КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
учителя начальных классов
Дергун Анастасии Александровны
Тема: Синичкин день
Класс: 2
Направление: социальное
Цель: Расширить и обобщить знания обучающихся о зимующих птицах
Задачи:
Развивать
познавательный интерес к окружающему миру
Сформировать представления
обучающихся
об экологическом празднике «Синичкин день»
Расширить представления о зимующих птицах
Сформировать представления о рационе питания птиц в зимний период
Воспитыв
ать бережное отношение
к природе
Форма проведения: классный час
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Количество детей: 24
Время проведения: 35 минут
Ход занятия.
Организационный момент.
Приветствие обучающихся.
Вводная часть.
Для того
,
чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить н
а
занятии необходимо отгадать загадку.
Кто красуется на ветке
В жёлтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её … (Синичка)
Да, вы угадали. Это синичка.
Сегодня мы познакомимся поближе с этой птицей и узнаем много интересного о ней.
Основная часть
Ребята, скажите, а где мы можем встретить
синичек
птичек? (в парках, в лесах, возле домов)
Действительно, а особенно синичек мы можем встретить около жилья человека именно в конце осени
и
конечно же зимой.
Ребята, посмотрите на экран. Что
вы видите? (пословицы
)
Прочитайте. (
Синичка пищит – зиму
вещит
, холод накликает
Невелика птичка-
синичка, а свой праздник знает
.
)
Как вы понимаете, о чём
первая пословица
?
Как вы понимаете, о чём втор
ая пословица?
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т.е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами
. По инициативе Союза охраны птиц России, в нашей стране 12 ноября отмечается экологиче
ский праздник – «Синичкин день», для привлечения
внимания к
голодающим и замерзающим птичкам, которые нуждаются в нашей помощи
.
Ребята, как вы думаете, сколько видов птиц на Земле? (Ответы детей)
Птиц на земле очень много
–
около 9 тысяч видов.
А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете? (ответы детей)
Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и
совсем крошечные
, не больше бабочки или стрекозы.
А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать? (Ответы детей)
Есть птицы, котор
ые могут летать выше очень высоко (
белый аист, малый веретенник, кряква, альпийская галка
)
, а есть и такие, которые вовсе не мо
гут летать, например пингвин
ы и страусы
.
Скажите, пожалуйста, а вы
знаете
почему одни птички улетают на юг, а другие остаются зимовать?
(Улетают в теплые края, те птицы, которые питаются только насекомыми, потому что с наступлением холодов насекомые прячутся или погибают, тогда пернатым нечем питаться и приходиться искать другое место обитания.
А зимуют те птички, которые могут питаться
не только насекомыми, но и
зернышками
)
Чтобы
узнать больше о зимующих птицах вам необходимо п
рочита
ть
информацию
на карточке и заполнить
места пропусков правильный вариант ответа.
(
Работа в группах
)
Синица – это одна из самых известных и распространенных птиц. Название своё она получила не по ________ (окраске), а по характерному ________ (звуку), который она издаёт. Брюшко у синички жёлтого цвета, а по телу проходят черные полоски, хвост __________(синего) цвета. Длина синички достигает ____(15-20) см. Весит синица до 20 грамм. Имеет цепкие коготки и аккуратный короткий _____________(клюв).
К пище неприхотлива, их рацион зависит от времени года. В тёплое время года питается мелкими __________(насекомыми), а зимой семенами растений.
Клёст – очень ловкая птица. Благодаря её пальцам она может легко лазать и удерживаться на деревьях. Голос у этой птицы очень _________(звонкий). Клёст замечателен своеобразным строением __________ (клюва). Надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и их острые концы выдаются по бокам клюва. Телосложение плотное. Крылья ____________(длинные) и узкие.
Питается клёст семенами шишек, подсолнухов, иногда насекомыми.
Снегирь – это красивая ___________(певчая) птица. Её вес составляет до ___ (40) граммов, хотя она плотного телосложения. Главная особенность этих птиц – это __________(окрас). Грудка, шея и щеки ____________(красного) цвета, спинка серо-голубая, голова и ___________(клюв) чёрные, на крыльях есть полосы. Толстый и широкий клюв нужен, чтобы доставать ________________(семена) ягод и зернышки семян.
Питаются разнообразно. Употребляют почки и семена разных растений и ягод. Сами ягоды не едят.
Дятел играет важную роль в экологии ________(леса), оставляя выдолбленные им дупла для других птиц, а еще он в большом количестве поедает лесных ___________(вредителей) – тлю, гусениц, короедов и многих других. Если весной и летом основу рациона составляют насекомые, то осенью и зимой птица переключается на ____________(растительную) пищу. Дятлы обитают главным образом, в лесах, на деревьях, поэтому ноги дятлов – ________(короткие), с длинными пальцами и цепкими когтями.
Голубь – птица, обладающая прекрасным зрением, он способен различать все __________(цвета) радуги. По земле передвигается __________(шагом), постоянно покачивая головой взад и вперёд («кивает») из-за особенностей своего зрения. Сизый голубь питается преимущественно растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
Ворона – птица, которая ____________(обитает) в больших городах , потому что прекрасно уживается с людьми. Ворона - птица осёдлая. Она ___________(всеядная) птица, для неё хороша как растительная, так и животная пища. Нет наверное такого уголка, где бы она не встречалась.
Для того
,
чтобы
ещё
больше узнать о видах зимующих птиц и их особенностях вы можете обратиться к энциклопеди
я
м или прочитать произведение отечественного писателя Виталия Бианки «Синичкин календарь». Главная героиня очень любознательная птичка, замечающая
изменения природы и животного мира каждый месяц.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Пришло время поиграть.
Игра «Прилетели птицы»
.
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то
хлопайте
. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Дети
хлопают
.
Что неправильно?
(
Мухи!
)
А мухи – это кто?
.
(
Насекомые
)
.В
ы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
Начинаем снова
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,
Лебеди, скворцы …
На дворе сейчас зима, а это значит, что
для наших пернатых друзей, тяжёлое время года. Большим и маленьким птицам холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись, друг к дружке. Но не так страшен птицам холод, как голод.
И помочь пти
чкам можем мы с вами. С
кажите, а как мы можем помочь?
(Предположения детей)
Правильно одним из способов помощи пернатым – строительство кормушек. Но не любой корм подойдет птичкам. Зимующих птиц можно кормить:
Изготовить кормушку можно дома с родителями. (Демонстрация образцов скворечников)
Для выполнения этого задания необходимо разделиться на
две команды, чтобы собрать
пазл
и узнать, что мы можно положить в кормушку для зимующих птиц, а что нельзя.
Давайте проверим, как вы выполнили задание
Приклейте к плакату ваши работы
Заключительная часть
О каком дне вы сегодня узнали?
(«Синичкин день»)
Где живут
синиц
ы
?
Каки
х зимующих птиц ещё
вы запомнили?
Почему люди заботятся о птицах зимой?
Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Чем можно кормить птичек?
Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями.
Посмотрите
какой плакат
у нас получилась