* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

«Придумывание сказок и историй с опорой на модель»

Цель:

1. Развитие воображения: Сочинение сказок и историй с опорой на модель.

2. Развитие речи: Самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания.

3. Развитие умения выражать свое отношение к персонажам сказок и историй с помощью символических средств.

Материал: Лист бумаги с изображённой на нём наглядной модели, конверт.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика:

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец.

Ход занятия. I Вводная часть.

Проблемная ситуация (или мотивация)

Дети, мы получили письмо от Бабы-Яги. А письмо это не простое, а с загадкой. В этом письме она зашифровала сказку. И просит вас сочинить свои сказки или историю по этой схеме. И лучшую прислать ей, в письме.

2. Основная часть

Кто же сказочный создатель?

Пишет сказки нам, стихи?

Это и поэт, писатель,

И народ слагает их.

- «Что такое эта СКАЗКА?»

- С нетерпеньем спросишь ты.

Я отвечу:

- Есть подсказка

Для любимой детворы:

«Сказка – это волшебство,

Здесь есть чары, колдовство.

Только вот одно есть НО:

Над всем злом вершит добро!»

-Ребята, а вы хотели бы побывать в роли сказочного писателя? (Да)

Вот, ребята, и подсказка:

Все картинки – наша сказка.

Так с чего же мы начнем,

Что сначала, что потом?...

- Посмотрите, что изображено на этой карточке модели.  Ребята попробуйте догадаться, кого имела в виду Баба - Яга.

- Для чего она нарисовала стрелки между квадратами? (Чтобы показать, как продвигаются действие сказки по порядку).

- Правильно. Стрелки помогают нам не запутаться и по порядку рассказывать сказку. Посмотрите на схему, что означает белый кружок. (Белый кружок (добрый герой)).

- А, если бы был чёрный кружок? (Чёрный кружок (злой герой)).

- Кого может обозначать белый кружок? (мальчик, девочка, заяц, ёжик и т. д.)

- Что означает белый кружок и человек. (Добрый герой и человек)

- Что обозначает, этот значок (дом) (свой дом, дом бабушки и т. д.)

- Молодцы. А сейчас мы будем сочинять сказки, истории по заданию Бабы - Яги. Сказка или история должна быть короткой и интересной. С каких слов начинается любая сказка? (Жили-были…, много лет тому назад…,  в некотором царстве…).

- Что в сказке побеждает? (Добро побеждает зло).

А заканчиваются? (И стали они жить-поживать…, я там был мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало,  жили они долго и счастливо ...)

- Чем рассказ отличается от сказки?  (В рассказе говорится о том, что бывает в жизни, а в сказках – волшебство, чудо)

Прежде, чем начать трудиться,

Предлагаю поиграть,

Отдохнуть, повеселиться

И работу начинать.

Физкультминутка «Подбери слово»:

Змей Горыныч злой, а Машенька (добрая).

Заяц трусливый, а лиса (хитрая).

Бык и медведь трусливые, а петух (смелый).

Теремок маленький, а Медведь (большой).

- А сейчас я предлагаю несколько минут подумать и сочинить свою историю.

3. Самостоятельное составление сказок.

Смотрите на эту модель и сочиняйте каждый свою сказку, историюСочиняем, молча, про себя. Кто сочинит, тихо поднимет руку.

(Дети сочиняют).

- Первый придумал Давайте послушаем его сказку.

Слушаем сказки нескольких детей (три - четыре человека). Отметить те сказки, которые составлены точно по модели.

- Молодцы. Сегодня вы выступили в роли сочинителей сказок и историй. Сказки и истории получились разные и интересные. Самую интересную сказку предлагаю запечатать в конверт и отправить Бабе - Яге письмом.

- Вы все научились сочинять сказки. И теперь можете их рассказывать маме и папе.

Результат речевого творчества: Сказка Кошка Мурзилка

Жила-была кошка. Звали ее Мурзилка, потому что она все время мурлыкала. Она любила спать на окошке. Однажды началась гроза. Кошка испугалась и упала с окошка прямо на дорогу. От страха она убежала очень далеко, где встретила девочку Лизу. Они подружились, поиграли и Мурзилка говорит: «Хочу воздушный шарик. Я на нем улечу домой». Вдруг с неба прилетел синий шарик, кошка его схватила лапами и оказалась дома. Хозяйка накормила домашнего любимца вкусной рыбой и дала Мурзилке поиграть свои цветные карандаши. Кошка очень любила грызть своими острыми зубами карандаши. Она поиграла и легла спать на диван, на окошке больше она не спала.

4. Итог занятия.

Рефлексия: Расскажите, чем мы сегодня с вами занимались. (Сочиняли сказки по моделям). Понравилось ли вам быть в роли сказочника? Это было трудно? Что понравилось больше всего?

- Ребята, у вас на столах лежат  волшебные цветы, подарите их тому ребенку, чья сказка, история вам понравилась больше всего.

- Даша, почему  ты свой цветок подарила  Кате. (Эта сказка была самая смешная).

- Как вы думаете, мы справились с  поставленной задачей.