* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ

Тема урока: «Петр III. Переворот 28 июня 1762 г.»

Цель: создать представление о личности Петра III, охарактеризовать, его внутреннюю и внешнюю политику, а также выявить роль Петра III в истории России. История прохождения последнего дворцового переворота.

Задачи:

Образовательная: 

- охарактеризовать личность Петра III как государственного деятеля, его внутреннюю и внешнюю политику.

Развивающие:

- совершенствовать умения учащихся отвечать на поставленные вопросы, развивать навыки анализа исторических событий совершенствовать умения выделять главное, делать выводы.

Воспитательная: 

- формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям, развивать коммуникативную культуру.

Планируемые результаты:

-Личностный результат – сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым событиям, умение давать ценностную оценку событиям, воспитывать чувство сопричастности истории своей страны.

-Метапредметный результат – способствовать формированию исторического сознания, продолжить формирование умений анализировать исторические события, использовать содержащуюся в них информацию для аргументации своей точки зрения, формулировать проблему, содержащуюся в источнике, продолжить формирование коммуникативных умений.

- Предметный результат охарактеризовать личность императора Петра III, обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме, сформировать представления об эпохе Петра III в истории России, познакомить с основными событиями его правления. Дать четкое представление о событиях когда закончился период дворцовых переворотов.

Тип урока: получение новых знаний с элементами мозгового штурма.

Форма урока: традиционная.

Формы организации работы:

урок с использованием информационно – коммуникационных технологий (комбинированный).

Организационный этап (2 мин.)

Проверка домашнего задания

Мозговая атака

-Что такое Дворцовые перевороты?

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

-Когда началась эта эпоха?

Повторение пройденного материала:

Задание 1

--Разместить в хронологической последовательности всех правителей эпохи Дворцовых переворотов (по карточкам)

--Задание по карточкам «Заполни пробел» (2 пары учащихся, а после выполнения взаимопроверка)

Пока ребята выполняют задания фронтальный опрос в классе

Фронтальный опрос.

Скажите

пожалуйста в каком году вступила на престол Елизавета Петровна?


2) Кто ее поддержал?

3) А почему гвардия поддержала кандидатуру Елизаветы Петровны?


4)На ваш взгляд ужесточилось ли положение крестьян в эпоху царствования Елизаветы Петровны? Аргументируйте свое мнение.


5) Назовите хронологические рамки Семилетней войны. Кто в ней участвовал? Почему Россия вступила в эту войну? Каковы ее результаты?

1.В 1741 году

2.Гвардия Преображенского полка

3.Елизавета Петровна была дочерью Петра I, в ней видели продолжательницу дел Петра I. А также гвардия была недовольна засильем немцев на русском престоле.

4.Ужесточилась, так как помещикам было разрешено без суда и следствия отправлять крестьян в ссылку в Сибирь и продавать провинившихся крестьян в армию.

5. 1756-1762 годы. Австро-Венгрия, Россия, Франция против Пруссии и Англии. Россия боялась, что Фридрих II может начать наступление против нее. Россия в этой войне ничего не получила, а потеря большое количество погибших солдат.

Проверка

Изучение нового материала:

Актуализация знаний (6 мин.)

На прошлых уроках вы изучали эпоху дворцовых переворотов. Обратите внимание на таблицу

Постановка цели и задач урока (2 мин)

Сегодня на уроке мы рассмотрим деятельность правителя, который не очень хорошо известен, он правил всего 6 месяцев, однако успел осуществить ряд важных внутриполитических мероприятий, а также подведение итогов Семилетней войны, он носил имя своего великого деда - реформатора.

Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Ответ учащихся: ПЕТРIII

- Как можно сформулировать тему урока?

Открыли тетрадь и записали тему урока

- Какова цель нашего урока?

Ответ ученика:

Сегодня мы будем говорить о деятельности императора Петра III.

Рассмотреть личность Петра III, обстоятельства восшествия на престол, а также его внутреннюю и внешнюю политику.

Изучение нового материала(24 мин)

НАЧИНАЯ РАБОТУ ПО ТЕМЕ, ДАВАЙТЕ ОБРАТИМСЯ К НАШИМ ДОКЛАДЧИКАМ, КОТОРЫЕ ИЗУЧИЛИ БИОГРАФИЮ Петра III, И ГОТОВЫ СООБЩИТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ ИЗ ЕГО ЖИЗНИ.

Пётр III (1761 – 1762 гг.)

Сообщение 1:

- Внук Петра I, сын цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха. По линии отца был внучатым племянником шведского короля Карла XII и сначала воспитывался как наследник шведского престола.

Мать мальчика, названного при рождении Карл Петер Ульрих, умерла вскоре после его появления на свет, простудившись во время фейерверка в честь рождения сына. В 11 лет он потерял и отца.

Пётр рос боязливым, нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись и одновременно обожал всё военное (однако боялся пушечной пальбы; эта боязнь сохранилась у него на всю жизнь). Именно с воинскими утехами были связаны все его честолюбивые мечты. Крепким здоровьем не отличался, скорее наоборот: был болезненным и хилым. По характеру Пётр не был злым; часто вёл себя простодушно. Отмечается также склонность Петра ко лжи и нелепым фантазиям. По некоторым сведениям, уже в детстве он пристрастился к вину.

Сообщение 2:

Елизавета Петровна хотела закрепить трон по линии своего отца и, будучи бездетной, в 1742 году во время торжеств по случаю коронации объявила наследником российского престола своего племянника (сына старшей сестры). При первой встрече Елизавета была поражена невежеством своего племянника и огорчена внешним видом: худой, болезненный, с нездоровым цветом лица. Его воспитателем и учителем стал академик Якоб Штелин, который считал своего ученика достаточно способным, но ленивым, одновременно отмечая в нём такие черты, как малодушие, жестокость по отношению к животным, склонность к хвастовству. Обучение наследника в России длилось всего три года — после свадьбы Петра и Екатерины Штелин от своих обязанностей был отставлен.

Свадьба наследника была сыграна с особым размахом — так, что перед десятидневными торжествами «меркли все сказки Востока». Петру и Екатерине были пожалованы во владение Ораниенбаум под Петербургом и Люберцы под Москвой. Отношения Петра с женой не сложились с самого начала: она была интеллектуально более развита, а он, наоборот, по мнению Екатерины не очень умный.

В 1761 г. императором России стал Петр III, которого Елизавета Петровна назначила своим преемником. Петр III (до крещения — Карл Фридрих Ульрих Голштейн-Готторпский) — внук Петра I по женской линии, племянник Елизаветы Петровны. Несмотря на родство с Петром I, Карл (Петр III) был немцем по национальности и воспитанию. Незадолго до смерти Елизаветы Петровны, он приехал в Россию из Германии (Гольштинского княжества) со своей женой, также немкой, Софией Анхальт-Цербстской, принявшей имя Екатерина и малолетним сыном Павлом. Правление Петра III было коротким — около полугода, и считается неудачным. Главными причинами его непопулярности среди русской элиты были: — личные качества — инфантильность, вспыльчивость, незрелость для управления государством; — его нелюбовь к России и всему русскому. Петр III не скрывал своего немецкого происхождения и преклонялся перед немецкими порядками. Также он был страстным поклонником Пруссии и короля Фридриха, с которым Россия вела войну.

Итак, давайте запишем хронологические рамки правления Петра III (1761-1762).

1.ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Венцом укрепления позиций дворянства стал в 1762 г. «Манифест о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательства службы государству.

Показ ролика про политику Петра III. Какие реформы осуществил ПетрIII? Давайте разберем подробно.

Давайте откроем стр. 161 учебника и прочтем отрывок из Манифеста.

Как вы думаете, Манифест – прихоть нового императора или органичный шаг в русле политики предшественников?

Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые именно по этому Манифесту?

В чем состоит значение Манифеста?

Называют те качества, благодаря которым Петру III дают негативную оценку большинство историков.

Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I.

Указом 21 февраля 1762 г. Петр III упразднил Тайную канцелярию ентральное государственное учреждение России, орган политического следствия и суда.

При ком была создана Тайная канцелярия?

Прочтем отрывок из Манифеста об упразднении Тайной канцелярии.

О чем повествует этот документ?

Какое значение имел запрет Тайной канцелярии?

2.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Теперь поговорим о внешней политике Петра III.

--Вспомните хронологические рамки Семилетней войны.

--Кто правил страной в начальный период войны?

(ЗАПИСАТЬ)

В начале 1762 г. Россия вышла из Семилетней войны. Россия вернула Фридриху II Восточную Пруссию, отказалась от контрибуции и возмещения затрат. Русская армия начала подготовку к войне против Дании за интересы Голштинии.

Как вы думаете, как повлияло такое окончание войны на отношение к Петру III в России?

Растущим раздражением против Петра III воспользовалась его жена Екатерина Алексеевна. После вступления на престол Петр не ладил с женой, Екатерина могла всерьез опасаться развода и высылки из России, а то и заключения в монастырь.

Она фактически руководила заговором против него. 28 июня 1762 г., когда Петр III был в Петергофе, заговорщики подняли гвардейские полки и провозгласили ее императрицей. Петр практически сразу сдался, отрекся от престола и просил лишь отпустить его в Голштинию.

6 июля 1762 года он скончался. Историки единогласны во мнении, что Екатерина не отдавала приказ убить Петра, в то же время специалисты подчеркивают, что она и не предупредила эту трагедию. По официальной версии, Петр умер от болезни — при вскрытии якобы были обнаружены признаки дисфункции сердца и апоплексии. Впоследствии несколько десятков человек выдавали себя за спасшегося императора, наиболее известным из них стал предводитель Крестьянской войны Емельян Пугачев.

Тайная канцелярия была создана при Петре I.

Согласно Манифесту об уничтожении Тайной канцелярии выражение «слово и дело» запрещалось в употреблении. Упразднение Тайной канцелярии либерализировало законодательство.

К Петру III сформировалось негативное отношение в результате проведения такой политики.

Закрепление нового материала(2 мин)

- Что вы считаете важнейшими достижениями царствования Петра III?

При Петре III, правившем великой страной всего 186 дней, имели место прогрессивные деяния, впоследствии развитые его державной вдовой.

В царствование Петра Федоровича началось возрождение российского флота, была уничтожена Тайная канцелярия розыскных дел, внушавшая населению страны страх и трепет, он также подписал указ «О вольности дворянской», упразднявший обязательную службу дворян.

- Как вы думаете, стал бы Петр III великим государем, если бы его не свергли?

Рефлексия(1 мин)

Ребята, давайте еще раз озвучим цель, которую мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы ее достигли?

Самым интересным для меня было..., потому что...;

Сегодня на уроке я узна

л(

а)...;

Мне понравилось..., потому что...;

Мне не понравилось...

-Мы рассмотрели личность Петра III, обстоятельства восшествия на престол, а также его внутреннюю и внешнюю политику.

Высказывают свое мнение об уроке.

Домашнее задание (1 мин)

стр.89Письменно объясните высказывание Екатерины II о Петре III: «У него не было более лютого врага, чем он сам».

- В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.

28 июня 1762 г. Пётр был свергнут и арестован, а через неделю убит в пьяной драке А.г. Орловым. Это был пятый дворцовый переворот. На престол на долгие 34 года вступила Екатерина II, вошедшая в историю под именем Екатерина Великая.

Петр III царствовал всего 186 дней. Непредсказуемость императора, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями сделали многих его противниками. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.

28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит в пьяной драке А.Г.Орловым. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петра I. На престол, на долгих 34 года, вступила Екатерина II, вошедшая в историю как Великая.

Домашнее задание:

по учебнику стр.89

2. Напиши мини-сочинение:

1. «У него не было более лютого врага, чем он сам».

2. Петр III интересен по тому, что

Рабочий материал:

1.Штелин писал, что «государь очень деятелен, и неутомим, добр и доверчив, необычайно остроумен. С удовольствием занимается государственными делами. За самые важные вопросы в Сенате всегда брался лично, энергично и напористо».

2. «​​Уже с утра он был в своём рабочем кабинете, где заслушивал доклады, потом спешил в Сенат или коллегии. В Сенате за наиболее важные дела он брался сам энергично и напористо», – писал Штелин

3. В 1751 году шведским королем стал дядя и опекун Петра, Адольф Фридрих, Петр сказал: «Затащили меня в эту проклятую Россию, где я должен считать себя государственным арестантом, тогда как если бы оставили меня на воле, то теперь я сидел бы на престоле цивилизованного народа». 

4. «Боялся грозы. На словах нисколько не страшился смерти, но на деле боялся всякой опасности. Часто хвалился, что он ни в каком сражении не останется назади, и что если б его поразила пуля, то он был уверен, что она была ему назначена», — писал Штелин о Петре III.

5. Штелин писал: «Будучи великим князем и не имея места для библиотеки в своём петербургском дворце, он велел перевезти её в Ораниенбаум и держал при ней библиотекаря. Став императором, он поручил статскому советнику Штелину, как своему главному библиотекарю, устроить библиотеку в мезонине его нового зимнего дворца в Петербурге, для чего были назначены четыре большие комнаты и две для самого библиотекаря. Для этого, на первый случай, назначил он 3000 рублей, а потом ежегодно 2 тысячи рублей, но требовал, чтобы в неё не вошло ни одной латинской книги, потому что от педантического преподавания и принуждения латынь опротивела ему с малолетства».

6.Петр III был широко образованным человеком, и талантливым музыкантом. Он обладал государственным умом, и смело взялся за решение серьезных насущных внутренних и внешних проблем, но не сумел правильно оценить настроения современного ему российского общества.

7.В гвардейских полках против Петра III созрел заговор, о котором Император не получил своевременно сведений. Увлеченный подготовкой войны с Данией за Шлезвиг, Государь оставил столицу и выехал в Ораниенбаум. В это время его супруга Императрица Екатерина Алексеевна, с которой у него уже давно не складывались отношения, опираясь на гвардию, совершила переворот.

8. 28 июня (11 июля н.ст.) 1762 года Екатерина провозгласила себя царствующей Императрицей и двинулась на Ораниенбаум. Петр III бежал по направлению к Кронштадту, но туда его не пустили сторонники Екатерины Алексеевны. Граф Б. Миних советовал Императору направиться в Ревель и оттуда в Померанию к своим войскам, чтобы вернуться при их помощи на Престол, но Государь утратил волю к борьбе. Он возвратился в Ораниенбаум и подписал акт отречения от престола в пользу супруги.

9. В день его Тезоименитства – праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля н.ст.) 1762 года – арестованного Императора доставили в Ропшу, якобы до тех пор, пока для него не отделают покои в Шлиссельбурге. Там он в душевной тоске, окруженный своими врагами, провел несколько последних дней жизни.


10. Император Петр III был убит 6 (19 н.ст.) июля 1762 года при не до конца выясненных обстоятельствах. Погребен в Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря. Императрица Екатерина II по ходатайству Правительствующего Сената приняла решение не присутствовать на отпевании.


11. Петр III не успел совершить помазание на Царство при жизни. 18 (31 н.ст.) декабря 1796 года его останки, торжественно коронованные по указу его сына Императора Павла I, были перенесены в Родовую Усыпальницу Династии Романовых - Петропавловский собор Санкт-Петербурга, где Государь обрел вечное упокоение рядом с низложившей его супругой.

12.Карл Петер Ульрих был окрещен в православие, стал именоваться Петром Федоровичем и потерял права на шведский трон.

13. Наследник разочаровал Елизавету: он был ленив, неразвит, инфантилен, открыто презирал Россию, православие, зато боготворил Пруссию и ее короля Фридриха II. Но другого наследника у Елизаветы не было: Петр был последним представителем династии Романовых.

В 1742 Петр был привезен в Россию и своей теткой императрицей Елизаветой Петровной провозглашен наследником престола. В1745 году женили на принцессе Анхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II.

14. За годы, проведенные в России, Петр никогда не делал попыток лучше узнать эту страну, ее народ и историю, он презирал многие русские обычаи, вел себя неподобающим образом во время церковной службы, не соблюдал посты и другие обряды. Елизавета Петровна не допускала его к участию в решении политических вопросов и единственная должность, на которой он хоть как-то мог себя проявить, была должность директора Шляхетского корпуса.

15. Между тем Петр открыто критиковал деятельность правительства, а во время Семилетней войны публично высказывал симпатии к прусскому королю Фридриху II. Обо всем этом было широко известно не только при дворе, но и в более широких слоях русского общества, где Петр не пользовался ни авторитетом, ни популярностью.

16.Петр III царствовал всего 186 дней. Непредсказуемость императора, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями сделали многих его противниками. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.

17. 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит в пьяной драке А.Г.Орловым. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петра I. На престол, на долгих 34 года, вступила Екатерина II, вошедшая в историю как Великая.