* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Пространственное моделирование в среде центра конструирования «Бабашки»

Я прошла обучения на курсах повышения квалификации «Пространственное моделирование в среде центра конструирования «Бабашки».

Любимое занятие моих воспитанников – игра с «Бабашками». Бабашки у нас второй год. Стеллаж, где хранится наш конструктор ребята назвали городом, городом «Бабашек». Дети с увлечением строят всё, что только можно себе представить. Работа с конструктором иногда строится по темам недели, также можно приурочить постройки к какому-либо празднику, например, День космонавтики, Пасха, День народного единства и тд. Ребята создают свои постройки для режиссерской игры, а иногда деревянные блоки превращаются в поезда, машинки, телефоны.

Одним из интереснейших особенностей набора «Бабашки» — это наличие "безликих" фигур - абрисов. Почему интересно играть ими? Да потому что из этих фигур можно создать и доктора, и принцессу, и водителя, приклеив на безликую фигуру свой выдуманный образ, нарисованный своими руками на обычном листе бумаги. А через пять минут этот доктор или принцесса с легкостью превратятся в людей в национальных одеждах, и мы с детьми уже начнем изучать региональный аспект.

Таким образом, среда, организованная с помощью Бабашек, дает возможность развивать детскую инициативу, самостоятельность, свободу выбора, тем самым позволяя ребенку быть успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни.

По рекомендациям Сергея Владимировича Плахотникова, в нашей группе были запущены следующие традиции в игре с бабашками: первая - тематическое наполнение центра конструирования совместно с родителями, но только не напрямую, а через детей к родителям; вторая – это умение делиться на команды (можно просто договориться друг с другом, можно тянуть жребий, у нас в группе ребята делятся по договоренности, кто с кем желает, тот с тем и строит); третья традиция, хождение в гости друг к другу, смотреть постройки других ребят, задавать вопросы (Что это? Как построили? Понравилось ли? Сколько деталей понадобилось? и т.д.), четвертая традиция, взаимная благодарность за совместно проделанную работу в команде (уметь благодарить своего товарища за совместную работу, можно пожать друг другу руки, обняться или поблагодарить словесно); пятая, уборка бабашек (по три, по четыре).

Формы пространственного моделирования у дошкольников, их существует несколько:

Моделирование по приписыванию - дети приписывают готовой форме актуальное для них содержание, к примеру, «нет, теперь это не зоопарк, а замок», а «еще это может быть…» или «это и это, и то одновременно». Например, Руслан строил домик для козлят, в процессе стройки он сказал, что это домик на колесах для козлят, а когда постройка была готова, это оказался фонтан, который он видел во Владивостоке, т.е. начал строить одно – получилось другое. В данной форме моделирования никто не настаивает на реализации первоначальной идеи, идея развивается или меняется в зависимости от развития формы постройки. Это идейный поток.

Моделирование по наблюдению - дети создают пространственные формы по результатам наблюдения за окружающими их архитектурными объектами, либо по результатам рассматривания фотографий или других изображений. Дети выделяют значимые элементы и отражают их в модели.

Моделирование по условиям

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение («постройте мостик, чтобы на нем могли разъехаться две машины, а под ним проплыть кораблик, обратите внимание на машины и кораблик»), можно также задать количество используемых деталей, то есть для того, чтобы вам, ребята, построить машинку необходимо взять 5 кирпичиков, два цилиндра и тд.

Моделирование по представлениям - дети создают пространственные модели, опираясь на свои фантазии, как правило для игры, полагая в создаваемую модель собственное личностно значимое содержание.

Моделирование по тексту или сценография - дети строят по тексту художественного произведения (сказке, рассказу, стихотворению), буквально, строят текст.
Взрослому важно, чтобы дети строили по тексту художественного произведения.

Педагог должен поддерживать детские идеи, чтобы при разыгрывании текста дети пользовались фигурками их собственного изготовления.

Соблюдать норму текста, предлагая проверять правильность детских построек текстом, к примеру, в сказке о Красной Шапочке было две дороги, а дети построили только одну.

Необходимо, также организовать самоконтроль, чтобы дети сами замечали несоответствие своих построек тексту через рассматривание построек других детей.