1. Звук [у] и буква У. Город. Достопримечательности
Цель: формирование представления о гласных звуках
Материал. картинки (улей, уж, улица, укроп, иглу, лук), игрушки (карточки-рыбки, удочка), демонстрационный материал.
Ход занятия
1. Оргмомент
Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки. Е. Карельская
Ветер северный подул: «С-с-сс», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились и на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»(Постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед -назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
Упражнение «Закончи предложение» Цель: Образование сложных слов
- Наша страна называется…
- Мой родной город…
- Я знаю улицы и проспекты…
- В городе есть низкие и высокие…
- Сядет тот, кто назовёт…
Упражнение «Скажи наоборот». Усвоение антонимов. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.
Один дом высокий, а другой … низкий.
Один дом длинный, а другой … короткий.
Один дом новый, а другой … старый.
Один дом многоэтажный, а другой … одноэтажный
Одна дорога грязная, а другая … чистая.
Одна дорога широкая, а другая … узкая.
Одна улица новая, а другая … старая.
Одна улица длинная, а другая … короткая.
Одна улица широкая, а другая … узкая.
Одна улица светлая, а другая … темная.
Один ученик рассеянный, а другой …внимательный.
2. Сообщение темы занятия
- Какой первый звук вы услышали в словах: улица, узкая, ученик? (Звук у.)
- Где мы можем услышать звук у? Кто воет у-у-у? (Воют волки.) Зимой ветер воет... (у-у-у).
Голосовые и дыхательные упражнения
Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесите звук у шепотом. Сделайте вдох, произнесите звук у чуть громче, машина приближается. Опять сделаем вдох и на выдохе произнесем звук у громко. Машина удаляется. Звук у произносится с затуханием голоса.
Звук у произносится с усилением и ослаблением голоса УУУУУУ, УУУУУУ
- Сегодня мы будем произносить много слов со звуком у, познакомимся с буквой У.
3. Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам
- Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит ... (у-у-у).
- Возьмите зеркала. Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук у. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук у тоже называется гласным.
Выставляется Красный замок. Хозяйка Анна показывает, в каком окошке будет «жить» звук у.Сколько гласных звуков поселилось в замке? (Два звука.) На первом этаже живет ... (звук а.) На втором этаже живет ... (звук у). Звук у будем обозначать красным кружочком, как и звук а. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.
Для пения гласные звуки важны,
Они и напевны и очень нежны.
Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.
4. Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [у].
5. Звуковой анализ звукосочетаний Ау, Уа
6. Физкультминутка
- Приглашаю детей на прогулку по городу.
«Путешествие по городу». Логопед подбирает каждому ребенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представители разных профессий, бабушка с ребенком, виды транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.
Загадка: Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)
Имитация ловли рыбы.
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Какие картинки поймали? (улей, лук, иглу).
6. Игра «Место звука в слове». Развитие речевого внимания
Выставляются картинки: улей, лук, иглу. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у с помощью карточек.
7. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Игра «Правильно и неправильно».
- Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно: улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; утюг, мутюг, витюг, утюг.
Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным.
8. Знакомство с понятием слог.
Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.
Скажем слово уж. Скажите слово ут-ка. Произнесите слово умывальник.
Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.) А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка), у-жи (два хлопка), уж (один хлопок), у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.
9. Знакомство с буквой У. Повторение правила «Звуки и буквы».
- Что вам напоминает буква У?
У — сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У. В. Степанов
* Выкладывание буквы У из палочек.
* Сложить букву У из пальчиков.
* Раскрась картинки, которые начинаются на звук у.
10. Итог занятия
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Что понравилось?
Что было очень трудным?