Поиск идеальных методик и программ
для совершенствования читательских навыков
Аннотация.
В стaтье анaлизируются современные методики, напрaвленные на развитие читательской грамотности у младших школьников. Рассматриваются инновационные подходы, тaкие как проектная деятельность, чтение в пaрах и использование цифровых ресурсов. Описывaются примеры успешного внедрения дaнных методик в учебный процесс начального общего образования.
Ключевые слова: читательские навыки, читательская грамотность, младшие школьники, проектная деятельность, современные методики, инновационные подходы, цифровые ресурсы.
Читательская грамотность сегодня - один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе.
Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Развитие читательской грамотности в условиях современного образования у младших школьников имеет огромное значение для их успешного обучения и будущего развития.
Чтение способствует развитию у детей важных навыков, таких как понимание текста, расширение словарного запаса, развитие логического мышления и воображения. Навыки чтения являются основой для усвоения знаний в различных предметах. Дети, умеющие хорошо читать, лучше справляются с учебными заданиями и имеют больше возможностей для саморазвития. Кроме того, чтение способствует эмоциональному развитию ребенка, позволяя ему погружаться в разные сюжеты и переживать разнообразные эмоции.
Важно также отметить, что развитие читательской грамотности в раннем возрасте способствует формированию привычки к чтению, что будет полезно на протяжении всей жизни ребенка. Поэтому особое внимание следует уделять развитию навыков чтения у младших школьников, чтобы обеспечить им успешное обучение и дальнейшее развитие.
Основные принципы современных методик развития грамотности младших школьников основаны на индивидуализации обучения и учете потребностей каждого ребенка. Развитие грамотности начинается с формирования интереса к чтению и вовлечения детей в активные виды обучения, такие как игры, проекты и творческие задания. Важным принципом является использование мультимедийных технологий и интерактивных учебных материалов для более эффективного усвоения знаний.
Современные методики акцентируют внимание на развитии критического мышления и умения анализировать тексты, а также научить детей оценивать информацию, которую они получают из различных источников. Важным является также разнообразие жанров текстов и форматов чтения, чтобы дети могли расширить свой кругозор и интерес к разным видам литературы.
Методики развития грамотности включают в себя работу как в рамках уроков, так и во внеурочное время, чтобы обеспечить непрерывность процесса обучения. Современные подходы также помогают создать благоприятную образовательную среду, где дети чувствуют себя комфортно и мотивированно для изучения языка и чтения.
Одним из популярных методов является использование настольных игр, пазлов и карточек с картинками и словами для закрепления звуков, букв и слов. Такие игры не только развивают у детей интерес к чтению, но и улучшают их память и внимание. Кроме того, игровые приемы, такие как "Читай и делай", где ребенок выполняет действия по тексту, способствуют лучшему усвоению прочитанного и его запоминанию.
Игровые подходы к формированию навыков чтения у детей являются эффективным методом развития читательской грамотности младших школьников. Игры помогают детям учиться читать не только с удовольствием, но и более эффективно. Специально разработанные игровые задания и упражнения позволяют детям осваивать навыки чтения, расширять словарный запас и развивать понимание прочитанного.
На разных этапах урока использую следующие приёмы:
«Поиск буквы»; этот приём часто используем на уроках русского языка, проверяя знания словарных слов.
«Паузное чтение». За основу берётся повествовательный текст. На начальной стадии урока по названию текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она оказалась неудачной.
«Сыщик». Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные слова. Называю одно из слов и прошу ребенка его найти. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. Благодаря «Сыщику» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
«Собака прибежала». Ученикам предлагается прочитать фразу: «Собака прибежала»: спокойно; радостно; со злостью; со страхом; с издевкой; громко; тихо; грустно; с раздражением.
«Письмо с окнами».
Вот моя ,
Вот дом .
Вот качусь я в
По горе .
Данные упражнения развивают умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.
Для более эффективного формирования навыков чтения у детей также широко применяются компьютерные игры и мультимедийные приложения. Эти методы позволяют создать интерактивное и увлекательное окружение, в котором дети могут самостоятельно изучать и оттачивать навыки чтения. Взаимодействие с различными форматами игр способствует развитию лингвистической грамотности у детей и способствует им предпочитать чтение как увлекательное времяпрепровождение.
Современные методики развития читательской грамотности младших школьников подчеркивают важность сотрудничества семьи и школы в этом процессе. Роль семьи заключается в создании домашней атмосферы чтения, поощрении детей к чтению, обсуждении прочитанного, расширении словаря. Родители могут стимулировать интерес к книгам, участвовать в чтении вслух, организовывать домашние библиотеки. Школа же должна обеспечить доступ к качественной литературе, разнообразным методам обучения чтению, помощь в развитии навыков анализа и понимания текста. Важна координация усилий семьи и школы для сбалансированного и эффективного развития читательской грамотности у младших школьников.
Я считаю, что только творческий подход и разнообразные приёмы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.
Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 20
22
.
Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г
Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
Матвеева Е.И.
Деятельностный
подход к обучению в начальной
школе :
урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. –
М. :
Вита-пресс, 2012.
Цукерман
Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.
Интернет – ресурсы:
- http://mcbs.ru/chtenie/
- http://www.openclass.ru/