«Придумывание сказок и историй с опорой на модель»
Цель:
1. Развитие воображения: Сочинение сказок и историй с опорой на модель.
2. Развитие речи: Самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания.
3. Развитие умения выражать свое отношение к персонажам сказок и историй с помощью символических средств.
Материал: Лист бумаги с изображённой на нём наглядной модели, конверт.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец.
Ход занятия. I Вводная часть.
Проблемная ситуация (или мотивация)
Дети, мы получили письмо от Бабы-Яги. А письмо это не простое, а с загадкой. В этом письме она зашифровала сказку. И просит вас сочинить свои сказки или историю по этой схеме. И лучшую прислать ей, в письме.
2. Основная часть
Кто же сказочный создатель?
Пишет сказки нам, стихи?
Это и поэт, писатель,
И народ слагает их.
- «Что такое эта СКАЗКА?»
- С нетерпеньем спросишь ты.
Я отвечу:
- Есть подсказка
Для любимой детворы:
«Сказка – это волшебство,
Здесь есть чары, колдовство.
Только вот одно есть НО:
Над всем злом вершит добро!»
-Ребята, а вы хотели бы побывать в роли сказочного писателя? (Да)
Вот, ребята, и подсказка:
Все картинки – наша сказка.
Так с чего же мы начнем,
Что сначала, что потом?...
- Посмотрите, что изображено на этой карточке модели. Ребята попробуйте догадаться, кого имела в виду Баба - Яга.
- Для чего она нарисовала стрелки между квадратами? (Чтобы показать, как продвигаются действие сказки по порядку).
- Правильно. Стрелки помогают нам не запутаться и по порядку рассказывать сказку. Посмотрите на схему, что означает белый кружок. (Белый кружок (добрый герой)).
- А, если бы был чёрный кружок? (Чёрный кружок (злой герой)).
- Кого может обозначать белый кружок? (мальчик, девочка, заяц, ёжик и т. д.)
- Что означает белый кружок и человек. (Добрый герой и человек)
- Что обозначает, этот значок (дом) (свой дом, дом бабушки и т. д.)
- Молодцы. А сейчас мы будем сочинять сказки, истории по заданию Бабы - Яги. Сказка или история должна быть короткой и интересной. С каких слов начинается любая сказка? (Жили-были…, много лет тому назад…, в некотором царстве…).
- Что в сказке побеждает? (Добро побеждает зло).
А заканчиваются? (И стали они жить-поживать…, я там был мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало, жили они долго и счастливо ...)
- Чем рассказ отличается от сказки? (В рассказе говорится о том, что бывает в жизни, а в сказках – волшебство, чудо)
Прежде, чем начать трудиться,
Предлагаю поиграть,
Отдохнуть, повеселиться
И работу начинать.
Физкультминутка «Подбери слово»:
Змей Горыныч злой, а Машенька (добрая).
Заяц трусливый, а лиса (хитрая).
Бык и медведь трусливые, а петух (смелый).
Теремок маленький, а Медведь (большой).
- А сейчас я предлагаю несколько минут подумать и сочинить свою историю.
3. Самостоятельное составление сказок.
Смотрите на эту модель и сочиняйте каждый свою сказку, историю. Сочиняем, молча, про себя. Кто сочинит, тихо поднимет руку.
(Дети сочиняют).
- Первый придумал… Давайте послушаем его сказку.
Слушаем сказки нескольких детей (три - четыре человека). Отметить те сказки, которые составлены точно по модели.
- Молодцы. Сегодня вы выступили в роли сочинителей сказок и историй. Сказки и истории получились разные и интересные. Самую интересную сказку предлагаю запечатать в конверт и отправить Бабе - Яге письмом.
- Вы все научились сочинять сказки. И теперь можете их рассказывать маме и папе.
Результат речевого творчества: Сказка Кошка Мурзилка
Жила-была кошка. Звали ее Мурзилка, потому что она все время мурлыкала. Она любила спать на окошке. Однажды началась гроза. Кошка испугалась и упала с окошка прямо на дорогу. От страха она убежала очень далеко, где встретила девочку Лизу. Они подружились, поиграли и Мурзилка говорит: «Хочу воздушный шарик. Я на нем улечу домой». Вдруг с неба прилетел синий шарик, кошка его схватила лапами и оказалась дома. Хозяйка накормила домашнего любимца вкусной рыбой и дала Мурзилке поиграть свои цветные карандаши. Кошка очень любила грызть своими острыми зубами карандаши. Она поиграла и легла спать на диван, на окошке больше она не спала.
4. Итог занятия.
Рефлексия: Расскажите, чем мы сегодня с вами занимались. (Сочиняли сказки по моделям). Понравилось ли вам быть в роли сказочника? Это было трудно? Что понравилось больше всего?
- Ребята, у вас на столах лежат волшебные цветы, подарите их тому ребенку, чья сказка, история вам понравилась больше всего.
- Даша, почему ты свой цветок подарила Кате. (Эта сказка была самая смешная).
- Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей.