* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Без интервала1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Абзац списка1 {font-family: 'Calibri';} .Strong {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;}

Проект учебно-воспитательной работы с детьми старшей группы

«Эти забавные животные»

Актуальность выбранной темы исследования

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, детей, имеющего ОНР и их родителей. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива.

В ходе прохождения темы у воспитанников логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждый день планируется работа по определенной теме в течение двух недель, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. Учитель-логопед и воспитатели и проводят свои занятия в соответствии с подобранными, чередующимися различными видами деятельности. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности. Так учитель-логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.

Успех коррекционного обучения во многом определяется также и тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья, необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Ожидаемый результат:

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Эффективность данных результатов

Для детей:

- положительная динамика речевого развития;

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов:

- положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;

Для ДОУ:

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

Продолжительность проекта: 10 дней.

Цель проекта:

Формировать и расширять знания детей о животных и их детенышей на разных материках.

Задачи проекта:

Образовательные:

Расширять и углублять знания детей о природной среде как целостном живом организме; (коммуникация).

Определить связь между строением и образом жизни животных; (познание)

Развивать связную речь, умения давать полные ответы на поставленные вопросы; (Коммуникация)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности (познание).

Расширение кругозора детей (познание).

Развивать умения давать полные ответы на поставленные вопросы; (Коммуникация)

Развивающие:

Развивать органы артикуляционного аппарата; (социализация)

Предотвращение эмоциональных расстройств, благодаря психо-гимнастике; (здоровье)

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление; (социализация)

Совершенствовать мелкую и общую моторику; (здоровье)

Развивать собственное видение разрешения данной проблемы и реализации задумки в практической деятельности; (коммуникация)

Развивать коммуникативно ечевую компетентность; (коммуникация)

Социальные:

Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

Приобщать детей к процессу познания;

Формировать различные представления;

Использовать личный опыт и знания в работе над проектом;

Развивать самооценку;

Способствовать созданию условий для реализации познавательной и социальной активности детей;

Формирование эмоциональной заинтересованности;

Воспитательные:

Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе; (социализация)

Воспитывать желание делать добро; (социализация)

Характеристика проекта:

- по доминирующей деятельности: информационно-исследовательский;

- по длительности: средней продолжительности;

- по количеству участников: коллективный;

- по характеру контактов: в пределах группы;

Участники и соучастники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.

Психолого-педагогическое проектирование деятельности детей старшей логопедической группы по теме

« Эти забавные животные»

Первый этап - подготовительный

Виды

деятельности

Содержание работы

Сроки, ответственные

Анкетирование родителей

Выяснить, рассматривают ли дома совместно с детьми энциклопедии о жи-вотных, смотрят ли детские познавательные передачи по телевидению.

1-я неделя

Логопед, воспитатель

Круглый стол для родителей

Обсудить результаты анкетирования. Сформировать интерес у родителей к проекту, обсудить его важность, цели и задачи.

1-я неделя

Логопед, воспитатель, родители

Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта

Просветительская работа среди родителей.

2-я неделя

Логопед, воспитатели

Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала, игрушек, книг

Создание развивающей среды

2-я неделя

Родители, воспитатели, логопед

Акция «Подари книгу детскому саду».

Пополнить библиотеку группы книгами о животных.

1-2 недели

Родители

Оформление книжного уголка

Создание развивающей среды

Воспитатели, логопед

Рассматривание книг, иллюстраций, о животных

Развить у детей интерес к изучению животного мира

1-2 недели

Воспитатели, логопед

Чтение произведений о животных северных и южных стран.

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно-достоверные знания о жизни животных в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

1-2 недели

Воспитатели, логопед

Второй этап - основной

Виды деятельности

Содержание работы

1

2

Мотивационный. 1 день

Поисковая деятельность.

Вводное занятие

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Тема: Поможем животным познакомиться.

Как реализовать задумку

Цель: воспитывать умения выслушивать мнения друг друга и договариваться в процессе обсуждения и реализации проекта; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, её жителям; развивать познавательный интерес, детскую инициативу во время подбора заданий по данному тематическому циклу, изготовление «дерева целей»; выявить уровень знаний детей на момент начала изучения тематического цикла по подтемам «Животный мир Севера», «Животный мир жарких стран»; вызвать интерес к теме, заинтересованность детей.

Оборудование: глобус, письмо

Методы и приёмы: сюрпризный момент-логопед читает письмо от «неизвестных», которые живут в северных и южных странах, которые никогда друг друга не видели, хотят друг с другом познакомиться, но не знают, как это сделать.

Проблемная ситуация №1

- Кто это может быть?

- Назовите их.

- Почему эти животные никогда не могут встретиться?

- Почему животные Севера не смогут жить в жарких странах, а животные жарких стран не смогут жить на Севере?

- Как вы думаете, зачем они хотят встретиться и познакомиться?

- Как мы можем им в этом помочь?

Проблемная ситуация №2

Выбрать вариант «дерева целей».

Выбранный детьми вариант: изготовление цветной карты ( в виде географической карты): желто-зеленой стороны для животных, которые живут в южных странах и бело-голубой стороны для животных, которые живут на холодном Севере. При постепенном выполнении заданий на карте появляются фигурки животных разных континентов.

Продуктивная деятельность

Тема: Изготовление «Дерева целей».

Цели: Подобрать для этого необходимый материал. Упражняться в умении договариваться во время решения важных вопросов, распределения обязанностей. Совершенствование умения вырезания и аккуратности во время выполнения аппликации; способствовать развитию мелкой моторики; воспитывать умения доводить начатое дело до конца.

Материал: лист картона, цветная бумага, предметные картинки животных, ножницы, клей.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: «Кто это?», «Кто пришел?», «Бывает или нет?», «Узнай по описанию», «Загадай, а мы отгадаем»,

Настольно-печатные игры:

«Зоологическое лото», «Кто играет с нами в прятки?», «Сложи картинку», «Все ли верно, докажи», «Животные тундры», «А я еще знаю»,

Подвижные игры: «Олень играет в мяч», «Совушка»

Сюжетно-ролевые игры: «Экспедиция на Северный полюс»

Двигательная

деятельность

Физпауза: «Зарядка медвежат», игровой массаж с музыкальным сопровождением «Вот так холод, вот мороз»

Графическая деятельность

Работа над развитием мелкой моторики и логического мышления «Тюлень»; штриховка картинок животных

Гимнастика

Артикуляционная:

Артикуляционная гимнастика для губ:

«Исхудавшие пингвины»;

«Морж широко открывает рот и ловит планктон»;

Артикуляционная гимнастика для языка:

«Морж на лежбище;

«Дельфин-нарвал;

Дыхательная:

«Мечты об Арктике», Произнести на одном выдохе фразу: « Не заплывайте далеко в море»

Пальчиковая:

" Животные севера"

Речевая

деятельность

Работа над чистоговоркой:

« Мы смотрели нa моржa, повторяем слоги - Ж А…»

Работа над развитием силы голоса:

Стихотворение «На полянку, на лужок…»

Самостоя-тельная работа

Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений (для определенного круга детей). Выкладывание «Оленя» из палочек».

Индивидуаль-ная работа

Цели: воспитывать желание работать в коллективе; способствовать развитию детской инициативы; выявлять умения детей, творчески подходить к развязыванию проблемы, что возникают во время работы; развивать мелкую моторику рук; закончить диагностику знаний детей по данной теме.

Работа с родителями

Вспомнить с детьми животных, которые живут в южных и северных странах. Рассмотреть с ребенком энциклопедии и другие книги про животных.

Постоянно обогащать знания детей об условиях жизни и повадках животных.

Рассказать ребенку об интересных фактах из жизни животных.

Очень полезно привязывать прочитанное к событиям, которые происходят в жизни ребёнка, это на порядок повышает их актуальность и заинтересованность в глазах юного читателя.

Детям нравится проводить сравнения между различными событиями в их пока ещё маленькой жизни.

Информационный. 2 день

Проектное занятие

по развитию речи

Тема занятия: Животные Севера. В гости к медвежонку Умке.

Цели занятия:

Расширять представления детей о животном и растительном мире Севера. Упражнять в образовании имен существительных - названий детенышей животных, существительных в родительном падеже, притяжательных прилагательных.

Продолжить работу над составлением сложносочиненных предложений с союзом «а» и объединением их в рассказ-описание.

Совершенствовать умения составления словосочетаний в творительном падеже, сочетания существительных с числительными.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Четвертый лишний», «Один-много», «Назови ласково»

Настольно-печатные игры: «Кто спрятался?», «Что перепутал художник?», «Найди отличия», «Покажи и расскажи»

Сюжетно-ролевые игры: «Экспедиция на Северный полюс»

Подвижные игры: «Отгадай, помолчи, покажи», «Пингвины»

Двигательная

деятельность

Игра с предметами «Мишку на руки возьми» с музыкальным сопровождением; Физпауза «Тюлень»

Графическая деятельность

Развитие мелкой моторики и логического мышления «Животные Севера», соединить по точкам животных.

Гимнастика

Артикуляционная:

Артикуляционная гимнастика для губ:

«Полярная сова и пингвин снесли яйца;

«Тюлень цедит воду сквозь зубы;

Артикуляционная гимнастика для языка:

«Дельфин-нарвал на охоте;

«Тюлень ловит рыбу;

Дыхательная :

«Морж», «Ушки»

Психогимнастика:

«Олени»

Пальчиковая:

«Тюлени», «На Севере белый мишутка живет»

Речевая

деятельность

Работа над развитием силы голоса:

Называние животных с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса.

Работа над чистоговоркой:

«Лень-лень-лень, ходит по горам (олень)…»

Самостоя-тельная работа

Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений (для определенного круга детей). «Выкладывание «Оленя» из геометрических фигур».

Индивидуаль-ная работа

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Рассматривание иллюстраций о животных и беседа по вопросам. Активизация словаря по данной теме.

Эксперимен-тально-исследова-тельская деятельность

Тема: «Почему у большинства животных Севера шкура покрыта густым теплым мехом?».

Цель: Дети должны узнать, как северные животные приспособлены для жизни в таком суровом краю.

Работа с родителями

Порассуждать с детьми над проблемным вопросом «Что было бы, если бы исчезли животные?»

Информационный. 3 день

Проектное занятие по звукопроизно-

шению с элементами грамоты.

Тема занятия: Звук С. Сова- путешественница.

Цели занятия:

Закреплять правильное произношение звука «с» в словах, в словосочетаниях.

Формировать слуховой контроль за самостоятельным произнесением звука «с». Развивать фонематический слух, умение определять наличие звука (с) в словах, навыки звукового анализа и синтеза.

Работать над развитием грамматического строя речи через согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

Развивать психические процессы.

Развивать пространственное восприятие.

Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: « Раздели слова на слоги», «Назови семейство», «Кто как передвигается?», «Чей, чья, чьё?», «Образуй новое слово» ( плыть-доплывать, переплывать,…)

Настольно-печатные игры: «Найди и назови семью», «Зоологическое лото», « Найди животное, о котором говорится»

Подвижные игры: «Мяч бросай – животных называй», «Холодно-жарко»

Двигательная

деятельность

Физпауза «Пингвин», Этюд «Северный полюс» (с музыкальным сопровождением)

Графическая деятельность

Дорисовать вторую часть пингвинов по образцу. Работа с трафаретами «Животные Севера».

Гимнастика

Артикуляционная:

Артикуляционная гимнастика для языка:

«Птенец пингвина пробивает скорлупу;

«Морской слон рычит;

Дыхательная:

«Олень», «Пингвины»

Пальчиковая:

«Мальчик с пальчик, где ты был?»

Речевая деятельность

Работа над чистоговоркой:

«Лень-лень-лень, живет на Севере (тюлень)…»

Работа над развитием силы голоса:

Произношение предложений с изменением силы голоса

Самостоятель-ная работа

Работа с трафаретами «Животные Севера» (различные виды штрихования, раскрашивание)

Индивидуаль-ная работа

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Совершенствование навыков звукового анализа с некоторыми детьми. Формирование логопедом эмоциональной стороны речи детей (при работе со стихотворениями, составлении диалогов и их обыгрывании).

Эксперимен-тально-иссле-довательская деятельность

Тема: «Почему медведь не покрывается льдом, когда вылезает из воды?»

Цель: Определить связь между строением и образом жизни белого медведя.

Работа с родителями

Разучивание песен, стихов и загадок с детьми о животных.

Изготовление поделок животных Севера из различных материалов для коллективного изготовления макета.

Информационный. 4 день

Проектное занятие

по развитию речи.

Тема занятия: Животные Севера. В гости к пингвинёнку Лоло.

Цели занятия: Систематизировать знания детей о животных Северных стран; их места обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей существительными обозначающими животных и их детенышей; сложными прилагательными. Совершенствовать умение составлять графические изображения для мнемотаблицы, а затем заучивать стихотворения по ней. Развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь. Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.

Продуктивная деятельность

Тема: Изготовление макета «Снежная страна».

Цели: Создать условия для создания коллективной композиции из природного и бросового материала. Показать возможность создания зверей из пластилина и снежного пространства из ваты и пенопласта.

Дать возможность детям, самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной композиции.

(Также заготовленные животные, изготовленные из различных материалов (пластилина, картона), готовые фигурки животных, дети приносят из дома).

Материалы: лист тонкого пенопласта, вата, клей, белая ткань, ножницы, емкость для воды (море), снежинки, фигурки животных.

Методы и приемы:

Игровой прием. На севере суровый, холодный климат. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как у нас. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба. И редко кому там придется побывать. А хотели бы вы там побывать?

Назначение: изготовление макета для создания сказок о животных Севера.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: « Слова наоборот», «Что кому нужно?», «Закончи предложение», «Игра в слова» (хлопнуть в ладоши, услышав подходящее слово о животном), «Найди сходства и различия»

Настольно-печатные игры: « Кто у кого?», «Чей, чья, чьё?», «Сложи картинку», «Кто знает, пусть продолжает»

Подвижные игры: « Животные и их детеныши» (игра с мячом), «Стой, олень»

Двигательная

деятельность

Физпауза «Кто на севере живет?», «Медвежата на Севере»

Графическая деятельность

Дорисовать вторую часть пингвинов по образцу, задание на развитие мелкой моторики и логического мышления «Кто, где живет?»

Гимнастика

Артикуляционная:

Артикуляционная гимнастика для губ:

«Исхудавшие пингвины»;

«Морж широко открывает рот и ловит планктон»;

Артикуляционная гимнастика для языка:

«Морж на лежбище;

«Дельфин-нарвал;

Дыхательная:

«Ветер»

Пальчиковая:

«Это звери»

Речевая деятельность

Работа над чистоговоркой:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу

в зоопарк пришли к моржу…»

Работа над развитием силы голоса:

Игра «Эхо»

Самостоятель-ная работа

Рассматривание книг и иллюстраций с животными.

Индивидуаль-ная работа

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Развитие лексико-грамматической стороны

Эксперимен-тально-иссле-довательская деятельность

Тема: «Почему пингвины не летают?»

Цель: Выявить различия в строении птиц и пингвинов.

Определить связь между строением и возможностью летать.

Работа с родителями

«Домашняя игротека». Знакомство педагогами родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей о животных, которые можно сделать своими руками.

Информационный. 5 день

Проектное занятие по звукопроизно-шению с элементами грамоты.

Тема занятия: Звук С'. Дифференциация звуков С-С'. В гостях у Синего Кита.

Цели занятия:

Закреплять правильное произношение звуков С, С'.

Совершенствовать умение у детей давать сравнительную характеристику звуков С, С' с опорой на акустические и артикуляционные признаки.

Уметь дифференцировать звуки С, С' в словах и предложениях. Совершенствовать умения согласовывать прилагательные с существительными.

Развивать связную речь, речевое дыхание, воздушную струю, общую, мелкую и артикуляционную моторику, фонематические процессы.

Воспитывать навыки сотрудничества между детьми, взаимопомощи, аккуратности, умение слушать друг друга, умение видеть красоту природы.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: « Послушайте, запомните и назовите», «Придумайте логические цепочки из данных слов», «Бывает-не бывает?», «Мой, моя, моё», «Кто или что?»

Настольно-печатные игры: «Рассели животных», «Кто лишний?»

Подвижные игры: « Будь внимательным», « Сделай фигуру изо льда»

Двигательная

деятельность

Физпауза «Сидели два медведя», «Юрта»

Графическая деятельность

Соединить животных по точкам; задание на развитие мелкой моторики и логического мышления « Кто лишний?»

Гимнастика

Артикуляционная:

Артикуляционная гимнастика для губ:

«Исхудавшие пингвины»;

«Морж широко открывает рот и ловит планктон»;

Артикуляционная гимнастика для языка:

«Морж на лежбище;

«Дельфин-нарвал;

Дыхательная:

«Перекличка животных», «Северок-ветерок»

Пальчиковая:

«Жили-были три пингвина»

Речевая деятельность

Работа над чистоговоркой:

«Ведь-ведь-ведь, на снегу лежит (медведь)…»

Упражнение для выработки длительной воздушной струи:

Игра «Добавь слово».

Работа над развитием силы голоса

Имитация голосов животных: «Крик поморника», «Голоса тюленей».

Самостоятель-ная работа

Выполнение звукового анализа слов, используя фишки ( для определенного круга детей).

Индивидуаль-ная работа

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Провести информационную работу с детьми, которые отсутствовали на предыдущих этапах. Развитие связного высказывания при распространении предложений однородными членами, а также составлении описательных предложений о животных.

Эксперимен-тально-исследова-

тельская деятельность

Тема: «Айсберг»

Цель: Визуально познакомить детей с айсбергом. Расширить представление о том, что айсберги, не смотря на свои огромные размеры, не стоят на месте, а плавают.

Работа с родителями

Практикум для родителей: «Какие основные направления практического использования чистоговорок? Составление чистоговорок с определенными словами (названиями животных)».

Информационный. 6 день

Проектное занятие

по развитию речи.

Тема занятия: Животные жарких стран. Путешествие в Африку.

Цели занятия: Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей.

Продолжить работу над развитием связной речи.

Совершенствовать умение давать полные ответы на поставленные вопросы.

Уметь образовывать названия детенышей животных.

Совершенствовать умения согласовывать существительные с числительными.

Совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных.

Продолжить работу над согласованием слов в словосочетаниях и предложениях по падежам.

Развивать органы артикуляционного аппарата на основе чистоговорок с изменением громкости и темпа речи.

Предотвращение эмоциональных расстройств, благодаря психогимнастике.

Развивать внимание, память, мышление.

Совершенствовать мелкую и общую моторику.

Прививать любовь к животным.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: «Один-много», «Скажи наоборот», «У кого кто?», «Назови части тела животного», «У кого кто?».

Настольно-печатные игры: «Что перепутал художник?», «Найди отличия», «Чей, чья, чьё?», «Сложи картинку»

Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк»,

Подвижные игры: « Обезьянки»

Двигательная

деятельность

Физпауза «Мы по Африке гуляем», психогимнастика «Саванна»,

Графическая деятельность

Соединить по точкам картинку «Слона»; Дорисовать и раскрасить животных так, чтобы одно из них стало леопардом, а другое – тигром.

Гимнастика

Артикуляционная:

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц «Бегемот»;

Упражнения для щек и губ «Обезьянки»,

«Разговор обезьян».

Дыхательная:

«Слон пьет воду»

Психогимнастика: «Обезьяна»

Пальчиковая:«Африка»

Речевая деятельность

Работа над развитием высоты голоса:

«Дали туфельку слону…» Проговаривание стихотворения с изменением высоты голоса.

Работа над скороговоркой:

«Полосатые тигрята от рожденья полосаты»

Самостоя-тельная работа

Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений (для определенного круга детей). Выкладывание «Жирафа» из палочек.

Индивидуаль-ная работа

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Работа над предложением: исправление деформированного предложения с помощью игры : «Какое слово заблудилось?». Повторение изученных стихотворений о животных с помощью мнемотаблицы.

Работа с родителями

Подготовить материал для личной странички в энциклопедии «Интересные животные»: сообщение «А знаете ли вы…?», картинки и иллюстрации по содержанию. Сообщение должно содержать короткие интересные данные о строении, повадках или образе жизни животном, которое населяет южные или северные страны.

Репродуктивныйный. 7 день

Проектное занятие по звукопроизно-шению с элементами грамоты.

Тема занятия: Звук З. Приключения Зайки-Зазнайки.

Цели занятия:

Закреплять правильное произношение звука «З» в слогах, словах, в связной речи.

Формировать слуховой контроль за самостоятельным произношением звука «З».

Развивать фонематический слух, умение определять наличие звука «З» в слогах, словах. Совершенствовать умения определять позицию изучаемого звука в словах.

Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа и синтеза.

Продолжать развивать артикуляционную моторику.

Работать над развитием грамматического строя речи через согласование существительных с глаголами.

Познакомить детей с буквой «З», которой обозначается изучаемый звук. Совершенствовать навык чтения слогов с изученными буквами.

Активизировать словарный запас.

Развивать логическое мышление, умения исправлять логические ошибки (намеренно допущенные), зрительное внимание, давать самостоятельные умозаключения.

Продолжить работу над развитием мелкой и общей моторики.

Воспитывать трудолюбие, умение дружно работать в коллективе.

Продуктивная деятельность

Тема: Изготовление энциклопедии «Интересные животные»

1 этап - Оформление личной странички - сообщения «А знаете ли вы…?» для создания энциклопедии.

2 этап - Коллективное изготовление обложки для энциклопедии

« Интересные животные», куда войдут личные сообщения детей.

Цели:

Развитие связной речи (где ребенок проговаривает что он делает и как);

Совершенствование уровня накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (работа с клеем и ножницами);

Развитие мелкой моторики рук;

Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок; аргументирование своего выбора;

Проявление интереса к созданию собственных книг;

Продолжение воспитания дружеских взаимоотношений, умение работать в паре;

Воспитание эстетического вкуса.

Материалы: цветные карандаши, краски, ножницы, картинки с животными (домашняя заготовка).

Методы и приёмы:

Игровой прием: на «дереве целей» появляются прикрепленное изображение книги с вопросительным знаком. Это заинтересовывает детей и логопеда; проблемная ситуация: что это может означать?; мнения детей; выбор детьми сюжета и способов исполнения; оформление сообщения; коллективное изготовление

обложки для энциклопедии.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Договори слово», «Кого я загадала?»

Настольно-печатные игры: «Кто что ест?», «Зоологическое лото», «Найди отличия», « Найди и назови всю семью»

Подвижные игры: « Летает, плавает, бегает», «Змея»

Двигательная

деятельность

Физпауза «Попугай зеленый Жак», музыкальная динамическая пауза «Лимпопо».

Графическая деятельность

Соединить по точкам картинку «Льва», дорисовать картинки «Бегемот и пеликан».

Гимнастика

Артикуляционная:

Упражнения для языка

«Жираф жует листочки», «Обезьянка», «Обезьянки качаются на лианах», «Сигнал опасности у обезьянок».

Дыхательная:

«Слоники»

Пальчиковая:

«Змея»

Психогимнастика:

« Гиппопотам»

Речевая деятельность

Работа над развитием интонационной выразительности речи:

Четверостишие «И вскричал гиппопотам»

Работа над скороговоркой:

«За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам».

Самостоятель-ная работа

Выполнение упражнений и дидактических для формирования правильной слоговой структуры многосложных слов и слов со стечениями согласных (для определенного круга детей). Выкладывание «Зебры» из палочек.

Индивидуаль-ная работа

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Проведение игры - фантазирования «Каким бы я был животным, почему?» Работа с детьми по имитированию движений и голоса животного, перевоплощения в него.

Эксперимен-тально-иссле-довательская деятельность

Тема: «Какой длины синий кит?»

Цель: Предоставить детям научные сведения о размерах самого большого животного на Земле - синем ките.

Работа с родителями

Совместное участие детей и родителей в выставке рисунков « Мир диких животных».

Обобщающий. 8 день

Проектное занятие КВН

Тема занятия: КВН "Дикие животные жарких стран и Севера"

Цели занятия:

Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера.

Обогащать и активизировать словарь названиями этих животных.

Формировать умения детей находить сходства и различия во внешнем виде, повадках, месту обитания животных.

Уметь анализировать условия жизни животных.

Развивать связную речь детей.

Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять по картинно-графическому плану схеме описательные загадки о животных жарких стран и Севера.

Совершенствовать грамматический строй речи через динамические игры, совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.

Совершенствовать умения детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.

Воспитывать чувство коллективизма и партнерства в команде.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: «Какой, какая?», «Добавь словечко», «Чей, чья, чьё?», «Прохлопай слово»

Настольно-печатные игры: «Зашумованые картинки», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?», «Сложи картинку»

Подвижные игры: « Волк и обезьяны», «Веселый зоопарк»

Двигательная

деятельность

Физпауза «Обезьянки», «Жираф», «Попугай», музыкальная динамическая пуза «Пальма».

Графическая деятельность

Дорисовать картинку «Окрас животных», «Телефон»

Гимнастика

Артикуляционная:

Речевая зарядка «Африка»

Дыхательная:

«Поиграем животиками»

Психогимнастика:

«Лев»

Пальчиковая:

«Мы шагаем в зоопарк» (с использованием су-джока»

Речевая деятельность

Работа над развитием силы голоса:

«Рычание тигра и тигренка» Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом.

Работа над развитием высоты голоса:

«Тигр свирепый зверь». Проговаривание стихотворения с изменением высоты голоса.

Работа над скороговоркой:

«Говорит попугай попугаю:

- Я тебя попугай попугаю!...»

Самостоя-тельная работа

Продолжить работу над понятием «рифма». Учить выбирать одно слово из трех предложенных, подходящее по смыслу, добиваясь рифмы в стихотворении (для определенного круга детей). Выкладывание «Змеи» из палочек.

Индивидуаль-ная работа

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Составление предложений со сложными словами: длинношеий.

Работа с родителями

Создание копилки «Мы их знаем».

Творческий. 9 день

Проектное занятие по звукопроизно-шению с элементами грамоты.

Тема занятия: Дифференциация звуков З-З’. Экскурсия в зоопарк.

Цели занятия:

Закреплять правильное произношение звуков «З, З’» в слогах, словах, в словосочетаниях.

Формировать слуховой контроль за самостоятельным произношением звуков «З, З’».

Развивать фонематический слух, умение определять наличие звуков «З, З’» в слогах, словах и предложениях.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Продолжать развивать артикуляционную моторику.

Продолжить работу над развитием грамматического строя речи через согласование существительных с числительными в роде, числе; существительных в родительном падеже.

Активизировать словарный запас.

Продолжить работу над развитием связной речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Развивать психические процессы (логическое мышление, слуховое и зрительное внимание).

Совершенствовать умение изменять высоту и силу голоса.

Развивать мелкую и общую моторику.

Воспитывать трудолюбие, желание познавать новое и интересное о животных, бережное отношение к ним.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: « Назови семью животного», «Назови ласково», «Мой, моя, мои», «Бывает – не бывает»

Настольно-печатные игры: « Кто спрятался в цифрах?», «Кто лишний?», «Кого не стало?», «А еще я знаю»

Подвижные игры: «Тигр на охоте», «Зоопарк»

Двигательная

деятельность

Физпауза «Водопой», психогимнастика «Носорог»

Графическая деятельность

Дорисовать половинки мордочек животных по образцу; Игра «Что перепутал художник?» (соединить соответствующие части животных)

Гимнастика

Артикуляционная:

«Злой шакал», « Слон поднимает и опускает хобот».

Дыхательная:

«Перекличка животных»

Пальчиковая:

«Игра в зверей»

Мимическая:

«Обезьянки-кривлялки», « Сердитый тигр», «Испуганная газель»

Работа над развитием силы голоса

Работа над развитием силы голоса:

«Крокодил». Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

Работа над чистоговоркой:

«ышка-ышка-ышка, скачет по ветвям мартышка…»

Работа над развитием ин-тонационной выразительности речи:

Четверостишие «Что за шум? Что за вой?»

Работа над скороговоркой:

«Слоны умны,

Слоны смирны…».

Самостоя-тельная работа

Упражнения для отработки интонационной выразительности речи (вопросительной, восклицательной). Выкладывание « Жирафа» из геометрических фигур.

Индивидуаль-ная работа

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Составление сложноподчиненных предложений о животных с союзами чтобы, потому что.

Работа с родителями

День открытых дверей. Посещение родителями занятия по звукопроизношению с элементами грамоты «Дифференциация звуков «З-Зꞌ. Экскурсия в зоопарк».

Продумывание идеи и подборка информации для изготовления книжки- малышки «А он мне нравится…».

Рефликсионно-оценивающий. 10 день

Проектное занятие.

Тема занятия: Изготовление и презентация книжки- малышки

«А он мне нравится…»

Цели занятия:

Прививать любовь к книге, его познавательную способность и любознательность;

Вызвать интерес к созданию собственной книги;

Обогащать словарный запас;

Развивать умения думать, анализировать и высказывать своё мнение о происходящем, выражать свою точку зрения, делать умозаключения.

Активизировать память и воображение;

Развивать мелкую моторику рук;

Создать условия для эмоционального состояния детей, развития их интеллекта, чувства сопереживания во время изготовления детской книги поэтапно:

1 этап: - рисование сказочного сюжета;

2 этап – составление сказки по своему рисунку;

3 этап – изготовление книжки.

Материалы: листы бумаги, краски, карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, сказочные персонажи (домашняя заготовка)

Методы и приёмы: Игровой прием: на «дереве целей» появляется письмо от детей младшей группы с просьбой познакомить их с новыми сказками о животных. Это заинтересовывает детей и логопеда; проблемная ситуация: что это может означать?; мнения детей; выбор детьми сюжета и способов исполнения; рисование сказочных сюжетов; составление сказки по своему рисунку; изготовление книжки-малышки.

Совместная игровая деятельность

Дидактические словесные игры: «Придумайте логические цепочки из данных слов», «Что общего и чем отличаются?», «Послушайте, запомните, назовите», «Кто знает, пусть продолжает»

Настольно-печатные игры: «Кто у кого?», «Найди одинаковых черепах», «Что перепутал художник?», «Найди отличия», «Собери всю семью», «Кто знает, пусть продолжает»

Подвижные игры: « Найди животных данной группы»

Двигательная

деятельность

Физпауза «Звериная зарядка» (Жираф-великан, Слон машет хоботом, Лев трясет гривой, Крокодил ползет); Музыкальная динамическая пауза «У жирафов»

Графическая деятельность

Задание на развитие логики и мелкой моторики «Из скольких геометрических фигур состоит жираф?», «Кто в каком домике живет?»

Гимнастика

Артикуляционная:

Упражнения для языка

«Жираф жует листочки», «Обезьянка», «Обезьянки качаются на лианах», «Сигнал опасности у обезьянок».

Дыхательная:

«Уставший бегемот»

Пальчиковая:

«Верблюд», «Крокодил», «Жираф», «Черепашки», «Тигр».

Речевая деятельность

Работа над чистоговоркой:

«Аф-аф-аф, задрал голову жираф…»

Работа над развитием силы голоса:

Пропевание «Песенки мартышки». Проговаривание стихотворения с изменением высоты голоса « Бегемот гулял по городу».

Работа над скороговоркой:

«Забавной обезьяне бросили бананы…».

Самостоя-тельная работа

Выкладывание «Верблюда» из геометрических фигур.

Индивидуаль-ная работа

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Распутывание предложений-небылиц «Путаница». Самостоятельное придумывание небылиц.

Работа с родителями

Поблагодарить родителей за помощь в подготовке и организации проведения данного проекта.

Схема построения занятий

1. В оргмомент занятий включались релаксационные, музыкально – ритмические упражнения.

2. Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях.

3. В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. Использовались кинезеологические упражнения.

4. Проводился самомассаж пальцев рук.

5. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки – это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствовали совершенствованию общей моторики, коррекции и развитию речи. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствовало совершенствованию мелкой моторики и также коррекции и развитию речи. Музыка и ритмичные движения хорошо снимали усталость и благотворно влияли на настроение детей. Физминутка проводилась и в форме психофизической гимнастики.

6. Велась работа над усвоением лексико-грамматического строя.

7. Давались задания на словотворчество, на фонематическое представление.

8. Предусматривались задания на коррекцию психофизических функций;

- чтение диалогов по ролям;

обыгрывание различных ситуаций.

9. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.

10. Использовались логоритмические упражнения.

11. Проводилась гимнастика для глаз.

12. Также на занятиях использовался инновационный метод - наглядное моделирования. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

13.С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.

Результат проведения проектной деятельности

Окончание проекта: рефлексия

В ходе обсуждения выясняется, все ли дети поняли тему правильно.

Детям задаются вопросы:

1) Кто узнал что-то новое для себя?

2) Что вас особенно удивило?

3) Какая деятельность в проекте вам понравилось больше всего и почему?

В процессе проживания темы проекта воспитанники проявили активный познавательный интерес, стремились поделиться полученной информацией.

В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:

Социальная

– взаимодействовали друг с другом, с младшими детьми.

Коммуникативная

– задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки.

Информационная

– получали информацию из разных источников, делились ею.

Деятельностная

– подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от рисунков до сценария инсценировки).

Здоровьесберегающая

– играли в «обезьянок», «гепардов и жирафов», «леопардов и зебр». После тематического физкультурного занятия говорили – «Я самая ловкая обезьянка», «Я самый быстрый гепард» и пр.

Проект «Эти забавные животные» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.