* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

«Слушание музыки: формы и методы работы с учащимися первого класса»

Деньк Н.С., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

МБУДО ДШИ Краснозерского района

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Вот почему в программу ДМШ и ДШИ был введен предмет « Слушания музыки», который ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивание ими определенных понятий и терминов. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных музыкантов.

Целью предмета «Слушание музыки» является создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитание культуры слушания музыкальных произведений, необходимой для последующего освоения нового музыкального материала, т.е. для приобщения к музыкальному искусству в целом. Предмет «Слушание музыки» является подготовительным этапом к изучению в старших классах «Музыкальной литературы». Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. Любой человек, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где простой шум, производимый различными предметами, машинами или другими объектами. Но, услышать в звуках музыки отражение тончайших движений и выражение серьезных глубоких переживаний, дано не каждому. Совершенствование восприятия - слушательского, композиторского, профессионального и любительского - неотъемлемый аспект дальнейшего обогащения музыкальной культуры. Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специально организованных между собой. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

На первоначальном этапе обучения и формирования культуры восприятия музыкального произведения важно добиться следующего:

1. Ребенок должен осознать мир музыкальных звуков как особую реальность, войти в которую возможно только через чувственное восприятие характера музыки.

2. Необходимо увлечь, заинтересовать ребенка, сделав процесс слушания ярким эмоциональным переживанием эстетического чувства. Только так музыкальные впечатления станут его личным слушательским опытом.

3. Педагог должен сформировать у учеников первоначальные навыки слухового наблюдения музыки.

4. С помощью слухового наблюдения педагогу необходимо познакомить детей с общими закономерностями музыкальной речи и основными музыкальными терминами.

5. Опираясь на долгосрочную память, эмоциональную отзывчивость и увлеченность обучающихся, педагог создает «фон» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний будущего потенциального слушателя.

Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. В своей практике я убедилась в том, что огромное значение имеет использование наглядных пособий, а так же вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Проводя урок «Путешествие в мир симфонического оркестра», целью которого было познакомить учащихся с звучанием различных музыкальных инструментов, составом симфонического оркестра. В качестве пособий были использованы фрагменты видеофильма «Путешествие в мир симфонического оркестра». А также для закрепления материала, видео-викторины «Угадай музыкальный инструмент по голосу», с помощью которых после прослушивания дети должны были определить кто « пришел к нам на музыкальный урок».

Для того чтобы лучше почувствовать музыку, глубже проникнуться ее настроением, на уроках были использованы простые движения, соответствующие настроению музыки, с помощью которых детям было легче «войти в образ», так называемое «пластическое интонирование». По утверждению Асафьева: «Музыкальное искусство испытывает на себе воздействие немой интонации» - то, что иногда в силу ограниченности словарного запаса дети не могут облачить в слова, они показывают с помощью жестов. Эта форма проявления чувств наиболее близка им и доступна.

Чтобы процесс восприятия был активным, творческим, важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий (напр. сравнить произведение «Пьеро» и «Арлекин» Р.Шумана). Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор. Иногда предлагается проанализировать прослушанное произведение (здесь можно использовать направляющие вопросы). Анализируя, характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению термины, среди которых дети должны найти самые подходящие. Таблицы целесообразнее использовать на начальном этапе работы.

Из своей практики могу сказать, что детям интересны такие задания, как рисования образа на основе прослушанного произведения. С интересом дети передают образы, свои мысли и чувства в рисунках. «Вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература - короткий образный рассказ, сказка, стихотворение. Не менее важным является знакомство с краткой биографией изучаемого композитора. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам.

Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

-специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

-использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры, дирижирования;

-использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается в младшем возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски новых действенных методов в работе являются весьма актуальными. Интерес к музыке, к процессу музыкального самообразования, развития своих музыкальных способностей – результат обоюдной музыкальной, художественной деятельности ученика и учителя. Важная роль в этом случае отводится педагогу. Педагоги-музыканты должны иметь определенный уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на ученика, быть хорошо подготовленными в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого надо знать психологические и возрастные возможности детей в области музыкального восприятия.

Но перечисленные знания лишь одна из сторон деятельности педагога-музыканта. Он должен еще умело передать определенную часть своего опыта ребенку, и именно в тот период его развития, когда это будет оптимально, сделать это в такой форме, чтобы музыка стала для ребенка радостным открытием. Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности, оно должно разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога должен эмоционально окрашиваться в зависимости от характера произведения.

Учить учащихся способам приобщения к миру музыки (а сначала сформировать интерес) - вот задача педагога музыканта.Трудно добиться от других четкого выполнения музыкальных заданий, если предварительно не показана жизненность и нужность того, чему ты их учишь.

Изобретать и совершенствоваться – вот единственный курс жизни педагога – музыканта.

Список использованной литературы:

1.Осовицкая З., Казаринова А. «В мире музыки». М., «Музыка» 1996

2.«Музыка в школе» № 3 / 2007

3.«Музыка в школе» № 4 / 2007.

4. Царева Н.А. «Слушание музыки». Методическое пособие. М.,

РОСМЭН 2002.

5.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

http://www.internet-business.ru/