* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Путешествие в страну степень (урок-игра в 7-м классе)

Разделы: Математика

Цели:

закрепление умений и навыков возведения одночленов в степень;

контроль знаний по теме;

развитие познавательного интереса с помощью игры.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть.

Учитель:

- Для того, чтобы попасть в страну Степень, нужно купить билет, стоимость которого – решение примера на билете.

На столах у семиклассников билеты с примерами типа:

1 билет

а7а5 =

2 билет

b5: b2 =

и т.д.

“Таможня даёт добро”.

Ребята быстро решают примеры, таможенники (консультанты) проверяют билеты, и начинается игра.

II. Информационная часть.

Учитель:

При въезде в эту страну мы сначала попадаем в информационное поле, где каждый должен сформулировать одно из свойств степени, преподнести его в стихотворной форме; это было вашим домашним заданием.

Затем вам предложат примеры на применение данных правил. (Таблица)

III. Дополнительные сведения.

Учитель:

За то, что вы так хорошо подготовились, сочинив замечательные стихи к свойствам степени, и показали, как вы умеете их применять, вы получаете награду в виде дополнительных знаний о стране Степени.

С помощью проектора учитель показывает таблицу с числами, которые представляют собой степени числа 10; здесь же представлены и их названия.

Степень

Название класса

Число нулей

106

Миллион 1 000 000

6

109

Биллион (миллиард) 1 000 000 000

9

1012

Триллион 1 000 000 000 000

12

1015

Квадриллион 1 000 000 000 000 000

15

1018

Квинтиллион 1 000 000 000 000 000 000

18

1021

Секстиллион 1 000 000 000 000 000 000 000

21

1024

Септиллион 1 000 000 000 000 000 000 000 000

24

1027

Окталион 1 000 000 000 000 000 000 000 000 000

27

Таблички раздаются каждому в подарок.

Исследователям Вселенной, астрономам, на каждом шагу приходится встречаться с огромными числами, имеющими длинный ряд нулей.

Например, масса нашего Солнца равна

1 983 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 граммов.

Для удобства записи такого числа и расчётов с ним математики договорились представлять их с помощью степени в более удобном виде:

1 ,983 · 1033 г

IV. Работа консультантов с группами.

Учитель:

Мы забираемся всё выше и выше к вершинам знаний, и вам предстоит преодолеть более сложные задания по возведению в степень одночленов. За ситуацию на горных хребтах отвечают консультанты, которые помогут вам выбраться, если вы попадёте в горные ущелья.

1 группа:

(-1/3ху)3 • (1/3 х3у2)2 • (-3х4у)4 • (-3х3у)2

2 группа:

(1/3аb)2 • (-1/3 а3b2)3• (3а4b)4 • (-3а5b)2

3 группа:

(-1/2ху)3 • (1/2 х3у2)2 • (-2х4у)4 • (-2х3у)2

4 группа:

(1/2аb)2 • (-1/2 а3b2)3• (2а4b)4 • (-2а5b)2

V. Самостоятельная работа

Учитель:

Итак, ребята, вы повторили теорию и практику возведения в степень одночленов. А теперь, чтобы покинуть страну Степень и получить подарки на прощанье в виде высоких баллов, необходимо решить самостоятельную работу.

I вариант

II вариант

1. (-2а)2 • (-3а)

1. (-3а)2 • (-2а)

2. (-0,2bс2)2 • (20сb2)

2. (-0,3b2с2)3 • (20с2b)

3. ( 3/5 х2у3) • (-1/2с3х3)2

3. (- 5/3 х3у2) • (1/2с2х2)3

4. (-3bс2)3 • (2аb2)2

4. (-2bс3)3 • (3аb4)2

5. (5/6 m2n)• (6nm2)2

5. (-5/3 m3n)• (3n2m3)2

VI. Развлекательная часть.

Учитель:

Ребята, а сейчас мы побываем с вами в театре страны Степень. Ваши одноклассники приготовили нам небольшое представление. Мы услышим историю о мудром изобретателе шахмат.

Действующие лица:

Сета – изобретатель шахматной игры;

Шерам – индусский царь;

слуги;

придворный математик.

Краткое содержание.

В награду за изобретение шахмат Сета попросил подарить ему пшеничные зёрна. За первую клетку доски он попросил одно пшеничное зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвёртую – восемь, то есть число зёрен все время удваивалось. Сначала индусский царь обрадовался, что дёшево отделался, и лишь потом выяснилось, что такого количества пшеницы нельзя собрать со всех полей Земли. Это число: 18 446 744 073 709 551 615 .

VII. Заключительная часть.

Учитель:

Сегодня, ребята, мы провели урок в форме игры.

Вы закрепили умения и навыки возведения в степень многочлена, написали самостоятельную работу.

Все ребята получат оценки за активное участие в игре после проверки самостоятельной работы.

Мы завершили путешествие по стране Степень, но это путешествие не последнее.

Главное надо помнить:

В страну Степень ты можешь попасть,
Зная все её свойства и правила.
Возвести, упростить, посчитать,
Постарайся, чтоб все было правильно!

Стихотворения сочиняли ученики 7 "В" класса.

Задание на дом:

№ 211, № 215 – аналогичные примерам, выполненным на этом уроке; № 216 – необязательное задание (нестандартная задача).

Литература

1. Я.И.Перельман. Живая математика. Математические рассказы и головоломки /М.:Астрель: АСТ, 2007/.

2. А.П.Савин, В.В.Станцо. Я познаю мир /Москва АСТ 1999/.