* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 12pt;} h2 {font-size: 18pt; font-weight: bold;} h3 {font-family: 'Cambria'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .WW8Num2z0 {font-family: 'Symbol'; font-size: 10pt;} .WW8Num2z1 {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .WW8Num2z2 {font-family: 'Wingdings'; font-size: 10pt;} .WW8Num4z0 {font-family: 'Symbol'; font-size: 10pt;} .WW8Num4z1 {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .WW8Num4z2 {font-family: 'Wingdings'; font-size: 10pt;} .WW8Num7z0 {font-family: 'Symbol'; font-size: 10pt;} .WW8Num7z1 {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .WW8Num7z2 {font-family: 'Wingdings'; font-size: 10pt;} .WW8Num8z0 {font-family: 'Symbol'; font-size: 10pt;} .WW8Num8z1 {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .WW8Num8z2 {font-family: 'Wingdings'; font-size: 10pt;} .WW8Num10z0 {font-family: 'Symbol'; font-size: 10pt;} .WW8Num10z1 {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .WW8Num10z2 {font-family: 'Wingdings'; font-size: 10pt;} .WW8Num12z0 {font-family: 'Symbol'; font-size: 10pt;} .WW8Num12z1 {font-family: 'Courier New'; font-size: 10pt;} .WW8Num12z2 {font-family: 'Wingdings'; font-size: 10pt;} .Emphasis {font-style: italic;} .Font Style14 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13pt;} .Font Style13 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .Font Style12 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13pt;} .Font Style11 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13pt; font-style: italic;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Strong {font-weight: bold;} .Заголовок {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt;} .Body Text {margin-bottom: 6pt;} .List {font-family: 'Arial';} .Название1 {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt; font-style: italic;} .Указатель1 {font-family: 'Arial';} .Normal (Web) {margin-top: 14pt; margin-bottom: 14pt;} .Style6 {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Style1 {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .а_Текст {font-size: 11pt;} .List Paragraph {font-family: 'Calibri'; font-size: 11pt;} .No Spacing {font-family: 'Calibri'; font-size: 11pt;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Верхний колонтитул Знак {font-size: 12pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-size: 12pt;}

Конспект открытого урока по хору

Дата:21.11.20.. год

Учащиеся: 1 класс

ФИО преподавателя:

Тема открытого урока: «Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».

Цель урока: В вокальных упражнениях и произведениях, достичь единую манеру звучания и ясность произношения.

Задачи:

1. Образовательные:

- на исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.

- овладеть вокально-певческими навыками, дать понятие – «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.

- развитие художественных способностей – музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.

2. Развивающие:

-развивать интерес учащихся к хоровому пению;
-развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

- развить творческую фантазию, воображение;

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к хоровому искусству;
- воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Тип урока: урок-повторениеакрепление умений и навыков.

Форма проведения :коллективная

Методы обучения

наглядно-слуховой

словес

т

ный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

эмоционально-образный

проблемно–поисковый;

объяснительно-иллюстративный

в сочетании с репродуктивным

(

вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приемы:

Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся

Групповой и индивидуальный опрос

Вокализация песен на сло

г(

скэтовое

пение –импровизация

)

и сольфеджио

Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации

По руке преподавателя на отдельных слогах добиваться единой манеры звучания, четкой дикции.

Поощрение учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям.

Оборудование:музыкальный инструмент (фортепиано), ноутбук, стулья, нотный материал.

Дидактический и наглядный материал: иллюстрации к выученным произведениям.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Распевание.

4. Работа над музыкальными произведениями.

5. Подведение итогов.

1. Организационный момент (приветствие) (1 минута)

Е.Ю.- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Итак, начинаем наш урок. Давайте поздороваемся. Встали все. (Преподаватель обращаясь к ребятам, поет «Здравствуйте все!» по трезвучию сверху вниз удваивая терцию, ребята отвечая, поют, здравствуйте 3 раза)

Е.Ю: Здравствуйте ребята( по Т53-до мажор)

Учащиеся: Здравствуйте 3 раза в тональности до мажор (Т53-Т6-Т53)

Е.Ю: Улыбнитесь друг другу -садитесь!

Мы проснулись, подтянулись(потягиваются)

Зубки мы почистили(язык чистит зубы)

Ушки мы погладили(массаж ушей)

Бровки наши удивились(брови гладим)

Щечки наши улыбнулись(щечки помассировали снизу вверх)

Глазки наши распахнулись (поморгали)

Е.Ю: Молодцы! Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

Учащиеся: Хорошее

Е.Ю: Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок!.

А тема нашего урока сегодня «Работа над дикцией и артикуляцией» Сегодня на уроке мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песен и упражнений. Ведь дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. А артикуляция-это работа артикуляционного аппарата то есть(губ, языка, рта –всего лица в целом.)

Итак, начнем:

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (3 минуты)

2.1.Упражнения на артикуляцию

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

Е.Ю: Вспомним первое упражнение «трубочка »

- губы:- вытянуть вперед губы натянуть их на зубы и открыть рот при этом помочь руками, (изображаем кошечкуыполняем 5 раз

Следующее упражнение для наших щечек:

- щеки: 1. Надуть по очереди и одновременно втянуть.

2. По очереди толкать язычком щеки.

Язык – это самая сильная мышца, при пении находится за зубами. Достали язычок показали его, и спрятали.

- язык: 1. Покусать язык.

2. Щелкать языком- далеко-близко, по руке учителя.

Е.Ю: Скажите мне, какие мышцы мы тренировали?

Ответы детей: Лица, рта

Е.Ю: Как называется работа этих мышц?

Ответы детей: Артикуляция

Е.Ю: А какие мышцы мы тренируем на дыхательных упражнениях?

Ответы детей: Губ, живота

Е.Ю: Молодцы. На прошлых занятиях мы с вами делали упражнение «Шарик» главная задача ребята избавиться от воздуха! Научиться вдыхать и выдыхать воздух.

2.2 Упражнения на развитие певческого дыхания

Упражнение «Шарик»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия.

Итак: Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание  на 1—2 с. Плечи не поднимать, а живот на вдох должен надуться, как воздушный шарик, и выдыхать со звуком (с). Надутый Шарик полетел, и из него выходит воздух, то маленькая дырочка-то большая дырочка.Напоминаю- Главная задача избавиться от воздуха. Итак, выполняем по моей рук.(громко-тихо). На звук не давить.

Упражнение «Машины»

Нам нужно срочно доехать до папы, сели все в большую машину(БР),приготовились , сделали вдох, и поехали, а дорога не везде хорошая, споткнулась наша машинка, бр - р - р…».(делаем движениями диафрагмы).Не едет больше большая машинка пересели на маленькую(мягкие губы «бьрь»)ближе звук. Кто дальше всех уедет?

Физкультминутка (1 минута)

Е.Ю сейчас мы с вами поиграем, готовы? ( Игра «ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК» очень простая игра (проверка на внимательность)

Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок» делайте это не торопясь. (Ваша цель запутать ребят)

СкажитеНос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа.

3. Распевание (упражнения и скороговорки)- (9 минут)

3.1 Упражнения

Задача упражнений - довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки и подготовить голосовой аппарат к активной работе. Работа осуществляется в игровой форме на материале сказки «Золотой ключик». Каждый сказочный герой соответствует определенному образу, а так же штриху: Буратино – стакатто, Мальвина – легато, Карабас-Барабас.

Ребята, сейчас споем гамму от звука «до» штрихом (стакатто)то есть отрывисто повторяя образ буратино, стремясь к последней ноте гаммы(как бы ускоряя,спеша куда-то)

А теперь споем в образе «Буратино» при этом показываем рукой движении мелодии, куда движется мелодия и как!

Е.Ю. А как она движется? - легко и активно, как горошинки отскакивают.

Следующий персонаж у нас Мальвина- объясняя детям, что это девочка с кудрявыми голубыми волосами, она самая красивая, добрая нежная,всегда чистая и нарядная, движения ее легкие и мягкие. Она может быть и грустной. Она надежный друг - всегда придет на помощь.

Сейчас споем гамму на легато-протяжно, в соответствии с образом Мальвины, при этом делать плавные движения руками..

- Ребята еще раз споем гамму, только еще увереннее и поднимаемся на цыпочки, тянем голос без толчков, как один продолжительный звук, (как бы «растить» голос его а не выгонять его силой).

- Ребята, а кто из вас мне скажет кто такой Карабас?

Ответы детей (….)

Е.Ю. Правильно!(дополняя…..)Карабас-Барабас- Очень похож на огромного разъяренного медведя, здоровый, неуклюжий. Он очень сильный и грозный, с самой длинной бородой, на которую он постоянно наступает и путается в ней. Штрих- маркатто. –подчеркивая.

Поем выделяя, подчеркивая, каждый звук за счет активного дыхания.9помагая руками, скрещенными в замок)

-Молодцы!

Теперь у нас вверх поднимается Мальвина, а обратно бежит Буратино. Внимательно по моей руке ( чередуем штрихи).(Делается это для выравнивания гласных)

Повторение правил для пения: спинка прямая, плечи не поднимаем, нижняя челюсть расслаблена.

3.2.Скороговорки

Цель:— научиться легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности, сложные звукосочетания, имеющиеся в них, активизировать артикуляционный аппарат:

Е.Ю. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки.

Сейчас пропеваем каждую скороговорку со своей мелодией, выразительно-сначала в медленном темпе, затем ускоряя.

1.«Барашеньки, крутороженьки….» -На одной ноте. Споем.

Е.Ю: Ребята еще раз ,но чтобы губы у нас были мягкие, а кончик языка –активным.

2. «По дороге Петя шел….».

Пропеваем с четкой дикцией, и хорошим настроением.Все вместе одновременно по моей руке.

А теперь поиграем: я начинаю скороговорку, а вы должны подхватить успеть текст и правильно спеть (не искажая вокальную дикцию)

3«Ехал Грека через реку……» (быстро и коротко ) берем активный вдох, а на выдохе произносим скороговорку.

Е.Ю. А теперь споем с разной интонацией, весело затем грустно, (усиливается работа языка, губ, зубы).

3.3 Скэт-упражнения (5 минут)

Упражнение для единой манеры звукообразования и дикции (аудио)+ движения

-Сейчас мы вспомним песню «Я на солнышке лежу» и споем ее на слоги та-ду-ди-да ту-ди-да, дыхание активно берем, челюсть свободна, улыбка на лице. Очень хорошая дикция (следите за четким произношением согласных, но при этом, чтобы гласные не укорачивались).

- Следующая песня «Пусть бегут неуклюже»поем на слоги - ча-ча-ча чу-чу-чу-чу.Очень активные согласные. При этом помогая себе движениями (крутим).

-А песенку Буратино вы все знаетеа слоги «Ри-ки- та-кибу-ки бом! Где буква «Р» ребята, там всегда праздник! Она как бы удваивается рр, произвесите сейчас все вместе РИ-КИ. Очень активные согласные. При этом помогая себе движениями (натянули пальчики, смотрим и повторяем все за мной).

Е.Ю. Теперь наш с вами голосовой аппарат разогрелся, можно переходить к работе над произведениями!

4. Работа над музыкальными произведениями.(10 минут)

1.Лягушки-Музыканты(муз.Кудряшова,сл. П.Соловьевой)

Е.Ю: -Сейчас (послушайте песню и угадайте, как она называется?) или

для вас наш концертмейстер Юрий Владимирович сыграет известную вам песню, а вы должны угадать, и сказать, как она называется?

Ответы учащихся: Лягушки-музыканты (Молодцы!)

Е.Ю: Какой характер этой песни?

Ответы детей: (веселая, шуточная)

сейчас мы с вами поиграем в игру два берега, вы на том берегу, а я на этом нужно так понятно все спеть слова, чтобы я поняла по губам, потому что нас разделяет очень большое расстояние.

Итак, споем 1 куплет активным шепотом, чтобы были понятны не только слова, но и характер песни, хорошо артикулируя.

-Ребята в припеве поем:Слова кокс-кокс –твердолухую «к»( согласная) - и кс-поем очень коротко! (при этом нужно пропеть слог за слогом, чтобы песня не превратилась в разговор).Попробуем вместе!

Е.Ю: Поем припев.

Е.Ю: Как вы думайте чтобы песня стала ярче, выразительнее и понравилась слушателям ,что нужно добавить?

Ответы детей(движения в припеве)

Е.Ю: Правильно, все вместе повторяем за мной.

Е.Ю. Сейчас поем с начала до конца (1-3 к). В конце делаем остановку, не забывайте. На улыбочке. По моей руке

Е.Ю.Молодцы! На следующем уроке мы с вами продолжим работу над этой веселой песней.

2. «Колобок» (сл.В.Татаринова муз. Струве)

Е.Ю. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадаете, о ком идет речь?

Прямо с полки на порог

Убежал румяный бок

Укатился наш дружок

Кто же это……………..

Ответы детей: Колобок

Молодцы! Песенка «Колобок» какой у нее характер(настроение) –веселый , радостный, легкий. Это в 1.2.3 куплете, а в 4 –происходит смена характера – настроение меняется, удивленно поем, Правильно. А главные герои в сказке колобок кто?

Ответы детей: Колобок и лиса.

Е.Ю: Сейчас 1 куплет споем на слог «ля-ля»(Поем).

Спасибо, получился очень светлый и легкий звук.

А как вы думаете, что такое эхо? (повторяются звуки)

Сейчас я буду петь, а вы должны повторить - то есть будете моим эхо. Слушайте меня внимательно.

Е.Ю. Пою припев: Колобок - Колобок ( форте-пиано) а теперь вы –( дети повторяют).

Е.Ю: Что я сделала?

Ответы детей: первое слово колобок спела с ударением- второе тише (делать правильные ударения в словах) Потому что главный герой колобок.

То есть первое слово главное выделяется . Споем вместе. (припев)

Теперь сначала поем 1 куплет + припев

А теперь споют второй и третий куплет нам мальчики..Поем выразительно и эмоционально! Спели 2-3 куплет.

Все вместе 4 куплет. Весело, задорно, естественным свободным звуком без крика.

А теперь споем от начала до конца. Обращая внимание на дирижера. А кто такой дирижер?

Ответы детей? Это тот, кто управляет хором (группой детей)

Итак, все смотрим на меня. По моей руке внимательно смотрим жест «внимание», «взятие дыхания» и начало собственно пения и закругление это окончание пения.

Приготовились. Поем 1.2.3.4. куплеты. По моей руке.

5. Подведение итогов (домашнее задание) (2 минуты)

- Ну, что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работе.

Какое новое слово вы сегодня узнали?

Ответы: дикция, артикуляция.

Е.Ю: Что же такое дикция?

Ответы: это чёткое, ясное, разборчивое произношение всех звуков текста

Е.Ю: Правильно. Цель нашего занятия достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, справились. Большое спасибо за урок.

Все получают оценку «5»

Домашнее задание:

Е.Ю: Учить скороговорки в ускоренном темпе. Выразительно исполнять песню «Лягушки» проговаривая активным шепотом.

Е.Ю. Пою «До свидания все» (по Т53 снизу вверх)

Дети: «До свидания!» (по Т53 сверзу вниз)

Е.Ю: Урок окончен. Спасибо.

Используемая литература:

Е.В.Сугоняева. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов н: Феникс, 2002.

Ю.Б.Алиев. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: Просвещение, 1978.

С.А.Казачков. От урока к концерту, - изд. Казанского Университета, 1990.