* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.Без интервала1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.Абзац списка1 {font-family: 'Calibri';}
.Strong {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;}
Проект учебно-воспитательной работы с детьми старшей группы
«Эти забавные животные»
Актуальность выбранной темы исследования
Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, детей, имеющего ОНР и их родителей. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива.
В ходе прохождения темы у воспитанников логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждый день планируется работа по определенной теме в течение двух недель, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. Учитель-логопед и воспитатели и проводят свои занятия в соответствии с подобранными, чередующимися различными видами деятельности. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности. Так учитель-логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
Успех коррекционного обучения во многом определяется также и тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья, необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;
Для ДОУ:
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
Продолжительность проекта: 10 дней.
Цель проекта:
Формировать и расширять знания детей о животных и их детенышей на разных материках.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширять и углублять знания детей о природной среде как целостном живом организме; (коммуникация).
Определить связь между строением и образом жизни животных; (познание)
Развивать связную речь, умения давать полные ответы на поставленные вопросы; (Коммуникация)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности (познание).
Расширение кругозора детей (познание).
Развивать умения давать полные ответы на поставленные вопросы; (Коммуникация)
Развивающие:
Развивать органы артикуляционного аппарата; (социализация)
Предотвращение эмоциональных расстройств, благодаря психо-гимнастике; (здоровье)
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление; (социализация)
Совершенствовать мелкую и общую моторику; (здоровье)
Развивать собственное видение разрешения данной проблемы и реализации задумки в практической деятельности; (коммуникация)
Развивать коммуникативно -речевую компетентность; (коммуникация)
Социальные:
Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
Приобщать детей к процессу познания;
Формировать различные представления;
Использовать личный опыт и знания в работе над проектом;
Развивать самооценку;
Способствовать созданию условий для реализации познавательной и социальной активности детей;
Формирование эмоциональной заинтересованности;
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе; (социализация)
Воспитывать желание делать добро; (социализация)
Характеристика проекта:
- по доминирующей деятельности: информационно-исследовательский;
- по длительности: средней продолжительности;
- по количеству участников: коллективный;
- по характеру контактов: в пределах группы;
Участники и соучастники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Психолого-педагогическое проектирование деятельности детей старшей логопедической группы по теме
« Эти забавные животные»
Первый этап - подготовительный
Виды
деятельности
Содержание работы
Сроки, ответственные
Анкетирование родителей
Выяснить, рассматривают ли дома совместно с детьми энциклопедии о жи-вотных, смотрят ли детские познавательные передачи по телевидению.
1-я неделя
Логопед, воспитатель
Круглый стол для родителей
Обсудить результаты анкетирования. Сформировать интерес у родителей к проекту, обсудить его важность, цели и задачи.
1-я неделя
Логопед, воспитатель, родители
Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта
Просветительская работа среди родителей.
2-я неделя
Логопед, воспитатели
Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала, игрушек, книг
Создание развивающей среды
2-я неделя
Родители, воспитатели, логопед
Акция «Подари книгу детскому саду».
Пополнить библиотеку группы книгами о животных.
1-2 недели
Родители
Оформление книжного уголка
Создание развивающей среды
Воспитатели, логопед
Рассматривание книг, иллюстраций, о животных
Развить у детей интерес к изучению животного мира
1-2 недели
Воспитатели, логопед
Чтение произведений о животных северных и южных стран.
Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно-достоверные знания о жизни животных в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.
1-2 недели
Воспитатели, логопед
Второй этап - основной
Виды деятельности
Содержание работы
1
2
Мотивационный. 1 день
Поисковая деятельность.
Вводное занятие
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Тема: Поможем животным познакомиться.
Как реализовать задумку
Цель: воспитывать умения выслушивать мнения друг друга и договариваться в процессе обсуждения и реализации проекта; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, её жителям; развивать познавательный интерес, детскую инициативу во время подбора заданий по данному тематическому циклу, изготовление «дерева целей»; выявить уровень знаний детей на момент начала изучения тематического цикла по подтемам «Животный мир Севера», «Животный мир жарких стран»; вызвать интерес к теме, заинтересованность детей.
Оборудование: глобус, письмо
Методы и приёмы: сюрпризный момент-логопед читает письмо от «неизвестных», которые живут в северных и южных странах, которые никогда друг друга не видели, хотят друг с другом познакомиться, но не знают, как это сделать.
Проблемная ситуация №1
- Кто это может быть?
- Назовите их.
- Почему эти животные никогда не могут встретиться?
- Почему животные Севера не смогут жить в жарких странах, а животные жарких стран не смогут жить на Севере?
- Как вы думаете, зачем они хотят встретиться и познакомиться?
- Как мы можем им в этом помочь?
Проблемная ситуация №2
Выбрать вариант «дерева целей».
Выбранный детьми вариант: изготовление цветной карты ( в виде географической карты): желто-зеленой стороны для животных, которые живут в южных странах и бело-голубой стороны для животных, которые живут на холодном Севере. При постепенном выполнении заданий на карте появляются фигурки животных разных континентов.
Продуктивная деятельность
Тема: Изготовление «Дерева целей».
Цели: Подобрать для этого необходимый материал. Упражняться в умении договариваться во время решения важных вопросов, распределения обязанностей. Совершенствование умения вырезания и аккуратности во время выполнения аппликации; способствовать развитию мелкой моторики; воспитывать умения доводить начатое дело до конца.
Материал: лист картона, цветная бумага, предметные картинки животных, ножницы, клей.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: «Кто это?», «Кто пришел?», «Бывает или нет?», «Узнай по описанию», «Загадай, а мы отгадаем»,
Настольно-печатные игры:
«Зоологическое лото», «Кто играет с нами в прятки?», «Сложи картинку», «Все ли верно, докажи», «Животные тундры», «А я еще знаю»,
Подвижные игры: «Олень играет в мяч», «Совушка»
Сюжетно-ролевые игры: «Экспедиция на Северный полюс»
Двигательная
деятельность
Физпауза: «Зарядка медвежат», игровой массаж с музыкальным сопровождением «Вот так холод, вот мороз»
Графическая деятельность
Работа над развитием мелкой моторики и логического мышления «Тюлень»; штриховка картинок животных
Гимнастика
Артикуляционная:
Артикуляционная гимнастика для губ:
«Исхудавшие пингвины»;
«Морж широко открывает рот и ловит планктон»;
Артикуляционная гимнастика для языка:
«Морж на лежбище;
«Дельфин-нарвал;
Дыхательная:
«Мечты об Арктике», Произнести на одном выдохе фразу: « Не заплывайте далеко в море»
Пальчиковая:
" Животные севера"
Речевая
деятельность
Работа над чистоговоркой:
« Мы смотрели нa моржa, повторяем слоги - Ж А…»
Работа над развитием силы голоса:
Стихотворение «На полянку, на лужок…»
Самостоя-тельная работа
Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений (для определенного круга детей). Выкладывание «Оленя» из палочек».
Индивидуаль-ная работа
Цели: воспитывать желание работать в коллективе; способствовать развитию детской инициативы; выявлять умения детей, творчески подходить к развязыванию проблемы, что возникают во время работы; развивать мелкую моторику рук; закончить диагностику знаний детей по данной теме.
Работа с родителями
Вспомнить с детьми животных, которые живут в южных и северных странах. Рассмотреть с ребенком энциклопедии и другие книги про животных.
Постоянно обогащать знания детей об условиях жизни и повадках животных.
Рассказать ребенку об интересных фактах из жизни животных.
Очень полезно привязывать прочитанное к событиям, которые происходят в жизни ребёнка, это на порядок повышает их актуальность и заинтересованность в глазах юного читателя.
Детям нравится проводить сравнения между различными событиями в их пока ещё маленькой жизни.
Информационный. 2 день
Проектное занятие
по развитию речи
Тема занятия: Животные Севера. В гости к медвежонку Умке.
Цели занятия:
Расширять представления детей о животном и растительном мире Севера. Упражнять в образовании имен существительных - названий детенышей животных, существительных в родительном падеже, притяжательных прилагательных.
Продолжить работу над составлением сложносочиненных предложений с союзом «а» и объединением их в рассказ-описание.
Совершенствовать умения составления словосочетаний в творительном падеже, сочетания существительных с числительными.
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Четвертый лишний», «Один-много», «Назови ласково»
Настольно-печатные игры: «Кто спрятался?», «Что перепутал художник?», «Найди отличия», «Покажи и расскажи»
Сюжетно-ролевые игры: «Экспедиция на Северный полюс»
Подвижные игры: «Отгадай, помолчи, покажи», «Пингвины»
Двигательная
деятельность
Игра с предметами «Мишку на руки возьми» с музыкальным сопровождением; Физпауза «Тюлень»
Графическая деятельность
Развитие мелкой моторики и логического мышления «Животные Севера», соединить по точкам животных.
Гимнастика
Артикуляционная:
Артикуляционная гимнастика для губ:
«Полярная сова и пингвин снесли яйца;
«Тюлень цедит воду сквозь зубы;
Артикуляционная гимнастика для языка:
«Дельфин-нарвал на охоте;
«Тюлень ловит рыбу;
Дыхательная :
«Морж», «Ушки»
Психогимнастика:
«Олени»
Пальчиковая:
«Тюлени», «На Севере белый мишутка живет»
Речевая
деятельность
Работа над развитием силы голоса:
Называние животных с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса.
Работа над чистоговоркой:
«Лень-лень-лень, ходит по горам (олень)…»
Самостоя-тельная работа
Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений (для определенного круга детей). «Выкладывание «Оленя» из геометрических фигур».
Индивидуаль-ная работа
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Рассматривание иллюстраций о животных и беседа по вопросам. Активизация словаря по данной теме.
Эксперимен-тально-исследова-тельская деятельность
Тема: «Почему у большинства животных Севера шкура покрыта густым теплым мехом?».
Цель: Дети должны узнать, как северные животные приспособлены для жизни в таком суровом краю.
Работа с родителями
Порассуждать с детьми над проблемным вопросом «Что было бы, если бы исчезли животные?»
Информационный. 3 день
Проектное занятие по звукопроизно-
шению с элементами грамоты.
Тема занятия: Звук С. Сова- путешественница.
Цели занятия:
Закреплять правильное произношение звука «с» в словах, в словосочетаниях.
Формировать слуховой контроль за самостоятельным произнесением звука «с». Развивать фонематический слух, умение определять наличие звука (с) в словах, навыки звукового анализа и синтеза.
Работать над развитием грамматического строя речи через согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
Развивать психические процессы.
Развивать пространственное восприятие.
Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: « Раздели слова на слоги», «Назови семейство», «Кто как передвигается?», «Чей, чья, чьё?», «Образуй новое слово» ( плыть-доплывать, переплывать,…)
Настольно-печатные игры: «Найди и назови семью», «Зоологическое лото», « Найди животное, о котором говорится»
Подвижные игры: «Мяч бросай – животных называй», «Холодно-жарко»
Двигательная
деятельность
Физпауза «Пингвин», Этюд «Северный полюс» (с музыкальным сопровождением)
Графическая деятельность
Дорисовать вторую часть пингвинов по образцу. Работа с трафаретами «Животные Севера».
Гимнастика
Артикуляционная:
Артикуляционная гимнастика для языка:
«Птенец пингвина пробивает скорлупу;
«Морской слон рычит;
Дыхательная:
«Олень», «Пингвины»
Пальчиковая:
«Мальчик с пальчик, где ты был?»
Речевая деятельность
Работа над чистоговоркой:
«Лень-лень-лень, живет на Севере (тюлень)…»
Работа над развитием силы голоса:
Произношение предложений с изменением силы голоса
Самостоятель-ная работа
Работа с трафаретами «Животные Севера» (различные виды штрихования, раскрашивание)
Индивидуаль-ная работа
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Совершенствование навыков звукового анализа с некоторыми детьми. Формирование логопедом эмоциональной стороны речи детей (при работе со стихотворениями, составлении диалогов и их обыгрывании).
Эксперимен-тально-иссле-довательская деятельность
Тема: «Почему медведь не покрывается льдом, когда вылезает из воды?»
Цель: Определить связь между строением и образом жизни белого медведя.
Работа с родителями
Разучивание песен, стихов и загадок с детьми о животных.
Изготовление поделок животных Севера из различных материалов для коллективного изготовления макета.
Информационный. 4 день
Проектное занятие
по развитию речи.
Тема занятия: Животные Севера. В гости к пингвинёнку Лоло.
Цели занятия: Систематизировать знания детей о животных Северных стран; их места обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей существительными обозначающими животных и их детенышей; сложными прилагательными. Совершенствовать умение составлять графические изображения для мнемотаблицы, а затем заучивать стихотворения по ней. Развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь. Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.
Продуктивная деятельность
Тема: Изготовление макета «Снежная страна».
Цели: Создать условия для создания коллективной композиции из природного и бросового материала. Показать возможность создания зверей из пластилина и снежного пространства из ваты и пенопласта.
Дать возможность детям, самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной композиции.
(Также заготовленные животные, изготовленные из различных материалов (пластилина, картона), готовые фигурки животных, дети приносят из дома).
Материалы: лист тонкого пенопласта, вата, клей, белая ткань, ножницы, емкость для воды (море), снежинки, фигурки животных.
Методы и приемы:
Игровой прием. На севере суровый, холодный климат. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как у нас. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба. И редко кому там придется побывать. А хотели бы вы там побывать?
Назначение: изготовление макета для создания сказок о животных Севера.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: « Слова наоборот», «Что кому нужно?», «Закончи предложение», «Игра в слова» (хлопнуть в ладоши, услышав подходящее слово о животном), «Найди сходства и различия»
Настольно-печатные игры: « Кто у кого?», «Чей, чья, чьё?», «Сложи картинку», «Кто знает, пусть продолжает»
Подвижные игры: « Животные и их детеныши» (игра с мячом), «Стой, олень»
Двигательная
деятельность
Физпауза «Кто на севере живет?», «Медвежата на Севере»
Графическая деятельность
Дорисовать вторую часть пингвинов по образцу, задание на развитие мелкой моторики и логического мышления «Кто, где живет?»
Гимнастика
Артикуляционная:
Артикуляционная гимнастика для губ:
«Исхудавшие пингвины»;
«Морж широко открывает рот и ловит планктон»;
Артикуляционная гимнастика для языка:
«Морж на лежбище;
«Дельфин-нарвал;
Дыхательная:
«Ветер»
Пальчиковая:
«Это звери»
Речевая деятельность
Работа над чистоговоркой:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу
в зоопарк пришли к моржу…»
Работа над развитием силы голоса:
Игра «Эхо»
Самостоятель-ная работа
Рассматривание книг и иллюстраций с животными.
Индивидуаль-ная работа
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Развитие лексико-грамматической стороны
Эксперимен-тально-иссле-довательская деятельность
Тема: «Почему пингвины не летают?»
Цель: Выявить различия в строении птиц и пингвинов.
Определить связь между строением и возможностью летать.
Работа с родителями
«Домашняя игротека». Знакомство педагогами родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей о животных, которые можно сделать своими руками.
Информационный. 5 день
Проектное занятие по звукопроизно-шению с элементами грамоты.
Тема занятия: Звук С'. Дифференциация звуков С-С'. В гостях у Синего Кита.
Цели занятия:
Закреплять правильное произношение звуков С, С'.
Совершенствовать умение у детей давать сравнительную характеристику звуков С, С' с опорой на акустические и артикуляционные признаки.
Уметь дифференцировать звуки С, С' в словах и предложениях. Совершенствовать умения согласовывать прилагательные с существительными.
Развивать связную речь, речевое дыхание, воздушную струю, общую, мелкую и артикуляционную моторику, фонематические процессы.
Воспитывать навыки сотрудничества между детьми, взаимопомощи, аккуратности, умение слушать друг друга, умение видеть красоту природы.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: « Послушайте, запомните и назовите», «Придумайте логические цепочки из данных слов», «Бывает-не бывает?», «Мой, моя, моё», «Кто или что?»
Настольно-печатные игры: «Рассели животных», «Кто лишний?»
Подвижные игры: « Будь внимательным», « Сделай фигуру изо льда»
Двигательная
деятельность
Физпауза «Сидели два медведя», «Юрта»
Графическая деятельность
Соединить животных по точкам; задание на развитие мелкой моторики и логического мышления « Кто лишний?»
Гимнастика
Артикуляционная:
Артикуляционная гимнастика для губ:
«Исхудавшие пингвины»;
«Морж широко открывает рот и ловит планктон»;
Артикуляционная гимнастика для языка:
«Морж на лежбище;
«Дельфин-нарвал;
Дыхательная:
«Перекличка животных», «Северок-ветерок»
Пальчиковая:
«Жили-были три пингвина»
Речевая деятельность
Работа над чистоговоркой:
«Ведь-ведь-ведь, на снегу лежит (медведь)…»
Упражнение для выработки длительной воздушной струи:
Игра «Добавь слово».
Работа над развитием силы голоса
Имитация голосов животных: «Крик поморника», «Голоса тюленей».
Самостоятель-ная работа
Выполнение звукового анализа слов, используя фишки ( для определенного круга детей).
Индивидуаль-ная работа
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Провести информационную работу с детьми, которые отсутствовали на предыдущих этапах. Развитие связного высказывания при распространении предложений однородными членами, а также составлении описательных предложений о животных.
Эксперимен-тально-исследова-
тельская деятельность
Тема: «Айсберг»
Цель: Визуально познакомить детей с айсбергом. Расширить представление о том, что айсберги, не смотря на свои огромные размеры, не стоят на месте, а плавают.
Работа с родителями
Практикум для родителей: «Какие основные направления практического использования чистоговорок? Составление чистоговорок с определенными словами (названиями животных)».
Информационный. 6 день
Проектное занятие
по развитию речи.
Тема занятия: Животные жарких стран. Путешествие в Африку.
Цели занятия: Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей.
Продолжить работу над развитием связной речи.
Совершенствовать умение давать полные ответы на поставленные вопросы.
Уметь образовывать названия детенышей животных.
Совершенствовать умения согласовывать существительные с числительными.
Совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных.
Продолжить работу над согласованием слов в словосочетаниях и предложениях по падежам.
Развивать органы артикуляционного аппарата на основе чистоговорок с изменением громкости и темпа речи.
Предотвращение эмоциональных расстройств, благодаря психогимнастике.
Развивать внимание, память, мышление.
Совершенствовать мелкую и общую моторику.
Прививать любовь к животным.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: «Один-много», «Скажи наоборот», «У кого кто?», «Назови части тела животного», «У кого кто?».
Настольно-печатные игры: «Что перепутал художник?», «Найди отличия», «Чей, чья, чьё?», «Сложи картинку»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк»,
Подвижные игры: « Обезьянки»
Двигательная
деятельность
Физпауза «Мы по Африке гуляем», психогимнастика «Саванна»,
Графическая деятельность
Соединить по точкам картинку «Слона»; Дорисовать и раскрасить животных так, чтобы одно из них стало леопардом, а другое – тигром.
Гимнастика
Артикуляционная:
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц «Бегемот»;
Упражнения для щек и губ «Обезьянки»,
«Разговор обезьян».
Дыхательная:
«Слон пьет воду»
Психогимнастика: «Обезьяна»
Пальчиковая:«Африка»
Речевая деятельность
Работа над развитием высоты голоса:
«Дали туфельку слону…» Проговаривание стихотворения с изменением высоты голоса.
Работа над скороговоркой:
«Полосатые тигрята от рожденья полосаты»
Самостоя-тельная работа
Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений (для определенного круга детей). Выкладывание «Жирафа» из палочек.
Индивидуаль-ная работа
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Работа над предложением: исправление деформированного предложения с помощью игры : «Какое слово заблудилось?». Повторение изученных стихотворений о животных с помощью мнемотаблицы.
Работа с родителями
Подготовить материал для личной странички в энциклопедии «Интересные животные»: сообщение «А знаете ли вы…?», картинки и иллюстрации по содержанию. Сообщение должно содержать короткие интересные данные о строении, повадках или образе жизни животном, которое населяет южные или северные страны.
Репродуктивныйный. 7 день
Проектное занятие по звукопроизно-шению с элементами грамоты.
Тема занятия: Звук З. Приключения Зайки-Зазнайки.
Цели занятия:
Закреплять правильное произношение звука «З» в слогах, словах, в связной речи.
Формировать слуховой контроль за самостоятельным произношением звука «З».
Развивать фонематический слух, умение определять наличие звука «З» в слогах, словах. Совершенствовать умения определять позицию изучаемого звука в словах.
Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа и синтеза.
Продолжать развивать артикуляционную моторику.
Работать над развитием грамматического строя речи через согласование существительных с глаголами.
Познакомить детей с буквой «З», которой обозначается изучаемый звук. Совершенствовать навык чтения слогов с изученными буквами.
Активизировать словарный запас.
Развивать логическое мышление, умения исправлять логические ошибки (намеренно допущенные), зрительное внимание, давать самостоятельные умозаключения.
Продолжить работу над развитием мелкой и общей моторики.
Воспитывать трудолюбие, умение дружно работать в коллективе.
Продуктивная деятельность
Тема: Изготовление энциклопедии «Интересные животные»
1 этап - Оформление личной странички - сообщения «А знаете ли вы…?» для создания энциклопедии.
2 этап - Коллективное изготовление обложки для энциклопедии
« Интересные животные», куда войдут личные сообщения детей.
Цели:
Развитие связной речи (где ребенок проговаривает что он делает и как);
Совершенствование уровня накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (работа с клеем и ножницами);
Развитие мелкой моторики рук;
Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок; аргументирование своего выбора;
Проявление интереса к созданию собственных книг;
Продолжение воспитания дружеских взаимоотношений, умение работать в паре;
Воспитание эстетического вкуса.
Материалы: цветные карандаши, краски, ножницы, картинки с животными (домашняя заготовка).
Методы и приёмы:
Игровой прием: на «дереве целей» появляются прикрепленное изображение книги с вопросительным знаком. Это заинтересовывает детей и логопеда; проблемная ситуация: что это может означать?; мнения детей; выбор детьми сюжета и способов исполнения; оформление сообщения; коллективное изготовление
обложки для энциклопедии.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Договори слово», «Кого я загадала?»
Настольно-печатные игры: «Кто что ест?», «Зоологическое лото», «Найди отличия», « Найди и назови всю семью»
Подвижные игры: « Летает, плавает, бегает», «Змея»
Двигательная
деятельность
Физпауза «Попугай зеленый Жак», музыкальная динамическая пауза «Лимпопо».
Графическая деятельность
Соединить по точкам картинку «Льва», дорисовать картинки «Бегемот и пеликан».
Гимнастика
Артикуляционная:
Упражнения для языка
«Жираф жует листочки», «Обезьянка», «Обезьянки качаются на лианах», «Сигнал опасности у обезьянок».
Дыхательная:
«Слоники»
Пальчиковая:
«Змея»
Психогимнастика:
« Гиппопотам»
Речевая деятельность
Работа над развитием интонационной выразительности речи:
Четверостишие «И вскричал гиппопотам»
Работа над скороговоркой:
«За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам».
Самостоятель-ная работа
Выполнение упражнений и дидактических для формирования правильной слоговой структуры многосложных слов и слов со стечениями согласных (для определенного круга детей). Выкладывание «Зебры» из палочек.
Индивидуаль-ная работа
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Проведение игры - фантазирования «Каким бы я был животным, почему?» Работа с детьми по имитированию движений и голоса животного, перевоплощения в него.
Эксперимен-тально-иссле-довательская деятельность
Тема: «Какой длины синий кит?»
Цель: Предоставить детям научные сведения о размерах самого большого животного на Земле - синем ките.
Работа с родителями
Совместное участие детей и родителей в выставке рисунков « Мир диких животных».
Обобщающий. 8 день
Проектное занятие КВН
Тема занятия: КВН "Дикие животные жарких стран и Севера"
Цели занятия:
Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера.
Обогащать и активизировать словарь названиями этих животных.
Формировать умения детей находить сходства и различия во внешнем виде, повадках, месту обитания животных.
Уметь анализировать условия жизни животных.
Развивать связную речь детей.
Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять по картинно-графическому плану схеме описательные загадки о животных жарких стран и Севера.
Совершенствовать грамматический строй речи через динамические игры, совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Совершенствовать умения детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.
Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.
Воспитывать чувство коллективизма и партнерства в команде.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: «Какой, какая?», «Добавь словечко», «Чей, чья, чьё?», «Прохлопай слово»
Настольно-печатные игры: «Зашумованые картинки», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?», «Сложи картинку»
Подвижные игры: « Волк и обезьяны», «Веселый зоопарк»
Двигательная
деятельность
Физпауза «Обезьянки», «Жираф», «Попугай», музыкальная динамическая пуза «Пальма».
Графическая деятельность
Дорисовать картинку «Окрас животных», «Телефон»
Гимнастика
Артикуляционная:
Речевая зарядка «Африка»
Дыхательная:
«Поиграем животиками»
Психогимнастика:
«Лев»
Пальчиковая:
«Мы шагаем в зоопарк» (с использованием су-джока»
Речевая деятельность
Работа над развитием силы голоса:
«Рычание тигра и тигренка» Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом.
Работа над развитием высоты голоса:
«Тигр свирепый зверь». Проговаривание стихотворения с изменением высоты голоса.
Работа над скороговоркой:
«Говорит попугай попугаю:
- Я тебя попугай попугаю!...»
Самостоя-тельная работа
Продолжить работу над понятием «рифма». Учить выбирать одно слово из трех предложенных, подходящее по смыслу, добиваясь рифмы в стихотворении (для определенного круга детей). Выкладывание «Змеи» из палочек.
Индивидуаль-ная работа
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Составление предложений со сложными словами: длинношеий.
Работа с родителями
Создание копилки «Мы их знаем».
Творческий. 9 день
Проектное занятие по звукопроизно-шению с элементами грамоты.
Тема занятия: Дифференциация звуков З-З’. Экскурсия в зоопарк.
Цели занятия:
Закреплять правильное произношение звуков «З, З’» в слогах, словах, в словосочетаниях.
Формировать слуховой контроль за самостоятельным произношением звуков «З, З’».
Развивать фонематический слух, умение определять наличие звуков «З, З’» в слогах, словах и предложениях.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
Продолжать развивать артикуляционную моторику.
Продолжить работу над развитием грамматического строя речи через согласование существительных с числительными в роде, числе; существительных в родительном падеже.
Активизировать словарный запас.
Продолжить работу над развитием связной речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивать психические процессы (логическое мышление, слуховое и зрительное внимание).
Совершенствовать умение изменять высоту и силу голоса.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитывать трудолюбие, желание познавать новое и интересное о животных, бережное отношение к ним.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: « Назови семью животного», «Назови ласково», «Мой, моя, мои», «Бывает – не бывает»
Настольно-печатные игры: « Кто спрятался в цифрах?», «Кто лишний?», «Кого не стало?», «А еще я знаю»
Подвижные игры: «Тигр на охоте», «Зоопарк»
Двигательная
деятельность
Физпауза «Водопой», психогимнастика «Носорог»
Графическая деятельность
Дорисовать половинки мордочек животных по образцу; Игра «Что перепутал художник?» (соединить соответствующие части животных)
Гимнастика
Артикуляционная:
«Злой шакал», « Слон поднимает и опускает хобот».
Дыхательная:
«Перекличка животных»
Пальчиковая:
«Игра в зверей»
Мимическая:
«Обезьянки-кривлялки», « Сердитый тигр», «Испуганная газель»
Работа над развитием силы голоса
Работа над развитием силы голоса:
«Крокодил». Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
Работа над чистоговоркой:
«ышка-ышка-ышка, скачет по ветвям мартышка…»
Работа над развитием ин-тонационной выразительности речи:
Четверостишие «Что за шум? Что за вой?»
Работа над скороговоркой:
«Слоны умны,
Слоны смирны…».
Самостоя-тельная работа
Упражнения для отработки интонационной выразительности речи (вопросительной, восклицательной). Выкладывание « Жирафа» из геометрических фигур.
Индивидуаль-ная работа
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Составление сложноподчиненных предложений о животных с союзами чтобы, потому что.
Работа с родителями
День открытых дверей. Посещение родителями занятия по звукопроизношению с элементами грамоты «Дифференциация звуков «З-Зꞌ. Экскурсия в зоопарк».
Продумывание идеи и подборка информации для изготовления книжки- малышки «А он мне нравится…».
Рефликсионно-оценивающий. 10 день
Проектное занятие.
Тема занятия: Изготовление и презентация книжки- малышки
«А он мне нравится…»
Цели занятия:
Прививать любовь к книге, его познавательную способность и любознательность;
Вызвать интерес к созданию собственной книги;
Обогащать словарный запас;
Развивать умения думать, анализировать и высказывать своё мнение о происходящем, выражать свою точку зрения, делать умозаключения.
Активизировать память и воображение;
Развивать мелкую моторику рук;
Создать условия для эмоционального состояния детей, развития их интеллекта, чувства сопереживания во время изготовления детской книги поэтапно:
1 этап: - рисование сказочного сюжета;
2 этап – составление сказки по своему рисунку;
3 этап – изготовление книжки.
Материалы: листы бумаги, краски, карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, сказочные персонажи (домашняя заготовка)
Методы и приёмы: Игровой прием: на «дереве целей» появляется письмо от детей младшей группы с просьбой познакомить их с новыми сказками о животных. Это заинтересовывает детей и логопеда; проблемная ситуация: что это может означать?; мнения детей; выбор детьми сюжета и способов исполнения; рисование сказочных сюжетов; составление сказки по своему рисунку; изготовление книжки-малышки.
Совместная игровая деятельность
Дидактические словесные игры: «Придумайте логические цепочки из данных слов», «Что общего и чем отличаются?», «Послушайте, запомните, назовите», «Кто знает, пусть продолжает»
Настольно-печатные игры: «Кто у кого?», «Найди одинаковых черепах», «Что перепутал художник?», «Найди отличия», «Собери всю семью», «Кто знает, пусть продолжает»
Подвижные игры: « Найди животных данной группы»
Двигательная
деятельность
Физпауза «Звериная зарядка» (Жираф-великан, Слон машет хоботом, Лев трясет гривой, Крокодил ползет); Музыкальная динамическая пауза «У жирафов»
Графическая деятельность
Задание на развитие логики и мелкой моторики «Из скольких геометрических фигур состоит жираф?», «Кто в каком домике живет?»
Гимнастика
Артикуляционная:
Упражнения для языка
«Жираф жует листочки», «Обезьянка», «Обезьянки качаются на лианах», «Сигнал опасности у обезьянок».
Дыхательная:
«Уставший бегемот»
Пальчиковая:
«Верблюд», «Крокодил», «Жираф», «Черепашки», «Тигр».
Речевая деятельность
Работа над чистоговоркой:
«Аф-аф-аф, задрал голову жираф…»
Работа над развитием силы голоса:
Пропевание «Песенки мартышки». Проговаривание стихотворения с изменением высоты голоса « Бегемот гулял по городу».
Работа над скороговоркой:
«Забавной обезьяне бросили бананы…».
Самостоя-тельная работа
Выкладывание «Верблюда» из геометрических фигур.
Индивидуаль-ная работа
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Распутывание предложений-небылиц «Путаница». Самостоятельное придумывание небылиц.
Работа с родителями
Поблагодарить родителей за помощь в подготовке и организации проведения данного проекта.
Схема построения занятий
1. В оргмомент занятий включались релаксационные, музыкально – ритмические упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях.
3. В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. Использовались кинезеологические упражнения.
4. Проводился самомассаж пальцев рук.
5. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия.
Основные задачи физминутки – это:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствовали совершенствованию общей моторики, коррекции и развитию речи. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствовало совершенствованию мелкой моторики и также коррекции и развитию речи. Музыка и ритмичные движения хорошо снимали усталость и благотворно влияли на настроение детей. Физминутка проводилась и в форме психофизической гимнастики.
6. Велась работа над усвоением лексико-грамматического строя.
7. Давались задания на словотворчество, на фонематическое представление.
8. Предусматривались задания на коррекцию психофизических функций;
- чтение диалогов по ролям;
обыгрывание различных ситуаций.
9. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.
10. Использовались логоритмические упражнения.
11. Проводилась гимнастика для глаз.
12. Также на занятиях использовался инновационный метод - наглядное моделирования. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
13.С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.
Результат проведения проектной деятельности
Окончание проекта: рефлексия
В ходе обсуждения выясняется, все ли дети поняли тему правильно.
Детям задаются вопросы:
1) Кто узнал что-то новое для себя?
2) Что вас особенно удивило?
3) Какая деятельность в проекте вам понравилось больше всего и почему?
В процессе проживания темы проекта воспитанники проявили активный познавательный интерес, стремились поделиться полученной информацией.
В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
Социальная
– взаимодействовали друг с другом, с младшими детьми.
Коммуникативная
– задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки.
Информационная
– получали информацию из разных источников, делились ею.
Деятельностная
– подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от рисунков до сценария инсценировки).
Здоровьесберегающая
– играли в «обезьянок», «гепардов и жирафов», «леопардов и зебр». После тематического физкультурного занятия говорили – «Я самая ловкая обезьянка», «Я самый быстрый гепард» и пр.
Проект «Эти забавные животные» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.