* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .text_urok {font-family: 'SchoolBookC'; font-size: 10pt; color: #000000;} .text_urok Знак {font-family: 'SchoolBookC'; font-size: 10pt; color: #000000;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .п/ж обычный {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Paragraph Style {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt;} .Body Text Indent 3 {font-family: 'Calibri'; font-size: 8pt;} .Основной текст с отступом 3 Знак {font-family: 'Calibri'; font-size: 8pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Тема урока: Правописание корня -кас- — -кос- с чередованием а//о

Место в изучаемой теме: тема «Морфемика и словообразование. Орфография».

Цель урока: расширить понятийную базу за счет включения новых знаний, познакомить с условиями выбора букв а и о в корне – кас- и -кос- , формировать умение правильного написания слов с данной орфограммой.

Задачи урока:

Образовательная: определить условия выбора чередующихся гласных а и о в корнях –кас- и –кос-, а также сформулировать соответствующее правило. Необходимо уметь находить корни кас и кос с чередованиями а–о, отличать их от омонимичных корней с проверяемой безударной гласной, правильно писать слова с изученной орфограммой и графически иллюстрировать условия выбора орфограмм.

Развивающая: содействовать развитию навыков применения теоретических знаний в практической деятельности; высказывать гипотезы на основании наблюдений; формулировать проблему урока и устанавливать цель учебного процесса; проводить познавательную и личностную рефлексию.

Воспитательная: содействовать развитию личных качеств учащихся, их коммуникативных навыков и интереса к предмету; уверенно выражать свои мысли как устно, так и письменно; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах и группах; уметь слушать и понимать других, а также быть открытым к корректировке своей точки зрения; оказывать взаимную помощь и осуществлять взаимный контроль.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

ХОД УРОКА

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Давайте обменяемся улыбками и постараемся поддерживать позитивный настрой на протяжении всего дня!

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

.

Запись учащимися числа, «Классная работа».

Ребята, в начале урока я хочу вам дать одно интересное задание. Но прежде чем его выполнить , вы должны прослушать лингвистическую сказку ,которая поможет вам с ним справиться.

Сказка про Кас и Кос.

Жили–были на свете два брата Кос и Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Кос сам находил себе занятия.

Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Кас очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга» . Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а - неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс а. «Тот, что с другом а, тот Кас, а тот, что один, тот Кос»,- говорят окружающие. Вот так суффикс а стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

- В чём заключался секрет Кос и Кас?

- А чтобы не забыть, запишем короткое стихотворение:

Если видишь, что за корнем

появился суффикс А.

То, без всякого сомненья,

Корень « Кас » пиши всегда.

3. Этап выявления места и причины затруднения

- Поработаем парой. Перед вами карточка со словами. Вам нужно поставить пропущенные буквы о-а , выделить орфограммы в словах.

1. Р…стительность, к…снуться, Р…стов, сл…жить, прик…сновение, пол…жение, отрсль, к…сательная.

2. К…сить, выксить, к…са.

-На какие 2 группы можно разделить эти слова?

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Какова будет тема нашего урока?

- Какие цели поставим?

- познакомиться с правилом написания корней с чередованием -кос- / - кас- ;

- совершенствовать умение распознавать чередование гласных в корнях – кас- / -кос-;

- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

5. Этап реализации построенного проекта.

А теперь давайте составим алгоритм к данной орфограмме

1. Обозначить ударение

2. Выделить корень

3. Выделить суффикс

4. Есть ли после корня суффикс А

ДА – пиши -кас- касаться

НЕТ – пиши -кос- коснуться

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

− А теперь сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А , если после корня стоит…, пишется О, если после корня…».

- Сравните с правилом в учебнике.

− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Посмотрим на доску и отметим, какую цель мы уже реализовали на уроке. (Ответы учащихся).

- Выполните задание на карточке.

Прочитать предложения. Вставить пропущенные буквы. Выписать из предложений словосочетания со словами с чередованием – кос- - -кас-. Обозначить главное и зависимое слова. Объяснить условия выбора орфограммы.

Весло

к..

снулось

воды. 2. Крючок

к..

сается

дна. 3. Тонкая ветка

прик..

снулась

к лицу. 4. Никогда не

прик..

сайтесь

к огню!

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (Заслушиваются ответы учащихся).

Физминутка. (Слайд №11)

Игра «Испорченный телефон». (Учащемуся, сидящему за первой партой каждого ряда, раздаются карточки со словосочетанием, в котором есть слово с изучаемой орфограммой. По цепочке учащиеся друг другу шёпотом произносят его. Ученик, сидящий за последней партой каждого ряда и последним услышавший словосочетание, выходит к доске и записывает его. Учащиеся, получавшие задание, проверяют полученный результат. Побеждает команда того ряда, которая первой передаст словосочетание и грамотно запишет его на доске.)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Самостоятельная работа с самопроверкой:

- Ребята, а сейчас я усложню вам задачу: все ли слова с пропущенными буквами соответствуют теме нашего урока? Внимание на доску.

Кто заметил ловушку? Распределите словосочетания правильно:

Лёгкое прик..основение к..снуться воды

ск..сить траву к..сой бросился на утёк

к..солапый мишка новая к..силка

к..сается всех начертить к..сательную

к..стяной гребешок заплести к..сички

-Сделайте вывод:

-Запомните:

Чередование происходит в корнях –кас-//-кос- со значением:

1.Дотрагиваться до кого-нибудь, чего-нибудь: коснуться пола, прикасаться к руке.

2. Затрагивать что-то в разговоре: коснуться вопроса о дисциплине.

3. Иметь отношение к чему-нибудь, кому-нибудь: это касается всех.

- Обратите внимание на доску.

- Прочитайте предложения:

А.Игрок коснулся клюшкой мяча.

Б.Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить её не смог.

В.Соблюдение правил дорожного движения касается всех.

- Подберите к каждому значению соответствующее предложение.

- Правильно.

- А теперь обратите внимание на лексическое значение слов с корнем -кос-/ -кас-.

- Молодцы! В первом предложении глагол «коснулся» употреблён в прямом значении, в остальных примерах – в переносном.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Игра «Корректор».

А сейчас мы поучимся правильно употреблять слова с изучаемой орфограммой в тексте.

Солнце деревьев вершин

к..

снулось

.

И чуть лодка берег

к..

снулась

остановилась.

Вдруг мелодия уха удивительная

к..

снулась

.

Луч каждого солнца

к.сался

цветка.

Почти облака к верхушкам

прик..

сались

берез.

- Составьте из данных слов предложения и запишите.

(Ученики выполняют задание).

Составленные предложения записываются на доске, ученики объясняют выбор гласной в корне слов, изученная орфограмма выделяется.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

− Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо сегодня поработали!

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней –кас-/ -кос-).

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

Оцените свои успехи и подчеркните их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Подчеркните одну из пяти фраз:

У меня не было затруднений.

Я только слушал предложения и ответы других.

Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.

Я сам не мог справиться с заданиями.

 Я доволен собой и своей работой.

– Молодцы!

10. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в

корень!» Если научишься видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням то станешь настоящим человеком.

Ведь в жизни по-разному можно жить, 
В горе можно и в радости. 
Вовремя есть. Вовремя пить. 
Вовремя делать гадости. 
А можно и так: на рассвете встать 
И, помышляя о чуде, 
Рукой обожжённою солнце достать 
И подарить его людям. 

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.