Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 городского округа города Выкса ИНН/КПП 5247015922/524701001 ОГРН 1025201638791 607067, Нижегородская область г. Выкса улица Лазо здание № 79 контакты: 8(83177)6-78-40, 8(83177)6-78-26 e-mail: mbdou2012@yandex.ru
Сценарий мероприятия по познавательному развитию
Тема: «В гости к Весёлому Рюкзачку»
Старшая группа (5-6 лет)
Подготовила воспитатель 1 категории
Докторова Нина Алексеевна
Тема: «В гости к Весёлому Рюкзачку»
Цель: познакомить с таким видом отдыха, как поход, рассказать детям, что можно делать в походе. Развивать и обогащать словарный запас детей: Слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка. Слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать. Развивать умение находить выход проявляя самостоятельность.
Задачи:
Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности
Совершенствовать знания о растениях родного края
Р
а
з
вивать
у
мения
о
риен
ти
роваться в п
р
остранстве, сов
е
рш
е
нство
в
ать
д
в
и
гате
льн
ые
у
ме
н
ия в
нест
анд
арт
ны
х
у
с
л
овиях.
Развивать детскую инициативу и самостоятельность
Предварительная работа:
- Дидактическая игра «Путешествие по городу». - Викторина загадок «Кто живёт в лесу».
- Разучивание песни «Весёлый турист».
- Закрепление ходьбы в колонне по одному, с соблюдением дистанции, препятствий.
- Дидактическая игра «Сложи костёр», используя схемы костров.
- Дидактическая игра «Волшебный узелок». Закрепление правила разведения костра, в лесу.
Материалы и оборудование: Интерактивная панель: Презентация «Что делают туристы в походе». Палатка – домик для туриста, аудиозапись песни «Весёлый турист», музыкальный инструмент - гитара, рюкзаки, деревья: ели, берёзки, пеньки. верёвочки, бруски для костра, цветные шары, 2 рюкзака, счётные палочки.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент. (Дети стоят в кругу). «Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно. Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный круг!»
II. Вводная часть.
Сюрпризный момент: (Ребята получают письмо от Весёлого Рюкзачка). Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Весёлого Рюкзачка. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте ребята группы «Непоседы». Я приглашаю вас ко мне в гости. Буду вас ждать, оправляйтесь поход! Но сначала прошу вас отгадать загадку:
Загадка: «Что такое? Тут и там.
Ходят горы по горам. (Туристы)
III. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в гости к Весёлому Рюкзачку, нам нужно вспомнить: «Что делают туристы в походе?», «Как правильно складывать рюкзак», «Следовать по Маршруту», «Преодолевать препятствия», «Отдыхать на привале». Дети, садятся на стульчики. Просматривают презентацию на интерактивной доске, отвечают на вопросы, обсуждают.
Воспитатель
- Кто такие туристы? Дети: Туристы это люди, которые ходят в походы, это путешественники.
- А зачем туристы ходят в поход? Дети: Туристы ходят в поход, чтобы узнать что – то новое, полюбоваться природой. - Назовите главные качества настоящего туриста? Дети: Ловкость, смелость, выносливость, сила, храбрость, ум.
- Какие предметы необходимы туристам в дороге? Дети: рюкзак, палатка, спальный мешок, котелок, компас, посуда, термос, спички, фонарик, гитара, одежда.
- Для чего нужен рюкзак туристу? Дети: Рюкзак нужен туристу чтобы, переносить разные походные вещи.
Воспитатель: Правильно, рюкзак – это специальная сумка для длительной переноски на спине различных грузов. Рюкзак необходим каждому туристу.
Воспитатель: Какие предметы брать нельзя в поход туристу? Дети: подушку, игрушки, телевизор, цветы. Правильно. Когда собираешь рюкзак, не нужно брать с собой лишних вещей, иначе рюкзак будет слишком тяжёлый. Необходимые предметы нужно уметь правильным образом упаковывать. Ребята, чтобы отправиться в гости к Весёлому Рюкзачку нужно собрать рюкзак. (Дети становятся вокруг столов и собирают рюкзак в поход).
Дидактическая игра – соревнование «Собери рюкзак.
Воспитатель: У каждой команды на столах лежат одинаковые наборы предметов вперемешку: фотоаппарат, наборы посуды, питьевая вода, компас, запасная одежда, замок, кукла, мягкие игрушки, платье, туфли, аптечка. Вам нужно по команде выбрать и сложить в рюкзак те предметы, которые необходимы в походе. Когда выполните задание, поменяемся рюкзаками и проверим, все ли вещи собранные в нём являются необходимыми для похода. Ребята, обратите внимание на то, как быстро был собран рюкзак, правильно ли в нём уложены вещи.
Воспитатель: Ну что, рюкзак собран, можно отправиться в поход.
Физкультминутка: «Танец туристов»
Мы отправились в поход, (Ходьба на месте). Солнца луч меня зовёт. (Руки вперёд, затем вверх), А чтоб было веселей,
Мы станцуем поскорей. (Подскоки на месте).
Это – правая рука, (Вытянуть в сторону правую руку). Это – левая рука, (Вытянуть в сторону левую руку), Справа – тихая поляна, (Присесть).
Слева – быстрая река. (Встать, совершать волнообразные движения руками).
Повернулись мы, и вот, (Повернуться вокруг себя). Стало всё наоборот: (Покрутить головой).
Слева – тихая поляна, (Присесть).
Справа – быстрая река. (Встать, совершать волнообразные движения руками).
Мы отправились в поход, (Ходьба на месте). Солнца луч меня зовёт. (Руки вперёд, затем вверх).
Воспитатель: Строимся друг за другом в колонну и отправляемся в поход, но для этого нам нужно выйти из нашего города. Игра «Мой любимый город». (По пути следования дети останавливаются у стенда с фотографиями родного города. Каждая фотография на стенде помечена кружком определённого цвета).
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? Значит, мы с вами кто? (Россияне). ). А город, в котором мы живём?(Выкса) Значит мы кто с вами? (Мы Выксунцы).). Ребята нам нужно выбрать любой разноцветный шарик, найти фотографию, помеченную тем же цветом, и рассказать об изображённой на ней достопримечательности. Дети рассказывают о достопримечательностях города: школы, детский сад, Площадь В.И. Ленина», парк «КиО», «Вечный огонь». Молодцы! Справились с заданием. Много знаете о своём родном городе. Вот теперь мы отправляемся из родного города, но перед походом я предлагаю вам рассмотреть план – карту к домику Весёлого Рюкзачка.
Воспитатель: «Учимся читать план местности». Каким условным знаком помечен дом Весёлого Рюкзачка на карте? Дети: условный знак треугольник. Какой дорогой следует идти до него? Дети: Извилистой дорогой. Через что мы должны пройти? Дети: «Переправиться через болото» - знак «Болото». Пройти через лес, переправиться через брёвна, и паутину, приходят на луг. Воспитатель: Ну а теперь, отправляемся по маршруту.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем привал. (Дети садятся на «брёвна -модули»). Ребята, привалом называют остановку в пути для отдыха, а также место такой остановки. Как вы думаете, зачем туристу, путешественнику нужен привал? Дети: Чтобы восстановить силы в походе. Ну что отдых закончился. А вот смотрите, мы и пришли к домику Весёлого Рюкзачка. (Дети стоят в кругу).
Весёлый Рюкзачок: Здравствуйте, ребята! Вы узнали кто я? Дети: Весёлый Рюкзачок. Приглашаю Вас в гости. Давайте поиграем: Игра «Правила Весёлого Рюкзачка». Если действия туриста правильные, то вы хлопаете в ладоши; если действия наносят вред человеку или в лесу, то топаете ногами.
- Отдыхать в лесу.
- Вести наблюдения за природой. - Отставать от группы туристов.
- Фотографировать природные объекты. - Кричать.
- Собирать хворост для костра. - Ссориться.
- Помогать товарищам. - Собирать мусор.
- Ломать ветки деревьев. - Разорять муравейники.
- Есть грибы в сыром виде. Молодцы! Знаете правила Весёлого Рюкзачка.
Весёлый Рюкзачок: Сейчас я приглашаю вас на луг, поиграть и отдохнуть немного.
Физкультминутка «Вместе по лугу идём». (Выполнение движений по тексту).
Вместе по лугу идём. Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг, Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка – клевер. Расстилайся ковёр.
И направо, и налево.
Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоняйся на носочки.
Раз цветок, два цветок. А потом сплетём венок!
Весёлый Рюкзачок: Игра «Здоровье в рюкзачке». Предлагаю вам отгадать загадки о лекарственных травах. Нужно отгадать загадку и назвать полезные свойства лекарственных растений, какую первую помощь могут оказать лекарственные растения. За каждый правильный ответ получите «картинку» с изображением лекарственного растения
1. Растёт зелёною стеной, Её обходят стороной, Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива). Какую помощь оказывает человеку крапива?
2. Тонкий стебель у дорожки, На конце его - серёжки.
Лечит ранки и ожоги. Этот лекарь у дороги? (Подорожник). 3. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка, Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка). 4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он лёгок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? -
Запах…. (Мяты). Молодцы! Знаете свой край, растения, которые растут в нашем родном краю.
Весёлый Рюкзачок: Ребята, палатка у меня имеется, в ней можно отдохнуть. Но я хочу посмотреть, умеете ли вы укладывать дрова для костра разными способами. И вязать простые туристические узлы, которые нужно уметь завязывать в походе.
Предлагаю мальчикам уложить костры, а девочкам способы укладывания костров вы знаете? Дети: «колодец». (Дети укладывают разные виды костров).
связать узлы. Какие «шалаш», «звезда»,
- Костёр «колодец». Дрова укладывают в форме колодца или сруба. Дрова, уложенные таким способом, дают ровное большое пламя, которое подходит для варки пищи и обогрева.
- Костёр «шалаш». Костёр укладывают в форме шалаша. Костёр даёт ровное пламя, которое подходит для варки пищи в одной посуде, для просушки одежды.
- Костёр «звезда» называют его так потому, что несколько брёвен кладут на землю в виде звезды.
- А какие правила нужно соблюдать во время разведения костров? Дети: Разжигают в центре очага. Когда дрова сгорают, их подвигают вглубь, к центру очага. На нём удобно готовить пищу.
- А какую безопасность нужно соблюдать во время горения костра? Дети: Без взрослых не подходить близко. Только с родителями можно находиться у костра.
- А теперь посмотрим, как девочки справились с заданием, связали простые узлы.
Молодцы! Всё получилось! Если в походе нужно будет туристу привязать верёвку к дереву, чтобы повесить сушить одежду, девочки ловко справятся с заданием.
Весёлый Рюкзачок: Ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Воспитатель: Весёлый Рюкзачок, нам пора возвращаться в город. На прощанье мы хотим спеть песенку про весёлого туриста? Давайте встанем, все дружно у костра и споём песенку «Весёлый турист»
Весёлый Рюкзачок: Спасибо, ребята! На прощанье я хочу вас угостить чаем из трав, который очень полезен для нашего здоровья. (Предлагает чайник с травами).
Воспитатель: Ну что, ребята нам пора прощаться и возвращаться к себе в город. До свидания Весёлый Рюкзачок.
IV. Заключительная часть.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось во время нашего путешествия к Весёлому Рюкзачку?
- С какими трудностями нам пришлось встретиться?
- Чтобы попасть в гости к Весёлому Рюкзачку, что нужно уметь делать?
- Как вы думаете, чтобы человек отдыхал, любовался красивой природой, что для этого нужно делать?
Воспитатель: Ну а теперь, я приглашаю вас к чаепитию из трав.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРОГРЕСС», 2007. – 144с.
2. Интернет – ресурсы.
3. Чеменева А.А., Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Сценарии образовательной деятельности по дошкольному рекреационному туризму. 5 – 6 лет: парциальная программа «Весёлый Рюкзачок»: методическое пособие / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 144с. – (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»). ISBN 978-5-533-00955-3
4. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2011 -№4. - с.58-60.
Котенева О. Н., Талькова Л. К. Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 30-32.