* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

СЦЕНАРИЙ

физкультурного досуга в старшей группе

«Путешествие в лесное царство»

Оборудование: желтый кленовый листок-письмо, платочки, большая бочка и маленькие бочонки с цифрами ( от лото), дидактические игры « Зимующие птицы» и «Хвосты», четыре корзинки, шишки, грибы, морковки, ягодки, игрушки – белка, медведь, заяц, ежик; две корзинки, грибы и ягоды для счета очков; записи музыкальных фонограмм, микрофон, музыкальный центр.

Ход мероприятия:

Звучит детская песенка об осени, дети вместе с воспитателями проходят на спортивную площадку и рассаживаются на скамейки.

Инструктор:

Следом за летом осень идет

Желтые песни ей осень поет

Красную под ноги стелет листву

Белой снежинкой летит в высоту.

Звучит фонограмма звуков природы ( осеннего леса)

Инструктор ( держа в руках кленовый листок)

Кто-то бросил мне в оконце

Золотое письмецо!

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

( Читает) «Приглашаю детский сад в лес осенний погулять»

Отправляемся в поход!

Сколько нас открытий ждет.

Мы по лесу шли, шли, шли.

Только тишину нашли

ходьба с остановками в конце фраз

Дети дальше побежали

И лягушку повстречали

Поскоки

Лягушка – попрыгушка - глазки на макушке

Ходьба с разведением колен, руки- «лягушачьи лапки»

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки

Бег врассыпную, с затиханием звучания дети убегают на места.

Инструктор:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ау, Ау, Аукаем,

По полям, лесам приаукиваем,

На зов ответит зовом,

На слово тем же словом,

На смех ответит смехом…

Нам отвечает….. (ЭХО)

Проводится игра на внимание «Эхо».

Дети должны точно повторять окончания слов.

Собирайся, детвора!

(-ра,-ра!)

Начинается игра!

(-ра,-ра!)

Да ладошек не жалей!

(-лей,-лей!)

Бей в ладошки веселей!

(-лей,-лей!)

Сколько времени сейчас?

(-час,-час!)

Сколько будет через час?

(-час,-час!)

И неправда: будет два!

(-два,-два!)

Думай, думай, голова

(-ва,-ва!)

Как поет в селе петух?

(-ух,-ух!)

Да не филин, а петух!

(-ух,-ух!)

Вы уверены, что так?

(-так,-так!)

А на самом деле как?

(-как,-как!)

Это ухо или нос?

(-ном,-нос!)

Инструктор держится за ухо

Или, может, сена воз?

(- воз,-воз!)

Это локоть или глаз?

(-глаз,-глаз)

Инструктор держится за локоть

А вот это что у нас?

(-нас, -нас)

Инструктор показывает на нос

Вы хорошие всегда?

(-да, -да!)

Или только иногда?

(-да,-да!)

Не устали отвечать?

(-чать, -чать!)

Разрешаю помолчать.

Инструктор:

Уж ты, лес-лесок,

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек.

Под русскую народную мелодию

«Ходила младешенька по борочку» входит Ягодка.

Ягодка:

Здравствуйте, ребята! Я - ягодка-красавица.

Я - капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Я платочки красивые принесла для вас.

Начинаем ягодный перепляс.

Девочки вместе с ягодкой исполняют музыкально-ритмическую композицию «Ягодка»

Звучит музыка , на спортивную площадку выходит рассерженный Боровик.

Боровик:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Инструктор:

Боровик, не сердись!

Ты вокруг оглянись;

Гостей встречай,

С детьми поиграй.

Боровик: Ладно, поиграю в игру не простую, в игру грибную

Где травы шепчутся все глуше,

Не трудно нам грибы найти.

Как именинников , за уши

Их тянут летние дожди.

Проводится игра «Дождь, грибы и грибники».

Дети - грибы присаживаются на корточки. Идет дождь, «Грибы» начинают расти - медленно встают; с изменением музыки они начинают танцевать. Плясовая музыка меняется на спокойную. Это по лесу идет грибники. Дети –грибы замирают. Если кто-то из них пошевелился, грибники забирают грибок в свое лукошко.

Далее Боровик проводит пальчиковую игру.

Меж еловых мягких лап

Сжимают и разжимают пальцы

Дождик кап-кап-кап!

Стучат указательным пальцем по ладони

Где сучок давно засох,

Трут кулачок о кулачок

Серый мох, мох, мох

Хватательные движения руками справа и слева

Где листок к листку прилип,

Трут ладонь о ладонь

Вырос гриб, гриб, гриб.

Постепенно поднимают руки

Кто нашел его, друзья?

Протягивают руки вперед

Это я, я, я!

Три раза ударяют себя в грудь ладонью

Боровик:

Кто в лесок пойдет?

Кто грибок найдет?

Проводится игра «Грибы-шалуны»

Боровик: какие вы славные ребята!

Ягодка: какие быстрые, ловкие, смелые!

Боровик: А ты, Ягодка, что тут делаешь?

Ягодка: Я тоже к ребятам пришла. Людей посмотреть, себя показать. Вон какая я красивая. Вкусная, душистая! Недаром меня все люди любят.

Боровик: Тьфу! В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина! Сегодня я главный, а не ты.

Инструктор: Не надо ссориться. Давайте лучше в мире жить, а кто из вас главнее - выясним в игре «Счастливый случай».

У нас будут две команды - «Грибы» и «Ягоды» . Согласны?

Инструктор:

Пусть каждый смело вступит в бой,

В азарт соревнования.

Успех придет не сам собой-

Помогут ваши знания.

1-й гейм - Разминка. Для грибов и для ягод придумал русский народ приговорки.

«Грибы»

Гриб-грибок,

Выставь лобок!

На тебя погляжу,

В кузовок положу.

«Ягоды»

Рву, рву ягодку черную смородинку!

Маменьке в лукошко, тятеньке в стаканчик,

А серому волку - корья на лопате!

В каждом гейме дети зарабатывают очки - команда Боровика получает грибы, команда Ягодки - ягоды, которые они складывают в корзины.

Инструктор: 2-й гейм - «Заморочки из бочки».

Каждая команда получает право достать из бочки бочонки с номерами задания.

Назовите ядовитые

грибы.(

Мухомор, поганка…)

Какие ягоды красного цвета? ( Земляника, малина, брусника, клюква…)

Что кроме грибов и ягод растет в лесу? ( Лекарственные растения, орехи…)

Какие птицы осенью улетают на юг? ( Грачи, скворцы, журавли…)

Дидактические игры. Кто скорее выполнит свое задание?

Команда «Грибы» получает задание посадить на кормушку зимующих птиц. На магнитной доске справа прикреплены рисунки зимующих и перелетных птиц. В левом углу- кормушка. Какие птицы прилетят к кормушке?

Команда Ягоды» должна найти хозяев хвостов. На листе ватмана изображена панорама леса и лесные обитатели без хвоста. Дети должны прикрепить хвосты.

Боровик:

Так живи, частушка, всяко -

Под гармошку, под струну!

Надо нам, друзья, однако,

Спеть сегодня хоть одну.

Звучат грибные частушки

Инструктор:

Внимание! Внимание!

Продолжаем соревнования!

3-й гейм - «Ты - мне, я - тебе».

Команды загадываю друг другу загадки.

«Грибы»

Растут на опушке рыжие подружки,

А зовут их….(ВОЛНУШКИ)

«Ягоды»

Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила.

( ЧЕРНИКА)

«Грибы»

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту.

Зовусь я… (ПОДОСИНОВИК)

«Ягоды»

Красна, сладка, душиста,

Растет низко, к земле близко.

( ЗЕМЛЯНИКА)

«Грибы»

Под зеленой елкой спрятался Егорка-

На красной одежке белые горошки.

( МУХОМОР)

«Ягоды»

Красненькая матрешка,

Беленькое сердечко. ( МАЛИНА)

ЯГОДКА:

Собирала я в лесу ягоду малину,

Я домой не донесу полную корзину.

Исполняется хоровод «По малину в сад пойдем»

Инструктор: 4-й гейм - «Темная лошадка».

К нам на игру пришла гостья. А кто она, попробуйте отгадать.

Все знают ту старушку:

Живет в лесу, в избушке,

В ступе летает,

Всех детей пугает.

Дети отгадывают загадку.

Звучит музыка, на спортивную площадку на метле влетает Баба Яга.

Баба Яга:

Я - Баба Яга, костяная нога.

Где из меда река, кисель берега,

Там живу я века - ага, ага!

Первое мое задание – лесные скороговорки для языка трудны да ломки. Для команды «Грибы» такая : «Слишком много ножек у сороконожек»

«Грибы « повторяют.

Для команды «Ягоды» другая: «Вы малину мыли ли? – Мыли, но не мылили».

«Ягоды» повторяют.

Какие молодцы! А хотите узнать, как я в лесу грибы собираю? Тогда слушайте!

Самый первый грибок- в кузовок!

А один боровичок- на сучок!

Будет в холода белочкам еда.

Поможем пополнить зимние запасы лесным зверюшкам. Они уже ждут угощения. Мне нужны по два человека от каждой команды. Участники от «Грибов» будут собирать шишки для белочки и грибы для ежика, а «Ягоды» соберут морковку для зайчика и ягоды для медведя. ( рассыпает по полу лесные дары и дает участникам по корзинке. Боровик и Ягода напутствуют своих игроков).

Боровик: Помните, ленивому и гриб поклона не стоит.

Ягодка: Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

Проводится игра «Угости зверят»

Баба Яга: Натаскала белка шишек в дупло, будет ей в зиму тепло. А теперь, ребята, хочу я с вами поиграть.

Проводится русская народная игра «Баба Яга» .

Баба Яга сидит в сторонке, Дети подходят к ней и поют:

Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла на улицу, раздавила курицу.

Пошла на базар, раздавила весь товар.

После этого Баба Яга догоняет детей. После игры баба Яга хвалит детей, прощается и уходит.

Инструктор: Последний 5-й гейм – «Гонка за лидером».

Вы должны за одну минуту ответить на вопросы.

Вопросы для команды «Ягоды»:

Где растет

слива- в

саду или в лесу? ( В саду)

Какая ягода заменяет лимон? ( Клюква)

Употребляют ли в пищу крапиву? (Да)

Можно ли есть волчью ягоду? ( Нет)

Про какую ягоду говорят:

« В

сенокосе горька, а в мороз сладка». ( Про рябину).

Какой ягодой любит лакомиться медведь? ( Малиной)

Его весной и летом мы видим одетым,

А осенью с бедняшки сорвали все рубашки ( Лес)

Вопросы для команды «Грибы»

Маленький, удаленький, сквозь землю прошел,

красну

шапочку нашел

( Гриб

)

Каким грибом лечится лось? ( Мухомором)

Гриб, который растет под березой

( Подберезовик

)

Ягода, из которой девочки делают бусы? ( Рябина)

Зверь, который сушит грибы на сучьях

( Белка

)

Я на розу так похож, разве что не так хорош. Но зато мои плоды всем пригодны для еды. ( Шиповник)

Подводятся итоги игры: Боровик и Ягода считают очки, доставая из своих корзинок грибы и ягоды.

Инструктор: И за грибами, и за ягодами приходят в лес люди. Грибы и ягоды очень нужны и людям , и зверям, и птицам. Я очень рада, что наша встреча- игра помогла стать друзьями Боровику и Ягодке.

Звучит веселая танцевальная песенка о дружбе, все дети двигаются по площадке в свободном направлении и импровизируют под музыку.

Инструктор:

Нет фальши в песнях облаков и вод,

Деревьев, трав и каждой твари Божьей.

Все в мире голосом своим поет,

На голоса другие не похожим.

Вопросы для рефлексии:

Ребята, где мы с вами сегодня путешествовали?

Кого встретили в лесном царстве?

В какие игры мы поиграли с Боровиком и Ягодкой?

Для чего нужны в лесу грибы и ягоды?

Какая игра вам понравилась больше всего, почему?

С кем вы хотели бы поделиться своими впечатлениями?