Конспект открытого урока по хору
Дата:21.11.20.. год
Учащиеся: 1 класс
ФИО преподавателя: …
Тема открытого урока: «Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».
Цель урока: В вокальных упражнениях и произведениях, достичь единую манеру звучания и ясность произношения.
Задачи:
1. Образовательные:
- на исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.
- овладеть вокально-певческими навыками, дать понятие – «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.
- развитие художественных способностей – музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.
2. Развивающие:
-развивать интерес учащихся к хоровому пению;
-развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;
- развить творческую фантазию, воображение;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к хоровому искусству;
- воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Тип урока: урок-повторение,закрепление умений и навыков.
Форма проведения :коллективная
Методы обучения:
наглядно-слуховой
словес
т
ный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
эмоционально-образный
проблемно–поисковый;
объяснительно-иллюстративный
в сочетании с репродуктивным
(
вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приемы:
Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся
Групповой и индивидуальный опрос
Вокализация песен на сло
г(
скэтовое
пение –импровизация
)
и сольфеджио
Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала
Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации
По руке преподавателя на отдельных слогах добиваться единой манеры звучания, четкой дикции.
Поощрение учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям.
Оборудование:музыкальный инструмент (фортепиано), ноутбук, стулья, нотный материал.
Дидактический и наглядный материал: иллюстрации к выученным произведениям.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Распевание.
4. Работа над музыкальными произведениями.
5. Подведение итогов.
1. Организационный момент (приветствие) (1 минута)
Е.Ю.- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Итак, начинаем наш урок. Давайте поздороваемся. Встали все. (Преподаватель обращаясь к ребятам, поет «Здравствуйте все!» по трезвучию сверху вниз удваивая терцию, ребята отвечая, поют, здравствуйте 3 раза)
Е.Ю: Здравствуйте ребята( по Т53-до мажор)
Учащиеся: Здравствуйте 3 раза в тональности до мажор (Т53-Т6-Т53)
Е.Ю: Улыбнитесь друг другу -садитесь!
Мы проснулись, подтянулись(потягиваются)
Зубки мы почистили(язык чистит зубы)
Ушки мы погладили(массаж ушей)
Бровки наши удивились(брови гладим)
Щечки наши улыбнулись(щечки помассировали снизу вверх)
Глазки наши распахнулись (поморгали)
Е.Ю: Молодцы! Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
Учащиеся: Хорошее
Е.Ю: Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок!.
А тема нашего урока сегодня «Работа над дикцией и артикуляцией» Сегодня на уроке мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песен и упражнений. Ведь дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. А артикуляция-это работа артикуляционного аппарата то есть(губ, языка, рта –всего лица в целом.)
Итак, начнем:
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (3 минуты)
2.1.Упражнения на артикуляцию
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Е.Ю: Вспомним первое упражнение «трубочка »
- губы:- вытянуть вперед губы натянуть их на зубы и открыть рот при этом помочь руками, (изображаем кошечку)Выполняем 5 раз
Следующее упражнение для наших щечек:
- щеки: 1. Надуть по очереди и одновременно втянуть.
2. По очереди толкать язычком щеки.
Язык – это самая сильная мышца, при пении находится за зубами. Достали язычок показали его, и спрятали.
- язык: 1. Покусать язык.
2. Щелкать языком- далеко-близко, по руке учителя.
Е.Ю: Скажите мне, какие мышцы мы тренировали?
Ответы детей: Лица, рта
Е.Ю: Как называется работа этих мышц?
Ответы детей: Артикуляция
Е.Ю: А какие мышцы мы тренируем на дыхательных упражнениях?
Ответы детей: Губ, живота
Е.Ю: Молодцы. На прошлых занятиях мы с вами делали упражнение «Шарик» главная задача ребята избавиться от воздуха! Научиться вдыхать и выдыхать воздух.
2.2 Упражнения на развитие певческого дыхания
Упражнение «Шарик»
Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия.
Итак: Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1—2 с. Плечи не поднимать, а живот на вдох должен надуться, как воздушный шарик, и выдыхать со звуком (с). Надутый Шарик полетел, и из него выходит воздух, то маленькая дырочка-то большая дырочка.Напоминаю- Главная задача избавиться от воздуха. Итак, выполняем по моей рук.(громко-тихо). На звук не давить.
Упражнение «Машины»
Нам нужно срочно доехать до папы, сели все в большую машину(БР),приготовились , сделали вдох, и поехали, а дорога не везде хорошая, споткнулась наша машинка, бр - р - р…».(делаем движениями диафрагмы).Не едет больше большая машинка пересели на маленькую(мягкие губы «бьрь»)ближе звук. Кто дальше всех уедет?
Физкультминутка (1 минута)
Е.Ю:А сейчас мы с вами поиграем, готовы? ( Игра «ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК» очень простая игра (проверка на внимательность)
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок» делайте это не торопясь. (Ваша цель запутать ребят)
Скажите:«Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа.
3. Распевание (упражнения и скороговорки)- (9 минут)
3.1 Упражнения
Задача упражнений - довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки и подготовить голосовой аппарат к активной работе. Работа осуществляется в игровой форме на материале сказки «Золотой ключик». Каждый сказочный герой соответствует определенному образу, а так же штриху: Буратино – стакатто, Мальвина – легато, Карабас-Барабас.
Ребята, сейчас споем гамму от звука «до» штрихом (стакатто)то есть отрывисто повторяя образ буратино, стремясь к последней ноте гаммы(как бы ускоряя,спеша куда-то)
А теперь споем в образе «Буратино» при этом показываем рукой движении мелодии, куда движется мелодия и как!
Е.Ю. А как она движется? - легко и активно, как горошинки отскакивают.
Следующий персонаж у нас Мальвина- объясняя детям, что это девочка с кудрявыми голубыми волосами, она самая красивая, добрая нежная,всегда чистая и нарядная, движения ее легкие и мягкие. Она может быть и грустной. Она надежный друг - всегда придет на помощь.
Сейчас споем гамму на легато-протяжно, в соответствии с образом Мальвины, при этом делать плавные движения руками..
- Ребята еще раз споем гамму, только еще увереннее и поднимаемся на цыпочки, тянем голос без толчков, как один продолжительный звук, (как бы «растить» голос его а не выгонять его силой).
- Ребята, а кто из вас мне скажет кто такой Карабас?
Ответы детей (….)
Е.Ю. Правильно!(дополняя…..)Карабас-Барабас- Очень похож на огромного разъяренного медведя, здоровый, неуклюжий. Он очень сильный и грозный, с самой длинной бородой, на которую он постоянно наступает и путается в ней. Штрих- маркатто. –подчеркивая.
Поем выделяя, подчеркивая, каждый звук за счет активного дыхания.9помагая руками, скрещенными в замок)
-Молодцы!
Теперь у нас вверх поднимается Мальвина, а обратно бежит Буратино. Внимательно по моей руке ( чередуем штрихи).(Делается это для выравнивания гласных)
Повторение правил для пения: спинка прямая, плечи не поднимаем, нижняя челюсть расслаблена.
3.2.Скороговорки
Цель:— научиться легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности, сложные звукосочетания, имеющиеся в них, активизировать артикуляционный аппарат:
Е.Ю. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки.
Сейчас пропеваем каждую скороговорку со своей мелодией, выразительно-сначала в медленном темпе, затем ускоряя.
1.«Барашеньки, крутороженьки….» -На одной ноте. Споем.
Е.Ю: Ребята еще раз ,но чтобы губы у нас были мягкие, а кончик языка –активным.
2. «По дороге Петя шел….».
Пропеваем с четкой дикцией, и хорошим настроением.Все вместе одновременно по моей руке.
А теперь поиграем: я начинаю скороговорку, а вы должны подхватить успеть текст и правильно спеть (не искажая вокальную дикцию)
3«Ехал Грека через реку……» (быстро и коротко ) берем активный вдох, а на выдохе произносим скороговорку.
Е.Ю. А теперь споем с разной интонацией, весело затем грустно, (усиливается работа языка, губ, зубы).
3.3 Скэт-упражнения (5 минут)
Упражнение для единой манеры звукообразования и дикции (аудио)+ движения
-Сейчас мы вспомним песню «Я на солнышке лежу» и споем ее на слоги та-ду-ди-да ту-ди-да, дыхание активно берем, челюсть свободна, улыбка на лице. Очень хорошая дикция (следите за четким произношением согласных, но при этом, чтобы гласные не укорачивались).
- Следующая песня «Пусть бегут неуклюже»поем на слоги - ча-ча-ча чу-чу-чу-чу.Очень активные согласные. При этом помогая себе движениями (крутим).
-А песенку Буратино вы все знаете!на слоги «Ри-ки- та-кибу-ки бом! Где буква «Р» ребята, там всегда праздник! Она как бы удваивается рр, произвесите сейчас все вместе РИ-КИ. Очень активные согласные. При этом помогая себе движениями (натянули пальчики, смотрим и повторяем все за мной).
Е.Ю. Теперь наш с вами голосовой аппарат разогрелся, можно переходить к работе над произведениями!
4. Работа над музыкальными произведениями.(10 минут)
1.Лягушки-Музыканты(муз.А.Кудряшова,сл. П.Соловьевой)
Е.Ю: -Сейчас (послушайте песню и угадайте, как она называется?) или
для вас наш концертмейстер Юрий Владимирович сыграет известную вам песню, а вы должны угадать, и сказать, как она называется?
Ответы учащихся: Лягушки-музыканты (Молодцы!)
Е.Ю: Какой характер этой песни?
Ответы детей: (веселая, шуточная)
сейчас мы с вами поиграем в игру два берега, вы на том берегу, а я на этом нужно так понятно все спеть слова, чтобы я поняла по губам, потому что нас разделяет очень большое расстояние.
Итак, споем 1 куплет активным шепотом, чтобы были понятны не только слова, но и характер песни, хорошо артикулируя.
-Ребята в припеве поем:Слова кокс-кокс –твердо,глухую «к»( согласная) - и кс-поем очень коротко! (при этом нужно пропеть слог за слогом, чтобы песня не превратилась в разговор).Попробуем вместе!
Е.Ю: Поем припев.
Е.Ю: Как вы думайте чтобы песня стала ярче, выразительнее и понравилась слушателям ,что нужно добавить?
Ответы детей(движения в припеве)
Е.Ю: Правильно, все вместе повторяем за мной.
Е.Ю. Сейчас поем с начала до конца (1-3 к). В конце делаем остановку, не забывайте. На улыбочке. По моей руке
Е.Ю.Молодцы! На следующем уроке мы с вами продолжим работу над этой веселой песней.
2. «Колобок» (сл.В.Татаринова муз.Г. Струве)
Е.Ю. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадаете, о ком идет речь?
Прямо с полки на порог
Убежал румяный бок
Укатился наш дружок
Кто же это……………..
Ответы детей: Колобок
Молодцы! Песенка «Колобок» какой у нее характер(настроение) –веселый , радостный, легкий. Это в 1.2.3 куплете, а в 4 –происходит смена характера – настроение меняется, удивленно поем, Правильно. А главные герои в сказке колобок кто?
Ответы детей: Колобок и лиса.
Е.Ю: Сейчас 1 куплет споем на слог «ля-ля»(Поем).
Спасибо, получился очень светлый и легкий звук.
А как вы думаете, что такое эхо? (повторяются звуки)
Сейчас я буду петь, а вы должны повторить - то есть будете моим эхо. Слушайте меня внимательно.
Е.Ю. Пою припев: Колобок - Колобок ( форте-пиано) а теперь вы –( дети повторяют).
Е.Ю: Что я сделала?
Ответы детей: первое слово колобок спела с ударением- второе тише (делать правильные ударения в словах) Потому что главный герой колобок.
То есть первое слово главное выделяется . Споем вместе. (припев)
Теперь сначала поем 1 куплет + припев
А теперь споют второй и третий куплет нам мальчики..Поем выразительно и эмоционально! Спели 2-3 куплет.
Все вместе 4 куплет. Весело, задорно, естественным свободным звуком без крика.
А теперь споем от начала до конца. Обращая внимание на дирижера. А кто такой дирижер?
Ответы детей? Это тот, кто управляет хором (группой детей)
Итак, все смотрим на меня. По моей руке внимательно смотрим жест «внимание», «взятие дыхания» и начало собственно пения и закругление это окончание пения.
Приготовились. Поем 1.2.3.4. куплеты. По моей руке.
5. Подведение итогов (домашнее задание) (2 минуты)
- Ну, что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работе.
Какое новое слово вы сегодня узнали?
Ответы: дикция, артикуляция.
Е.Ю: Что же такое дикция?
Ответы: это чёткое, ясное, разборчивое произношение всех звуков текста
Е.Ю: Правильно. Цель нашего занятия достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, справились. Большое спасибо за урок.
Все получают оценку «5»
Домашнее задание:
Е.Ю: Учить скороговорки в ускоренном темпе. Выразительно исполнять песню «Лягушки» проговаривая активным шепотом.
Е.Ю. Пою «До свидания все» (по Т53 снизу вверх)
Дети: «До свидания!» (по Т53 сверзу вниз)
Е.Ю: Урок окончен. Спасибо.
Используемая литература:
Е.В.Сугоняева. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Ю.Б.Алиев. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: Просвещение, 1978.
С.А.Казачков. От урока к концерту, - изд. Казанского Университета, 1990.