Тема урока: Правописание корня -кас- — -кос- с чередованием а//о
Место в изучаемой теме: тема «Морфемика и словообразование. Орфография».
Цель урока: расширить понятийную базу за счет включения новых знаний, познакомить с условиями выбора букв а и о в корне – кас- и -кос- , формировать умение правильного написания слов с данной орфограммой.
Задачи урока:
Образовательная: определить условия выбора чередующихся гласных а и о в корнях –кас- и –кос-, а также сформулировать соответствующее правило. Необходимо уметь находить корни кас и кос с чередованиями а–о, отличать их от омонимичных корней с проверяемой безударной гласной, правильно писать слова с изученной орфограммой и графически иллюстрировать условия выбора орфограмм.
Развивающая: содействовать развитию навыков применения теоретических знаний в практической деятельности; высказывать гипотезы на основании наблюдений; формулировать проблему урока и устанавливать цель учебного процесса; проводить познавательную и личностную рефлексию.
Воспитательная: содействовать развитию личных качеств учащихся, их коммуникативных навыков и интереса к предмету; уверенно выражать свои мысли как устно, так и письменно; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах и группах; уметь слушать и понимать других, а также быть открытым к корректировке своей точки зрения; оказывать взаимную помощь и осуществлять взаимный контроль.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Давайте обменяемся улыбками и постараемся поддерживать позитивный настрой на протяжении всего дня!
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
.
Запись учащимися числа, «Классная работа».
Ребята, в начале урока я хочу вам дать одно интересное задание. Но прежде чем его выполнить , вы должны прослушать лингвистическую сказку ,которая поможет вам с ним справиться.
Сказка про Кас и Кос.
Жили–были на свете два брата Кос и Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Кос сам находил себе занятия.
Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Кас очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга» . Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а - неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс а. «Тот, что с другом а, тот Кас, а тот, что один, тот Кос»,- говорят окружающие. Вот так суффикс а стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
- В чём заключался секрет Кос и Кас?
- А чтобы не забыть, запишем короткое стихотворение:
Если видишь, что за корнем
появился суффикс А.
То, без всякого сомненья,
Корень « Кас » пиши всегда.
3. Этап выявления места и причины затруднения
- Поработаем парой. Перед вами карточка со словами. Вам нужно поставить пропущенные буквы о-а , выделить орфограммы в словах.
1. Р…стительность, к…снуться, Р…стов, сл…жить, прик…сновение, пол…жение, отр…сль, к…сательная.
2. К…сить, вык…сить, к…са.
-На какие 2 группы можно разделить эти слова?
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Какова будет тема нашего урока?
- Какие цели поставим?
- познакомиться с правилом написания корней с чередованием -кос- / - кас- ;
- совершенствовать умение распознавать чередование гласных в корнях – кас- / -кос-;
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
5. Этап реализации построенного проекта.
А теперь давайте составим алгоритм к данной орфограмме
1. Обозначить ударение
2. Выделить корень
3. Выделить суффикс
4. Есть ли после корня суффикс А
ДА – пиши -кас- касаться
НЕТ – пиши -кос- коснуться
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
− А теперь сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А , если после корня стоит…, пишется О, если после корня…».
- Сравните с правилом в учебнике.
− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Посмотрим на доску и отметим, какую цель мы уже реализовали на уроке. (Ответы учащихся).
- Выполните задание на карточке.
Прочитать предложения. Вставить пропущенные буквы. Выписать из предложений словосочетания со словами с чередованием – кос- - -кас-. Обозначить главное и зависимое слова. Объяснить условия выбора орфограммы.
Весло
к..
снулось
воды. 2. Крючок
к..
сается
дна. 3. Тонкая ветка
прик..
снулась
к лицу. 4. Никогда не
прик..
сайтесь
к огню!
- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (Заслушиваются ответы учащихся).
Физминутка. (Слайд №11)
Игра «Испорченный телефон». (Учащемуся, сидящему за первой партой каждого ряда, раздаются карточки со словосочетанием, в котором есть слово с изучаемой орфограммой. По цепочке учащиеся друг другу шёпотом произносят его. Ученик, сидящий за последней партой каждого ряда и последним услышавший словосочетание, выходит к доске и записывает его. Учащиеся, получавшие задание, проверяют полученный результат. Побеждает команда того ряда, которая первой передаст словосочетание и грамотно запишет его на доске.)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Самостоятельная работа с самопроверкой:
- Ребята, а сейчас я усложню вам задачу: все ли слова с пропущенными буквами соответствуют теме нашего урока? Внимание на доску.
–Кто заметил ловушку? Распределите словосочетания правильно:
Лёгкое прик..основение к..снуться воды
ск..сить траву к..сой бросился на утёк
к..солапый мишка новая к..силка
к..сается всех начертить к..сательную
к..стяной гребешок заплести к..сички
-Сделайте вывод:
-Запомните:
Чередование происходит в корнях –кас-//-кос- со значением:
1.Дотрагиваться до кого-нибудь, чего-нибудь: коснуться пола, прикасаться к руке.
2. Затрагивать что-то в разговоре: коснуться вопроса о дисциплине.
3. Иметь отношение к чему-нибудь, кому-нибудь: это касается всех.
- Обратите внимание на доску.
- Прочитайте предложения:
А.Игрок коснулся клюшкой мяча.
Б.Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить её не смог.
В.Соблюдение правил дорожного движения касается всех.
- Подберите к каждому значению соответствующее предложение.
- Правильно.
- А теперь обратите внимание на лексическое значение слов с корнем -кос-/ -кас-.
- Молодцы! В первом предложении глагол «коснулся» употреблён в прямом значении, в остальных примерах – в переносном.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Игра «Корректор».
–А сейчас мы поучимся правильно употреблять слова с изучаемой орфограммой в тексте.
Солнце деревьев вершин
к..
снулось
.
И чуть лодка берег
к..
снулась
остановилась.
Вдруг мелодия уха удивительная
к..
снулась
.
Луч каждого солнца
к.сался
цветка.
Почти облака к верхушкам
прик..
сались
берез.
- Составьте из данных слов предложения и запишите.
(Ученики выполняют задание).
Составленные предложения записываются на доске, ученики объясняют выбор гласной в корне слов, изученная орфограмма выделяется.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
− Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо сегодня поработали!
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней –кас-/ -кос-).
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем у вас было затруднение?
– Оцените свои успехи и подчеркните их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Подчеркните одну из пяти фраз:
У меня не было затруднений.
Я только слушал предложения и ответы других.
Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
Я сам не мог справиться с заданиями.
Я доволен собой и своей работой.
– Молодцы!
10. Подведение итогов урока и домашнее задание.
Заключительное слово учителя.
Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в
корень!» Если научишься видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.
Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням то станешь настоящим человеком.
Ведь в жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.
- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.