Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 9 города Ставрополя
имени Героя Советского Союза Владимира Ковалева




СОГЛАСОВАНО
Руководитель комитета образования администрации
города Ставрополя
___________________Е.В.Волосовцова

?___?  _____________________20__ г                                                          
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ гимназии № 9
города Ставрополя имени Героя Советского Союза Владимира Ковалева
____________________В.М. Сапунова

?___?_______________20__г
                                                                                




ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей ?Солнышко?
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
 гимназии № 9 города Ставрополя
имени Героя Советского Союза Владимира Ковалева


1-я смена


Составители:
Гридина Ю.А., начальник лагеря,
Трубицина И.А., заместитель директора по УВР
МБОУ гимназии № 9 города Ставрополя
имени Героя Советского Союза Владимира Ковалева




Ставрополь
2024
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Полное название программы
Программа смены гражданско-патриотической направленности, посвящённой 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей ?Солнышко?


Цели программы
Способствование формированию чувства патриотизма, активной гражданской позиции, пониманию прав и свобод человека, нравственных основ личности, повышению уровня духовной культуры; гуманистическому отношению к окружающему миру и людям. 
Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.
Профилактика безнадзорности и правонарушений.


Нормативно-правовая основа
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Федеральный закон ?Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации? от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Приказ ?от 21.03.2024 № 203-ОД ?Об организации летнего отдыха детей и подростков в 2024 году?;
 СанПиН 2.4.4.2599-10 ?Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул?


Целевые группы
Дети в возрасте 6,5-15 лет (учащиеся 1- 7 классов)


Количество воспитанников
160 человек


Сроки реализации программы
01.06.2024 г. – 22.06.2024 г.  
(15 дней)


Организация- исполнитель программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 города Ставрополя имени Героя Советского Союза Владимира Ковалева 


Почтовый адрес организации
355012, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Гризодубовой, д. 9 а 


Руководитель ОУ
Директор школы Сапунова Валентина Марковна


Телефон, факс, электронный адрес
тел. 29-02-97
mou9@inbox.ru



Ярче солнышко свети, 
Нам с тобою по пути.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Это период, когда дети могут ?сделать свою жизнь? полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Кроме того, лето - наилучшая пора для общения с природой, встреча с неизвестными, красивейшими уголками родного города, края, постоянная смена впечатлений. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
В тоже время, летний оздоровительный лагерь призван обеспечить физическое и духовное развитие ребёнка. Организация летнего отдыха учащихся - один из важных аспектов воспитательной и образовательной деятельности гимназии. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Целями программы являются: 
Способствование формированию чувства патриотизма, активной гражданской позиции, пониманию прав и свобод человека, нравственных основ  личности, повышению  уровня духовной культуры; воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов в годы Великой Отечественной войны; гуманистическому отношению к окружающему миру и людям. 
Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.
Профилактика безнадзорности и правонарушений.

Цели программы определяют следующие задачи:
1. Оздоровительные:
создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
обеспечить длительное пребывание на воздухе;
подготовить учащихся к сдаче нормативов ГТО.

2. Воспитательные. Создать благоприятные условия для:
сохранения культурно-исторического наследия своей страны,                          а также самореализации детей посредством приобщения к   культуре своей страны, своей малой Родины;
воспитания патриотических чувств гордости и любви к России, к своей малой Родине; 
формирование представлений у детей о ходе Великой Отечественной войны, о стойкости и героизме защитников Отечества, воспитание уважения к памяти павших за Родину;
разностороннего развития личности каждого ребёнка в условиях летнего отдыха детей;
формирования навыков здорового образа жизни; 
воспитания культуры общения, проявления взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.

3. Развивающие. Развивать и укреплять:
связь школы и семьи;
художественно-эстетические навыки в ходе практической деятельности;
творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ;
навыки разновозрастного общения, этичного поведения в различных жизненных ситуациях.

В течение учебного года одним из основных направлений воспитательной работы МБОУ гимназии № 9 города Ставрополя являлось военно-патриотическое воспитание. 
Военно-патриотическое воспитание в современных условиях – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательного учреждения, по воспитанию уважения к защитникам Родины, к памяти павших бойцов, формированию у воспитанников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов своей родной страны.
Организация военно-патриотической смены летнего лагеря логично дополняет учебно-воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения. 
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Основными принципами реализации программы являются:
1.Принцип гуманизации отношений.  Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ ?Солнышко? является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3.Принцип демократичности. Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4.Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
5.Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Формы и методы работы:
конкурсные и игровые программы;
театрализованные выступления, инсценировки; 
творческие конкурсы, выставки; 
групповые занятия в кружках;
словесные, настольно-печатные игры;
подвижные игры на свежем воздухе;
творческие мастерские;
викторины, блиц-турниры, блиц-опросы;
экскурсии, целевые прогулки;
презентации;
индивидуальное консультирование учащихся.

Ожидаемые результаты:
формирование гражданской идентичности личности, активной жизненной позиции воспитанников; воспитание в детях лучших черт гражданина и патриота своей страны, своего края и города;
привитие ценностного отношения к здоровому образу жизни;
укрепление физического и психического здоровья детей;
организация полноценного культурного досуга воспитанников;
получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в различных жизненных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Основными направлениями деятельности являются:
военно-патриотическое;
физкультурно-оздоровительное;
эстетическое;
трудовая деятельность;
досуговая деятельность;
экологическое направление.

Гражданско-патриотическое
Цель: формирование гражданской идентичности личности; развитие патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества; изучение истории                            и культуры родного края, краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, интересными людьми.
Формы работы:
познавательные игры;
познавательные мероприятия;
посещение музея;
подготовка презентаций;
конкурсы, викторины;
исследования, 
интервьюирование,
оформление альбомов.
 Рекомендуемые мероприятия: книжная выставка ?Страницы Великой Победы?, посвященная 77-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне в библиотеке,  конкурс плакатов ?Любить природу – любить Родину?, познавательная программа ?День юного путешественника по Ставропольскому краю?, беседа о символах России,  конкурс чтецов ?Я люблю тебя, Россия!?, возложение цветов к Мемориалу Огонь Вечной Славы, пешеходные экскурсии по знакомству с достопримечательностями города Ставрополя, экскурсии в  воинскую часть - 247 гвардейский десантно-штурмовой Кавказский казачий полк, музей службы спасения. Создание альбомов о событиях, людях, интересных фактах из жизни земляков-воинов и работников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Физкультурно-оздоровительное
Цель: укрепление здоровья путём развития физических качеств, приобретённых в ходе проведения подвижных игр на воздухе; пропаганда здорового образа жизни.
Формы работы:
спортивные соревнования, игры, конкурсы;
утренняя зарядка, физкульминутки;
соревнования, турниры;
дни здоровья; 
санитарный патруль;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
подвижные спортивные игры;
мероприятия по профилактике вредных привычек.
 Рекомендуемые мероприятия: Эстафета Добра ?От сердца к сердцу?, агитбригада отряда ЮИД ?Безопасное лето?, беседы о новой коронавирусной инфекции и мерах профилактики данного и других вирусных заболеваний, просмотр видеороликов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, конкурс рисунка на асфальте ?Я – примерный пешеход!?, ежедневные минутки безопасности, беседы по сохранению здоровья и безопасности, подвижные игры и весёлые эстафеты на свежем воздухе и т.д.

Эстетическое
Цель: воспитание эстетического отношения к действительности, пробуждение и развитие чувства прекрасного.
Формы работы:
конкурсы-выставки рисунков, поделок;
фестивали, карнавалы;
викторины, турниры по МХК
 Рекомендуемые мероприятия: костюмированная викторина по сказкам А.С. Пушкина ?Там, на неведомых дорожках?, экскурсия в Ставропольскую краевую Детскую библиотеку имени А.Е. Екимцева и т.п., развлекательная программа ?Алло, мы ищем таланты?, концерты и т.п.

Трудовая деятельность
Цель: приобретение навыков практической работы в рамках бытового самообслуживания; развитие трудолюбия, эстетического отношения к целям, процессу и результату труда.
Формы работы:
трудовой десант;
дежурство по отряду, по столовой;
шефская помощь младшим членам отряда.
Рекомендуемые мероприятия: уход за цветником, прилегающей территорией, операция ?Чистота?, акция ?Помощники?, операция ?Бюро добрых дел?.

Досуговая деятельность
Цель: создание благоприятной психологической обстановки в детском коллективе через игровую и художественно-эстетическую деятельность.
Формы работы:
игры, конкурсы, викторины, КВНы, турниры;
творческие мастерские;
развлекательные программы.
Рекомендуемые мероприятия: праздничная программа, посвящённая Дню друзей, праздник ?Здравствуй, Лето!?, участие в развлекательной театральной программе ?Весёлый Дени?, развлекательно-познавательное шоу ?Галилео?, посещение кинотеатра, киновидеопрокат фильма в формате 3D, посещение планетария, развлекательная программа ?День фантазии и творчества? и т.п.

Экологическое направление
Цель: формирования у детей экологического сознания как совокупности представлений о взаимосвязях в системе ?человек - природа?.
Формы работы:
беседы;
экодесант
развивающие игры, викторины, турниры;
экскурсии.
Рекомендуемые мероприятия: беседы о сохранении природы, конкурс плакатов ?Любить природу – любить Родину?, экологическая игра ?Наша зелёная планета?, экскурсии в ботанический сад имени В.В. Скрипчинского и в теплицу Ставропольского государственного аграрного университета, экодесант и т.п.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в несколько этапов.
1. Подготовительный этап (март - май).
В ходе подготовительного этапа реализуется:
- проведение педагогического совета, совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- разработка программы;
- подготовка помещений и оборудования;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор и расстановка кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
- оформление необходимой документации для деятельности лагеря (заявления, справки, должностные обязанности, инструкции т.д.).

2. Организационный этап смены.
Этот период длится всего лишь 2 дня.               
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;                                                                                
- запуск программы;                                                                                              
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3. Основной этап смены.
Данный период призван:
- реализовать основные цели и задачи лагерной смены;
- вовлечению воспитанников в различные виды КТД;
- взаимодействию воспитанников в социуме.
                                                                                                              
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
-  подведение итогов смены;   
- оформление отрядных альбомов (презентаций);
- награждение по итогам смены; 
- анализ результатов деятельности смены, подведение итогов реализации программы.

Режим дня
Элементы режима дня
Время проведения

Сбор детей 
8.30 – 9.00

Зарядка
9.00 – 9.15

Утренняя линейка, поднятие флага
9.15 – 9.30

Подготовка к завтраку
9.30 – 9.45

Завтрак
9.45 – 10.30

Работа по плану отрядов общественно– полезный труд, спортивно-оздоровительные, интеллектуально-познавательные мероприятия, экскурсии, игры
10.30 – 12.00

Оздоровительные мероприятия
12.00 – 13.00

Обед
13.00 – 14.00

Час чтения
14.00  - 14.30

Тихий час 
14.30 – 15.30

Полдник 
15.30 - 16.30

Игры на свежем воздухе
16.30 - 17.50

Инструктажи, уход домой
17.50 - 18.00



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ
В период пребывания ребёнка в детском летнем оздоровительном лагере необходимо заботиться о здоровье детей. Поскольку здоровье - понятие комплексное, помимо врачей к работе привлекаются педагог-психолог (оптимизация психического (душевного) здоровья), социальный педагог (создание условий для социального здоровья). 
В ходе реализации программы ведется сбор информации, промежуточная и итоговая диагностика с целью:
- изучения самооценки учащихся;
- изучение интересов и потребностей;
- выявление степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни лагеря;
- выявление отношения воспитанников к коллективным делам;
- определение степени успешности реализации программы;
- определение степени достижения поставленных целей и задач.
Для сбора информации предполагается использование следующих методов диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

Формы диагностики:
Вводная диагностика – (для детей) проводится в первые два дня смены. Выясняются пожелания детей, первичное состояние психологического климата в детских коллективах, взаимоотношения друг                    с другом (Приложение1. Тест1), рассказ о себе (Тест 2).
Промежуточная диагностика – (для детей). Цветопись по результатам мероприятий лагеря (Тест 3), анкета оценки мероприятий и настроения (Тест 5), рисунок себя в лагере (Тест 4), диагностическая методика ?Золотая рыбка? (Тест 7), Методика незаконченных предложений (Тест 8).
Итоговая диагностика – (для детей). Анкетирование, состояние психологического климата в коллективе (Тест 6), рассказ о себе (Тест 2), карта настроения ребенка (Приложение 2).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кадровое обеспечение
Программу реализует педагогический коллектив МБОУ гимназия № 9 города Ставрополя. В оздоровительном лагере дневного пребывания работают педагоги гимназии, имеющие опыт работы с детьми, знающие их возрастные особенности, а также вожатые из числа старшеклассников. Они осуществляют демократическое, стимулирующее руководство участниками смены.
Педагогическими принципами деятельности коллектива являются:
Принцип педагогического профессионализма.
Принцип уважения личности ребенка.
Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества.
Принцип поддержки детских инициатив, творчества.
Принцип включенности детей в социально значимые отношения (самоуправление детского коллектива).
Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества.
Принцип личностной активности.
Принцип исследовательской позиции.
Данные принципы являются системой основополагающих требований в педагогической деятельности.

Функциональные обязанности участников процесса:

Начальник лагеря
обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря, издает приказы, распоряжения по смене лагеря, которые регистрируются в специальном журнале;
разрабатывает и утверждает должностные инструкции работников смены лагеря, проводит инструктаж с персоналом по ТБ, профилактике травматизма, составляет график выхода на работу персонала;
создает условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их трудовой деятельности;
несет ответственность за организацию питания обучающихся                           и воспитанников, и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря;
воспитатели отрядов несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников.
Воспитатели лагеря
обеспечивают организацию жизнедеятельности и работы отрядов, обеспечивают продвижение к реализации цели смены;
обеспечивают реализацию плана работы;
обеспечивают и отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь;
организовывают и проводят досуговые мероприятия.
Специальные кадры (инструктор по физической культуре, медработник, социальный педагог, педагог-психолог, руководители кружков)
осуществляют специализированную педагогическую деятельность                    в рамках функциональных обязательностей; 
могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления.

Ресурсное обеспечение реализации программы


Применение
Источник финансирования и материальная база

Ответственные

Кабинеты начальных классов
Комната отдыха, игровая комната
Материальная база школы.
Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов
Начальник лагеря, воспитатели, 
технический персонал

Спортивный
зал
Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)
Материальная база 
школы
Спортивный
руководитель

Спортивная площадка
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
Материальная база 
школы
Спортивный
руководитель

Школьный двор
Отрядные дела, игры-путешествия
Материальная база 
школы
Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека
Литература для педагогов и детей лагеря
Материальная база 
школы
Библиотекарь

Школьная столовая
Завтрак, обед, полдник
Фонд социального страхования, материальная база школы
Заведующая пищеблоком

Коридор школы
Сборы, линейки
Материальная база школы

Воспитатели





Материально- техническое обеспечение

Игровой материал и инвентарь
Мячи: резиновые, волейбольные, футбольные
Обручи
Скакалки
Шашки, шахматы
Игры настольные
Теннисный стол

Оборудование
Столы и стулья
Компьютеры
Мультимедийный проектор
Микрофон
Дивидиплеер
Телевизор
Цифровой фотоаппарат
Принтер
Сканер


Методические условия: 
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с воспитателями до начала лагерной смены;
- методическая литература по организации оздоровительной смены, включающая в себя разнообразные научно-популярные, художественные, наглядные пособия;
- электронные цифровые материалы по летним лагерям, презентации, фильмы.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Реализация воспитательных целей и задач проекта направлена на воспитательный результат, под которым, прежде всего, следует понимать развитость личностного потенциала воспитанников. Её динамика и является предметом диагностики.
Как целостная личность человек проявляется, прежде всего, в своих отношениях с окружающим миром. Отношения могут являться объектом 
педагогического управления в воспитательном процессе, их формирование и развитие необходимо изучать.  
Система оценки результативности необходима для изучения интересов и потребностей подростков, их взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на личностный рост ребёнка, динамики личностного роста каждого участника проекта в процессе реализации проекта.
В качестве диагностического инструментария будут использованы следующие основные методы педагогической диагностики:
- информационно-констатирующие: беседа, анкета.
- оценочные: оценка, самооценка.
- продуктивные: изучение продуктов деятельности воспитанников.
- поведенческие: наблюдение, дискуссия, анализ взаимодействия, обсуждение ситуаций (естественных и искусственных).

№ 
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные

1.
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря
       Май
Начальник лагеря

2.
Тестирование детей в    организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере
     1 день смены
Начальник лагеря,   воспитатели отрядов

3.
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями
В течение смены
Начальник лагеря,   воспитатели отрядов

4.
Тестирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий
Последний день смены
Начальник лагеря


ПЛАН РАБОТЫ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Дата,
тематика дней
Мероприятия
Ответственные



1 день

1 июня

День защиты детей
1.Игры на знакомство и сплочение коллектива.
2.?Вместе весело живется? (формирование отрядов, ознакомление с правилами посещения лагеря, распределение обязанностей, игры на сплочение). 
3.Оформление отрядных уголков.
4.Разучивание отрядного девиза, речёвки, песни.
5.Экскурсии:
- Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева. Праздник ?День защиты детей?
- игровая площадка по адресу ул. Гризодубовой, 27. Празднично-игровая программа.
 
Воспитатели

Воспитатели




Воспитатели


Воспитатели






2 день

3 июня

День  воинской славы 
Минутка здоровья ?Твой режим дня в лагере?
Праздничное открытие лагерной смены ?Точно будет сочно!?

 Тематические беседы ?Никто не забыт, ничто не забыто? (о героях Великой Отечественной войны)
Посещение книжной выставки ?Страницы Великой Победы?, посвященной 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне в школьной библиотеке.


Медработники

Студия детских праздников ?Пара-шут?Агентство праздников ?Пара-шут?.
Воспитатели


Воспитатели



3 день

4 июня


Минутка здоровья ?Как защититься от коронавируса?
Беседа ?В здоровом теле – здоровый 
3. Посещение Ставропольской государственной филармонии. Музыкально-танцевальная программа.
Медработники

Воспитатели
Воспитатели




4 день

5 июня

День друзей
Минутка здоровья ?От чего зависит твое настроение?
2. Праздничная программа, посвящённая Дню друзей (выступление вокалистов, танцоров и чтецов)
3.  Шоу голографических вентиляторов ?Я голограмма?.
Медработники

Чарушникова Н.А.


Шоу команда



5 день

6 июня
Пушкинский день

Минутка здоровья ?О соблюдении бдительности в обществе с незнакомыми людьми? 
Беседа о безопасности ?Антитеррористическая безопасность?
 Экскурсии:
-  Ставропольский ботанический сад имени В.В. Скрипчинского
- пожарная часть №8
- исторический парк ?Россия – моя история?
- Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева.
4. Костюмированная викторина по сказкам А.С. Пушкина ?Там на неведомых дорожках?

Медработники


Воспитатели


Воспитатели






Чарушникова Н.А.

 


6 день

7 июня

День 
вежливости

1. Подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты.
 2. Посещение Крестовоздвиженского храма. Познавательно-игровая программа.

Воспитатели

Воспитатели



7 день

10 июня

День
туризма
Познавательная программа ?День юного путешественника по Ставропольскому краю?
Беседа ?Что такое туризм, чем он отличается от путешествий??.
3. Посещение кинотеатра ?Салют?. Просмотр мультфильма.
Чарушникова Н.А.


Воспитатели  

Воспитатели



8 день

11 июня

День
России 

Беседа о российской символике ?Символы России – история страны?
Конкурс чтецов ?Я люблю тебя, Россия!? 
Флеш-моб ?Давай, Россия!?.
Праздничная программа ?Родина моя – Россия?, посвящённая Дню России.

Воспитатели

Чарушникова Н.А.


Студия детских праздников ?Пара-шут?


9 день

13 июня

День
путешествий 


 Просмотр видеороликов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ?Будь внимателен в пути!?
Подвижные игры на свежем воздухе. Эстафеты ?Путешествие по дорогам сказок?
Экскурсии:
-  Ставропольский ботанический сад имени В.В. Скрипчинского
- Ставропольский государственный музей-заповедник им Г. Н. Прозрителева и Г.К. Праве                                                                                                                  
- исторический парк ?Россия – моя история
- конноспортивный комплекс и теплица Ставропольского государственного аграрного университета
воспитатели 
Трубицина И.А.


Воспитатели 


Воспитатели 




10 день

14 июня

День фантазии и творчества
Минутка здоровья ?Вредные привычки и их последствия?
2. Мобильный планетарий ?Галактика?, просмотр фильма ?Семь чудес света?
Развлекательная программа ?День фантазии и творчества?
Выставка творческих работ воспитанников ?Наши руки не для скуки? 
Беседа о безопасности ?Если ты один дома, выполняй простые правила?
5. Праздничный концерт ?Нам завещаны память и слава!?

Медработники

Планетарий ?Галактика?
Чарушникова Н.А.

Беликова Н.Н.


Воспитатели 

Гнездилов С.И.



11 день

17 июня

День доброты
Познавательная игра ?Не болейте никогда!? 
Эстафета Добрых дел ?От сердца к сердцу?
Акция ?Будь добр - подари улыбку))?
Экскурсии:
-  Ставропольский ботанический сад имени В.В. Скрипчинского
- конноспортивный комплекс и теплица Ставропольского государственного аграрного университета
- исторический парк ?Россия – моя история?
- Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева.
Медработники

Воспитатели


Воспитатели





12 день

18 июня

День профессий
Минутка безопасности ?Правила поведения при разговоре по телефону?
Развлекательная программа ?Алло, мы ищем таланты?
3. Электрическое Тесла шоу ?Повелители молний?
Медработники 

Чарушникова Н.А.

Компания ?Обучение через впечатления?



13 день

19 июня

День  дорожных наук
Минутка безопасности ?Как себя вести при угрозе террористического акта?
Видеорепортаж ?Жизнь лагеря ?Солнышко?
Конкурс рисунка на асфальте ?Я – примерный пешеход!?
4.Беседа о безопасности ?Мы - пассажиры?
Экскурсии:
в Ставропольскую краевую Детскую библиотеку имени А.Е. Екимцева, 
в Ставропольский ботанический сад имени В.В. Скрипчинского
в музей службы спасения
в исторический парк ?Россия – моя история?
- конноспортивный комплекс и теплица Ставропольского государственного аграрного университета

Медработники


Чарушникова Н.А.

Беликова Н.Н.

Воспитатели 

Воспитатели



14 день

20 июня

День русских традиций
Беседа о безопасности в Интернете
2. Подвижные игры на свежем воздухе.  Разучивание русских народных игр.
3.   Составление коллажа из детских рисунок ?Лето – это маленькая жизнь?.
Конкурс рисунков на асфальте.  
4. Праздничное закрытие смены. Пенное шоу. 

5. Праздничный отчётный концерт воспитанников лагеря.
Чарушникова Н.А.
Воспитатели 

Беликова Н.Н.


Праздничное агентство ?ЕжеВика?
Гнездилов С.И.





15 день

21 июня

День памяти и скорби

 
1. Возложение цветов к Мемориалу Огонь Вечной Славы. 
2. Киновидеопрокат. Показ кинофильма в формате 3D о Великой Отечественной войне ?Я помню?.
3.Линейка, посвященная закрытию лагерной смены. Подведение итогов. Вручение наград и подарков


Воспитатели

Цифровой 3D кинотеатр

Начальник лагеря, воспитатели





Список литературы:
 ?Лето – это маленькая жизнь…? (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред. Пахвицевич С.Н., Романенко Н.В. - Тюмень: Издательство ?Вектор Бук?, 2007.
Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого. /Г.Б.Барышникова. – Ярославль: Академия развития, 2007. 
В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры / Торгашов В.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2001.?
Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база)  - Волгоград: Издательство ?Учитель?, 2006.
Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа / Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис.?- М.: Педагогическое общество России, 2001.
Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 
Панченко С.?Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2008.- № 3.-С.212-220. 
Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006.
Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия / Толченов О.А. - М.: Владос, 2001
Типовые программы отдыха и оздоровления детей: Методический сборник. Составители и редакторы сборника: Шилова Л.В., Закладная Л.К.  - Тюмень, 2008.

Интернет ресурсы:
http://scenarist.boom.ru/lag/reklama.html
http://zerkalenok.ru:8101/ 
http://sbor.nm.ru/ 


 

 Составители:
           Гридина Ю.А., начальник лагеря,
           Трубицина И.А., заместитель директора по УВР
 МБОУ гимназии № 9 города Ставрополя
 имени Героя Советского Союза Владимира КовалеваПРИЛОЖЕНИЕ 
Приложение 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Тест 1.
Коллективный тест ?Какой я для окружающих?
Методика позволяет определить первичное состояние климата в детском коллективе, отношение к ребенку всего коллектива в целом. Перед началом теста детям нельзя говорить о предстоящем тестировании.
Материал: цветные карандаши в достаточном количестве для каждого ребенка, лист бумаги формата А 4.
Задание: Ребята, сейчас мы с вами нарисуем самый необычный рисунок. Вы с начнете рисовать, через некоторое время услышите команду ?Передать рисунок соседу справа? и передаете свой начатый рисунок соседу справа, а в свое время вы получаете другой рисунок, от соседа слева и продолжаете рисовать чужой рисунок. И так продолжаем рисовать, пока вы не получите свой рисунок обратно.
Ребята, подумайте, о чем-нибудь!  Подумали? А теперь начинайте рисовать все, что вам пришло в голову.
После окончания теста попросите подписать рисунки.
Ключ: Внимательно рассмотрите рисунок. В целом это есть отношение к ребенку всего детского коллектива. Рисунок может носить разный характер. По рисунку в целом видно, как дети относятся к тому или иному ребенку. Если в коллективе много мрачных рисунков, есть серьезные проблемы во взаимоотношениях.  А по общей картине, нужно строить работу по налаживанию контактов между детьми.

Тест 2
Рассказ о себе
Методика позволяет узнать эмоциональное и физическое состояние ребенка, место в коллективе.
Материал: лист бумаги, ручка.
Задание: Посмотрите вокруг, выберете любой предмет и напишите маленький рассказ от первого лица, например ?Я телефон....?
Ключ: Рассказ ребенка о предмете проецируем на самого ребенка.  Прочитав такой рассказ, вы можете оценить состояние ребенка, как к нему относятся родные и друзья.

Тест 3
Цветопись по результатам мероприятий в ЛДП
Ежедневно в конце дня, перед уходом домой на специальном стенде, расположенном под основным, на тестовой поляне дети прикрепляют лепесток настроения в лагере. Красный – отличное, розовый – хорошее, синий – плохое настроение.  По результатам цветовой картинки можно судить о заинтересованности и полезности работы лагеря.
Тест 4
Рисунок ?Я в лагере?
Материал: Цветные карандаши, фломастеры, лис бумаги формата А4.
Задание: Ребята, давайте за 10 минут нарисуем любого сказочного героя, только обязательно одного.
Ключ: Сказочного героя проецируем на ребенка. Смотреть необходимо на настроения этого героя (плачет, смеется, грусть, и т.п.), его позу (доброжелательная, воинственная, угнетенная), размер рисунка (размер говорит о его соотношении с местом где он находится (мелкий- незаметный; крупный - лучший; средний – как все).

Тест 5
Оценка мероприятий по степени заинтересованности
Задание: Нарисуйте пьедестал, на котором находилось бы 5 ступеней,                               и  расставьте по местам мероприятия, которые проходили в лагере за сезон
Ключ: По итогам выполнения задания можно определить, какие направления наиболее интересны детям, какие мероприятия наиболее удались.

Тест 6
Методика ?Какой у нас коллектив?
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. 
Наш отряд очень дружный и сплочённый. 
Наш отряд дружный. 
В нашем отряде нет ссор, но каждый существует сам по себе. 
В нашем отряде иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. 
Наш отряд недружный, часто возникают ссоры. 
Наш отряд очень недружный. Мне здесь не нравится.
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений. 

Тест 7
Диагностическая методика ?Золотая рыбка?
Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. “Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?”
Для создания особого настроя можно ввести игровые элементы-символы: волшебную палочку, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

Тест 8
Методика незаконченных предложений
Ребятам предлагается дописать два предложения:
Больше всего я радуюсь, когда … .
Больше всего я огорчаюсь, когда … .

Приложение 2
КАРТА НАСТРОЕНИЯ РЕБЕНКА

Фамилия имя ______________________________________

1 день



2 день
3 день
4 день
5 день
6 день

7 день



8 день
9 день
10 день
11 день
12 день

13 день



14 день
15 день
16 день
17 день
18 день


Условные обозначения:
                     Настроение                                       Достижения                   
                                                      
                                                                                                   У – участник                                                 

Грустное             Спокойное       Веселое                               П - победитель                                               
                                  
Инструкция: Ребенок ежедневно зарисовывает смайлик настроения,                           с которым он уходит домой после проведенного дня в лагере.  В конце смены подсчитывается количество смайликов в группе. Настроение ребенка определяется по большему количеству смайликов в группе за сезон.
Вожатый выставляет буквы ?У? или ?П?. По этим буквам определяется активность ребенка за смену. Чем больше букв ?У?, тем активнее ребенок.                                    А буква ?П? позволяет определить ребенка, наиболее часто проявляющего себя лучшим.

Приложение 3
ПРАВИЛА
поведения в лагере
?Солнышко?
1.Соблюдать установленный в лагере режим дня. Приходить вовремя                                к 08.00 ч.  Уходить только по разрешению воспитателя.
2.Обязательно иметь головной убор.
3.Подчинятся требованиям воспитателя.
4.Соблюдать технику безопасности.
5.Беречь имущество гимназии.
6.Быть вежливым, доброжелательным по отношению друг к другу.
7.Соблюдать правила личной гигиены.

Приложение 4
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
Закон дружбы:
Всем ребятам помнить нужно:Наш закон, это – Дружба!?Закон доброго отношения:
?Нет!? – ссорам, раздорам и ругани грязной!?Да!? – улыбкам, сюрпризам, проказам!Закон бережного отношения:
Всё, что рядом с тобой – всегда береги,Не порть мебель и стены, они друзья, не враги!Закон коллектива:
Один за всех, все за одного!Правило это известно давно!Закон ?00?:
Вовремя ты быть изволь,Соблюдай закон ?Ноль-ноль?!Закон нужно выполнять,Нельзя друзей заставить ждать.Закон правой руки:
В нашем лагере закон для всех един:Все молчат, когда говорит один.
Закон скрещенных рук:
Довольно об этом, сказано не раз
Время дороже запутанных фраз!Закон Здорового Образа Жизни:Запомни: пить, курить нельзя,Со здоровьем мы друзья!
Закон творчества:?
Этот закон ясен должен быть всем:Каждое дело творчески, а иначе зачем?!…Закон зелени:Прекрасен Природы зеленый наряд,Деревья не трогай, цветам будь, как брат.Закон территории:
Здесь хозяин ты и житель,За оградой – нарушитель.Закон порядка и чистоты:
Содержи в порядке быт,И к успеху путь открыт!Закон отдыха:
Днем в спальне отдыхай,И другим ты не мешай!!!Закон панамки:
Солнце светит очень ярко,Не забудь надеть панамку!

Приложение 5

ТРАДИЦИИ ЛАГЕРЯ
Традиция доброго слова:
Доброе утро, здравствуйте, добрый день и добрый вечер,
Говорим друг другу мы при каждой встрече!

Традиция сюрприза:
Неожиданный подарок - задорная шутка,
Улыбок на час и дел на минутку.

Традиция огонька: 
Огонёк откровения – святая пора,
Это правда крутая, это друга слова.
Разговор по душам, по делам, по сердцам.
То, что редко судьба преподносит всем нам.
Традиция добрых дел:
Сделай добро, как в песне поется,
Вскоре добро к тебе вернется!
Традиция внимания:
Мужчине быть рыцарем, девушке - феей.
Не так это сложно, за дело скорее!
Традиция доброго отношения к песне:
Песен много, традиция одна –?
Помни мелодию, не путай слова;
Помни, кто песню тебе подарил,
И подари эту песню другим.
Песню нельзя оборвать,?
Песню нельзя прокричать,
Пой от души, меньше фальшивь.


ЭМБЛЕМА ЛАГЕРЯ




ДЕВИЗ ЛАГЕРЯ:
?Ярче солнышко свети, нам с тобою по пути!?








2