* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c7 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c19 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Развитие навыков чтения нот с листа должно быть обязательным, неотъемлемым процессом в обучении. Если не уделять этому должное внимание и время, то, к сожалению, ученик становится беспомощным и не самостоятельным при разборе произведений.

«Лучший способ научиться читать – это как можно больше читать» - Иосиф Гофман.

Навык чтения нот с листа считается достаточно сложным и этой работой следует заниматься систематически с самого начала обучения, включая соответствующие задания на уроках по фортепиано.

Практически каждый преподаватель понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи преподавателя разобрать произведение. Более того — без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели! Поэтому на уроке на чтение с листа зачастую просто не остается времени. В результате выпускник образовательного учреждения — это нередко практически беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами).

Обучение чтению нот с листа можно сравнить с обучением чтению в общеобразовательной школе. Это сравнение необходимо, так как оно показывает возможность овладения навыками чтения с листа с такой же легкостью, какой добиваются у учащихся школ преподаватели языка.

Процессы овладения навыками чтения и чтения нот с листа на инструменте во многом схожи, это дает возможность предположить, что чтению с листа можно научить любого музыкально одаренного человека. Развитие навыка чтения с листа является предметом упорного совместного труда преподавателя и учащегося.

Чтение с листа является сложным процессом, требующим развития комплекса музыкальных способностей:

- навыками фортепианной техники;

- музыкально-слуховых представлений;

- внутреннего слуха.

В целом этот процесс можно представить условно разделенным на три этапа:

1. Зрительное восприятие; 
2. Звуковое представление; 
3. Двигательные импульсы.

Очень полезно предварительно читать с листа «про себя», без инструмента. Ученик сначала просматривает произведение глазами:

определ

яет

 размер пьесы, единиц

у

 движения, соотношени

е

 длительностей;

определ

яет

 тональност

ь

, знак

и

 альтерации;

анализ

ирует

 мелоди

ю

;

просм

а

тр

ивает

  аппликатур

у

, позиционн

ую

 группировк

у

 пальцев;

анализ

ирует

 сопровождени

е

;

мысленно проигрывает пьесу 

внутренним слухом.

   И лишь затем исполняет текст целиком, без остановок. При этом необходима:

концентрация внимания;

забегание глазами вперёд на один

 

 

два такта;

навыки

игры

не глядя на клавиатуру;

достижение художественной задачи

;

пост

е

пенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых с листа.

Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении с листа являются:

- незнание нот, ритмических рисунков;

- игнорирование ключевых знаков;

- потактовое чтение;

- невнимательность в общем.

Т.о., можно выделить основные направления формирования навыка чтения с листа:

а) с самого начала обучения прививать навык «смотреть вперёд», а не на тот нотный текст, который в данный момент исполняется;

применяется такой метод как Чтение с листа (с бегунком)

Бегунок необходим для того, чтобы приучить ученика постоянно смотреть немного вперед играемого текста . В момент взятия учеником ноты преподаватель закрывает ее бегунком, чтобы внимание переключалось на следующую ноту. Когда она берется, бегунок ее уже закрывает, и внимание ученика фиксируется на следующей ноте и т. д. Таким образом, бегунок перемещается чуть с опережением реальной игры.

Чтение с листа методом «слепой игры»

Прием «слепой игры» на фортепиано – это прием, когда руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги. Тем самым у ребенка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями рук. Постепенно он отвыкает без конца переключать свое внимание с нот на клавиши и обратно Этот метод очень эффективный, я часто им пользуюсь. Детям, конечно, не нравится, когда им закрывают

Перед чтением нотных текстов полезны следующие упражнения:

1Ученику объясняю, что каждый палец правой руки исполняет определённую ноту. Первый будет играть До, второй ре, третий Ми и т.д. Предлагаю ученику закрыть глаза и на ощупь нажимать по команде каждую ноту нужным пальцем. Достаточно назвать только ноту, а он должен сообразить, каким пальцем надо сыграть этот звук. Затем исполняется то же самое, только наоборот. Говорю, каким пальцем играть, а ученик должен нажать нужную клавишу. Далее то же самое левой рукой (аппликатура зеркальная). Затем задачу усложняем – исполняем двумя руками по команде . (Называю звук – ученик соображает, какими пальцами играть, называю палец – нажимает звуки.)

2 Ритм занимает центральное место в обучении и ему следует уделить особое внимание. Ученику предлагается задание с ритмическими упражнениями (на карточках, см. приложение №1):

простучать ритм (на столе): левая рука – пульс, правая рука - ритм;

прохлопать ритм под произношение счета вслух,

С начинающими учениками, я сначала прошу не коленках или не столе прохлопать с названиями нот ритмический рисунок. Так как у них еще

часто бывают

проблемы с координацией, они путают правую с левой . Такие упражнения очень

полезны ,

они развивают координацию и навык чтения нот.

Цель этих упражнений и всей последующей работы – выработать чувство внутренней пульсации

Необходимо научить определять похожие интонации – восходящие движения, нисходящие, арпеджированное, опевание звука; уметь применять практическое знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов;

Таким образом, чтение с листа - один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит, высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать».