* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .FollowedHyperlink {color: #800080; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;} .Table Paragraph {font-family: 'Times New Roman';}

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

с зам.директора по УВР приказом директора

_______/ З.Р.Игликова ________/Н.И.Вергун

«___» ______2024г. МБОУ НСОШ

«___» ______2024г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИЖНЕСОРТЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Программа

лагеря с дневным пребыванием детей

при МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

«Изобретатели чудес»

Возрастная категория: 6,5 - 17 лет

2024г.

Информационная карта программы

1

Наименование субъекта Российской Федерации

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнесортымская СОШ»

Юридический адрес: 628447

с.п.Нижнесортымский, ул. Хусаинова, 43

Телефон: (3463)87-61-06

Телефон/факс (3463)87-61-06

Электронная почта: sortum.00@mail.ru

3

ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности

Хайбуллина Эльмира Забировна, учитель начальных классов, Дорохова Дарья Олеговна, учитель русского языка МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

4

Название программы

Программа организации отдыха детей в период каникул в условиях лагеря с дневным пребыванием детей «Изобретатели чудес»

5

Выбранная номинация

(в соответствии с Положением п. 5.2)

Программа детских лагерей с дневным пребыванием (созданных в качестве юридических лиц или структурных подразделений организациями социального обслуживания, санитарно-курортными организациями, общественными организациями (объединениями) и иными организациями.

6

Целевая группа (возраст детей и специфика Программы (конкурсных материалов)

Обучающиеся с 6,5 до 17 лет

7

Контактная информация: адрес

(с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес участника Конкурса

628447, ХМАО- ЮГРА, Сургутский район, п.Нижнесортымский

Телефон: 89155620945

Электронная почта: elmira_ramil@mail.ru

8

Краткая аннотация содержания:

цель

и

задачи;

этапы реализации с кратким

описанием

ключевых

мероприятий;

ресурсное обеспечение;

ожидаемые

результаты;

новизна

Комплексная программа естественно-научного и технического направления. Программа «Изобретатели чудес» направлена на активную деятельность обучающихся по созданию и реализации индивидуального или командного естественно-научного и технического проектов, презентация которых будет осуществляться на итоговом мероприятии.

Возможности формирования основ естественно-научного и технического мышления представлены образовательными направлениями: «Космическое дарование», «Химический магистр», «Инженерный гений», «Лаборатория Креатива» (мастерская блогеров), «Рачительный хозяин» (финансовая грамотность),«Робототехника», «Микробиология».

1). Цель: организация инженерно-технологической деятельности, направленной на реализацию индивидуальных и командных проектов, имеющих практическое применение в быту.

Задачи:

Формирование ключевых инженерно-технических компетенций на опыте собственной деятельности;

Активизация и стимулирование интереса к инженерно-технической проектной деятельности путём внедрения интерактивных технологий;

Реализация инновационного потенциала учащихся, склонных к научно-техническому и инженерному творчеству через вовлечение школьников в проектно-исследовательскую и инженерную деятельность.

2). Паноптикум «Микроорганизмы и человек».

Экспозиция «Наш космический дом».

Выставка «Чудеса из ничего».

Лего-выставка творческих достижений «Робототехника».

Авиасалон «Крылатые машины».

Видеовыставка «Твой успех».

Экспо-выставка «Время и деньги».

3). Лагерная смена должна быть продолжением учебного процесса, но в других формах, более привлекательных и интересных, чтобы продолжалось погружение в увлекательный мир проектно-исследовательской деятельности.

9

Социально-экономическая значимость

Программа предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей.

10

Достижения автора(ов)

и организаций, реализовавших представленную на конкурс программу (или методические материалы)

https://vk.com/wall-138643995_23358
https://cloud.mail.ru/public/nczJ/QJUtx15sf

https://cloud.mail.ru/public/47tj/drRAZXEBX

https://cloud.mail.ru/public/JX5B/KwUyNmrU8

https://vk.com/wall-138643995_22942

https://vk.com/wall-138643995_22983

https://vk.com/wall-138643995_23006

https://vk.com/wall-138643995_23020

https://vk.com/wall-138643995_23255

«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться наиболее полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они приобретают опыт». (из Конвенции о правах ребёнка)

Пояснительная записка.

Для того чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие профильных летних лагерей. Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Современный стандарт образования направлен на обеспечение условий для развития обучающихся, их социальную самоидентификацию посредством социально и личностно значимой деятельности. Системно-деятельностный подход подразумевает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, их активную учебно-познавательную деятельность. Важно, чтобы самообразование стало для ребенка интересным, занимательным, а главное - осознанным. Необходимо создать такие условия, чтобы сама среда пребывания ребенка стала импульсом для познавательного творчества.

Современная цивилизация в основе своей динамики имеет научно-технический и научно-технологический прогресс, который, прежде всего, связан с ростом научных знаний. Техническое и научное творчество преобразовывают мир, способствуя развитию человечества.

Наше время – это время перемен. Стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие самостоятельно и творчески мыслить, обладающие богатым воображением и логическим мышлением, ответственные, предприимчивые, стремящиеся к постоянному самообразованию. Именно такое сочетание актуальных на сегодняшний день качеств личности позволяет использовать сферу научно-технического творчества в качестве особой педагогической, воспитательной и образовательной среды, которая отвечает одному из важнейших условий современного образовательного стандарта – формирование личностных, метапредметных и предметных требований к результатам образования. В логике развития данного направления появилась идея проведения на базе МБОУ «Нижнесортымская СОШ» оздоровительно-образовательной смены, целью которой является создание развивающего образовательного пространства в условиях летней профильной смены, способствующего оздоровлению, отдыху, развитию творческого и интеллектуального потенциала в сфере технического и естественно-научного творчества. В этой связи каникулярный период, а именно середина лета, и нахождение в летнем оздоровительном учреждении, представляется наиболее перспективной средой развития в данном направлении, так как образовательная деятельность сочетается с оздоровлением и разнообразными досуговыми мероприятиями, отражающими тематику смены.

Организация смены предполагает разработку программы смены и привлечение к ее реализации социальных партнеров, а также разработку и реализацию плана мероприятий в рамках данной программы и освещение деятельности в Интернет-пространстве. Данная программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

За лагерную смену дети пройдут «экспресс-курс подготовки эрудитов», в ходе которого приобретут дополнительные знания и умения в области химии, физики, биологии, астрономии и т.д. Также дети ежедневно будут включаться в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Программа профильной смены «Изобретатели чудес» предлагает широкий комплекс мероприятий, включает детей в различные виды деятельности, отвечающие современным требованиям:

- учебно-познавательная деятельность по трем направлениям;

- организация досуга;

- оздоровление.

Цель и задачи программы.

Цель: организация инженерно-технологической деятельности, направленной на реализацию индивидуальных и командных проектов, имеющих практическое применение в быту.

Формирование ключевых инженерно-технических компетенций на опыте собственной деятельности;

Активизация и стимулирование интереса к инженерно-технической проектной деятельности путём внедрения интерактивных технологий;

Реализация инновационного потенциала учащихся, склонных к научно-техническому и инженерному творчеству через вовлечение школьников в проектно-исследовательскую и инженерную деятельность.

Аннотация программы.

Программа включает в себя разноплановые увлекательные мастер-классы и тематические спецзадания в игровой форме, что делает жизнь детей не только познавательной, но и весьма азартной. Каждый день юных исследователей будет расписан по часам и минутам, наполнен событиями и заслуженными наградами. Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- устойчивым спросом родителей на организованный отдых обучающихся;

- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы. При составлении программы учитывались традиции и возможности ОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха.

Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с учетом особенностей местонахождения ОУ.

За лагерную смену дети пройдут «экспресс-курс подготовки эрудитов». Из детей и подростков будут сформированы 7 команд, с учетом желания детей, их возраста и интересов.

Программа реализуется работой 7 лабораторий: «Микробиология», «Космическое дарование», «Химический магистр», «Робототехника», «Инженерный гений», «Лаборатория Креатива», «Рачительный хозяин».

Программа каждой лаборатории рассчитана на всю лагерную смену. Работа каждого направления продолжается три дня. В первый день лагерной смены каждый ребенок получает карту-путеводитель, где представлены лаборатории. После прохождения лабораторий, в конце лагерной смены, проводятся ключевые мероприятия, на которых оцениваются приобретенные знания, умения и навыки по каждому направлению. Лучшие работы выставляются на фестиваль творческих работ на закрытие лагерной смены. Руководитель каждой лаборатории разрабатывает свои критерии защиты проекта.

Название лаборатории

Концепция лаборатории

Ожидаемый результат:

Микробиология

Приобретение первичных навыков исследовательской работы с живыми объектами, навыков работы с точными приборами, первичных навыков составления научной отчетности.

Расширение знания детей о невидимых живых организмах через проведение лабораторных работ.

Приобретение детьми компетентных представлений о профессиях, связанных с микробиологией. Освоение детьми методик биологического эксперимента и научного анализа полученных данных.

Паноптикум «Микроорганизмы и человек». Буклет «Семья- поддержка гениев»

Космическое дарование

Расширение знаний о Солнце и солнечной системе, формирование представления о Вселенной, галактиках, звёздах, науке астрономии и о том, как человек осваивает космос.

Получение детьми знаний о строении, размерах, форме, массе Солнца, о расстоянии от звезды до различных планет, познакомятся с большими планетами солнечной системы, об астероидах и кометах.

Приобретение детьми представлений о профессиях, связанных с астрономией.

Экспозиция «Наш космический дом». Лепбук «Семья- фундамент для развития вундеркинда»

Химический магистр

Изучение свойств воды, проведение исследований качества воды. Химия в быту.

Освоение технологий проведения различных экспериментов с водой; реализация некоторых мини-экспериментов данной направленности.

Освоение работы с различными видами микроскопов,

с микропрепаратами.

Выставка «Чудеса из ничего».

Театральная постановка о традициях семьи.

Робототехника

Программирование роботов разного назначения.

Формирование умения успешно взаимодействовать с миром машин и электронных устройств, приобретение детьми знаний об их составе и принципах работы. Формирование умений самостоятельно создавать роботов, которые могут помочь в домашних делах. Приобретение практических навыков создания системы от проектирования на бумаге, до внедрения в практику.

Лего-выставка творческих достижений «Роботоград».

Защита проекта «Я горжусь своей страной»

Инженерный гений

Формирование ключевых компетенций в области физики и формирование метапредметных знаний и умений через применение технологии исследовательского обучения и учебного проектирования. Формирование у детей представлений о научной картине мира, интереса к технике.

формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

понимание физических основ и принципов действия (работы) некоторых машин и механизмов, бытовых приборов.

Авиасалон «Крылатые машины». Театральная постановка «Трава у дома».

Лаборатория Креатива

Формирование знаний о функции блогера, принципах создания информационно-коммуникационных видеороликов, в том числе социальной направленности, основы краткой информации, психология, интернет аудитории, искусство общения, структура массовых информационных потоков.

Формирование социально-значимых личностных качеств учащихся, их созидательно-творческих инициатив. Повышение медиа- и информационной грамотности обучающихся и формирование в итоге их медиакультуры - важнейшего направления в развитии современного образования.

Видеовыставка «Твой успех- залог счастливой семейной жизни».

Рачительный хозяин

Формирование у детей активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Понимание и правильное использование детьми экономических терминов.

Представление о роли денег в семье и обществе.

Умение характеризовать виды и функции денег.

Знание источников доходов и направлений расходов семьи.

Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет.

Экспо-выставка «Время и деньги». Спортивное мероприятие «Здоровая семья- залог крепкой экономики»

Содержание программы.

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей и объединяет различные направления занятости и отдыха детей в условиях пришкольного лагеря дневного пребывания.

«Изобретатели чудес» - это естественнонаучная и техническая площадка, включающая семь лабораторий.

1.Лаборатория «Микробиология»

Содержание

Формат работы

1

Микробиология как наука. Основные области микробиологии. Знакомство с лабораторией, его оборудованием, изучение правил работы в лаборатории.

Виртуальная экскурсия «Занимательная микробиология».

2

Микрофлора воздуха.

Анализ результатов лабораторной работы «Определение загрязнения спорами бактерий и грибов разных помещений школы»

Лабораторная работа «Определение загрязнения спорами бактерий и грибов разных помещений школы». Создание памяток «Меры профилактики загрязнения спорами бактерий и грибов».

3

Важнейшие инфекционные болезни человека бактериальной природы и их возбудители. Пути передачи и распространения инфекций. Микроорганизмы, обитающие на предметах быта.

Лабораторная работа «Микроорганизмы и человек».

Ключевое мероприятие: защита проекта «Микроорганизмы и человек».

Материально-техническое оборудование:

Микроскопы

Компьютер

Проектор

Чашки Петри

Перечень информационно-методических материалов.

1. Асташина Н.И. Развитие исследовательской деятельности школьников в дополнительном экологическом образовании на ключевых орнитологических территориях: автореферат. Нижний Новгород 2011 г.

2. Зверев А.Т. Экологические игры/ А.Т. Зверев – Москва: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Дом педагогики», 2001 г.

3. Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б. Шумакова; под редакцией Н.Б. Шумаковой – Москва: Просвещение 2011г. – (Работаем по новым стандартам).

Интернет – ресурсы:

1. http:// rosolymp.ru/ - информационный портал Всероссийской биологической олимпиады для школьников;

2. http:// nplit.ru/ - библиотека юного исследователя;

3. http:// greenword.ru/ - иллюстрированный и познавательный блог о человеке и природе, об их неразрывной связи;

4. http:// www.youngecologistclub.ru/ - сайт клуба юных экологов.

2. Лаборатория «Космическое дарование»

Содержание

Формат работы

1

Общее представление о строении Солнечной системы.

Важнейшие открытия в астрономии.

Слайд-путешествие «Земля – наш космический дом».

2

Первый полет человека в космос. Основные направления международного сотрудничества в космосе.

Моделирование космических кораблей.

Мастерская «Человек и космос».

3

Знакомство с картой звездного неба. Галактика.

Моделирование и конструирование: моделирование сравнительных размеров Земли и Луны и расстояния между этими небесными телами.

Ролевая игра «Космический полет».

Ключевое мероприятие: защита проекта-экспоната «Наш космический дом».

Материально-техническое оборудование:

1.Телескоп

2.Глобус Земли, глобус Луны

3. Карта звездного неба

4.Мультимедиа комплект.

Перечень информационно-методических материалов:

http

://

www

.

astronet

.

ru

/

db

/

msg

/1197730/39.

html

Астрономия. Энциклопедия для детей. – М.:

Аванта

+, 1997

Астрономия для малышей. Методическое пособие по развитию естественнонаучных представлений у детей младшего школьного возраста. –

Ростов

н/Д:

Foundation

, 2013

Ванклив

Дж.

Эксперементы

по астрономии. – М.: АСТ: Астрель, 2009

3. Лаборатория «Робототехника»

Содержание

Формат работы

1

Презентация «Возможности Лего». Знакомство с набором «ЛЕГО We Do» Модель «Танцующие птицы». Сборка, составление программы.

Лего-соревнования, лего-выставки творческих достижений,

создание мобильного фотоальбома своих работ, презентация достижений.

2

Модель «Голодный аллигатор». Сборка, составление программы.

3

Сборка модели по выбору: «Рычащий лев», «Порхающая птица». Сборка, составление программы.

Ключевое мероприятие: лего-выставка творческих достижений «Роботоград».

Техническое оснащение программы

-Конструкторы-

наборы

LEGO

We

Do

№ 9580, 9585.

-компьютер с программным обеспечением «

Lego-education

»

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Д.Г.Копосов «Первый шаг в робототехнику» Москва. БИНОМ. 2012.

2.Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988.

3.ПервоРобот LEGO WeDo. Программное обеспечение. Комплект заданий. Книга для учителя. Мультимедийный СD-ROM

4.Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-

 5.В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.

http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego

http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs

http://www.lego.com/education/

http://lego.rkc-74.ru/

http://legoclab.pbwiki.com/

http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008

http://legomet.blogspot.com

http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego

http://www.school.edu.ru/int

4. Лаборатория «Инженерный гений»

Содержание

Формат работы

1

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

Визионерская лекция «Великие физики и их достижения».

2

Авиамоделирование.

Практическое занятие «Крылатые машины».

3

Интересные явления в природе. Занимательные опыты. Подготовка магических фокусов, основанных на физических закономерностях

Академия занимательных наук «Необычное в обычном».

Ключевое мероприятие: Фестиваль открытий «Лига эрудитов».

Перечень информационно-методических материалов:

Ресурсы, которыми сможет пользоваться ребенок:

http://afs.examen-technolab.ru/products/complects/2919

http://afs.examen-technolab.ru/products/productcategorys/4579

http://likt590shevchuk.blogspot.ru/2011/05/blog-post               

http://www.liveinternet.ru/users/2460574/post138312862       

http://igrushka.kz/katnew/prakt2.php                 

Перечень специального оборудования:

Ресурсы инженерно-технического класса.

Используемая литература:

Баланчевадзе

В. И., Барановский А. И. и др.

; Под

ред. А. Ф. Дьякова. Энергетика сегодня и завтра. — М.: Энергоатомиздат, 1990. — 344 с.

Шефтер

Я.И. Использование энергии ветра 2

издание..

,

перераб

, и доп. Энергоатомиздат.

Шейдлин

А. Е. Новая энергетика. — М.: Наука, 1987. — 463 с. 

Юдасин Л.

С..

Энергетика: проблемы и надежды. — М.: Просвещение, 1990. — 207с.

Мыслейко

Ю.,

Дробот

Е. Ф. Исследовательская работа «Альтернативные источники энергии» // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 141-146. URL:

«

Лаборатория Креатива

»

Содержание

Формат работы

1

Введение в блоггинг. Блоггинг и социальные сети. Текстовый блог. Структура текстов для целевой аудитории

Мозговой штурм «Блоггинг».

2

Фотоблог. Управление контентом. Видеоблог. Основы операторского мастерства. Нюансы видеосьемки на смартфон.

Выполнение практического задания «Выбор тематики фотоблога, места локации». Выполнение фотоблога с использованием мобильного телефона».

3

Монтаж на смартфоне. Программы и технологии.

Основы ораторского искусства.

Импровизация. Мизансцена. Пантомима.

Выполнение практического задания «Монтаж отснятого ранее материала, обучение работе с программами, просмотр готовых работ». Дискуссионная площадка. Тренинги, игры, постановка этюдов.

Ключевое мероприятие: Фестиваль видеороликов «Твой успех».

Материально-техническое оснащение:

- Аудио- и видеоаппаратура, компьютер, ноутбук, смартфоны с установленным программным обеспечением (электронные платформы и приложения Zoom, Skype, мессенджеры WhatsApp, Viber, социальные сети Instagram, VK, Ok).

Используемая литература:

Белоногова, Т.А., Приемы формирования безопасного поведения с детьми дошкольного возраста / Т.А. Белоногова. – 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9391.

Марчук, Н.Ю. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков / Н.Ю. Марчук, И.В. Пестова, Т.Р.

Дильмиева

. –

Екатерин-

бург

, 2014. – 52 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской

Федерации» [

Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/zakoni/273-fz-010117.pdf

Худасова

, О.Г., Социально-воспитательная работе в детском оздоровительном лагере / О.Г.

Худасова

, В.В. Баскакова // Инновационная наука. – 2015. – №10. – С.184-186.

6.Лаборатория «Химический магистр».

Содержание

Формат работы

1

Химия – наука о веществах и их превращениях. Вещества вокруг нас. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов. Химическая лаборатория.

Устный журнал «Д.И.Менделеев – великий ученый и химик».

2

Химия в быту. Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Лаборатория юных химиков.

3

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Соль для ванны и опыты с ней.

Лаборатория юных химиков.

Ключевое мероприятие: мастер-класс «Чудеса из ничего».

Материально-техническое оборудование:

Демонстрационные плакаты;

Раздаточный материал в виде схем, таблиц;

Химическая посуда (колбы, пробирки, мерные стаканы, пипетки, ложечки);

Химические реактивы.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер;

Проектор;

Колонки;

Интерактивная доска;

Принтер;

Диски (виртуальная лаборатория).

Перечень информационно-методических материалов.

Ван

Клив

Дж. «200 экспериментов»/ Пер. с англ. – М., «Джон

Уайли

энд

Санз

», 1995

Тебиева

Е.А. Химия для малышей / Химия в школе № 5, 2008

Макеев А.Ф.,

Осогосток

Д.Н., Тюменцева Т.С./

Валеология

в преподавании химии в школах

Севера.-

Якутск, 1999

Ивченко Л.А.,

Макареня

А.А.

Валеология

на уроках неорганической химии. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998

Ольгин О.М. чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. – М.: Дет

.

лит., 1987

Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П.

Лемени

Македона

. – М.:

Эксмо

, 2011

Лаборатория «

Рачительный хозяин

».

Содержание

Формат работы

1

Что такое деньги, и откуда они взялись? Какие деньги были раньше в России.

Назад в прошлое (путешествие в прошлое), беседы,

теоретические занятия.

ситуационная игра

образно-ролевые игры

исследовательская деятельность

дискуссия, обсуждение.

2

Откуда в семье деньги? На что тратятся деньги. Бюджет.

3

Как с умом управлять своими деньгами. Как делать сбережения.

Ключевое мероприятие: Квест «Покорение бюджетного олимпа».

Материально-техническое оборудование:

Демонстрационные плакаты;

Раздаточный материал в виде схем, таблиц;

Компьютер;

Проектор;

Колонки;

Интерактивная доска;

Принтер;

Перечень информационно-методических материалов.

Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

Интернет – ресурсы:

Методика

1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html

По этой ссылке вы попадаете в раздел компьютерных игр. В курсе может быть использована игра «Карл» (создание собственной фирмы и навыки предпринимательства).

2. Сайт «Основы экономики» http://basic.economicus.ru

Содержит учебно-методические материалы для школьного курса экономики от начальной до старшей школы. Раздел «Инфотека» включает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся основной и старшей школы. Также на сайте имеется путеводитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному образованию.

3. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением http://ecschool.hse.ru 4.

Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»

http://zanimatika.narod.ru/

5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

6. Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления»

http://www.mind-map.ru

Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

7. Сайт тренингового центра «Стимул» http://www.stimul.biz/ru/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике.

6. Планируемые результаты

Образовательные результаты по программе:

Углубление знаний по предметам: физика, химия, биология, информатика, астрономия;

Повышение интереса к профессиям инженерно-технического направления;

Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся через включение в проектную деятельность.

Предметные результаты по программе:

Научатся работать с компьютерными программами…

Освоят принципы работы с комплектом по робототехнике;

Научатся получать альтернативные виды энергии;

Научатся фотографировать, создавать фильмы-слайды с помощью компьютерных программ, создадут фотовыставку;

Освоят технику

создания мультфильмов с помощью компьютерной программы;

Научатся создавать макет автомобиля с экспериментальным запуском;

Создадут опытные модели устройств, демонстрирующих взаимодействие

химических веществ;

Научатся создавать

контенты

и управлять ими.

Компетентностные результаты по программе:

Обучающие научатся определять проблему, смогут подобрать источники информации, необходимые для решения проблемы, и смогут решить возникшую проблему.

Обучающие освоят принципы постановки гипотезы, определения объекта и предмета исследования, научатся правильно оформлять результат исследования.

Обучающие

реализуют проекты

инженерно-технического направления.

7.Форма оценивания.

В рамках лагерной смены используется защита проектов, как форма оценивания результатов по каждому направлению.

В лагерную смену планируется проведение спортивных соревнований. Так как в лагере 6 команд (отрядов), учащихся младшего и среднего возраста, то конкурсные мероприятия будут чередоваться со спортивными мероприятиями.

Исходя из того, что мы говорим о многообразии различных видов и форм деятельности в летнем лагере, можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, в соответствии со своими потребностями и возможностями и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.

Программа рассчитана на один год. В зависимости от педагогов, которые будут работать в лагере, направления работы лабораторий могут быть изменены.

8.Схема управления программой.

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель - май

Подготовительный этап (апрель - май)

Задачи:

подготовка к реализации программы лагеря с дневным пребыванием детей.

Ожидаемые результаты:

открытие лагеря с дневным пребыванием детей.

Основной деятельностью этого этапа является:

подготовка методических материалов;

адаптация программы дополнительного образования;

подготовка материально-технической базы;

составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).

Организационный этап (1 день смены)

Задачи этапа:

создание условий для успешной адаптации детей в лагере;

знакомство с лабораториями;

подготовка к основной деятельности в лагере.

Ожидаемые результаты:

воспитанники успешно прошли адаптационный период смены;

сделан выбор лабораторий;

воспитанники готовы к основной деятельности в лагере, повышен уровень мотивации участия в мероприятиях;

Основной деятельностью этого этапа является:

встреча детей;

запуск работы лабораторий;

формирование органов самоуправления в командах (отрядах);

знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;

оформление уголков отрядов, уголков безопасности

Ключевые мероприятия этапа:

Открытие лагеря;

День открытых дверей с представлением лабораторий программы.

Основной этап

Задачи:

реализация форматов по тематике смены;

организация социальной адаптации воспитанников;

развитие самоуправления в детском коллективе.

Ожидаемые результаты:

повышен интерес к инженерным, техническим специальностям;

повышен уровень физического здоровья воспитанников;

организовано взаимодействие воспитанников лагеря с социальными институтами, общественными организациями поселка;

повышен уровень социальной активности воспитанников лагеря.

Основной деятельностью этого этапа является:

реализация основной идеи смены;

вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно – творческих дел;

работа лабораторий по направлениям деятельности.

Итоговый

этап

(

20-21 дни смены)

Задачи:

Подведение итогов смены;

Ожидаемые результаты:

Высокий уровень удовлетворенности программой лагерной смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

обобщение итогов деятельности;

выпуск фотодневника лагеря;

подготовка материалов о работе лагеря для выставления на сайт школы.

Ключевые мероприятия этапа:

Фестиваль творческих работ «Лига эрудитов»

.

Система самоуправления

Для решения вопросов организации деятельности лагеря и развития позитивных личностных качеств детей, создаётся актив лагеря, в состав которого входят воспитанники лагеря, выбранные на одну смену, и педагоги. Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно- массовых мероприятий и творческих дел.

Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей.

Содействия в создании благоприятного психологического климата.

Актив лагеря – это совет лагеря и советы отрядов, которые являются органами самоуправления. Совет отряда выбирает командира. Командиры отрядов составляют совет лагеря. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности. В качестве равноправных членов актива входят взрослые:

В совет лагеря – начальник лагеря;

В совет отряда – педагоги, вожатые.

Каждый член актива имеет право:

На участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

На защиту своих прав и интересов.

Каждый член актива обязан:

Ответственно исполнять порученное дело;

Соблюдать законы общения и культуру поведения.

В совете отряда назначаются:

Командир отряда;

Звеньевые;

Ответственные за работу творческих мастерских;

Ответственные за санитарное состояние;

Физорг;

Редколлегия.

Педагоги помогают работать органам детского самоуправления, предоставляя им право обсуждения вопросов жизни коллектива, определение задач и принятия решений. Роль взрослых определяется по обоюдному согласию обеих сторон.

Система оценки и стимулирования деятельности

Коллективное стимулирование.

В лагерном уголке есть рейтинговая таблица отрядов, куда прикрепляются значки за успешное участие отрядов в общелагерных мероприятиях. Дополнительные значки могут получить отряды за особые успехи, за организацию общелагерных мероприятий.

Индивидуальное стимулирование.

Каждый участник лагерной смены имеет возможность получить «степень», принимая активное участие в жизни отряда, лабораторий. В отрядных кабинетах имеются рейтинговые таблицы, в которые прикрепляются полученные значки за участие в мероприятиях, также значки за успешное прохождение обучения в лабораториях.

Решение о присвоении «степени» принимается командным составом и объявляется на итоговом мероприятии.

Также предусмотрены следующие поощрения:

- объявление благодарности;

- награждение грамотой;

- награждение медалью «Эрудит»;

- занесение в Книгу почета лагеря.

Кадровое обеспечение

Для обеспечения реализации программы лагеря привлекаются сотрудники из числа педагогов школы в соответствии со штатным замещением:

Начальник лагеря - 1

Старший вожатый - 1

Аккомпаниатор - 1

Инструктор по физической культуре-

2

Воспитатели - 2 на каждый отряд.

Для реализации направлений образовательного блока привлекаются педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, инженер школы, педагоги школы, имеющие опыт работы.

Партнерские связи

Для реализации программы требуется организация взаимодействия с социальными структурами:

Структура поселка

Направления взаимодействия

КДЦ «Кристалл»

Предоставление услуг культуры (просмотр мультипликационных, детских художественных фильмов, культурно-развлекательные программы).

Поселковая, школьная библиотеки

Проведение библиотечных уроков, тематических выставок.

ГИБДД

Проведение тематических бесед по профилактики ДТТ; викторины, организация мероприятий по ПДД, экскурсий.

Полиция

Проведение инспектором по делам несовершеннолетних бесед по профилактике правонарушений.

Пожарная часть

Проведение бесед, экскурсий в ПЧ, сборов пожарной дружины, тренировочных эвакуаций.

МБУЗ «Участковая больница»

Профилактические беседы по ЗОЖ, реабилитация ослабленных и ЧБ детей, витаминизация.

Школьный музейный уголок

Проведение тематических экскурсий.

Мечеть

Проведение экскурсий.

Православный храм

Проведение экскурсий.

Ожидаемые результаты

1.Развитие познавательных и творческих способностей через включение в проектную деятельность. Реализация мини-проектов практического направления.

2. Укрепление здоровья воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.

3. Развитие навыков исследовательской деятельности.

4. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.

5. Развитие лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в совместных мероприятиях.

Список источников

Горский В.А. Техническое творчество школьников.-М.: Просвещение, 1999.

Каникулы: игра, воспитание / Под

ред.О.Газмана

/М.:1996.

Алиев М.И. Образовательные-оздоровительные технологии в профильном центре «

Техноград

» // Дети, техника, творчество. – 2005.

И.И.Жильцова

. Из опыта работы станции юных техников. //Дети, техника, творчество. – 2006.

А.Н.

Никульников «

Школьная площадка», Новосибирск: «Сибирское университетское издательство, 2008 г.

В.И. Руденко «Сценарии праздников, конкурсов, игр».

Ростов

-на-Дону: «Феникс», 2001 г.

Е.

Филиппенко «

Нескучные каникулы.

Игры и

конкурсы в школе и загородном лагере». Ярославль: Академия развития, 2005 г.

Приложение 1

АНКЕТА для учащихся смены

(в начале профильной смены)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

Твои первые впечатления от лагеря?

Что ты ждешь от лагеря?

Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

В каких делах ты хочешь участвовать?

Что тебе нравиться делать?

Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..

Я боюсь, что…………………………………………………………………………….

Пожалуйста, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия………………………………

АНКЕТА для учащихся смены

(в конце профильной смены)

Что ты ожидал (а) от лагеря?

Что тебе понравилось в лагере?

Что тебе не понравилось?

С кем из ребят ты подружился?

Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?

Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?

Было ли скучно в лагере?

Было ли тебе страшно?

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Что бы ты хотел(а) пожелать себе?

Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?

Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.

Самое важное событие в лагере? Было или оно?

Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………..

Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________

Приложение 2

Примерные темы отрядных творческих проектов

«До чего дошел прогресс»;

«А что было бы если не было …?» (электричества, машин…);

«Жизнь без интернета»;

«Странное изобретение»;

«Кибер - изобретения»;

«Удивительное рядом»;

«Интересное решение»;

«Город будущего»;

«Машина времени, реальность, а не фантастика»;

«Умный дом»;

«Восьмое чудо света»;

«Достопримечательность+» (области, города, лагеря);

«Само растет»;

«Очумелые ручки»;

«Сувенир отряда»;

«Наносказка»;

«Хочу изобразить лето»;

«Нано - лагерь»;

«Кто бы мог подумать!»;

«Мысли, в моей голове»;

«Очевидное - невероятное»;

«Фокус покус - труля-ля»;

«Супер идея».