СЦЕНАРИЙ
физкультурного досуга в старшей группе
«Путешествие в лесное царство»
Оборудование: желтый кленовый листок-письмо, платочки, большая бочка и маленькие бочонки с цифрами ( от лото), дидактические игры « Зимующие птицы» и «Хвосты», четыре корзинки, шишки, грибы, морковки, ягодки, игрушки – белка, медведь, заяц, ежик; две корзинки, грибы и ягоды для счета очков; записи музыкальных фонограмм, микрофон, музыкальный центр.
Ход мероприятия:
Звучит детская песенка об осени, дети вместе с воспитателями проходят на спортивную площадку и рассаживаются на скамейки.
Инструктор:
Следом за летом осень идет
Желтые песни ей осень поет
Красную под ноги стелет листву
Белой снежинкой летит в высоту.
Звучит фонограмма звуков природы ( осеннего леса)
Инструктор ( держа в руках кленовый листок)
Кто-то бросил мне в оконце
Золотое письмецо!
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
( Читает) «Приглашаю детский сад в лес осенний погулять»
Отправляемся в поход!
Сколько нас открытий ждет.
Инструктор:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ау, Ау, Аукаем,
По полям, лесам приаукиваем,
На зов ответит зовом,
На слово тем же словом,
На смех ответит смехом…
Нам отвечает….. (ЭХО)
Проводится игра на внимание «Эхо».
Дети должны точно повторять окончания слов.
Инструктор:
Уж ты, лес-лесок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек.
Под русскую народную мелодию
«Ходила младешенька по борочку» входит Ягодка.
Ягодка:
Здравствуйте, ребята! Я - ягодка-красавица.
Я - капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Я платочки красивые принесла для вас.
Начинаем ягодный перепляс.
Девочки вместе с ягодкой исполняют музыкально-ритмическую композицию «Ягодка»
Звучит музыка , на спортивную площадку выходит рассерженный Боровик.
Боровик:
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Инструктор:
Боровик, не сердись!
Ты вокруг оглянись;
Гостей встречай,
С детьми поиграй.
Боровик: Ладно, поиграю в игру не простую, в игру грибную
Где травы шепчутся все глуше,
Не трудно нам грибы найти.
Как именинников , за уши
Их тянут летние дожди.
Проводится игра «Дождь, грибы и грибники».
Дети - грибы присаживаются на корточки. Идет дождь, «Грибы» начинают расти - медленно встают; с изменением музыки они начинают танцевать. Плясовая музыка меняется на спокойную. Это по лесу идет грибники. Дети –грибы замирают. Если кто-то из них пошевелился, грибники забирают грибок в свое лукошко.
Далее Боровик проводит пальчиковую игру.
Боровик:
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
Проводится игра «Грибы-шалуны»
Боровик: какие вы славные ребята!
Ягодка: какие быстрые, ловкие, смелые!
Боровик: А ты, Ягодка, что тут делаешь?
Ягодка: Я тоже к ребятам пришла. Людей посмотреть, себя показать. Вон какая я красивая. Вкусная, душистая! Недаром меня все люди любят.
Боровик: Тьфу! В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина! Сегодня я главный, а не ты.
Инструктор: Не надо ссориться. Давайте лучше в мире жить, а кто из вас главнее - выясним в игре «Счастливый случай».
У нас будут две команды - «Грибы» и «Ягоды» . Согласны?
Инструктор:
Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования.
Успех придет не сам собой-
Помогут ваши знания.
1-й гейм - Разминка. Для грибов и для ягод придумал русский народ приговорки.
«Грибы»
Гриб-грибок,
Выставь лобок!
На тебя погляжу,
В кузовок положу.
«Ягоды»
Рву, рву ягодку черную смородинку!
Маменьке в лукошко, тятеньке в стаканчик,
А серому волку - корья на лопате!
В каждом гейме дети зарабатывают очки - команда Боровика получает грибы, команда Ягодки - ягоды, которые они складывают в корзины.
Инструктор: 2-й гейм - «Заморочки из бочки».
Каждая команда получает право достать из бочки бочонки с номерами задания.
Назовите ядовитые
грибы.(
Мухомор, поганка…)
Какие ягоды красного цвета? ( Земляника, малина, брусника, клюква…)
Что кроме грибов и ягод растет в лесу? ( Лекарственные растения, орехи…)
Какие птицы осенью улетают на юг? ( Грачи, скворцы, журавли…)
Дидактические игры. Кто скорее выполнит свое задание?
Команда «Грибы» получает задание посадить на кормушку зимующих птиц. На магнитной доске справа прикреплены рисунки зимующих и перелетных птиц. В левом углу- кормушка. Какие птицы прилетят к кормушке?
Команда Ягоды» должна найти хозяев хвостов. На листе ватмана изображена панорама леса и лесные обитатели без хвоста. Дети должны прикрепить хвосты.
Боровик:
Так живи, частушка, всяко -
Под гармошку, под струну!
Надо нам, друзья, однако,
Спеть сегодня хоть одну.
Звучат грибные частушки
Инструктор:
Внимание! Внимание!
Продолжаем соревнования!
3-й гейм - «Ты - мне, я - тебе».
Команды загадываю друг другу загадки.
«Грибы»
Растут на опушке рыжие подружки,
А зовут их….(ВОЛНУШКИ)
«Ягоды»
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила.
( ЧЕРНИКА)
«Грибы»
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту.
Зовусь я… (ПОДОСИНОВИК)
«Ягоды»
Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко.
( ЗЕМЛЯНИКА)
«Грибы»
Под зеленой елкой спрятался Егорка-
На красной одежке белые горошки.
( МУХОМОР)
«Ягоды»
Красненькая матрешка,
Беленькое сердечко. ( МАЛИНА)
ЯГОДКА:
Собирала я в лесу ягоду малину,
Я домой не донесу полную корзину.
Исполняется хоровод «По малину в сад пойдем»
Инструктор: 4-й гейм - «Темная лошадка».
К нам на игру пришла гостья. А кто она, попробуйте отгадать.
Все знают ту старушку:
Живет в лесу, в избушке,
В ступе летает,
Всех детей пугает.
Дети отгадывают загадку.
Звучит музыка, на спортивную площадку на метле влетает Баба Яга.
Баба Яга:
Я - Баба Яга, костяная нога.
Где из меда река, кисель берега,
Там живу я века - ага, ага!
Первое мое задание – лесные скороговорки для языка трудны да ломки. Для команды «Грибы» такая : «Слишком много ножек у сороконожек»
«Грибы « повторяют.
Для команды «Ягоды» другая: «Вы малину мыли ли? – Мыли, но не мылили».
«Ягоды» повторяют.
Какие молодцы! А хотите узнать, как я в лесу грибы собираю? Тогда слушайте!
Самый первый грибок- в кузовок!
А один боровичок- на сучок!
Будет в холода белочкам еда.
Поможем пополнить зимние запасы лесным зверюшкам. Они уже ждут угощения. Мне нужны по два человека от каждой команды. Участники от «Грибов» будут собирать шишки для белочки и грибы для ежика, а «Ягоды» соберут морковку для зайчика и ягоды для медведя. ( рассыпает по полу лесные дары и дает участникам по корзинке. Боровик и Ягода напутствуют своих игроков).
Боровик: Помните, ленивому и гриб поклона не стоит.
Ягодка: Собирай по ягодке, соберешь кузовок.
Проводится игра «Угости зверят»
Баба Яга: Натаскала белка шишек в дупло, будет ей в зиму тепло. А теперь, ребята, хочу я с вами поиграть.
Проводится русская народная игра «Баба Яга» .
Баба Яга сидит в сторонке, Дети подходят к ней и поют:
Бабка Ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: «У меня нога болит!»
Пошла на улицу, раздавила курицу.
Пошла на базар, раздавила весь товар.
После этого Баба Яга догоняет детей. После игры баба Яга хвалит детей, прощается и уходит.
Инструктор: Последний 5-й гейм – «Гонка за лидером».
Вы должны за одну минуту ответить на вопросы.
Вопросы для команды «Ягоды»:
Где растет
слива- в
саду или в лесу? ( В саду)
Какая ягода заменяет лимон? ( Клюква)
Употребляют ли в пищу крапиву? (Да)
Можно ли есть волчью ягоду? ( Нет)
Про какую ягоду говорят:
« В
сенокосе горька, а в мороз сладка». ( Про рябину).
Какой ягодой любит лакомиться медведь? ( Малиной)
Его весной и летом мы видим одетым,
А осенью с бедняшки сорвали все рубашки ( Лес)
Вопросы для команды «Грибы»
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел,
красну
шапочку нашел
( Гриб
)
Каким грибом лечится лось? ( Мухомором)
Гриб, который растет под березой
( Подберезовик
)
Ягода, из которой девочки делают бусы? ( Рябина)
Зверь, который сушит грибы на сучьях
( Белка
)
Я на розу так похож, разве что не так хорош. Но зато мои плоды всем пригодны для еды. ( Шиповник)
Подводятся итоги игры: Боровик и Ягода считают очки, доставая из своих корзинок грибы и ягоды.
Инструктор: И за грибами, и за ягодами приходят в лес люди. Грибы и ягоды очень нужны и людям , и зверям, и птицам. Я очень рада, что наша встреча- игра помогла стать друзьями Боровику и Ягодке.
Звучит веселая танцевальная песенка о дружбе, все дети двигаются по площадке в свободном направлении и импровизируют под музыку.
Инструктор:
Нет фальши в песнях облаков и вод,
Деревьев, трав и каждой твари Божьей.
Все в мире голосом своим поет,
На голоса другие не похожим.
Вопросы для рефлексии:
Ребята, где мы с вами сегодня путешествовали?
Кого встретили в лесном царстве?
В какие игры мы поиграли с Боровиком и Ягодкой?
Для чего нужны в лесу грибы и ягоды?
Какая игра вам понравилась больше всего, почему?
С кем вы хотели бы поделиться своими впечатлениями?