3=757,1 мм рт. ст.
-Какую закономерность использовал Саша?
-Как движется воздух?
-Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)
-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре) (давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается в верх), область какого давления образуется (НД), наоборот холодный воздух какой (тяжелый), что с ним происходит (скапливается в низу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (ВД)
Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре
-А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей или высоты солнца)
- А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)
- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.
III. Виды ветров.
Сейчас вы разобьетесь на 4 группы, каждая группа получает схему. Опираясь на полученные знания, вы определите, как изменяется направление ветра 1 и 2 - группа в течение суток, 3 и 4 группа - по сезонам года.
Под схемами соответственно учитель вешает таблички «бриз», «муссон». Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям
Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки
Объясните, почему бриз днём имеет направление на сушу, а ночью – на море
Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)
-В чём сходство и отличие муссона и бриза?
IV. Скорость, направление и сила ветра
Учитель: Ветер характеризуют по следующим показателям: направление, скорость и сила
-Направление ветра - это направление, откуда дует ветер.
-Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные.
-Точно также существуют и главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад).(показать по схеме)
-Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г.
Проблемный вопрос: в каком случае ветер будет сильнее? И почему?
- Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.
- А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра
Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.
Ветер дует нам в лицо (вращают руками),
Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),
Ветерок все тише, тише (приседают)
Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).
Предлагаю учащимся изучить розу ветров для Москвы за апрель 2022 г. и ответить на вопросы: «Построение розы ветров» пройдя по ссылке
- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления
ветров?
- А теперь постройте розу ветров по среднегодовым данным за 2014 г для г. Челябинска.
-какой можно сделать вывод?
VII. Значение ветра.
Учитель: В чем значение ветра?
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.
Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
Ответы учеников
После просмотра обучающего ролика Ветер записывают определение в тетрадь
https://lesson.edu.ru/lesson/6f0df075-7fe1-4642-91f4-fba642420c27
Работают с текстом, решают задачу, отвечают на вопросы
Ответы детей
Дети отвечают (из области высокого давления в область низкого) и показывают стрелкой на схеме
Дети составляют в тетради опорную схему
Работа в группах
Изучают информацию по схеме:
https://lesson.edu.ru/lesson/6f0df075-7fe1-4642-91f4-fba642420c27
объяснение схем
Словарная работа
Дети записывают термины в тетрадь
Находят признаки сравнения, отвечают на вопрос
Анализируют значение давления и силу ветра и решают проблему
Дети встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение.
https://lesson.edu.ru/lesson/6f0df075-7fe1-4642-91f4-fba642420c27
Выполнение практической работы «Построение розы ветров»
Дети работают с учебником и делают выводы о значении ветра
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала
возвращаемся к началу урока, дополните схему «ЗНАЮ и УЗНАЛ»
Дописывают схему в тетради
7. Этап закрепления нового материала
Вопросы для закрепления:
1.Какие необходимы условия для образования ветра?
2.Как определить силу ветра?
3.Как определить направление ветра?
4.От чего зависит скорость ветра?
5.Для чего человеку необходимы знания о ветрах?
6.Между пунктами. А и Б дует ветер. Определите его направление. В какой из точек (1, 2, 3) будет наиболее сильный ветер и наименее сильный.
1. А – 770 мм рт.ст. Б – 755 мм рт. ст.
2. А – 769 мм рт.ст. Б – 740 мм рт. ст.
3. А – 743 мм рт.ст. Б – 752 мм рт. ст.
7.Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра:
Образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении.
8.Покажите стрелкой направление ветра:
1 вариант-С. В, ЮЗ 2 вариант-Ю. З, СВ
Ветер – движение воздуха вдоль земной
поверхности из
области высокого давления в область более низкого давления.
Силу ветра оценивают по шкале
баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г.
Шкала 12-бальная
Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует, например, северный ветер дует с севера
Скорость ветра зависит от разницы в давлении между областями повышенного и пониженного давления. Если разница небольшая, то ветер слабый
См Значение
Наиболее сильный ветер в точке 2, так как разница между показателями мах
Разница в нагревании моря и суши-> разница в давлении -> образование ветра
Парная работа
8. Этап Подведение итогов урока: домашнее задание
Оценки за урок. Домашнее задание: §38, отв.на вопр., Творческое задание-изготовить самодельный флюгер
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник
9. Рефлексия, формы оценивания учащихся
Упражнение
Итак, мы изучили тему.
- Какую тему на уроке мы с вами изучили?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какие были трудности?
- Что хотели бы узнать дополнительно?
«Оцени свою работу!»
Старался, у меня все получилось!
Старался, но были ошибки
У меня не получилось, но я буду стараться!
Ответы учащихся
Оценивают свою работу на уроке
Список литературы
Начальный курс географии: учеб. для 6
кл
.
общеобразоват
. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П.
Неклюкова
. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
География. Современная иллюстрирован
ная энциклопедия / А.П.
Горкин
.
–
М.:
Росмэн
-Пресс, 2006. – 624 с.
География: Начальный курс: Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6
кл
. – М.:
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.
Методическое пособие по физической географии/ Максимов Н.А.-М: Просвещение, 2011.
Поурочные разработки по географии. 6 класс/Никитин Н.А. – М: ВАКО, 2009.