Родительское собрание на тему «Дети это наше зеркало»
Цели: - понимание специфики индивидуального подхода в воспитании;
-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания детей в семье и в школе;
-помощь родителям в поиске и развитии способностей и интересов детей.
Задачи:
рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка;
убедить родителей в значимости их собственных примеров в воспитании ребенка;
убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
Форма проведения: практикум.
Оборудование: медиапроектор для показа видеофайлов.
Ход собрания
Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.
Неизвестная американка
Классный руководитель
Здравствуйте уважаемые родители! Именно с этого высказывания мне бы хотелось начать наше родительское собрание. Мы часто браним наших детей за те поступки, которыми сами и научили. Мы должны всегда помнить о том, что наши дети, это не только наше зеркало, но и будущие нашей страны. И мы должны сделать все возможное, чтобы «зеркало» не было грязным и будущее для наших детей было светлым и чистым. Тема нашего собрания «Дети это наше зеркало».
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей, но, к сожалению, в наше время у родителей не хватает времени на своих детей. Главный вопрос, стоящий перед родителями:
Как прожить;
Во что одеть и обуть детей;
Как их выучить и вылечить.
( просмотр видеофайла «Занятый родитель»)
Обсуждение просмотренного видеоролика.
-Как вы можете прокомментировать просмотренное видео?
-Какие выводы можно сделать?
Классный руководитель
При объяснении понятия «семья» толковые словари выделяют такие её признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность.
Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей.
В семье должна быть гармония, любовь. Какой же должна быть родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми?
Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.
Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть.
Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными людьми. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребёнка, послужит примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим. Об этом пишет средневековый поэт Себастьян Брандт:
Ребёнок учится тому.
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова. Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
(просмотр видеофайла «дети видят, дети делают»)
Выступление психолога школы
Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Семья это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие. Особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью человека. Мы с вами - родители . И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, смелым, храбрым ,ответственным, творческим… Одним словом ЧЕЛОВЕКОМ.
Мы часто жалуемся, сокрушаемся, что времени на общение с детьми не хватает, дети сами по себе, мы сами по себе. Время проходит…, и мы всё меньше понимаем своих детей. А как важно вовремя понять ребенка, его чувства, мысли и поступки. «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма не большую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь» (К.Д. Ушинский). Как показывает статистика, на развитие ребенка влияет: 15% - наследственность, 57% - родители, 25% - окружающая среда, 3% - школа. Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы главные «проектировщики, конструкторы и строите ли» детской личности. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы - основы всего этого закладываются в семье. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
А сейчас хочу предоставить слово родителям, согласны ли вы с темой нашего собрания? Кто может поделиться опытом воспитания своего ребенка?
Выступления родителей. Обмен опытом
VII. Подведение итогов.
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять -
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Председатель родительского комитета:
Давайте подведем итог нашему собранию. Уважаемые родители! Что нового вы для себя узнали? Что возьмете на заметку?
Я предлагаю принять следующее решение: поделиться своим опытом с другими родителями школы, разместив материал на сайте Дневник. ру, продолжить разговор с родителями других школ – на других сайтах.
Классный руководитель:
Всем известно, что как бы не было ребятам хорошо в школе или детском саду, ему все равно хочется поскорее домой. Потому, что дом – это место, переступая порог которого, мы сбрасываем всю тяжкую ношу дня, расслабляемся, отдыхаем, набираемся сил для грядущего. И сколько бы ни говорили, что воспитывает человека школа, улица, все-таки основы воспитания закладывают ребенку в семье.
Семья - это обитель любви и покоя, где залечиваются душевные раны, проходят обиды, где родители любят и жалеют своих детей, а дети – своих родителей.
Пусть в ваших семьях будут прекрасные, добрые, доверительные отношения между детьми, родителями, бабушками и дедушками.
Большое спасибо всем за участие в нашем родительском собрании.