* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Открытый урок «Личные местоимения»

Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать на уроке. Сегодня в гостях у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

- Друзья мои, прочитайте девиз нашего урока (на доске: «Век живи – век учись!»)

- Как вы понимаете его? (на протяжении всей жизни надо учиться, совершенствоваться, познавать себя, делать открытия во всех сферах, быть интересным и образованным человеком). Все эти замечательные слова и пожелания я адресую сегодня вам.

2. Чистописание

- Откройте тетради. Число и классная работа уже записаны. На следующей строчке минутка-чистописания.

3. Словарная работа.

- Ребята, послушайте загадку (Весной я солнечный цветок. Горит в траве мой огонек, А летом шарик я пушистый. Лишь только дунет ветерок - пускаю вдаль парашютистов, Оставив голый стебелек)

- Конечно, это одуванчик. Это новое словарное слово.

- Найдите значение слова одуванчик в орфографическом словаре.

- Запишите слово «одуванчик» в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните буквы, которые необходимо запомнить.

- Составьте предложение с этим словом.

- Запомните его написание.

- Интересные факты об одуванчике нам расскажет….

4. Введение в новую тему.

- Друзья мои, предлагаю немного размяться, но не физически, а умственно. На доске вы видите пазлы, но не обычные. Особенность их в том, что это пазлы частей речи и их необходимо собрать. Пазлы «Части речи» на доске.

- Сейчас вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в паре.

- Послушайте внимательно инструкцию. На столах лежит конверт №1. Давайте достанем содержимое конверта. Прочитайте про себя (1 в слух). Задание понятно? Время работы 2 минуты. Таймер.

- Прочитайте текст. Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить? Отредактируйте текст. Исправьте предложения.

Маша встала рано утром.

Маша умылась и позавтракала.

У Маши хорошее настроение.

- Работа в парах окончена. Давайте проверять. Вернемся к вопросам, которые были у вас в задании.

1) Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (повтор слова Маша, необходимо его заменить другими словами)

2) Как вы отредактировали текст? Что у вас получилось?

Маша встала рано утром.

Она умылась и позавтракала.

У неё хорошее настроение.

 -  Вместо какой части речи заняли в предложении новые слова? (вместо имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки:

 МЕСТО                                 ИМЕНИ

- Как вы думаете, как можно было бы назвать эту часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква я) МЕСТОИМЕНИЯ.

- Сформулируйте тему урока: Личные местоимения.

Цель: познакомиться с понятием личные местоимения.

Задачи:

1) научиться находить личные местоимения.

2) научиться заменять имя существительное местоимением.

3) научиться определять лицо личных местоимений.

5. Работа по теме

- Давайте вернёмся к нашему отредактированному тексту и выясним, что же такое местоимение и на какие вопросы отвечают.

Маша встала рано утром.

Она умылась и позавтракала.

У неё хорошее настроение

- Эти слова назвали предмет? (нет). А что сделали? (указали)

- Какие еще местоимения вы уже знаете? (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они). Эти местоимения появляются на доске + появляются карточки:

1) указывают на того, кто говорит;

2) указывают на того, к кому обращаются с речью;

3) указывают на того, или о ком (о чем) говорят.

- А на какие вопросы отвечают местоимения? (на те же, что и сущ.)

ВЫВОД: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

- Давайте откроем учебник, стр. 92 и убедимся, верно ли мы с вами дали определение понятию местоимение.

- Продолжаем работу. Предлагаю провести небольшой опрос:

1) назовите местоимение, которое хвалит себя (я).

2) назовите местоимение, которое говорит и о себе, и о других (мы)

3) Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)

4) К нескольким лицам? (вы)

5)Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо? (он, она, оно, они)

- К кому мы ещё обращаемся на Вы? (ответы детей)

- Ответьте еще на следующий вопрос. Для чего нужны местоимения в нашей с вами речи? (устной и письменной, чтобы избегать повтора слов)

- Предлагаю закрепить полученные знания.

- Посмотрите внимательно на предложения и догадайтесь, что необходимо сделать (исправить ошибки, устранить повторы).

1. В воздухе кружились первые снежинки. Снежинки медленно опускались на землю.

2. Бутон бегонии должен был скоро распуститься. Бутон был розового цвета. От бутона исходил тонкий аромат.

3. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Исправляют ошибки. (на доске появляются верные ответы)

ВЫВОД: Местоимения позволяют избегать повторов.

-  К личным местоимениям относятся местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.  (на доске)

- Как вы думаете на какие 2 группы можно разделить эти местоимения? (появляется на слайде ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО) (на доске)

- Какие местоимения мы отнесем к ед. числу, а какие ко мн. числу? (на доске)

-  Давайте определим, почему местоимение Я называется личным?

- Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица. (на доске)

 -  Если я иду с Сашей, то, как скажем о себе? (мы) мн.число 1 лицо. (на доске)

 -  Я беседую с Никитой. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица. (на доске)

 - При беседе с Юлей и Егором я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа 2 лица. (на доске)

 - А если мы говорим о чём-либо, о ком-либо? (он, она, они - ед), (они – мн.ч. 3 лицо) (на доске)

ВЫВОД: Местоимения изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица.

- Давайте закрепим полученные знания, выполним задание в учебнике стр. 94 №159.

- Прочитайте про себя (один вслух).

- Выполнять это задание вы будете самостоятельно, но обязательно после выполненного задания вам необходимо поменяться тетрадями с соседом по парте для проверки. Красной ручкой необходимо обозначить ошибки, но не исправлять. Просто зачеркнуть и вернуть тетрадь своему соседу по парте.

- В тетради записываем первые три предложения. Время работы 4 минуты. Таймер.

Взаимопроверка.

- Поднимите руки, у кого нет исправлений?

- Поднимите руки у кого 1 исправление? 2? 3? 4?

- Друзья мои, предлагаю поработать в группах. Вспоминаем правила работы в группах.

-Посмотрите внимательно на доску и подумайте, как эти изображения могут быть связаны с темой нашего урока?

- На экране изображена Беловежская пуща. Кто-то слышал об этом месте? Это заповедное место недалеко от белорусского города Бреста, у границы с Польшей.

- Разворачиваемся к своим группам.

- Ваша задача. Прочитать текст. Вписать пропущенные личные местоимения и определить лицо и число.

- Время работы 5 минут. Таймер.

Беловежская пуща

… когда – нибудь были в Беловежской пуще? Это заповедное место находится недалеко от белорусского города Бреста, у границы с Польшей. …побывал там прошлой зимой.

Ранним утром …подъехали к воротам памятника природы Беловежская пуща. Сначала въехали в глубь леса. … отличается от нашего. Деревья густые и высокие.

Вблизи смогли увидеть зубров. ….были мощные, сильные и могучие. Настоящий символ не только заповедника, но и Беларуси.

В Беловежской пущи растёт 900 видов растений. … разнообразные, в том числе есть редкие и исчезающие. … обязательно посети это прекрасное место!

Проверяем. Выступать будет 1 человек от каждой группы.

РЕФЛЕКСИЯ

ОТМЕТКИ ЗА РАБОТУ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 92-93 (правило) №159 (доделать)