План-конспект урока по прикладному творчеству.
Тема: «Русская народная игрушка Конь»
Цель: Выполнение фигурки «Коня» по мотивам народной игрушки.
Тип урок: передача новых знаний, выявление фактических знаний.
Вид урока: декоративная работа
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: информационно-рецептивные, репродуктивный, эвристический, диалог, наглядные, практические.
задачи:
- Познакомить учащихся с символикой образа коня в народном творчестве;
- Развивать практические навыки создания объектов;
- Формирование творческого отношения к художественной действительности, приобщение к народным традициям;
Оборудование и материалы
Для преподавателя: линейка, ножницы, клубок шпагата, нитки (красного цвета), тесьма; презентация по теме «Конь »; технологическая карта «Последовательность при изготовлении фигурки коня»; фигурка «Конь».
Для учащихся: линейка, ножницы, клубок шпагата, нитки (красного цвета), тесьма;
Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение примечать прекрасное в простом и обыденном.
ПЛАН УРОКА:
1.Организационный момент. -2 мин
-проверка готовности урока;
- тема и цель урока;
-актуализация знаний.
2.Объяснение нового материала. - 10 мин
-вступительная беседа с демонстрацией презентации;
-педагогический показ последовательности изготовления фигуры лошади;
3. Физ. Минутка. -1мин
4. Практическая часть урока. - 22мин
- изготовления фигуры «лошадки»;
5. Итоги урока. - 5 мин
-просмотр работ учащихся;
-закрепление темы;
-рефлексия урока;
-уборка рабочих мест.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент. -2 мин
Учитель:
-Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке нам необходимы будут следующие материалы: линейка, ножницы, клубок шпагата, нитки (красного цвета), тесьма.
Учитель:
Тема занятия сегодня по прикладному творчеству «Конь», мы с вами будем выполнять фигуру. «Коня» по мотивам народной игрушки
Вопросы для актуализации знаний (повторение пройденного материала)
Учитель:
1. Знакомо ли вам понятие «народные промыслы?» (учащиеся перечисляют центры народных промыслов)
2. На уроках прикладного творчества какие изделия мы с вами выполняли?
3. Перечислите мне сказки, где упоминается конь, как один из героев или помощников
героя. (ответы учащихся – «Конек-горбунок» и т.д.).
Действительно у древних славян конь почитался как символ солнца — божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. У древних Славян, конь занимал ключевую позицию в их жизни и верованиях, о чём повествуют нам и сказочные кони («Золотой конь», «Сивка-Бурка», «Конёк-горбунок», конь Ильи Муромца), которым подвластны пространство и время, присуща способность переносить героя не только на громадные расстояния - «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами.
Кроме того, они преображают героя, который, например, пролезая из левого конского уха в правое, превращается из оборванца в царевича. К тому же являются верными спутниками, выручают даже после гибели, находя живую и мёртвую воду и т.п., а значит, помогают пройти и преодолеть смерть, и коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом.
2.Объяснение нового материала.
Учитель:
Уже более 100 лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.
С распространением земледелия в разных уголках нашей планеты появился и культ поклонения пшеницы. Из колосьев и соломы плели различные обрядовые украшения, обереги, делали кукол. Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса. В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой. Именно эта солома шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку: "Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная". "Ржаница" - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой. Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных. Народные мастера всегда стремились сохранить на долгие годы подмеченную красоту. И золотистый цвет, переливчатый блеск соломы не могли остаться без внимания.
Учитель:
В период мезолита рисунки с изображением дикого коня были обнаружены на тотемном столбе, принадлежащем одному из славянских племен, ведущих свое происхождение от мифического предка, в данном случае – коня.
Конь у славян — священное животное, связующее звено между смертными и богами. Это конь-огонь, впряженный в колесницу Солнца. Конь, как символ солнца — доброго начала, обеспечивает богатство и защищает от злоумышленников, ибо несет на себе божественный свет, он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет, коим правят герои.
Конь на Руси всегда был символом путеводной звезды народа, символизирует динамичную силу, источник жизни, счастья и процветания, победы и знатности, изобилия, быстроту мысли, мудрости, высоких устремлений и идеалов. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений
Конь считался детищем Белобога (стихия света). Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами, оберегающими человека, когда он находился далеко от дома. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь — посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня украшали нависающий над фронтоном конец охлупня. Игрушки с изображением коня можно в изобилии встретить у мастеров, работающих с самыми различными материалами, в том числе и с соломой... Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Быть может, поэтому в соломенных игрушках, изображавших скачущего коня, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам. Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства.
Педагогический показ последовательности изготовления фигуры лошади
Учитель: (см. приложение)
Мы сегодня для изготовления игрушки-коня будем использовать шпагат, линейку, ножницы, нитки (красного цвета), тесьму. Чтобы сделать игрушку коня необходимо выровнять волокна собрать их в пучок длиной 30 сантиметров, и таких пучков необходимо три. В каждом пучке должно быть примерно 35-40 нитей. Далее мы берем первый пучок нитей и складываем его, вдвое перевязывая нитью посередине. Из этого пучка будут формироваться голова, шея, и передние ноги лошади. Далее перевязываем верхнюю часть пучка, отделяя голову от шеи-формируем основу шеи, верхнюю часть, сгибая дугой. Сделав, таким образом, основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы. У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных прядей, а иногда и из небольших пучков. Каждой прядью поочередно огибают шею коня и переплетают «веревочкой» — специально заготовленными цветными нитями (или только красной нитью). Когда грива будет готова, берут второй пучок нитей и, обогнув его вокруг шеи, туго перетягивают бечевкой несколько раз (это будет туловище и хвост коня). Из нижней части первого пучка формируем две передние ноги Обязательно выровнять их и обмотать по усмотрению или бечевой или цветной нитью (для большей устойчивости коня). Третий пучок нитей мы используем для задних ног лошади. Оборачиваем третьим пучком туловище, также фиксируя несколькими витками нитей вокруг туловища. Затем разделяем пучок на две части и формируем задние ноги по аналогии с передними. Выравниваем и подстригаем хвост. Концы нитей, торчащие из фигуры, либо обрезаем ножницами, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры коня-повязав, ему уздечку и пришивая седло (из цветной тесьмы).
3. Физ. Минутка «Лошадки»
Учитель:
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой! (руки вперед, пружинистые движения ног)
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна. (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)
А водица вкусна! Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем! (притопывания ногой)
Эй, лошадки, все за мной! (руки в стороны, плавные движения вверх - вниз)
Поскакали домой, (прыжки на месте) Гоп-гоп-гоп!
4. Практическая часть урока
Во время самостоятельной работы детей учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
Преподаватель контролирует объем и качество выполненной работы (фронтально-индивидуальная работа с классом).
5. Итоги урока
Учитель:
-А сейчас я предлагаю полюбоваться на наших сказочных коней ( просмотр работ учащимися и их комментарии)
Закрепление темы
Учитель:
1.Для чего необходима игрушка?
2.Какие народные игрушки вы знаете? (Примеры ответов учащихся: чернышенская, богородская, дымковская и т.д.)
3. Вы хотели бы освоить еще какие-нибудь народные промыслы?
4. Есть ли изделия народных мастеров у вас дома? (ответы учащихся)
(Примеры ответов учащихся: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии).
Рефлексия урока «Рожицы настроения»
Учитель:
- Свое отношение к уроку выразите, оставив на парте одну из рожиц настроения (на выбор учащимся предлагаются несколько смайликов).
Учитель:
-Я вижу, что тема вам очень понравилась и была интересна. Спасибо ребята вам за работу
Уборка рабочих мест учащимися.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОЭТАПНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИГРУШКИ КОНЬ