Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Арсеньевского городского округа
(МБУДО ДШИ АГО)
Методический работа на тему:
«РАБОТА С МЛАДШИМ ХОРОМ»
Подготовила: преподаватель
Семенова Дарья Олеговна
г. Арсеньев
2024г.
Содержание:
Формирование и
развитие певческих навыков.
Певческая установка:
Певческое дыхание;
Игровые варианты дыхательных упражнений;
Дыхательные упражнения в методической литературе;
Декламация.
Вокальная работа во всех регистрах детского голоса.
Чистота интонации точность вступления в ноту.
Высокий и низкий регистры.
Требования к репертуару.
Рекомендованная методическая литература.
1.Формирование и развитие певческих навыков.
Формирование вокально-хоровых навыков у детей — это важная часть их музыкального образования, которая требует систематического и комплексного подхода. Основные аспекты работы включают:
Певческая установка
.
Обучение правильной установки голоса: Упражнения для развития осознан
ия положения тела, головы и шеи
Развитие дыхательных навыков
:
• Упражнения на дыхание: обучение диафрагмальному дыханию через дыхательные упражнения.
• Дыхательные техники: Используйте упражнения на контроль дыхания, например, «пламя свечи».
. Работа над вокальной техникой
:
• Распевки: занятия с использованием гамм, арпеджио и мелодий.
• Разработка техники легато и стаккато: упражнения для улучшения связности и четкости исполнения.
Звуковедение
:
• Контроль звучания: упражнения на улучшение качества звука, включая работу над тембром.
• Эксперименты с динамикой: обучение участникам варьировать громкость и интенсивность звучания.
Пение
a
cappella
. Работа над исполнением произведений
a
cappella
.
Развитие навыков двухголосного пения. Простые каноны.
Развитие диапазона
:
• Упражнения на расширение диапазона: используйте специальные распевки для работы над верхними и нижними нотами.
• Постепенное усложнение задач: вводите более сложные мелодии, которые помогут развить диапазон.
Работа над выразительным исполнением музыкальных произведений включает в себя важный этап, на котором основным методом обучения является демонстрация учителя. Ребенку необходимо понять и осознать, как правильно воспроизводить услышанное, стремясь к максимально точному повторению. Ему нужно найти способы управления своим голосом, что может занять время, поскольку многие мышечные ощущения могут быть ему незнакомы.
Частота занятий играет ключевую роль в развитии и закреплении навыков. Чем чаще группа собирается и повторяет упражнения, тем быстрее достигаются результаты. Психологи рекомендуют повторять упражнения не менее семи раз для их эффективного запоминания. Если распевки проводятся секвенционно, например, по полутонам, это уже облегчает задачу. В случае же отдельных упражнений важно находить игровые подходы, чтобы поддерживать интерес и обеспечивать многократное повторение.
Методисты уверены, что любого ребенка можно научить пению, хотя время, необходимое для достижения результата, будет различным в зависимости от природных данных. При прослушивании основным критерием музыкальности является способность ребенка точно воспроизводить мелодию. Такие дети встречаются редко, так как у большинства отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к неточной интонации. Поэтому на первых занятиях основное внимание уделяется достижению чистоты интонирования и попаданию в нужный тон.
2. Певческая установка.
Правильная певческая установка – это ключевой элемент для достижения качественного и безопасного звукоизвлечения. Это совокупность позы, дыхания, мышечного контроля и расположения органов голосового аппарата, что помогает певцу управлять звуком, формировать ровный и богатый тембр, избегая перенапряжения голосовых связок.
Правильная поза певца – это основа хорошей певческой установки. От корпуса зависит дыхание, что напрямую влияет на качество звукоизвлечения. Для постановки корпуса необходимо:
Держать тело ровно, с прямой спиной, но без излишнего напряжения.
Расположить ноги на ширине плеч, вес равномерно распределить.
Не напрягать плечи, шея и плечевой пояс должны быть расслаблены.
Поза певца должна быть стабильной, но гибкой, позволяющей совершать движения без ограничения дыхания.
Положение головы и шеи. Голова и шея играют важную роль в поддержке правильного звукоизвлечения. Если голова находится в неправильном положении, это может привести к зажатию гортани и перенапряжению голосовых связок. Оптимальное положение:
Держать голову ровно, подбородок слегка опущен.
Шея должна быть расслаблена, чтобы избежать напряжения в мышцах.
Не вытягивать подбородок вперед или назад, так как это может создать препятствие для естественного прохождения звука.
Правильная певческая установка – это основа, на которой строится здоровое и красивое вокальное исполнение. Контроль позы, дыхания, положения головы и гортани, а также осознанная артикуляция помогают певцу достигать выразительности и мощи голоса, сохраняя здоровье вокального аппарата. Работа над правильной установкой требует постоянной практики и осознания, однако со временем она становится автоматической и естественной.
2.1. Певческое дыхание.
Певческое дыхание — это фундамент, на котором строится хорошее пение. Главная цель — научиться контролировать вдох и выдох так, чтобы они способствовали чистому и устойчивому звуку, не создавали напряжения в теле и позволяли удерживать долгие фразы. В пении используют диафрагмально-реберное дыхание. Это значит, что при вдохе живот слегка выпячивается, а нижние ребра расширяются, но грудная клетка остается относительно неподвижной. Такой тип дыхания помогает создать нужное давление воздуха для звукоизвлечения и удерживать его на протяжении всей фразы.
Чтобы добиться правильного дыхания, важно регулярно делать дыхательные упражнения. Например, полезны медленные вдохи и выдохи с концентрацией на контроле над воздушным потоком. Глубокий вдох делают через нос, затем воздух плавно и равномерно выдыхают через рот, стараясь удержать выдох на максимально длинный промежуток времени. Это упражнение учит удерживать воздух, избегать резких движений и осознавать каждый момент дыхательного цикла.
Еще одно полезное упражнение — произносить фразы или звуки на одном дыхании, постепенно удлиняя время звучания. Например, можно начать с короткого "ммм" или "ааа", следя за плавностью звука. С опытом это упражнение можно усложнять, переходя к длинным музыкальным фразам и увеличивая время выдоха. Важно стремиться к равномерному, "нескончаемому" звуку, который звучит стабильно, без заметных изменений громкости.
Упражнение "свеча" помогает развить контроль выдоха. Представьте, что перед вами зажженная свеча на небольшом расстоянии. Вдохните глубоко, а затем на выдохе будто бы пытайтесь ее задуть, не погасив пламени. Это упражнение помогает развить осознанное, мягкое и очень точное дыхание, когда вы сами регулируете силу выдоха.
Наконец, важно работать над релаксацией. Напряженные мышцы мешают глубине и свободе дыхания, создают препятствия для контроля воздуха. Перед практикой полезно делать упражнения на расслабление плеч, шеи, спины. Если тело расслаблено, голосу легче звучать свободно, а дыхание остается спокойным и ровным.
2.2. Игровые варианты дыхательных упражнений.
Дыхательные упражнения для младшего хора помогут развивать дыхательную технику, расширять объем легких и контролировать выдох, что улучшит качество звука и общий вокальный контроль. Чтобы эти упражнения были интересными и полезными, можно превратить их в небольшие игры. Вот несколько примеров:
1. «Подуй на перышко»
• Цель: Развивает длительность и контроль выдоха.
• Как играть: У каждого ребенка есть бумажная салфетка или небольшой лист бумаги. Попросите детей дуть на перышко так, чтобы оно плавно двигалось перед ними, не падая. Можно устроить соревнование: кто дольше удержит перышко в воздухе плавным, равномерным выдохом.
2. «Пыхтящее животное»
• Цель: Обучает короткому, энергичному дыханию.
• Как играть: Предложите детям представить, что они — животные, которые пыхтят (например, ёжики или тигрята). Дети короткими звуками «фу-фу» выдыхают через нос, слегка напряженно, будто с силой, тренируя при этом брюшное дыхание.
3. «Шарик в животе»
• Цель: Помогает освоить дыхание животом (диафрагмой).
• Как играть: Попросите детей представить, что у них внутри живота воздушный шарик. На вдохе он надувается, а на выдохе сдувается. Попросите их сделать глубокий вдох, наполняя "шарик", а затем плавно "сдуть" его на выдохе. Следите, чтобы грудь оставалась расслабленной и неподвижной.
4. «Змейка»
• Цель: Учит плавному, длинному выдоху.
• Как играть: Дети делают глубокий вдох, а на выдохе произносят долгий звук «с-с-с», как змея. Задача — удерживать звук как можно дольше на одном дыхании. Можно устраивать соревнование, кто продержится дольше.
5. «Свечка»
• Цель: Развивает плавный и контролируемый выдох.
• Как играть: Представьте, что перед каждым ребенком стоит зажженная свеча. Задача — дуть на нее так, чтобы пламя качалось, но не гасло. Пусть дети медленно и аккуратно дуют, контролируя поток воздуха.
6. «Паровозик»
• Цель: Учит детей чередовать короткий вдох и выдох.
• Как играть: Дети делают короткий вдох носом, а затем короткие выдохи ртом, произнося звуки «чух-чух» или «ту-ту», как паровозик. Это упражнение помогает развивать легкие и силу выдоха.
7. «Трубка под водой»
• Цель: Тренирует длительный выдох и контроль дыхания.
• Как играть: Дети представляют, что они дышат через трубку под водой. Попросите их сделать глубокий вдох и плавно выпускать воздух через трубку (в вымышленной ситуации под водой), чтобы не создать лишних пузырьков и "не расплескать воду".
8. «Поймай облачко»
• Цель: Научиться контролировать дыхание на вдохе и выдохе.
• Как играть: Дети представляют, что у них в руках облачко, которое можно "поймать", осторожно поддувая на него. Сначала все набирают воздух, а затем осторожно и мягко выдыхают, представляя, что облачко "остается на месте".
Эти игровые упражнения помогут сделать процесс дыхательной тренировки легким и веселым для детей, улучшат их внимание и дисциплину в работе с дыханием, а также подготовят к серьезным вокальным упражнениям.
2.3. Дыхательные упражнения в методической литературе.
Ю.А. Ковнер.
Известный педагог Ю.А. Ковнер разработал целую систему упражнений по воспитанию певческого голоса целью, которой является дать молодым педагогам систему упражнений для развития дыхательных мышц, мышц артикуляционного аппарата, упражнения для выработки чёткой дикции, для умения расслабляться, снимать лишнее напряжение.
Для помощи в овладении певческим звукообразованием Ю.А. Ковнер с успехом применял систему специальных упражнений. Суть методики развития голоса Ю.А. Ковнера заключается в точных приемах тренировки дыхательных мышц и всего вокально-речевого аппарата. Эти тренировочные упражнения помогают выработать верную настройку голоса, обогатить ее за счет резонирования в грудном и головном резонаторах. Сохранение грудной и головной резонации на протяжении всего диапазона приводит к однородному звучанию голоса без перелома регистров. Для того чтобы предполагаемая система тренировочных упражнений дала желаемые результаты, надо выполнять ряд правил.
Ю.А. Ковнер советует, что тренировку дыхания нужно начинать с активного выдоха, затем сделать небольшую паузу, пока появится необходимость вдоха. Вдох следует делать бесшумно, медленно, умеренно, заполняя легкие во все стороны, но не до отказа (тренировка такого полноценного дыхания полезна для организма человека вообще: и в жизни, и в работе, и для физических упражнений). Правильное дыхание оздоравливает организм. К этому следует добавить закаливание организма водными процедурами. Мы не будем останавливаться на физкультурных упражнениях. Систем упражнений много, и каждый может выбрать те, которые ему более подходят. Важно их делать систематически.
Сетт Ригс.
Современный педагог Сетт Ригс, автор метода «Speech Level Singing» – «пение в речевой позиции» пишет о том, что каждый человек обладает уникальным голосом. Сетт Ригс говорил, «что пение – это музыкальное использование голоса, при помощи которого исполнитель передает аудитории свои идеи и эмоции» Сетт Ригс считал, что дыхание является важнейшей и неотъемлемой частью пения. Дыхание во время пения – это непрерывный, плавно протекающий процесс. Для овладения приемами и навыками Сетт Ригс считал необходимым пройти комплекс вокальных упражнений связанный с дыханием:
Упражнение №1 направленно на разогрев голосового аппарата. Пропевается одна нота закрытым звуком (сквозь букву «М»). Это позволяет голосовым связкам настроиться на работу и служит некоторой разминкой, задействуется «маска».
Упражнение №2 (пропевается с пассажем губ и № 3 (пропевается с помощью трели языком). Непрерывный поток воздуха, во время исполнения упражнения, позволяет делать пассаж губами и трель языком, что необходимо для ровности звучания. Пассаж губами и трель не будут осуществлены, если исполнитель не будет следить за плавностью и равномерностью подачи воздуха, за счет чего, в последующем, выравнивается звук. Помимо выравнивания звука и дыхания, это упражнение придает уверенность в верхних участках диапазона. За счет работы внешних мышц лица задействуется головной регистр и верхние ноты пропеваются значительно легче.
2.4 Декламация.
Декламация — это выразительное чтение текста с особым акцентом на интонацию, эмоции и смысловую подачу. В младшем хоре декламация играет важную роль, так как помогает детям развивать выразительность речи, чувство ритма и музыкальную интонацию. Она также способствует улучшению дикции, пониманию музыкального текста и вовлечению в хоровое исполнительство. Декламируя текст, дети лучше усваивают его смысл и могут передать эмоции произведения.
Примеры упражнений на декламацию для младшего хора:
Ритмическая декламация. Дирижёр может выбрать короткий стих или текст песни, и дети будут читать его в заданном ритме. Например, известный детский стих "Ехали медведи на велосипеде" можно прочитать в разных ритмах (четырёхдольный или трёхдольный размер) и с разной интонацией. Это упражнение помогает развить чувство ритма и умение слышать текст внутри музыкальной структуры.
Эмоциональная декламация. Детям дают стихотворение, например, "Улыбка" Э. Успенского. Хор сначала читает текст с нейтральной интонацией, а затем пробует выразить разные эмоции — радость, грусть, удивление. Это учит детей передавать настроение произведения, а также даёт возможность попробовать разные способы интонирования текста.
Сценическая декламация. Задания включают не только чтение, но и элемент сценического представления. Например, текст детской песни "В лесу родилась ёлочка" можно декламировать с движениями, изображающими зиму и лес. Дети могут проговаривать слова более выразительно и осмысленно, так как вовлечены и физически, и эмоционально.
Словесные рифмы и акценты. Хор учится выделять важные слова или рифмы. Например, в тексте "Жили у бабуси два весёлых гуся" дети могут акцентировать слова "гуся", "бабуси", "серый" и "белый", выделяя их более громко или выразительно. Это упражнение помогает лучше чувствовать ритм и рифму, а также развивает дикцию.
Игры на тембр голоса. Дирижёр предлагает детям произносить текст "музыкальными" голосами: высоко, низко, шёпотом или громко. Например, "Тили-тили-тесто, жених и невеста" можно прочитать шёпотом, а затем — "как медведь" (низким и громким голосом). Это упражнение учит детей владеть голосом, управлять громкостью и тембром.
Декламация — полезный инструмент для младшего хора, так как способствует развитию многих аспектов музыкальности: ритмического слуха, выразительности и владения голосом.
3.Вокальная работа во всех регистрах детского голоса.
До недавнего времени среди специалистов по детскому пению шла активная дискуссия о том, какой тип звукообразования — фальцетный, грудной или смешанный — следует использовать в методах развития детского голоса при вокальном обучении младших школьников до начала мутационного возраста. На практике мы наблюдаем хоровые группы с разными вокальными подходами. Например, в хоре мальчиков можно услышать громкий горловой звук, исполняющий песни в диапазоне первой октавы, что хорошо подходит для народной музыки, однако они сталкиваются с трудностями при исполнении верхнего головного регистра, начиная с ля первой октавы.
С другой стороны, младшие смешанные хоры часто используют фальцетный регистр: они способны исполнять детский классический репертуар с достаточно высокой тесситурой, но звучание при этом остается тихим и невыразительным. Эти примеры иллюстрируют однобокое использование регистров: в первом случае — грудного, во втором — фальцетного. Многие хормейстеры стремятся развить легкий и светлый звук, избегая грудного регистра, который у детей обычно плохо развит с рождения. Эта теоретическая позиция долгое время поддерживалась и обосновывалась рядом отечественных педагогов в области хорового пения.
Следует обратиться к результатам исследований Г.П. Стуловой, а также к ее рекомендациям, основанным на научных и практических наблюдениях и экспериментах. Она установила, что постоянное использование одного голосового регистра приводит к однобокому развитию голоса: либо к широкому диапазону с бедным тембром, либо к насыщенному тембру в узком диапазоне. Было доказано, что для полноценного и гармоничного развития детского певческого голоса методика вокального воспитания должна основываться на использовании всех голосовых регистров (грудного, фальцетного и смешанного), которые осваиваются поэтапно — от простого к сложному, от натуральных регистров к смешанным (Г.П. Стулова. «Хоровое пение в школе»).
Рекомендуется:
• развивать и укреплять верхний фальцетный регистр с помощью одного комплекса упражнений;
• развивать и укреплять нижний грудной регистр с помощью другого комплекса упражнений;
• добиваться постепенного сглаживания переходов между регистрами во время упражнений, чтобы достичь микстового звучания.
4.Чистота интонации и точность вступления в ноту.
Работа над чистотой и точностью вступления в ноту в младшем хоре — это важный аспект хорового пения, который требует внимания и практики. Вот несколько рекомендаций и методов, которые могут помочь в этом процессе:
1. Разогрев и дыхательные упражнения.
• Дыхательные упражнения: Начинайте занятия с дыхательных упражнений, которые помогут детям сосредоточиться и подготовить голос. Например, практикуйте глубокое диафрагмальное дыхание и медленные выдохи.
• Голосовые разогревы: Используйте простые мелодические гаммы и арпеджио для разогрева голосов. Это поможет детям привыкнуть к интонированию и правильному входу в ноту.
2. Слуховая тренировка.
• Слушание и повторение: Проводите игры на слух, в которых дети должны повторять мелодии или ноты, которые вы играете на инструменте (например, пианино).
• Определение высоты звука: Используйте инструменты для определения высоты звука. Пусть дети слушают ноты и определяют, какая из них выше или ниже.
3. Практика с инструментом.
• Пианино или клавишные: Начинайте репетиции с игры нужных нот на пианино. Дети должны подстраиваться под звучание инструмента. Это поможет им лучше слышать и понимать ноты.
• Игровые моменты: Включите элементы игры, чтобы поддерживать интерес. Например, можно устраивать конкурсы на лучшее вступление в ноту.
4. Постепенное усложнение.
• Работа с простыми мелодиями: Начинайте с простых, знакомых мелодий, а затем постепенно переходите к более сложным произведениям.
• Смешение голосов: Проводите репетиции в раздельных группах (например, сопрано и альты) и потом объединяйте голоса, чтобы работать над гармонией и точностью вступления.
5. Обратная связь.
• Запись репетиций: Записывайте репетиции и проигрывайте записи детям, чтобы они могли слышать себя и улучшать технику.
• Конструктивная критика: Предоставляйте детям обратную связь о их пении, фокусируясь на аспектах, которые они могут улучшить.
6. Игровые методики.
• Музыкальные игры: Включайте в занятия игры, которые требуют от детей точности в попадании в ноту (например, игры на тему "попади в ноту").
• Использование ритмических инструментов: Занимайтесь с перкуссионными инструментами, чтобы помочь детям лучше ощущать ритм и синхронизацию с музыкой.
7. Эмоциональное вовлечение.
• Выражение эмоций: Обучайте детей выражать эмоции через пение, что поможет им лучше сосредоточиться и осознать каждую ноту.
• Создание атмосферы: Создайте атмосферу доверия и поддержки в группе, чтобы дети чувствовали себя комфортно при выполнении заданий.
Работа над чистотой и точностью вступления в ноту в младшем хоре — это длительный процесс, требующий терпения и постоянной практики. Важно, чтобы занятия были разнообразными и увлекательными, что поможет детям развивать музыкальные навыки и получать удовольствие от пения.
5.Высокий и низкий регистры.
Работа с младшим хором требует особого внимания к особенностям вокального диапазона детей, так как их голоса ещё находятся в стадии формирования. Важно учитывать, что в детском хоре выделяются два основных регистра: высокий и низкий. Рассмотрим их подробнее.
Высокий регистр.
1. Характеристики:
• В младшем хоре высокий регистр обычно связан с лёгким и ярким звучанием.
• Дети могут производить звуки выше своей естественной тональности, что создаёт звонкий и чистый звук.
2. Как работать:
• Развитие техники: Используйте упражнения на легато и стаккато, чтобы развивать гибкость и выразительность голоса.
• Правильное дыхание: Уделяйте внимание диафрагмальному дыханию, что помогает детям контролировать звук.
• Интонация: Проводите занятия на интонацию, используя простые мелодии и игровые упражнения, чтобы развить чувство высоты звука.
• Репертуар: Выбирайте песни с простыми мелодиями и большим количеством повторяющихся фраз, чтобы поддерживать интерес детей.
Низкий регистр.
1. Характеристики:
• Низкий регистр в детском хоре чаще всего менее развиты и может звучать более глухо.
• Важно учитывать, что у мальчиков, проходящих период полового созревания, низкий регистр может изменяться.
2. Как работать:
• Упражнения на голос: Используйте упражнения, направленные на раскрытие грудного голоса. Это поможет детям легче достигать низких нот.
• Разогрев: Начинайте занятия с разогревательных упражнений, которые охватывают весь диапазон, но постепенно спускайтесь к низким нотам.
• Чтение текстов: Включайте в занятия чтецкие упражнения и поэтические тексты, которые будут звучать на низком регистре, это помогает развивать уверенность в нижнем диапазоне.
• Репертуар: Включайте песни, которые имеют гармонию и позволяют детям петь в низком регистре, акцентируя внимание на выразительности и ритме.
Общие рекомендации
• Индивидуальный подход: Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребёнка и его голосового диапазона. Некоторые дети могут быть более склонны к высокому регистру, другие – к низкому.
• Игровые элементы: Используйте игровые элементы и конкурсы, чтобы сделать занятия более увлекательными. Это способствует расслаблению и повышению интереса к процессу.
Работа с младшим хором – это увлекательный процесс, требующий терпения и творчества. Учитывая особенности регистров и адаптируя методы работы, можно добиться отличных результатов в развитии детского голоса.
Упражнения для верхнего регистра:
1 Скользящие звуки (глиссандо):
◦ Начинайте с низкой ноты (например, до) и плавно поднимайтесь до высокой (например, соль), затем возвращайтесь обратно. Повторяйте несколько раз.
2 Певучие слоги:
◦ Используйте слоги «ми», «ля», «ре» и т.д. Начинайте с комфортной высоты и постепенно поднимайте тональность, увеличивая диапазон.
3 Арпеджио:
◦ Играйте арпеджио (например, до-ми-соль) от низкой до высокой ноты и обратно. Повторяйте в разных тональностях.
4 Лестницы:
◦ Пойте гаммы по восходящей и нисходящей. Начните с первой октавы и поднимайтесь на полтона вверх.
Упражнения для нижнего регистра:
1 Глубокое дыхание и голос:
◦ Начните с глубокого вдоха, а затем произнесите «гм» или «м» на низкой ноте, сосредотачиваясь на резонировании в груди.
2 Певучие слоги:
◦ Используйте слоги «до», «ре», «ми» и пойте их от низкой до высокой ноты, начиная с нижнего регистра и постепенно поднимаясь.
3 Фразирование:
◦ Возьмите простую мелодию и пойте ее в нижнем регистре, обращая внимание на дыхание и четкость произношения.
4 Лестницы в низком регистре:
◦ Пойте гаммы по нисходящей, начиная с низкой ноты и опускаясь на полтона.
Общие советы:
• Разминка: Начинайте каждую сессию с разминки голоса, чтобы подготовить связки.
• Дыхание: Обратите внимание на дыхательные упражнения, которые помогут поддерживать голос и управлять динамикой.
• Регулярность: Практикуйте регулярно, чтобы улучшить диапазон и качество звука.
• Запись: Записывайте себя, чтобы отслеживать прогресс и корректировать ошибки.
Эти упражнения помогут развить как верхний, так и нижний регистры, улучшая общие вокальные навыки.
6.Требования к репертуару.
Требования к репертуару в младшем хоре могут варьироваться в зависимости от целей обучения, возраста детей и методических подходов. Вот основные аспекты, которые следует учитывать:
1. Возрастные особенности:
• Сложность произведений: Репертуар должен соответствовать возрасту детей. В младшем хоре это обычно песни с простыми мелодиями и текстами.
• Доступность материалов: Важно, чтобы дети могли легко запомнить текст и мелодию, поэтому предпочтение отдается известным и популярным детским песням.
2. Тематика и содержание:
• Образовательный аспект: Репертуар может включать песни, способствующие развитию слуха, ритма, координации и вокальной техники.
• Воспитательный момент: Темы песен могут охватывать дружбу, природу, праздники и другие актуальные для детей темы, что помогает развивать эмоциональный интеллект и социальные навыки.
3. Стиль и жанр:
• Разнообразие стилей: Включение различных музыкальных стилей (народные, классические, современные) помогает расширить музыкальный кругозор детей.
• Адаптация произведений: Песни могут быть адаптированы для детского исполнения (например, упрощение гармоний или изменение тональности).
4. Гармония и многоголосие:
• Первые шаги в многоголосии: Для младших хоров могут использоваться простые двухголосные или трехголосные обработки, которые помогут детям понять основы гармонического пения.
5. Длительность и количество произведений:
• Краткость: Длительность песен должна быть небольшой, чтобы удерживать внимание детей.
• Количество: Обычно рекомендуется иметь несколько произведений в репертуаре для различных мероприятий (концерты, утренники, праздники).
6. Возможность исполнения:
• Аранжировки для исполнения: Произведения должны быть подготовлены для выступлений, с учетом наличия инструментального сопровождения (если это необходимо) и возможностей хорового состава.
7. Педагогический подход:
• Методические рекомендации: Важно, чтобы педагог использовал активные методы обучения, вовлекая детей в процесс через игры, импровизацию и другие формы активности.
При выборе репертуара для младшего хора следует учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и уровень подготовки. Это поможет создать позитивную атмосферу для обучения и творчества.
7. Рекомендованная методическая литература.
1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. Вып. 5 / Л.Б. Дмитриев. – М. : Издательство «Музыка», 1968.
2. Виславская, А.А. Вокальный метод Сета Риггса «Пение в речевой позиции» (Seth Riggs. Speech level singing.): рецензия и педагогические размышления / А.А. Виславская. – Нарва: Нарвская Хоровая школа, 2012.
3. М. Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика Стрельниковой продолжает творить чудеса»АСС-Центр, ЮНИВЕСТ. Москва, 2009.
4. Стулова, Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: учеб. пособие / Г.П. Стулова. - 4-е изд., стер. - СПб.: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018.
5. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург,2007.