УДК 376.3
Т.П. Дубовикова
учитель – логопед МБДОУ «ДС №347»,
г. Челябинск, Россия, tat174@inbox.ru
Развитие моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Development of the motor sphere in older preschool children with dysarthria.
Аннотация. В статье описываются выявленные в результате обследования детей старшего дошкольного возраста с дизартрией особенности общей, артикуляционной и мелкой моторики.
Abstract. The article describes the features of general, articulatory and fine motor skills identified as a result of the examination of older preschool children with dysarthria.
Ключевые слова: общая моторика, артикуляционная моторика, дизартрия.
Key words: general motor skills, articulatory motor skills, dysarthria.
Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них нарушена моторная сфера. В связи с этим возможно предположить, что эти явления взаимообусловлены. Соответственно, необходимо изучить моторные функции детей с ограниченными возможностями здоровья с последующей коррекционной работой в этом направлении.
Среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. [2].Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата и возникающая вследствие органического поражения центральной и периферической нервной систем. У детей с дизартрией недостаточно развита общая и артикуляционная моторика, отмечается трудности при переключении с одного движения на другое, в формировании и удержании определенной позы, движения не координированные, неточные и т.п. Недостаточная сформированность также навыков зрительной памяти, зрительно-двигательной координации, произвольного внимания. [1]
По мнению нейропсихологов И.П. Павлова, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Н.А. Бернштейна общая и речевая моторика взаимосвязаны.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Моторика выражается в последовательности движений, которая нужна для выполнения какой-либо определенной задачи. [3]
Как показывают исследования М.М. Кольцовой, развитие двигательной сферы оказывает значительное влияние на весь организм, и особенно на деятельность мозга: чем развитее двигательная деятельность, тем развитее речевая и психофизическая системы [5].
Мелкая моторика определяется тонкими движениями кистей пальцев рук.
Артикуляционная моторика – одно из условий правильного звукопроизношения, выражающееся в совокупности скоординированных движений органов речевого аппарата [4].
Проведя анализ литературы, мы приходим к выводу о доказанности взаимосвязи моторной сферы и речевой функции. Однако недостаточно изученным является вопрос об особенностях нарушения общей, артикуляционной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и особенностях эффективного использования нетрадиционных технологий для развития моторной сферы.
У детей с дизартрией можно отметить выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью комплексного подхода для развития общей и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в современной теории и практике вопросы по развитию общей и артикуляционной моторики остаются дискуссионными.
Цель исследования – теоретически изучить особенности общей и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс развития общей, артикуляционной, мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией взаимосвязан с качеством звукопроизношения, в связи с чем необходимо создание программы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией во взаимосвязи с развитием общей, артикуляционной и мелкой моторики.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении основополагающего понятия исследования «развитие общей и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией».
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения основных положений, содержащихся в работе и призванных способствовать совершенствованию проработанности по направлениям указанной темы, применимости полученных выводов и выработке условий по развитию общей и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Нами был проведен констатирующий эксперимент по эффективности развития общей и артикуляционной моторики у 7 детей.
В ходе исследования были применены следующие методы исследования:
- анализ базовых понятий исследования; анализ речевых карт обследуемых детей и заключений ПМПК, анализ данных диагностического обследования; обобщение результатов исследования.
- эмпирические: методики диагностики нарушений моторного развития.
Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики старших дошкольников с лёгкой степенью дизартрии были использованы методики, предложенные Е.Ф. Архиповой.
Обследование общей моторики детей дошкольного возраста проводилось с помощью методики обследования, в которой сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др.).
При исследовании функций органов артикуляции проводился анализ
состояния мышечного тонуса, возможности осуществления непроизвольных и произвольных движений, качества артикуляционных и мимических движений.
Для оценки состояния общей моторики использовались методические приемы, предложенные Н.М. Трубниковой. Оценивание выполненных заданий проводилось в соответствии с критериями, предложенными Е.Ф. Архиповой.
Направления обследования включали: исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, произвольного торможения движений, статической и динамической координации движений, темпа и пространственной организации двигательного акта.
Оценка результатов выполнения заданий по данным методикам производилось по 4 – балльной системе.
Анализ проведенного исследования артикуляционной моторики показал, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией состояние артикуляционной моторики развито недостаточно.
При обследовании кинестетического орального праксиса выявлено неточное выполнение задания, поиск артикуляции.
При обследовании кинетического орального праксиса выявлены длительность удержания артикуляционной позы, ограниченной 1-3 сек., быстрая истощаемость.
При обследовании динамической координации артикуляционных движений количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя, наблюдалось неточное выполнение движений, переключение с одного движения на другое.
При обследовании мышечного тонуса и подвижности губ у детей выявлены затруднения при выполнении движений, у части детей отмечается ограничение подвижности верхней губы.
При обследовании состояния мимической моторики выявлены нарушения единичных движений, единичные патологические симптомы.
Анализ проведенного исследования общей моторики показал, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией состояние общей моторики развито недостаточно.
При выполнении двигательных проб на исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля у детей отмечалось неточное выполнение проб, нарушенная последовательность, при переключении с одного движения на другое возникали трудности, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.
При торможении произвольного движения по сигналу у одних детей отмечалась замедленная реакция на остановку, выполнение лишних шагов, в то же время у других – точное движение ног, но в замедленном темпе.
Задание на исследование статической координации движений было выполнено, но отмечалось короткое удержание позы с напряжением, у некоторых детей присутствовало раскачивание, дети балансировали руками и туловищем, открывали глаза.
При исследовании динамической координации движений многие дети напрягались при выполнении хлопка, чередовании шага и хлопка удавалось со второй попытки. При приседаниях часто наступали на всю ступню, балансировали туловищем и руками.
При выполнении задания на пространственную организацию двигательного акта выявлено, что дети выполняют задания неуверенно, при самостоятельном выполнении теряются в пространстве.
Анализ проведенного исследования мелкой моторики показал, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией состояние мелкой моторики развито недостаточно.
При исследовании развития кинестетической основы руки и оптико-кинестетической организации движений задания выполнялись правильно, наблюдались синкинезии.
При определении конструктивного праксиса задания выполнялись с ошибками.
При выполнении заданий на выявление синкинезий наблюдались односторонние синкинезии в части заданий.
При исследовании кинетической основы движений руки выявлены единичные ошибки, дизритмия.
При исследовании пространственного восприятия выявлено увеличение некоторых частей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера рисунка.
При исследовании скорости движений руки задания выполнялись в замедленном темпе.
Анализ проведенного исследования показал, что у 100% обследуемых детей старшего дошкольного возраста с дизартрией состояние общей моторики ниже среднего уровня, состояние артикуляционной моторики развито недостаточно – у 57 % обследуемых уровень развития ниже среднего, у 43% - средний уровень развития, состояние мелкой моторики – у 14% - ниже среднего, у 86% - средний уровень развития.
Проведенное обследование показало, что общая моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией нарушена, страдает координация движений, удержание равновесия тела в пространстве. Нарушения моторики проявляются в дискоординации движений, недостаточной плавности, точности и четкости движений.
Дети, показавшие уровень ниже среднего, путали позы и их последовательность.
Дети, показавшие средний уровень, допускали незначительные ошибки, путали последовательность движений.
При обследовании артикуляционного аппарата отмечались трудности переключения артикуляционных поз, снижение время фиксации языка в определенной позе, отмечались затруднения в подъеме языка, управлении мимической мускулатуры.
В ходе исследования нами сделаны следующие выводы.
У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией отмечаются нарушения во всей моторной сфере: нарушена координация движений, удержание равновесия тела в пространстве, движения неточные, недостаточно четкие.
В мелкой моторике отмечены синкинезии, замедленный темп движений, дизритмия.
В артикуляционной моторике отмечены синкинезии, дистония мышц артикуляционного аппарата.
На основании вышеизложенного, создан комплекс специальных условий по развитию общей, артикуляционной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, учитывающий особенности нарушений, отвечающих потребностям ребенка с дизартрией и его семьи.
Проанализировав литературу по проблеме развития общей и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе психолого-педагогического сопровождения, мы пришли к выводу о тесной взаимосвязи движения и речи между собой.
Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики, дифференцированных движений рук, артикуляционной моторики.
На основании выше изложенного, считаем, что для развития звукопроизношения необходимо включать в коррекционный процесс развитие общей и артикуляционной моторики.
Теоретически изучив и проанализировав клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, можно сделать вывод о замедленном формировании у большинства детей пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. Для дизартрии характерно наличие симптомов органического поражения ЦНС: недостаточная иннервация органов артикуляции, нарушения мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. При дизартрии отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической стороны речи, отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
Нами определен комплекс педагогических условий развития общей и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Были выделены 3 группы условий: диагностические, коррекционно-развивающие, организационно-методические, которые поэтапно реализовывались в процессе психолого-педагогического сопровождения. В ходе психолого-педагогического сопровождения были отобраны, разработаны методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия, направленные на развитие общей и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Нами определены задачи каждого участника психолого-педагогического сопровождения, оказана методическая поддержка.
Для проверки эффективности комплекса педагогических условий развития общей и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с помощью диагностики нами была выявлена экспериментальная группа детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, нуждающихся в коррекционном воздействии. Всеми участниками психолого-педагогического сопровождения были определены направления, формы, содержание, методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия. Далее каждый участник реализовывал свою часть. На каждом этапе реализации оказывалась методическая поддержка, вся коррекционная работа проходила в постоянном взаимодействии участников процесса. Все поставленные задачи участниками психолого-педагогического сопровождения выполнены.
Для проверки эффективности проведенной реализации комплекса педагогических условий развития общей и артикуляционной моторики в процессе психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией был проведен контрольный эксперимент.
Проанализировав полученные результаты, нами констатирована положительная динамика в развитии общей и артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, участвовавших в эксперименте. Изменение количественных показателей связано с тем, что дети старшего дошкольного возраста с дизартрией, показавшие на этапе первичной диагностики уровни средний и ниже среднего, перешли на более высокий уровень.
Так как развитие носило планомерный характер, результаты свидетельствуют об успешной реализации комплекса педагогических условий по развитию общей и артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Благодаря нашей работе, речевое развитие и уровень развития общей и артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией перешло у всей экспериментальной группы на новый, более высокий уровень.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что процесс развития общей и артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией может быть более эффективным, если процесс психолого-педагогического сопровождения будет реализован с учетом комплекса условий – диагностических, коррекционно-развивающих, организационно-методических.
Библиографический список
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М., 2006
3. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн; под ред. В.П. Зинченко. – 2-е изд. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 688 с.
4. Борозинец Н.М. Логопедические технологии. Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
5. Кольцова М.М. Движение и развитие сенсорной речи.- М.:Сов. Россия, 2000