* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h4 {font-size: 12pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Body Text {font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Style2 {font-family: 'Franklin Gothic Medium'; font-size: 12pt;} .Style15 {font-family: 'Franklin Gothic Medium'; font-size: 12pt;} .Font Style181 {font-family: 'Georgia'; font-size: 10pt;} .Font Style183 {font-family: 'Arial Unicode MS'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Style145 {font-family: 'Franklin Gothic Medium'; font-size: 12pt;} .Style148 {font-family: 'Franklin Gothic Medium'; font-size: 12pt;} .Font Style196 {font-family: 'Georgia'; font-size: 10pt;} .Font Style203 {font-family: 'Franklin Gothic Medium'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Style22 {font-family: 'Franklin Gothic Medium'; font-size: 12pt;} .Style140 {font-family: 'Franklin Gothic Medium'; font-size: 12pt;} .Style147 {font-family: 'Franklin Gothic Medium'; font-size: 12pt;} .Font Style221 {font-family: 'Georgia'; font-size: 8pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Font Style195 {font-family: 'Georgia'; font-size: 9pt;}

1. Звук [у] и буква У. Город. Достопримечательности

Цель: формирование представления о гласных звуках

Материал. картинки (улей, уж, улица, укроп, иглу, лук), игрушки (карточки-рыбки, удочка), демонстрационный материал.

Ход занятия

1. Оргмомент

Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки. Е. Карельская

Ветер северный подул: «С-с-сс», все листья

С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились и на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»(Постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед азад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

Упражнение «Закончи предложение» Цель: Образование сложных слов

- Наша страна называется…

- Мой родной город…

- Я знаю улицы и проспекты…

- В городе есть низкие и высокие…

- Сядет тот, кто назовёт

Упражнение «Скажи наоборот». Усвоение антонимов. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Один дом высокий, а другой низкий.

Один дом длинный, а другой короткий.

Один дом новый, а другой старый.

Один дом многоэтажный, а другой одноэтажный

Одна дорога грязная, а другая чистая.

Одна дорога широкая, а другая узкая.

Одна улица новая, а другая старая.

Одна улица длинная, а другая короткая.

Одна улица широкая, а другая узкая.

Одна улица светлая, а другая темная.

Один ученик рассеянный, а другой …внимательный.

2. Сообщение темы занятия

- Какой первый звук вы услышали в словах: улица, узкая, ученик? (Звук у.)

- Где мы можем услышать звук у? Кто воет у-у-у? (Воют волки.) Зимой ветер воет... (у-у-у).

Голосовые и дыхательные упражнения

Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесите звук у шепотом. Сделайте вдох, произнесите звук у чуть громче, машина приближается. Опять сделаем вдох и на выдохе произнесем звук у громко. Машина удаляется. Звук у произносится с затуханием голоса.

Звук у произносится с усилением и ослаблением голоса УУУУУУ, УУУУУУ

- Сегодня мы будем произносить много слов со звуком у, познакомимся с буквой У.

3. Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам

- Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит ... (у-у-у).

- Возьмите зеркала. Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук у. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук у тоже называется гласным.

Выставляется Красный замок. Хозяйка Анна показывает, в каком окошке будет «жить» звук у.Сколько гласных звуков поселилось в замке? (Два звука.) На первом этаже живет ... (звук а.) На втором этаже живет ... (звук у). Звук у будем обозначать красным кружочком, как и звук а. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.

Для пения гласные звуки важны,

Они и напевны и очень нежны.

Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.

4. Развитие слухового внимания

Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук ].

5. Звуковой анализ звукосочетаний Ау, Уа

6. Физкультминутка

- Приглашаю детей на прогулку по городу.

«Путешествие по городу». Логопед подбирает каждому ребенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представители разных профессий, бабушка с ребенком, виды транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.

Загадка: Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке. (Удочка.)

Имитация ловли рыбы.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Какие картинки поймали? (улей, лук, иглу).

6. Игра «Место звука в слове». Развитие речевого внимания

Выставляются картинки: улей, лук, иглу. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у с помощью карточек.

7. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Игра «Правильно и неправильно».

- Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно: улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; утюг, мутюг, витюг, утюг.

Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным.

8. Знакомство с понятием слог.

Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.

Скажем слово уж. Скажите слово ут-ка. Произнесите слово умывальник.

Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.) А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка), у-жи (два хлопка), уж (один хлопок), у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.

9. Знакомство с буквой У. Повторение правила «Звуки и буквы».

- Что вам напоминает буква У?

У — сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву У. В. Степанов

* Выкладывание буквы У из палочек.

* Сложить букву У из пальчиков.

* Раскрась картинки, которые начинаются на звук у.

10. Итог занятия

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Что понравилось?

Что было очень трудным?