* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .List Paragraph {margin-bottom: 8pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}


Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 68 ГОРОДА ТЮМЕНИ


Педагогический проект


«Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности»

Автор:

Учитель начальных классов

Покатова Наталья Аркадьевна

Тюмень
2023 год





Содержание


Введение…………………………………………………………………....3

Глава 1. Аннотация……………………………………................................3


1.1. Актуальность проекта…………………………………………………4

1.2. Цели и задачи ………………………………………………………...4-5

Глава 2. Реализации проекта……………………………………………..5-6

2.1. Условия реализация проекта………………………………………..6

2.2. Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта……………………………………………………………………….7

Заключение.
Дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач……………. 8

Литература…………………………………………………………………...9

Приложения…………………………………………………………………10

Приложение I Анкета………………………………………………………10

Приложение II Диаграмма…………………………………………………11.



       

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что «школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства их достижений и развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности».  Вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Школа должна стремиться развивать качества личности младшего школьника: 

Глава 1.Аннотация проекта

Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, олимпиады, конкурсы. Школьники будут учиться принимать решения, помогать друг другу, развивать свои способности и понимать свои потребности. Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, творческому мышлению, способности анализировать и делать выводы.

Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и охватывает всех учащихся класса.

Новизна проекта заключается во внедрении и использовании в работе педагогических технологий (педагогика сотрудничества, проблемное обучение, коллективные способы обучения) и в определении путей развития творческих способностей детей для раскрытия их индивидуальности.

Творческие способности не являются врожденными. Они продукт развития. Проблемой развития творческих способностей занимались , , и многие другие. Согласно позиции ученых можно выделить такие творческие способности младших школьников, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.

В основе ФГОС лежит деятельностный подход, предполагающий «определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам

построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики». Следовательно, проблема развития творческих способностей до сих пор актуальна.

1.1. Актуальность

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни.

1.2. Цели и задачи

Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского – «сотворение»). Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одарённость».

В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребёнка, подъём нравственных и физических сил и стремление отдать любимому делу самое ценное, на что он способен.

Следовательно, творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем без исключения и моя задача как учителя – развивать творческие силы каждого обучающегося.

Над проектом я буду работать два года. Мои наблюдения и анализ психолого-педагогических карт учащихся привели  меня к исследованию темы «Развитие творческих способностей младших школьников – необходимый компонент социализации личности».

Проблема исследовательского проекта – это противоречие между способностями детей и реально сложившейся практикой обучения.

Объект исследования  – развитие творческих способностей учащихся  с помощью новых идей и условий.

Предмет исследования – нетрадиционные приемы для развития творческих способностей в урочное и во внеурочное время.

Цель проекта– создание условий для развития творческих способностей учащихся, воспитание стремления и  настойчивости в достижении поставленных целей.

Гипотеза. При организации процессов обучения и воспитания при решении ряда частных педагогических задач работа будет продуктивной и будет иметь положительную динамику.

При  достижении цели проекта надо решить следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы педагогов; Создать педагогические условия для эффективной реализации обучения; Подобрать и активно

использовать приемы для развития творческих способностей школьников; Проверить эффективность приемов и средств на практике; Проводить анализ и обобщение полученных результатов по ходу реализации проекта.

Глава 2. Реализации проекта

Этапы работы над проектом:
I этап - подготовительный:
- выявление и оценивание условий для реализации проекта

- анализ материально-технических, информационных ресурсов для реализации проекта;

- первичная диагностика участников проекта.

II этап – проектировочный:

- определить влияние приемов организации познавательной деятельности учащихся на результативность образовательной деятельности учащихся;

- мониторинг урочной и внеурочной деятельности учащихся;

- контроль над уровнем здоровья учащихся.

III – аналитический:

- обработка и анализ полученных результатов;

- оценка использованных диагностик;

выявление приемов организации познавательной деятельности на результативность обучения;

- выявление целесообразности данной модели в моем классе;

- распространение опыта;

- дальнейшее развитие проекта.

Описание проекта

Участники проекта:

- учащиеся;
- родители;
- педагоги дополнительного образования;
- служба сопровождения (медицинский работник)

2.1. Условия реализация проекта

Заявленное в проекте ресурсное обеспечение  развития творческих способностей является достаточным для его реализации:Уровень собственной квалификации – высшая категория. Освоение мною компьютерных программ, используемых в урочных и во внеурочных занятиях при разработке уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраниях. Составление рабочих программ по предметам на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и программ дополнительного образования. Они направлены на реализацию развития учащихся. Создание персональной страницы в ВК для учеников и родителей.

Глава 2. Реализация проекта.

Для успешной реализации проекта мне потребовалось сменить  приоритеты своей работы. Моя задача – изменить условия обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей, и были успешными, в процессе учебы развивались их творческие способности. Для этого я использую:

приемы организации познавательной деятельности на уроках (поисковая деятельность, наблюдения, обобщение материала); личностно-ориентированный подход для развития индивидуальных качеств, способностей, возможностей каждого учащегося. обобщение и конкретизация исследований психологов и педагогов

(, К. Коган, и др.),

  -  анализ опыта коллег.

Исходя из выше перечисленного, я выделяю принципы организации творческой деятельности:

Ребенок - это личность, и надо принимать его таким, какой он есть. Восхищение идеями, мыслями и поделками каждого ребенка и организация выставки работ на уроках технологии и изобразительного искусства. Психологическая свобода  школьника развивает воображение, фантазию, самостоятельность. Задания развивающего характера ученики выполняют и в классе и дома: написание сочинений, сказок, стихов, придумывание загадок, игр, считалок и т. д. Развитие самооценки и её повышение.

Все эти принципы находятся в тесном взаимодействии, дополняют друг друга. Они образуют целостно-ориентированную систему, которая и формирует творческую личность младшего школьника.

Также в своей работе активно использую игры для развития внимания, памяти, мышления, воображения, способности к анализу и к самопроверке.

На уроках целенаправленно использую физкультминутки, которые повышают интерес к изучаемому материалу.

Также применяю технологию дифференцированного обучения. Одаренные дети, решая задачи повышенной трудности, самоутверждаются в классе. Учащиеся, менее одаренные, решая здания несложного уровня, забывают про комплекс неполноценности.

Применение мною технологии коллективного обучения в классе способствует организации взаимопроверки. Данная технология имеет различные названия – «организованный диалог», «сочетательный диалог», коллективный способ обучения (КСО)», «работа в парах сменного состава».

Применение информационных технологий способствует повышению мотивации к обучению, расширению представления об окружающей действительности, формированию навыков самоконтроля. Проводимые мною виртуальные экскурсии по различным странам в поисках необычных растений и экскурсия в Московский зоопарк заинтересовали учащихся, наполнили положительными эмоциями. Интернет можно превратить в развивающую и образовательную среду.

2.2. Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта

Анализ результатов провести с использованием различных методик:

Методика «Мотивы учебной деятельности». Тест «Уровень воспитанности». Мониторинг успеваемости. Мониторинг уровня мотивации в урочной и внеурочной деятельности проводить ежегодно, взаимодействуя с родителями учащихся, с преподавателями дополнительного образования.

Формы предоставления результатов:

Итоговый отчёт результативности учебной деятельности учащихся; Анализ внеурочной деятельности; Выступления на педагогическом совете школы, методическом объединении учителей начальных классов школы; Персональная страница в ВК.

Заключение.
Дальнейшее развитие проекта.

       Применение интерактивной доски на уроке и во внеурочное время совершенствует методы и приемы работы. Также необходимо систематизировать полученные результаты проекта и организовать методологический семинар по распространению опыта в формировании творческих способностей младших школьников.
Реализация проекта позволит также увеличить количество учащихся, активно участвующих в конкурсах и олимпиадах, повысить мотивацию и качество обучения.

 Ожидаемые результаты педагогического проекта.
В ходе реализации проекта учащиеся улучшат свои способности и научатся:

самостоятельно находить пути решения проблем; расширять кругозор и развивать интеллект; анализировать, сравнивать и обобщать; высказывать своё мнение; самостоятельно работать с информацией; работать в паре, в группе, проявлять коммуникативные умения.

Литература

«Развитие человека есть развитие его способностей» // Одаренный ребенок.- 2020.- № 1.- С. 46-51. , «Исследовательская деятельность младших школьников» - Учитель, Волгоград, 2018г «Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий» М., 2021. - 150 с. «Индивидуализация и дифференциация обучения». - М.: Педагогика, 1990. - 192 с. «Обучение основам творческой деятельности»: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 2000. - 55 с.

Приложения

Приложение I

Анкета для определения творческих способностей у младших школьников

Цель: Определить творческие наклонности у обучающихся 3 «Д» класса.

Вопросы:

Я люблю сочинять собственные песни.

Я люблю гулять один.

Мои мама и папа любят играть со мной.

Я задаю много вопросов.

Сочинение рассказов и сказок – пустое занятие.

Я люблю, чтобы у меня был только один или два друга.

Я ничего не имею против, если иногда меняются правила

игры.

У меня есть несколько действительно хороших идей.

Я люблю рисовать.

Я люблю вещи, которые трудно делать.

Солнце на рисунке должно быть всегда жёлтым.

Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как это работает.

Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжке, чем рисовать самому.

Лёгкие загадки самые интересные.

Иногда мама или папа занимаются чем-нибудь вместе со мной.

Я люблю узнавать новое о животных.

Мой папа любит делать что-нибудь по дому.

Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.

Трудно найти себе занятие, когда находишься один.

Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.

Я люблю рассказы о далёком прошлом.

Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.

Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.

Я всегда люблю играть с друзьями.

В 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 - да - 0 баллов, нет – 1 балл.

В остальных случаях – да – 1 балл, нет – 0 баллов.

Склонность ребёнка к творчеству складывается из таких его качеств, как
разнообразие интересов,
независимость и гибкость ума,
любознательность,
настойчивость.

Приложение I I