Проект по экологическому воспитанию «Насекомые и их знакомые» в группе раннего возраста (2–3 года)
Проект по экологическому воспитанию
«Насекомые и их знакомые» в группе раннего возраста (2-3 года)
Вид проекта : познавательно-творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный (последняя неделя мая)
Участники проекта : дети раннего возраста группы «Теремок», воспитатели группы «Теремок», музыкальный руководитель, родители (их законные представители).
Актуальность.
В раннем возрасте у малышей формируются основы представлений и знаний о природе. В рамках современных требований ФГОС ДО педагогам необходимо рассмотреть новые формы работы, которые создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.
Этот проект поможет детям больше узнать о насекомых, их внешнем виде и строении, способе передвижения, научит правильному отношению к ним.
Цель проекта : Создание условий для формирования у детей раннего возраста основ экологической культуры, правильного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы.
Задачи проекта :
1. Развивать и поддерживать познавательный интерес к насекомым, поощрять интерес к жизни насекомых, их внешнему виду и строению, способам передвижения.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Содействовать активизации речи воспитанников.
Планируемы результаты
Систематизировать представления малышей о многообразии насекомых, расширять словарный запас, различать насекомых по внешнему виду, воспитывать бережное отношение к насекомым.
Ожидаемые результаты
1. Дети должны овладеть понятием «Насекомые», узнавать на картинках и правильно называть насекомых (муравей, бабочка, кузнечик, пчела, паук, божья коровка, стрекоза, муха, комар)
2. Дети должны иметь представление об особенностях внешнего вида некоторых насекомых (цвет, количество лапок, наличие крыльев и т. п.)
3. Дети должны иметь представление о способах передвижения и звукоподражании (прыгают, летают, ползают, жужжат, пищат, стрекочут и т. д.)
Эколого-предметная среда в группе
Центр экологического развития : модели насекомых, иллюстрации с насекомыми, схемы сред обитания некоторых насекомых, макет муравейника, схемы жизненного цикла насекомых, настольно-дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики с помпонами, прищепками, пуговицами, пробочками, камушками Марблс, пластилином.
Методы и формы работы с детьми
• Наблюдения;
• Рассматривание иллюстраций;
• Беседы с использованием иллюстрационного материала;
• Настольно-дидактические игры
• Подвижные игры и игровые упражнения;
• Пальчиковые и логоритмические игры;
• Слушание сказок, рассказов, стихотворений, разучивание четверостиший и закличек;
• Художественно-эстетическая деятельность
Этапы проекта : Подготовительный, основной, заключительный
Реализация проекта.
1 этап – Подготовительный
1. Постановка цели и задач
2. Подбор наглядно-иллюстрационного материала
3. Подбор художественной литературы по теме
4. Изготовление атрибутов для театрализованных и подвижных игр
5. Подбор и изготовление настольно-дидактических игр
6. Подбор материала для картотек с подвижными и дидактическими играми
7. Подбор материала для картотеки стихотворений про насекомых
8. Подбор материал для продуктивной художественно-эстетической деятельности
9. Информационное обеспечение родителей (законных представителей)
10. Изготовление макета муравейника для муравьев и улья для пчел
2 этап – Основной
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Насекомые и их знакомые»
Включает в себя:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями (законными представителями)
Работа с детьми
Социально-коммуникативное развитие
1. Беседы с детьми на темы:
- Кто такие насекомые?
- В чем польза насекомых?
- Где дом у насекомых?
- Почему нельзя насекомых трогать?
2. Игры на развитие мелкой моторики с пробочками, помпонами, прищепками, камушками Марблс, шнуровкой, пуговицами, пластилином.
3. Игры на магнитной доске: Сложи картинку, Сложи насекомое из геометрических фигур, Спрячь насекомое
4. Театрализованные игры и инсценировки
5. Игры с заводными и резиновыми игрушками
Познавательное развитие
1. Наблюдения за насекомыми на участке
2. Просмотр иллюстраций
3. Просмотри и обсуждение мультипликационных фильмов, презентаций
4. Конструирование из пробочек и других материалов
5. Настольно-дидактические игры
- Кто лишний?
- Чья тень?
- Кто где живет?
- Собери картинку
- Целое из частей
- Картинки – половинки
- Разложи насекомых по цвету
- Найди всех насекомых
- Найди, кто спрятался
- Ползает, прыгает, летает
- Назови одним словом
- Покажи и назови
- На какой цветок полетит бабочка?
- Найди парочку
- Сложи жучков в банку
- Игры с фонариком «Кого поймали дети?»
- Игры с лупой «Кого увидели мальчики и девочки?»
- Большие и маленькие
- Найди и обведи
- Зоркий глаз
6. Игры с резиновыми насекомыми, сопоставление иллюстраций и резиновых объектов, сравнение величин.
Речевое развитие
1. Чтение произведений Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
2. Разучивание стихотворений, потешек, закличек про насекомых
3. Составление рассказов по серии картинок
4. Беседы с детьми про насекомых
5. Отгадывание загадок
6. Словарная работа
Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование ладошками «Бабочка – красавица»
2. Раскрашивание с элементами лепки «Божья коровка»
3. Коллективная работа «Насекомые на лугу»
4. Объемная аппликация из овалов «Гусеничка»
5. Графомоторные дорожки с использование фломастеров или пластилина
Физическое развитие
1. Пальчиковые и логоритмические игры
2. Подвижные игры «Поймай комарика (муху)», «Лягушки и комарики»
3. Игры с заводными игрушками
4. Дыхательные упражнения «Сдуй бабочку с цветочка»
5. Самомассаж ладоней «Бабочки»
6. Имитация движений насекомых
Работа с родителями
1. Подготовка печатного материала на тему: «Первая помощь при укусах насекомых»
2. Совместная работа детей и родителей (законных представителей) «Наши друзья – насекомые»
3. Индивидуальные беседы на тему: «Головной убор – неотъемлемая часть летнего гардероба»
4. Подготовка рекомендаций «Что можно почитать малышу» по теме проекта.
3 этап проекта – Заключительный
1. Совместная работа детей и родителей (законных представителей) «Наши друзья – насекомые»
2. Поделки из втулок от туалетной бумаги «Насекомые»
3. Коллективная работа «Насекомые на лугу» с использование нетрадиционных приемов рисование пальчиками и ладошками
4. Предоставление печатного материала на тему: «Первая помощь при укусах насекомых»
5. Музыкальный досуг «В гости к насекомым»
6. Пополнение предметно-пространственной среды группы по теме «Насекомые и их знакомые»
Макет муравейника.
Итоги проекта
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Вместе с детьми пришли к выводу, что необходимо охранять и бережно относиться к насекомым. Дети научились сравнивать насекомых, делать выводы.