* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;}

Проблемное обучение на уроках математики:

Я учитель математики. Мне очень трудно заинтересовать своим предметом, потому что большинство считает математику сложной, скучной, не интересной и не каждому ученику она понятна. Часто слышу вопрос: «Зачем нам нужна эта математика? Где нам пригодится тригонометрия? и т.п.» Если задача учебного заведения воспитать всесторонне развитую личность, которая будет способна найти свое место в жизни, способна будет конкурировать на рынке труда, то задача математики научить эту личность мыслить, уметь найти рациональное решение различных жизненных задач.

В этом может помочь технология проблемного обучения. Что же такое проблемное обучение?

Проблемное обучение – это инновационный подход в образовании, который активно используется на уроках математики,

это метод, при котором изучение предмета происходит через анализ и решение различных проблем.

Такой подход предполагает активное участие учащихся в поиске решений и формировании собственного понимания темы.

РаботаЯ с детьми, которые по разному относятся к математике, я пришла к выводу, что проблемный подход в обучении, способствует развитию интереса к предмету у тех учащихся, которым математика дается не легко.

Цель проблемного обучения:

чтоб учащийся не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска, развивал интеллект и творческую активность.

Развитие способности к самообучению и самообразованию

Сформировать особый стиль умственной деятельности,

исследовательскую активность и самостоятельность учащихся

Задачи проблемного обучения:

Выработать у обучающихся систему знаний, умений и навыков

.

Сформировать у обучающихся способность к самоорганизации и самообразованию.

Прививать и поощрять интерес к исследовательской деятельности.

Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение.

Приемы создания проблемной ситуации в учебной деятельности на уроках математики:

Создание проблемной ситуации:

на основе

постановки предварительных

заданий на уроке к материалу учебника

на основе домашних заданий.

через решение задач, связанных с жизнью.

при решении занимательных задач.

через умышленно допущенные учителем ошибки.

через решение задач на внимание и сравнение.

через противоречие нового материала старому, уже известному.

через различные способы решения одной задачи.


Рассмотрим создание проблемной ситуации на основе домашнего задания:

Такие задания позволяют поставить учебные проблемы во время занятия, к которым учащиеся подошли самостоятельно.

Для примера рассмотрим урок алгебры в 10 классе и на 1 курсе в СПО.

Тема: Арксинус. Решение уравнения sin x = a.

За день до урока учащиеся получили задание:

Решит уравнения:

sin x = 1/2

sin x = 1

sin x = 0

sin x = 2/7

Решение уравнений осуществляется с помощью числовой окружности. При записи ответа для первых трёх уравнений учащиеся не испытывают трудностей, а вот в четвёртом – возникает проблема, как записать ответ.

Проблемная ситуация принимается учащимися, возникшее затруднение требует своего разрешения – это уже учебная проблема. Учащиеся высказывают свои гипотезы. В дальнейшем учитель умело управляя поиском учащихся, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации

Анализ проблемной ситуации

П

остановка проблемы или осознание и принятие формулировки учителя

Решение проблемы: выдвижение предположений, обоснование гипотезы, доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное)

Проверка правильности решения

Достоинства и недостатки проблемного обучения

Достоинства проблемного обучения

Высокая самостоятельность учащихся;

Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

Появление диалектического мышления учащихся.

Недостатки проблемного обучения

не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;

 

не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;

подготовка такого занятия требует много времени преподавателя

.

ВЫВОД:

В заключении можно сказать, что проблемное обучение — это мощный инструмент, который помогает сделать уроки математики более интересными и полезными для учеников.

Использование проблемных ситуаций на уроках:

прежде всего развивает регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая формирование умения решать проблемы.

Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:

коммуникативных - за счёт использования диалога,

познавательных – за счёт необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

Учителям важно внедрять элементы проблемного обучения в свой учебный процесс, чтобы сделать уроки математики более продуктивными и увлекательными.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!