* {font-family: Arial Unicode MS; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

«Определение географического положения материка».

практическая работа

Полякова Альфия Рафисовна,

преподаватель естествознания

ГАПОУ БАСК г.Уфа

Тема: «Определение географического положения материка Африка».

Обучающая практическая работа: Географическое положение материка.

Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

Цели работы:

научиться определять географическое положение материка по плану, используя карты атласа;

формировать умение определять географические координаты точек, протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах;

выявить особенности физико-географического положения

материка

;

установить влияние географического положения на природу материка.

Оборудование: учебник, карты атласа, контурные карты (у учащихся), "Физическая карта мира", "Климатические пояса и области мира", Физическая карта Африки», глобус.

Тип урока: урок – обучающая практическая работа.

Методы:

практический,

частично-поисковый,

наглядный.

Последовательность выполнения работы. Определение географического положения материка, пользуясь планом и картами атласа.

Устная работа по определению географического положения материка сопровождается составлением творческого отчета, записью в тетради выводов и проведением необходимых расчётов заполнением контурной карты.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний<Object: word/embeddings/Microsoft_PowerPoint_Presentation.pptx>

Учитель (вопросы классу).

ребята сколько материков на земле? (Шесть)

перечислите материки по мере убывания размеров их площади 

(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия);

назовите материк, занимающий второе место по площади территории (Африка);

назовите

материк

пересекаемый экватором почти по середине (Африка)

назовите

материк

расположенный одновременно в четырех полушариях (Африка);

назовите материк, омываемый Атлантическим и Индийским океаном (Африка).

Вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке изучать мы будем географическое положение Африки.

Почему изучение материка мы начинаем с географического положения? (От географического положения зависит особенности природы, своеобразие климата, растительного и животного мира)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

Нигде совсем не так, как в Африке. От своих огромных саванн до изобилующих городов - это край крайностей. Беспрецедентная красота существует наряду с опустошительной бедностью, и нужно по-настоящему ощутить чудо самых диких мест Африки. 

А цели урока вы сейчас обозначите сами. Для этого откройте учебник на с. 311. Найдите «План описания географического положения материка», прочитайте его. Постарайтесь сформулировать цели урока.

– Так какие цели вы сегодня перед собой поставите?

-научиться определять географическое положение материка по плану, используя карты атласа;

-формировать умение определять географические координаты точек, протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах;

-выявить особенности физико-географического положения Африки;

-установить влияние географического положения на природу материка.

Всю работу мы разделим на части. Работать будем в группах. У каждой группы будет своё задание, выполнение которого является частью общей практической работы, поэтому вы должны быть очень ответственны за выполнение своей работы, чтобы не подвести других.

Подкорректированный результат работы каждой группы мы оформим в тетради, как выполнение готовой, целостной практической работы.

Учащиеся класса разбиваются на небольшие группы, каждая группа получает задание.

IV. Изучение нового материка с проверкой умений и первичного усвоения знаний

Вся работа на уроке строится на основе анализа карт: "Физическая карта мира", " Климатические пояса и области мира", " Африка физическая карта".

1 этап. Самостоятельная работа в группах

Задание группам, инструктаж групп..

Задание 1

1Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов по физической карте мира (атлас с.2-3).

2.Как расположена Африка относительно экватора? В каком полушарии больше?

3.Как расположена Африка относительно нулевого меридиана? В каком полушарии больше?

4.Как расположена Африка относительно северного и южного тропиков?

5.Как расположена Африка относительно северного и южного полярных кругов?

6.Сделайте вывод о географическом положении материка и влиянии его на особенности природы.

7.Составьте творческий отчет о своей работе для других групп.

Задание 2 

1.Назовите крайние (северную и южную) точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг.

2.Назовите крайнюю северную точку материка Африка, определите её географические координаты.

3.Назовите крайнюю южную точку материка Африка, определите её географические координаты.

4.Используя показатели широты данных точек, определите протяженность материка в градусах с севера на юг.

5.Определите протяженность материка Африка с севера на юг, в километрах , если известно, что 1° длины дуги по меридиану равен 111,3 км.

Задание 3 

1.Назовите крайние (западную и восточную) точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток по экватору и северному тропику.

2.Назовите крайнюю восточную точку материка Африка, определите её географические координаты.

3.Назовите крайнюю западную точку материка Африка, определите её географические координаты.

4.Определите протяженность материка в градусах и километрах с востока на запад, по экватору, если известно, что 1° длины дуги по экватору равен 111,3 км.

5.Определите протяженность материка в градусах и километрах с востока на запад, по северному тропику, если известно, что 1° длины дуги параллели по тропику равен 102,5 км.

6.Определите протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток, от крайней западной до крайней восточной точки Африки, если известно, что 1° длины дуги параллели по равен 109,6 км.

7.Крайние точки материка нанести на контурную карту.

Задание 4

1.По карте " Климатические пояса и области мира" (стр7) определите в каких климатических поясах расположен материк Африка?

2.Определите, какой климатический пояс встречается один раз, а каких по 2? Почему?

3.Определите какие, климатические пояса занимают наибольшую площадь материка?

4.Исходя из полученных данных , сделайте прогноз о природе материка Африка?

Задание 5

1.Определите, какими океанами и морями омывается материк?

Определите, какие океаны омывают материк Африка, и с какой стороны?

2.Начиная от Средиземного моря, определите и выпишите все моря омывающие материк Африка.

3.Охарактеризуйте состояние береговой линии?

4.Выпишите крупные острова, расположенные у берегов Африки.

5.Обозначьте моря и океаны на контурных картах.

2 этап. Выступление групп с наработанным материалом в определенном порядке, корректировка, пояснение учителя, записи в тетрадь

Учащиеся 1 группы делают сообщение – отчет по своей работе, другие группы подкорректированный совместно с учителем результат, записывают в тетрадь.

1.Где расположена Африка относительно экватора? -В каком полушарии больше?
-Экватором Африка пересекается почти посередине, но северная часть гораздо шире, поэтому большая часть материка находится в северном полушарии

2.Как расположена Африка относительно нулевого меридиана? В каком полушарии больше?
-Нулевым меридианом Африка пересекается в западной части, наибольшая часть материка находится в восточном полушарии.

3.Как расположена Африка относительно северного и южного тропиков?
-Материк пересекается в северной части северным тропиком, а в южной– южным.

4.Как расположена Африка относительно северного и южного полярных кругов?
-Африка удалена от северного и южного полярных кругов.

Учащиеся 2 группы делают сообщение-отчет по своей работе, другие группы, подкорректированный совместно с учителем результат, записывают в тетрадь.

1.Назовите крайнюю северную точку материка Африка, определите её географические координаты.
-Крайней северной точкой материка Африка является мыс Бен-Секка , его географические координаты – 37° с. ш. и 10° в.д.

2.Назовите крайнюю южную точку материка Африка, определите её географические координаты.

- Крайней южной точкой материка Африка является мыс Игольный , его географические координаты – 35° ю. ш. и 20° в.д.

3.Используя показатели широты данных точек, определите протяженность материка в градусах с севера на юг.

-Для определения протяженности материка в градусах с севера на юг достаточно использовать только показатели широты
1) 37° ю. ш +35° ю. ш. = 67° протяженность материка в градусах с севера на юг

Определите протяженность материка Африка с севера на юг, в километрах , если известно, что 1° длины дуги по меридиану равен 111,3 км.
2) 67° х 111,3 км = 7 457,1 км протяженность материка Африка с севера на юг.

4.Обозначьте крайние точки материка Африка на контурной карте

Учащиеся 3 группы делают сообщение – отчет по своей работе, другие группы, подкорректированный совместно с учителем результат, записывают в тетрадь.

1.Назовите крайнюю западную точку материка Африка, определите её географические координаты.
-Крайней западной точкой материка Африка является мыс Альмади , его географические координаты – 15° с.ш. и 17° з. д.

2.Назовите крайнюю восточную точку материка Африка, определите её географические координаты.

-Крайней восточной точкой материка Африка является мыс Рас-Хафун, его географические координаты – 10° с.ш. и 51° в.д.

3.Определите протяженность материка в градусах и километрах с востока на запад, по экватору, если известно, что 1° длины дуги по экватору равен 111,3 км.
-Для определения протяженности материка в градусах с запада на восток достаточно использовать только показатели долготы
1) 43° в.д. – 9° в.д. = 34° протяженность материка Африка с запада на восток по экватору.
2) 34° х 111,3 = 3784,2 км протяженность материка Африка с запада на восток по экватору.

4.Определите протяженность материка в градусах и километрах с востока на запад, по северному тропику, если известно, что 1° длины дуги параллели по тропику равен 102,5 км.

- Для определения протяженности материка в градусах с запада на восток достаточно использовать только показатели долготы
1) 16° з. д. +37° в.д. = 53° протяженность материка Африка с запада на восток по северному тропику.
2) 53° х 102,5 = 5432,5 км протяженность материка Африка с запада на восток по северному тропику
Вывод: по северному тропику материк Африка вытянут больше, чем по экватору на 1648,3 км
1) 5432,5 – 3784,2=1648,3

5.Определите протяженность материка в градусах и километрах с востока на запад, от крайней западной до крайней восточной точки Африки, если известно, что 1° длины дуги параллели по равен 109,6 км.

- Для определения протяженности материка в градусах с запада на восток достаточно использовать только показатели долготы.
1) 17° з. д. +51° в.д. = 68° протяженность материка Африка с запада на восток от крайней западной до крайней восточной точки Африки в градусах.
2) 68°×109,6=7452 км

6.Крайние точки наносят на контурную карту

Учащиеся 4 группы делают сообщение-отчет по своей работе, другие группы подкорректированный совместно с учителем результат, записывают в тетрадь.

1.По климатической карте мира (стр. 7) определите в каких климатических поясах расположен материк Африка?
-Материк Африка расположен в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах?

2.Определите, какой климатический пояс встречается один раз, а каких по 2? Почему?

-В результате того, что материк Африка пересекается экватором почти по середине, все климатические пояса встречаются на её территории по 2 раза, в северном и южном полушарии ( исключение экваториальный пояс).

3.Определите какие, климатические пояса занимают наибольшую площадь материка?
-Наибольшую площадь материка занимают субэкваториальный и тропический климатические пояса.

4.Исходя из полученных данных , сделайте прогноз о природе материка Африка?

-Африка по климатическим особенностям жаркий материк т.к. расположена большей частью в тропическом и субэкваториальном климатических поясах. Исходя из этого, растительность и животный мир будет состоять из теплолюбивых видов.

Учащиеся 5 группы делают сообщение – отчет по своей работе, другие группы подкорректированный совместно с учителем результат, записывают в тетрадь.

1.Определите, какие океаны омывают материк Африка, и с какой стороны?
-Африка омывается с запада Атлантическим океаном, с востока Индийским океаном.

2.Начиная от Средиземного моря, определите и выпишите все моря омывающие материк Африка.
-Материк Африка омывают: Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-элъ-Мандебский пролив, Аденский пролив, Мозамбикский пролив, Гвинейский залив, Гибралтарский пролив.

3.Охарактеризуйте состояние береговой линии?
Береговая линия материка слабо изрезана, на западе глубоко в территорию Африки вдается Гвинейский залив .

4.Выпишите крупные острова, расположенные у берегов Африки.
Остров Мадагаскар расположен на юго-востоке материка.

Обозначение морей и океанов на контурных картах.

V. Закрепление

Крайняя северная точка Африки
А) м. Игольный
Б) м. Бен-Секка
В) м. Рас-Хафун
Г) м. Альмади

Крайняя восточная точка Африки
А) м. Игольный
Б) м. Бен-Секка
В) м. Рас-Хафун
Г) м. Альмади

Протяженность Африки с севера на юг более
А) 6000 км
Б) 7000 км
В) 8000 км
Г) 9000 км

4. Африка отделяется от Европы проливом:
А) Мозамбикским
Б) Магеллановым
В) Гибралтарским
Г) Баб-эль-Мандебским

Нулевой меридиан пересекает Африку:
А) на западе
Б) на востоке
В) посередине
Г) не пересекает

Материк Африка большей частью расположен в полушарии:
А) северном
Б) южном
В) западном
Г) восточном

Территория материка Африка расположена в экваториальном, ___________________, тропических и _____________________ климатических поясах Северного и Южного полушарий.

.Благодаря своему географическому положению Африка:
А) самый сухой материк
Б) самый жаркий материк
В) самый влажный материк
Г) самый холодный материк

VI. Подведение итогов

Ребята давайте подведем итог нашей работе, достигли ли мы целей поставленных в начале урока? (ответы детей согласно поставленным в начале урока целям)

Ученики:

Мы научились определять:

географическое положение материка, по плану используя карты атласа ;

протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах;

исходя из особенностей физико-географического положения Африки, установили зависимость географического положения и природы материка. Так как Африка делится экватором почти посередине, большая часть материка расположена большей частью в тропическом и субэкваториальном климатических поясах. По климатическим особенностям Африка является самым жарким материком. Исходя из этого, растительность и животный мир будет состоять из теплолюбивых видов.

VII. Домашнее задание

Подготовить сообщение: «Исследование Африки»