Проблемное обучение на уроках математики:
Я учитель математики. Мне очень трудно заинтересовать своим предметом, потому что большинство считает математику сложной, скучной, не интересной и не каждому ученику она понятна. Часто слышу вопрос: «Зачем нам нужна эта математика? Где нам пригодится тригонометрия? и т.п.» Если задача учебного заведения воспитать всесторонне развитую личность, которая будет способна найти свое место в жизни, способна будет конкурировать на рынке труда, то задача математики научить эту личность мыслить, уметь найти рациональное решение различных жизненных задач.
В этом может помочь технология проблемного обучения. Что же такое проблемное обучение?
Проблемное обучение – это инновационный подход в образовании, который активно используется на уроках математики,
это метод, при котором изучение предмета происходит через анализ и решение различных проблем.
Такой подход предполагает активное участие учащихся в поиске решений и формировании собственного понимания темы.
РаботаЯ с детьми, которые по разному относятся к математике, я пришла к выводу, что проблемный подход в обучении, способствует развитию интереса к предмету у тех учащихся, которым математика дается не легко.
Цель проблемного обучения:
чтоб учащийся не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска, развивал интеллект и творческую активность.
Развитие способности к самообучению и самообразованию
Сформировать особый стиль умственной деятельности,
исследовательскую активность и самостоятельность учащихся
Задачи проблемного обучения:
Выработать у обучающихся систему знаний, умений и навыков
.
Сформировать у обучающихся способность к самоорганизации и самообразованию.
Прививать и поощрять интерес к исследовательской деятельности.
Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение.
Приемы создания проблемной ситуации в учебной деятельности на уроках математики:
Создание проблемной ситуации:
на основе
постановки предварительных
заданий на уроке к материалу учебника
на основе домашних заданий.
через решение задач, связанных с жизнью.
при решении занимательных задач.
через умышленно допущенные учителем ошибки.
через решение задач на внимание и сравнение.
через противоречие нового материала старому, уже известному.
через различные способы решения одной задачи.
Рассмотрим создание проблемной ситуации на основе домашнего задания:
Такие задания позволяют поставить учебные проблемы во время занятия, к которым учащиеся подошли самостоятельно.
Для примера рассмотрим урок алгебры в 10 классе и на 1 курсе в СПО.
Тема: Арксинус. Решение уравнения sin x = a.
За день до урока учащиеся получили задание:
Решит уравнения:
sin x = 1/2
sin x = 1
sin x = 0
sin x = 2/7
Решение уравнений осуществляется с помощью числовой окружности. При записи ответа для первых трёх уравнений учащиеся не испытывают трудностей, а вот в четвёртом – возникает проблема, как записать ответ.
Проблемная ситуация принимается учащимися, возникшее затруднение требует своего разрешения – это уже учебная проблема. Учащиеся высказывают свои гипотезы. В дальнейшем учитель умело управляя поиском учащихся, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации
Анализ проблемной ситуации
П
остановка проблемы или осознание и принятие формулировки учителя
Решение проблемы: выдвижение предположений, обоснование гипотезы, доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное)
Проверка правильности решения
Достоинства и недостатки проблемного обучения
Достоинства проблемного обучения
Высокая самостоятельность учащихся;
Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
Появление диалектического мышления учащихся.
Недостатки проблемного обучения
не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
подготовка такого занятия требует много времени преподавателя
.
ВЫВОД:
В заключении можно сказать, что проблемное обучение — это мощный инструмент, который помогает сделать уроки математики более интересными и полезными для учеников.
Использование проблемных ситуаций на уроках:
прежде всего развивает регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая формирование умения решать проблемы.
Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:
коммуникативных - за счёт использования диалога,
познавательных – за счёт необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Учителям важно внедрять элементы проблемного обучения в свой учебный процесс, чтобы сделать уроки математики более продуктивными и увлекательными.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!