* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .footnote text {font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-size: 10pt;} .footnote reference {vertical-align: super;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Обычный1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .FR2 {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt;} .TOC Heading {font-size: 14pt; color: #365F91;} .toc 1 {margin-bottom: 5pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пряжинская средняя школа»

Исследовательская работа

Сельский клуб как элемент социально-культурной политики государства.

Автор работы:

Тарасов Д.А., ученик 10 класса

Руководитель работы:

Ярцева Н. М., учитель истории

пгт. Пряжа

2024

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Сельский клуб как элемент социально-культурной политики государства………………………………………………………………………7

1.1. Политическое просвещение населения как основное направление культурной политики Советской власти в Карелии………………………….7

1.2. Роль сельских клубов в организации культурного досуга и повышение культурно-образовательного уровня населения Карелии…………………..16

Заключение ……………………………………………………………………..22

Источники и литература……………………………………………………….24

Введение

В настоящее время одним из главных вопросов является вымирание деревень и небольших сел. Процесс урбанизации начался в середине 70-х годов, когда молодежь начинает покидать сельскую местность и переезжать в города. Причин на это было много. Отсутствие социально-экономических и социально-культурных условий для проживания в сельской местности. В 80-х годах начинается сокращение предприятий, рабочих мест, детских садов, школ, а также это начало сокращения культурно-просветительных учреждений. А сельский клуб с самого своего возникновения был центром общественной и культурной жизни на деревне.

В культурной жизни российского общества клубные учреждения занимают особое место. Являясь массовыми организациями культуры, они часто создают культурное пространство там, где отсутствуют театры, музеи. Содействуют клубные учреждения и развитию самобытности этнических культур в условиях многонационального государства. Проблема изучения культурного наследия всегда имела огромное общественное значение.

Особое звучание приобретает изучение опыта досуговой деятельности клубных учреждений для современной России. Без анализа и изучения деятельности клубных учреждений от истоков образования, невозможно поднять культурный уровень современного общества на более высокий уровень. Истоки клубной культуры недостаточно исследованы отечественной наукой, особенно на региональном уровне. В этом и заключается актуальность данной темы.

Деятельность культурно-просветительных учреждений составляет неотъемлемую часть идеологической работы государства в массах по распространению культуры и формированию гражданского самосознания. Это прекрасно осознала партия большевиков во главе с В.И. Лениным. Он говорил: «Социально-культурная революция – это целая полоса культурного развития всей народной массы, в ходе которой должна быть ликвидирована темнота и невежество народных масс».

Сконцентрировав внимание на этом аспекте, ключевом для культурного развития Советского государства, Коммунистическая партия пошла по пути создания необходимых условий для формирования человека «нового коммунистического типа». Важнейшая роль в этом принадлежала клубам, которые служили звеном между государством, партией и народом.

Культура стала орудием пропаганды идей партии большевиков среди народа. Прошедшие в устройстве страны перемены затронули и сознание миллионов людей. Необходимы были средства воздействия на это сознание, которые бы вывели народ из состояния низкого культурного уровня и, в тоже время, позволили бы руководить этим сознанием.

Таким средством стала вся система культурно-просветительской работы. Поэтому, важно изучить деятельности клубных учреждений не как отдельной стороны деятельности общества, а в связи с общим развитием страны, определить их роль и основные направления воздействия на сознание масс и на культурный уровень на примере Карелии.

Знание истории клубов Карелии позволило бы лучше выявить социально-классовую специфику советского клуба, государственную политику в области клубной работы, ее принципы, организационные и методические отличия от предшествующих и последующих им моделей клубных учреждений.

Объект исследования: система культурно-просветительных учреждений.

Предмет исследования: сельский клуб.

Цель: изучение процесса возникновения и становления сельских клубов как социокультурного элемента в политике государства на примере Республики Карелия.

Задачи:

- изучить научно-методическую литературу по теме;

- определить роль культурной политики государства в политическом просвещении населения;

- рассмотреть роль сельских клубов в идеологическом воспитании населения Карелии;

- описать формы и методы работы сельских клубов по организации культурного досуга и повышения культурно-образовательного уровня населения Карелии.

Методологическая основа: В данной исследовательской работе объективно рассмотрены процессы возникновения культурно-просветительных учреждений Карелии, на примере сельских клубов.

Территориальные рамки работы: в работе рассматривается республика Карелия.

Хронологические рамки работы: в данной работе рассматривается период с начала 1920-х – до 1941 г. XX века. Выбор нижней границы обусловлен окончанием Гражданской войны и началом возникновения культурно-просветительских учреждений. Верхняя граница это начало ВОВ.

Историографический обзор:

Задача исследования потребовали изучения научной и научно-методической работы по теме. Важной вехой в изучении послереволюционной культуры стали монографии А.И. Афанасьевой о проведении культурной революции в Карелии1. Большое внимание автор уделила процессу приобщение широких слоев населения к основам культуры, поискам наиболее эффективных форм и методов культурно-просветительской работы в массах, путям ликвидации культурной отсталости края2.

Работа Бархатовой, Петрачевой и Шумейко рассказывают о культурном строительстве в Карелии с самого образования Карельской Трудовой Коммуны и до образования КАССР3.

В работе был использован труд Куманева, где он дает свою оценку работе культурно-просветительской деятельности, которая развернулась в 20-30-х гг. в нашей республике4.

Учебник А.К. Соколова, где дается общая оценка социальной, экономической, политической ситуации в России накануне Октябрьской революции, так же рассматриваются революционные преобразования большевиков во всех сферах жизни советского народа5.

Источниковый обзор:

Сборник документов и материалов «Культурное строительство в Советской Карелии»6 посвящен истории культурных преобразований в Карельской АССР в период с 1926 по 1941 г., в нем рассматриваются вопросы развития культурно-просветительских учреждений.

Сборник документов и материалов «Борьба за установление и упрочнение Советской власти в Карелии» опубликован ряд документов на тему культурно-просветительной деятельности в Карелии7.

Работа состоит из двух параграфов. В первом рассматривается основное направление советского правительства, в Карелии которое, выражалось в политическом просвещении населения. Второй посвящен роли сельских клубов в организации культурного досуга и повышение культурно-образовательного уровня населения Карелии.

Глава 1. Сельский клуб как элемент социально-культурной политики государства.

1.1. Политическое просвещение населения как основное направление культурной политики Советской власти в Карелии.

По новому руслу пошла жизнь народов нашей страны после Октября. По-новому сложилась и судьба карельского народа. Карельский народ не знал еще примера, когда бы государственная власть оценила его традиции, памятники культуры, созданные трудолюбивыми предками.

Культура – народу. Это были не просто слова. Советская власть неуклонно осуществляла программу культурной революции. Подъем культурного уровня обеспечивал широкое вовлечение трудящихся в управление государством8.

Проведение культурной революции было делом нелегким. Строительство советской культуры началось в обстановке классовой борьбы. Народные массы Карелии, потянулись к свету, к грамотности, к знаниям.

Для руководства делом культурного строительства был создан Народный комиссариат просвещения РСФСР. Стали создаваться органы управления делами культуры и в уездах Карелии.

Культурный подъем народа партия связывала с повышением его политической сознательности. Отводя важную роль просветительской деятельности, правительство приняло ее на государственный бюджет.

Содержание политико-просветительской работы было неразрывно связано с конкретными политическими и экономическими задачами. Содержание этой работы подчинялось главной задаче – установлению и укреплению Советской власти. Вырабатывая формы политической работы в массах, партия учитывала степень грамотности народа. Народные массы были неграмотны и политически малоразвиты, и формой политического просвещения являлась устная пропаганда, и массовые читки газет. Эти формы получили широкое распространение по всей стране.

С первых дней установление Советской власти в Карелии задачи повышения грамотности, культуры и политической сознательности трудящихся были определены как наиважнейшие. Олонецкий крестьянский съезд, указал: «Одно из основных условий закрепления реформы социалистического строя есть грамотность народных масс и развитие их в культурно-политическом и экономическом отношениях… Внешкольное образование есть первая наиважнейшая задача настоящего момента»9.

Политическая обстановка в Карелии в первые месяцы нового строя требовала многогранной агитационно-пропагандистской работы. Главную трудность в организации политической работы среди населения Карелии составлял недостаток агитационных сил. Помощь местным большевистским организациям оказали коммунисты Петрограда. Которые направлялись «в более темные места народных масс, где ими была успешно выполнена работа» и ликвидированы «среди населения разного рода брожения»10.

Заметному усилению агитационно-политической работы способствовало начавшееся в 1918 г. возникновение большевистских ячеек в уездах и волостях края. Разъяснение идей партии, пропаганда декретов Советской власти и агитации за их проведение в жизнь заняли ведущее место в их деятельности.

Дальнейшему развертыванию агитации и пропаганды в крае способствовало осуществление декрета Совнаркома от 12 декабря 1918 г. «О мобилизации грамотных и организации пропаганды советского строя». В Карелии на основании этого декрета, привлекались сельские учителя. Громкие читки центральных и местных газет и политических брошюр проводились в библиотеках, клубах, и крестьянских домах. Такие читки вызывали интерес крестьянства.

После установления Советской власти «народные чтения» продолжались по традиции вестись в ряде деревень, и часто не были связаны с текущими политическими событиями. Поэтому они не вызывали интереса крестьян. Декрет СНК от 10 декабря 1918 г. влил новое содержание в «народные чтения», в тематике которых большое место начали занимать вопросы политического характера. Вот, например, в с. Святозеро тематика чтений носила политический характер: «Почему необходимы комитеты деревенской бедноты», «Октябрьская годовщина», «Отделение церкви от школы» и т.д. Как следует из отчетов, население относилось к беседам «с большим интересом»11. Так «народные чтения» превращались в политические по своему содержанию.

В ходе культурного строительства в крае развертывалась активная работа по созданию изб-читален, клубов, культурно-просветительских кружков, в которых инициатива трудящихся сочеталась с широкой помощью государственных органов.

Интенсивная организация кружков развернулась в 1918 г., что было связано с возникновением сельских ячеек РКП (б), в деятельности которых просветительская работа среди крестьян сразу же заняла важное место.

К январю 1919 г. в деревнях Олонецкого, Петрозаводского, Повенецкого и Пудожского уездов насчитывалось 77 культурно-просветительных кружков. Несмотря на трудности и лишения, количество кружков продолжало расти. К концу 1919 г. в указанных уездах работало 86 кружков, в 1920 г. их насчитывалось не менее 10012. Быстро росло количество изб-читален.

Избы-читальни, клубы, работали за счет государственных средств. Материально-финансовая помощь оказывалась и сельским просветительным кружкам.

Деятельность всех просветительных учреждений была направлена на повышение культуры широких масс трудящихся, на распространение знаний, пробуждение народных талантов. Формы их работы были различными: лекции, громкие читки газет, политической литературы, самодеятельные спектакли и вечера. Важную роль, особенно в деревнях, играла местная интеллигенция, и прежде всего учителя, которые являлись организаторами большинства мероприятий. Руководство всей деятельностью просветительных учреждений в крае осуществлял внешкольный подотдел Олонецкого губОНО, который стремился выработать единые цели и наиболее эффективные формы и методы работы.

Организующую и направляющую роль играли различные губернские и уездные съезды, конференции и курсы для работников местных внешкольных учреждений, которые стали проводиться с конца 1919 г. В декабре в Петрозаводске были организованы двухнедельные курсы библиотечных работников. На них читался цикл лекций о задачах внешкольного образования, о методике организации лекций, бесед, курсов. По отзывам слушателей, курсы принесли им большую пользу13.

Поворот просветительных учреждений к пропаганде политических знаний произошел весной-летом 1919 г., когда военно-политическая обстановка в стране и в крае потребовала сил для отражения интервенции. Важную роль в содержания всей просветительской работы в крае сыграло постановление Олонецкого губОНО. «О мероприятиях по проведению политико-просветительской работы среди населения и Красной Армии». Был утвержден план, в котором намечалось устройство митингов и докладов, проведение общедоступных бесед, организация школ грамотности, в которых выдвинуть на первое место сообщение сведений по политико-экономическим вопросам, связанным с текущими событиями. В ходе выполнения этого постановления началось сближение внешкольной просветительской работы с агитационно-пропагандистской работой партийных и советских организаций.

Содержание проводившихся лекций, бесед и чтений связывалось с задачами политической агитации и пропаганды. У большинства деревенских клубов масштабы политико-просветительной работы были скромными. Вся просветительная работа выражалась в выписке газет, организации библиотек, распространении книг и проведении эпизодических бесед среди населения14.

Культурно-просветительные учреждения того времени были небольшими. Располагались они чаще всего в крестьянских избах. Создание каждого очага культуры встречалось как большое событие, вызывало у людей чувство благодарности Коммунистической партии, Ленину.

Когда 28 мая 1920 г. открылся народный клуб в Кеми, участники торжества обратились с телеграммой к В.И. Ленину: «Мы, жители г. Кеми, разорвавшие цепи рабства, шлем тебе, дорогой товарищ, из глубокого севера наш товарищеский привет. Приступая к строительству свободной жизни, как пути к возрождению и объединению широких масс в одну тесную семью, открыли крестьянский клуб, озаглавленный твоим, нам дорогим именем»15.

Окончание гражданской войны, переход страны к мирному строительству сделали задачу культурного подъема всей массы народа жизненно необходимой. Десятый съезд РКП (б) принял решение об усилении работы по ликвидации культурной и политической отсталости трудящихся, крестьянства и многочисленных нерусских народов страны. На первый план выдвинулась политико-просветительная задача, воспитание убежденных, сознательных и активных строителей социалистического общества.

Вместе с тем начальные годы восстановления народного хозяйства отмечены экономическими и политическими трудностями, вызванными разрухой, неурожаем и голодом 1921 г., усталостью народа от многолетней войны. Все это отразилось и на культурном строительстве. Приходилось экономить на всем. Временно пришлось сократить государственные ассигнования и на нужды культуры16. Сокращение государственных средств, передача содержания учреждений культуры в губерниях и уездах на местные бюджеты - это все привело к временному закрытию многих просветительных учреждений. Только в 1923 г., опираясь на хозяйственные успехи, Советское правительство получило возможность увеличивать государственные средства на нужды культуры.

Первые годы восстановления народного хозяйства стали для края временем создания и развития национальной государственности карельского народа. 8 июня 1920 г. СНК принял декрет о создании КТК – национальной автономной области в составе РСФСР. С утверждением национальной автономии в Карелии на первый план выдвинулась задача ликвидации культурной отсталости карельского народа, выравнивание уровней культуры русского и карельского населения.

Важнейшую роль в повышении культурно-просветительного уровня трудящихся призваны были сыграть политико-просветительные учреждения. С конца 1922 г. в Карелии началось восстановление сети просветительных учреждений, и к концу 1923 сеть просветительных учреждений Карелии составляла 55 клубов.

Начавшийся в годы гражданской войны процесс органического соединения культурного и политического просвещения в новых условиях получил дальнейшее развитие. Работа клубов, приобрела устойчивое политическое содержание. С конца 1922 г. в них начали регулярно отмечать революционные праздники и юбилеи – годовщины Октябрьской революций, День Парижской коммуны. Из с. Святозеро, например, сообщалось, что в сельском клубе «при каждом спектакле зрителям говорится по текущему моменту или берется какая-нибудь политическая тема»17.

К 1926 г. экономика страны достигла в основном довоенного уровня. Опираясь на хозяйственные успехи, Советское государство увеличивало ассигнования на нужды культуры. Коммунистическая партия последовательно вела курс на расширение культурной революции в стране. Укреплялась материальная база культуры, деятельность учреждений культуры приобрела все более целенаправленный характер. В 1923 г. КТК была преобразована в КАССР в составе РСФСР. Экономические и политические права, полученные республикой, положительно сказались и на культурном строительстве. Начиная с 1924 г. происходило увеличение общегосударственных и местных средств на нужды культуры. Рост ассигнований способствовал быстрому развитию сети учреждений культуры.

Усиливалось идейно-политическое воздействие партийных и советских органов республики на все сферы культурного строительства. В центре их внимания находились вопросы преодоления уровней культурной отсталости карельского народа. 9 августа 1924 г. Карельский ЦИК утвердил постановление «О национальной политике в Карелии», в котором подтверждались ранее принятые постановления о развитии культуры республики на двух литературных языках – русском и финском.

С середины 1924 г. основным типом просветительных учреждений в селах республики стала изба-читальня. В состав избы-читальни входили библиотека, различные кружки. Руководил ее работой заведующий-избач. В Карелии избач выполнял и обязанности библиотекаря.

Основное внимание в просветительной работе в Карелии в эти годы обращалось на деревню. С целью создания кадров избачей был взят курс на выдвижение их из местных крестьян, а в карельских волостях – из карелов. Появление избачей, знавших язык и быт местного населения, способствовало более широкому применению карельского языка в устной просветительной работе. С октября 1925 г. подготовка политпросветработников началась в русском педагогическом техникуме, где было открыто специальное отделение с ежегодным приемом в 30 человек18.

Во второй половине 1925 г. сеть изб-читален охватывала все волостные центры и некоторые крупные села: на 63 волости имелось 68 изб-читален. С самого начала их деятельность, строилась по типу клубной, но с учетом уровня культуры и интересов крестьян. Центральное место заняла массовая работа – собрания, лекции, беседы, громкие читки.

В практику культурного строительства все шире входил карельский язык. Из Паданского уезда, например, сообщали, что «все кампании, собрания, беседы проводятся на местном наречии»19. Использование карельского языка привлекало в избы-читальни отсталые слои населения.

Большое место на селе занимала кружковая работа. По количеству на первом месте стояли политические. Их посещали деревенские коммунисты и комсомольцы, ежегодно увеличивалось и число беспартийных кружковцев.

С деятельностью изб-читален связано и развитие антирелигиозной работы среди крестьянства. Успехи антирелигиозной работы проявлялись в ослаблении влияния церкви, в переходе крестьян на позиции атеизма. Все чаще по постановлению крестьян закрывались церкви, церковные здания и имущество использовались на общие культурно-хозяйственные нужды. В 1926 г. крестьяне д. Сельга приняли решение использовать страховые суммы за сгоревшие в их деревнях церкви не на строительство новых церковных зданий, а на хозяйственные и культурные нужды своих деревень20.

Таким образом, избы-читальни Карелии оказывали заметное влияние на все стороны жизни крестьянства, здесь начиналось его приобщение к основам элементарной грамотности и политграмоты, к общественной деятельности, к культуре. К 1927 г. радиус их действия значительно расширился благодаря созданию в отдаленных деревнях красных уголков. Наркомпрос республики отмечал, что красные уголки – это «миниатюрные избы-читальни…существующие и возникающие на средства крестьян и по их же инициативе», а их возникновение «является наглядным показателем роста культурных запросов массы крестьянства и тяготения его к коммунистическому политпросвещению»21.

В Карелии в годы первой пятилетки быстро росло число клубов. Так, например из докладной записки Наркомпроса КАССР, датированной апрелем 1933 годом, мы видим, что за период первой пятилетки выросла сеть изб-читален и клубов с 77 до 200 всего лишь за четыре года. Также в данном документе указывается число подготовленных избачей22.

Развитие социалистической экономики в республике сопровождалось ростом населения, глубокими сдвигами в его социальном составе, благосостоянии и культуре. Росло благосостояние трудящихся Карелии.

Но рост материального благосостояния советских людей выражался не только в повышении заработной платы и личных доходов. За три года третьей пятилетки государственные ассигнования на социально-культурные мероприятия возросли в республике в 2 раза и составили в 1940 г. около 150 млн. рублей.

Удовлетворению разнообразных культурных запросов широких слоев трудящихся способствовал неуклонный рост в Карелии сети массовых культурно-просветительных учреждений, расширение и улучшение их деятельности. За 3 года третьей пятилетки в Карелии 89 новых клубов, 24 кинотеатра. В Домах культуры, клубах и избах-читальнях в 1941 г. работало около 800 различных кружков художественной самодеятельности.

1.2. Роль сельских клубов в организации культурного досуга и повышении культурно-образовательного уровня населения Карелии.

Культурная политика советской власти реализовывалась через деятельность различных социальных институтов: школы, библиотеки, печать, литературу. Но учитывая преимущественно аграрный характер экономики региона, наибольшее значение в культурной политике играли сельские клубы.

Клуб – это общественная организация, объединяющая людей в целях общения на основе совместных политических, научных, художественных и других интересов.

Советский клуб – это важнейший центр массово-политической работы трудящихся. Разнообразны средства клубной работы. Клубы выступали инициаторами внедрения новых обрядов – посвящение в рабочий класс, получение паспорта, торжественная регистрация брака, рождение ребенка.

Деятельность клубов и культурно-просветительных кружков проводилась в двух направлениях: самодеятельное творчество и организация лекций, чтения и бесед.

Организационная перестройка сети просветительных учреждений республики в основном завершилась в первой половине 1925 г. В 1926-1927 гг. в Карелии сложилось следующая структура просветительных учреждений: центральная областная и 6 уездных центральных библиотек, 27 клубов, 71 изба-читальня, 29 кинотеатров и 19 кинопередвижек, два Дома крестьянина23.

Основными центрами просветительной работы в деревнях и на селе являлись клубы, которые, создавались в основном при наиболее крупных колхозах. Многие клубы возникали по инициативе крестьян, которые принимали деятельное участие в их оборудовании, ремонте и даже строительстве специальных зданий. Одним их первых в республике был построен в конце 1923 г. клуб в пос. Суна. В 1927 г. при активном участии населения, работавшего на строительстве во время субботников и воскресников, было построено специальное здание для клуба в Ухте. Важнейшее место в деятельности клубов занимали различные массовые мероприятия: собрания и вечера, связанные с революционными праздниками, юбилеями и текущими политическими событиями, лекции и доклады, экскурсии.

Все эти мероприятия преследовали цель повышения политического и общекультурного уровня членов клуба, пропаганду коммунистической идеологии. При каждом клубе имелись различные кружки. Наиболее распространенные были кружки по изучению теории марксизма и политики партии, профсоюзные, антирелигиозные. С 1925 г. стали возникать производственные кружки, ставившие своей задачей изучение новейших достижений науки и техники и путей повышения производительности труда в определенных видах производства, но таких кружков было еще мало. В 1925 г. в клубах действовало 247 кружков, из них 137 общественно-политических, антирелигиозных, профсоюзных, медицинских, производственных.

С 1925-1926 гг. заметное место в работе клубов заняло кино. К этому времени во всех клубах имелись уже киноаппараты, началась регулярная демонстрация кинофильмов. Преобладающее место занимали фильмы молодой советской кинематографии, показывались также лучшие произведения зарубежного кино и хроникально-документальные фильмы. Особенно большим успехом у зрителей пользовались фильмы историко-революционного содержания, вошедшие в фонд лучших произведений советской кинематографии, такие как «Стачка», «Октябрь», «Красные партизаны», «Броненосец Потемкин», «Мать». Кино становилось действенным помощником в организации коммунистического просвещения.

Фактически же различными формами клубной работы охватывался значительно более широкий круг населения.

Новым видом искусства, рожденное Октябрем стала агитационно-художественная бригада. Именно в эти дни рождались новые агитационные формы, такие как митинги-концерты, на которых выступали партийные работники и советские руководители, лучшие мастера искусств. Новой формой массовой агитации стали театрализованные представления на городских улицах и площадях. В это же время возникает «живая газета».

Здесь важно отметить, какое количество организаторов и участников привлекалось к созданию «живой газеты». «Живая газета» начиналась с так называемой «громкой читки» газет, или «устной газеты». На газетные тиражи не хватало бумаги, да и значительная часть населения была еще малограмотной.

«Живые газеты», обратившиеся к местному материалу, стали активной формой агитационно-массовой работы в клубах, красных уголках, на предприятиях. Содержание «живых газет» вытекало из политических и производственных задач текущего момента. Посвящались они и праздничным датам. Участники не считали себя коллективом художественной самодеятельности, отрицали причастность к искусству, сохраняя в построении программ верность газете. Но в условиях клубной работы и по мере роста требований они вынуждены были пройти по пути театрализации. Теперь уже программы сопровождались музыкой, песнями, различными сценическими действиями, появилось название «живая театрализованная газета» (ЖТГ). Широкому распространению ЖТГ на клубной сцене способствовали злободневность, а также несложность овладения приемами маршировки, физкультурных перестроений, коллективной декламации.

Что же происходило в эти годы в Карелии? Удовлетворению разнообразных культурных запросов широких слоев трудящихся способствовал неуклонный рост в Карелии сети массовых культурно-просветительных учреждений, расширение и улучшение их деятельности. За 3 года третьей пятилетки в Карелии 89 новых клубов, 24 кинотеатра. В Домах культуры, клубах и избах-читальнях в 1941 г. работало около 800 различных кружков художественной самодеятельности.

Карелия по-прежнему оставалась регионом, где активно развивалась лесная промышленность. Большое внимание уделялось массовой культурно-просветительной работе среди лесозаготовителей.

Политпросветработа на лесозаготовках занимала одно из ведущих мест. И на данную работу были брошены главные силы. Лесозагатовки обслуживались 15 районными культбазами, 102 избами-читальнями, 332 клубами колхозника, 267 платными и бесплатными красными уголками. Было организовано кружков: политических 173, производственно-технических 78, агротехнических 24, военных 105, драматических 122, антирелигиозных 16 и физкультурных 9. Имелось 373 барачных и 419 бригадных культорганизаторов24. Довольно широко применялись, особенно последний период лесозаготовок, красные и черные доски, рогожные и красные знамена, плакаты против прогульщиков и лодырей и т.п. В Олонецкий и Пряжинский районы выезжали агитационные группы.

…Клубы и красные уголки. Наши профорганизации располагают сетью учреждений культуры: 22 клуба и 244 красных уголка. Клубы имеются в лесопунктах: Матросском, Пайском, Лососинском, Сямозерском, Интернациональном, Бабгубском и Великогубском шпалозаводах, Шуйской и Новостеклянской запанях, Кондопожском леспромхозу, 12 клубов имеются в Медвежьегорском райкоме25.

Наши профорганизации, клубы, красные уголки располагают солидными средствами для организации культурно-политической работы. В 1939 г. ассигновано было на это дело 2 029 400 руб.

Неплохо поставлена работа клубов Медвежьегорского райкома. При клубах имеются хорошие читальни, где проводятся ежедневные читки газет, постановка бесед, докладов. При клубах имеются агитколлективы, которые проводят массовую работу среди работающих и членов их семей. При клубах райкома за 3 учетных месяца проведено постановок силами членов профсоюза 35, концертов 45, звуковых киносеансов 185. Драмколлективы, проводя большую работу, поставили такие пьесы, как «Слава» Гусева, «Платон Кречет» Корнейчука и др. Были показаны кинофильмы «Щорс», «Великий гражданин», «Ленин в 1918 г.», «Ленин в Октябре» и др.

Хорошим примером в работе красных уголков может служить красный уголок Падозерского мехлесопункта. Красный уголок пользуется авторитетом среди рабочих. При красном уголке организованы 3 драмкружка, драмкружки выезжают на лесные кварталы и участки с постановками. На лесопункте при красном уголке ставятся лекции и беседы; за 3 квартал поставлено 8 докладов на международные и антирелигиозные темы с привлечением районных лекторов.

В условиях лесозаготовок и сплава одним из основных средств культурного обслуживания рабочих, служащих и членов их семей является художественная самодеятельность. По данным учета, при клубах и красных уголках работают следующие кружки и коллективы художественной самодеятельности: а) драматических коллективов 96 с охватом 977 чел., б) хоровых 25 с охватом 241 чел., в) музыкальных 43 с охватом 351 чел., г) других художественных коллективов 25 с охватом 415 чел.

В 1939 г. для улучшения культурного обслуживания рабочих и служащих обком союза привлекал и профессиональные художественные силы. На лесопункты и сплавпункты были направлены: бригада артистов ленинградской эстрады, поставившая, главным образом в глубинных пунктах, 27 концертов с присутствием на них 3500 зрителей; Кондопожский драмтеатр, поставивший на 15 лесопунктах пьесу К. Финна «Сыновья»; бригада артистов Каргостеатра, поставившая на лесопунктах северных районов 15 концертов. В целях улучшения культурно-политической работы на предприятиях обком союза направлял две комплексные культбригады: одну на север, другую на южные предприятия26.

Не отставали от лесных клубов и другие учреждения культуры республики. При Домах культуры, клубных учреждениях действовали агитационно-художественные бригады. Как желанных гостей встречали участников этих бригад, в колхозах и совхозах. Агитационно-художественные бригады выпускали листовки-молнии, писали плакаты, исполняли частушки на злобу дня, давали концерты27.

В клубах существовали и детские секторы. Детский сектор клуба должен помогать школе успешно решать задачи политехнического обучения, развивать интересы детей в различных областях науки, техники, литературы, искусства и спорта. Экскурсии, кружковая работа, художественная самодеятельность – все должно отвечать задачам воспитания детей в духе коммунистической морали.

И клубные вечера, и смотры самодеятельности, и выступления агитбригад, и читательские конференции, и кинолектории и любительские фильмы – все многообразные средства культурно-просветительской работы призваны были развивать самое дорогое – гражданственность, верность Родине.

В целом развитие культуры в довоенный период, как и других сфер общественной жизни, свойственны непоследовательность и противоречивость. С одной стороны, были достигнуты значительные успехи в повышении общеобразовательного уровня населения, подготовке кадров специалистов, в развитии науки, литературы, искусства. С другой, творческая деятельность сдерживалась рамками единомыслия, в руководстве культурой усилился принцип «остаточного» финансирования, были допущены издержки в языковой политике.

Заключение

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы, что основными закономерностями культурной революции явились, демократизация культурной жизни, превращение культуры в достояние и дело всего народа. На первых этапах культурной революции в нашей стране, в условиях массовой неграмотности и темноты среди крестьянства, решение этой задачи пришлось начинать с приобщения широких масс к элементарным основам культуры. В этом процессе важную роль сыграли культурно-просветительные учреждения, в частности сельские клубы, которые стали возникать практически сразу же после установления Советской власти в крае.

Осуществление всей культурно-преобразовательной деятельности шло под руководством местных партийных и советских органов. Уже к концу первого советского десятилетия в Карелии в основных чертах сложилась система партийно-государственного руководства культурным строительством, отвечавшая конкретным национально-историческим особенностям края: разнонациональному составу его населения, развитию культуры на двух языках.

Последовательность в провидении линии на утверждение во всех сферах культуры коммунистической идеологии и материалистического мировоззрения. К концу первого десятилетия коммунистическая идеология и научное мировоззрение стали определяющими в развитии и деятельности культурно-просветительных учреждениях.

Ликвидация культурного неравенства многочисленных народов и национальностей нашей страны. Задача выравнивания культурных уровней карельского и русского населения стала одной из важнейших в ходе культурного строительства в республике. Культурный подъем карельского населения проводился ускоренными темпами, во многом благодаря работе сельских клубов.

Советская культура Карелии формировалась как культура интернациональная. Такой направленности процесса культурного строительства способствовал многонациональный состав населения республики, а также-то обстоятельство, что культурная работа развертывалась на русском и карельском языках.

История культурного строительства в Карелии – яркое свидетельство духовного и культурного возрождения карельского народа, которое стало возможным благодаря последовательному осуществлению государственной политики в области культуры.

Достижения первых лет явились основой последующего культурного подъема, расцвета национальной культуры карельского народа. Все это можно увидеть и рассмотреть, на примере сельских клубов нашей республики. Ведь именно сельский клуб, стал основным социальным институтом, через который осуществлялась государственно-культурная политика.

В данной исследовательской работе была поставлена задача рассмотреть сельский клуб, как элемент социально-культурной политики государства. Определена роль культурной политики государства в политическом просвещении населения. Показана роль сельских клубов в идеологическом воспитании населения Карелии, а также описаны формы и методы работы по организации досуга и повышения культурно-образовательного уровня населения Карелии.

Источники и литература

Источники

Борьба за установление и упрочение Советской власти

в Карелии. Сборник документов и материалов. – Петрозаводск, 1957. – 230 с.

Сб. документов и материалов. Культурное строительство в Советской Карелии. 1926-1941. – Петро

заводск: Карелия, 1986. – 246 с

.

Литература

Афанасьева А.И. Великий Октябрь и становление культуры в Карелии: 1918-1927/ Карел. филиал АН СССР, Ин-т яз., лит. и истории/ Науч. ред. В.Т. Ермаков. – Петрозаводск: Карелия, 1983. – 240 с.

Бархатова С.В., Петрачева И.С., Шумейко Н.В. Культурное строительство в Советской Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1986. – 248 с.

Историческое краеведение в Карелии: учебное пособие / [авт. Кол.: Л.Н. Юсупова, С.Н. Филимончик, А.М. Пашков, Е.В. Дианова; под ред. Л.Н. Юсуповой]; М-во образ. И науки РФ, ФГБОУВПО «КГПА». – Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2012. –

307 с

.

Куманев В.А. Об организации культурно-просветительной работы в Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1976, - 485 с.

Россия. Полный энциклопедический справочник/ Авт.-сост. П.Г. Дейниченко/ под ред. А.А. Красновского. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2005. – 352 с.

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. – 380 с.

Бархатова С.В., Петрачева И.С., Шумейко Н.В. Культурное строительство в Советской Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1986. - 248 с.

Куманев В.А. Об организации культурно-просветительной работы в Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1976, - 485 с.

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. 380 с..

Сб. документов и материалов. Культурное строительство в Советской Карелии. 1926-1941. – Петрозаводск: Карелия, 1986. – 246 с.

Борьба за установление и упрочение Советской власти в Карелии. Сборник документов и материалов. – Петрозаводск, 1957. - 230 с..

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1999. - С. 185.

Борьба за установление и упрочение Советской власти в Карелии. Сборник документов и материалов. – Петрозаводск, 1957. - С. 155.

Цит. по: Афанасьева А.И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии: 1918-1927. - Петрозаводск: Карелия, 1983. - С. 31.

Там же. - С. 44.

Там же. - С. 48.

Там же. - С. 50.

Там же. - С. 56.

Там же. - С. 46.

Цит. по: Афанасьева А.И. Великий Октябрь и становление Советской культуры в Карелии 1918-1927. –Петрозаводск: Карелия, 1983. - С. 123.

Там же. - С. 134.

Там же. - С. 183.

Там же. - С. 183.

Там же. - С. 189.

Там же. – С. 189.

Бархатова С.В., Петрачева И.С., Шумейко Н.В. Культурное строительство в Советской Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1986. - С. 138.

Куманев В.А. Об организации культурно-просветительной работы в Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1976, - С. 244.

Там же. – С. 138.

Сб. документов и материалов. Культурное строительство в Советской Карелии. 1926-1941. – Петрозаводск: Карелия, 1986. – С. 156.

Бархатова С.В., Петрачева И.С., Шумейко Н.В. Культурное строительство в Советской Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1986. - С. 158.

Россия. Полный энциклопедический справочник/ Авт.-сост. П.Г. Дейниченко/ под ред. А.А. Красновского. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2005. – С.328.

Историческое краеведение в Карелии: учебное пособие / [авт. Кол.: Л.Н. Юсупова, С.Н. Филимончик, А.М. Пашков, Е.В. Дианова; под ред. Л.Н. Юсуповой]; М-во образ. и науки РФ, ФГБОУВПО «КГПА». – Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2012. – С 175.

Афанасьева А.И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии: 1918-1927. - Петрозаводск: Карелия, 1983. - 240 с.