Чмыхова ЛП. Учитель истории и обществознания:
Хакасия, Алтайский район, с.Белый ЯР. МБОУ « Белоярская СШ». 2024.
Тема: Рабство в Древнем Риме
(урок по технологии проблемно – диалогового обучения с опорой на системно-личностный подход )
Цель урока: - раскрыть источники рабства в Древнем Риме, показать, где и как использовался труд рабов в Риме, сформировать представление об ужасающем бесправии римских рабов.
Задача:
Предметная :
- создать представление о системе рабовладения в Древнем Риме;
Метапредметная:
- развивать познавательный интерес к историческим событиям;
- умения описывать и адекватно оценивать исторические события;
- развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала.
Личностная :
-создать условия для выявления, сохранения и закрепления интереса к истории;
- подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы;
Основные понятия и термины: гладиатор, амфитеатр.
Оборудование: настенная карта «Древняя Италия»; историческая картина «В имении римского рабовладельца», карточки раздаточного материала , мультимедиа .
Ожидаемые результаты: на основе изученного материала, использования иллюстраций, сопоставлений, сравнений и анализа исторических фактов, суметь сделать вывод об образе жизни рабов; знать источники рабства, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме.
Ход урока:
Организационный момент
Слово учителя: Сегодня необычный день. Давайте поприветствуем и подарим друг другу свои улыбки.
II. Воспроизведение опорных знаний учащихся по пройденному материалу:
Вопрос:- Историю какого древнего государства вы изучали на предыдущих уроках? Покажите на карте и дайте географическое определение страны Италии.(работа с настенной картой «Древняя Италия до середины III века до н.э.»)
Игра «Историческая цепочка»
Пирр, Ганнибал, Сципион - … ( полководцы) Сенат, консул, народный трибун - … ( устройство республики) Плебей, патриций, раб – население Рима.
Актуализация
- О какой категории населения Древнего Рима мы еще не говорили? ( о рабах) - Сформулируйте тему нашего урока. ( Рабство в Древнем Риме)
II. Работа над изучением нового материала
1) Вступление. Слово учителя.
- Древнегреческий ученый Аристотель писал: «Одни орудия труда являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо». Мы, жители XXI века, можем поспорить с этими утверждениями. Но стать равноправными участниками удастся, только изучив жизнь рабов.
- постановка проблемного вопроса: Справедливо ли рабство?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны узнать откуда произошло рабство т.е. каковы источники рабства, как жилось рабам в эпоху древности. 2) Работа в группах( 2 , 3 группы)
- Итак, для того чтобы определить источники рабства в Риме, я предлагаю вам проанализировать данные из исторических источников и с результатами анализа познакомить всех уч-ся класса (уч-ся раздаются карточки с заданиями (см. Приложения) по группам и даётся время для выполнения задания) Класс делится на 3 группы. Каждая группа имеет свое направление и план работы. В конце работы учащиеся делают вывод с точки зрения своей направленности. Выводы и предложения фиксируются на доске.
Задание: установите источники рабства в Древнем Риме
Карточка №1.
Во время первой Пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента – 30 тысяч пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство 50 тысяч жителей.
Карточка №2
Из разговора двух рабов ночью после тяжёлого трудового дня:
«- Я сегодня слышал, как хозяин называл тебя человеком, пришедшим из моря… Почему он так говорил? Как ты попал сюда и стал рабом? - Это очень грустная история. Я до сих пор с тоской вспоминаю свою родину. А жил я на далёком острове, окружённом со всех сторон морем. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».
Карточка №3
Однажды маленький мальчик, спросил свою маму, которая была рабыней в доме богатого римского рабовладельца: -Мама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать, у него в доме много книг. Я тоже хочу учиться, играть и бегать по всему городу, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он? Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его по голове и задумчиво сказала: - Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Дети рабов обречены быть рабами. Смирись». Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы.
Физкультминутка . Измерение времени. Счет лет в истории
Классическая физминутка: выполнение учащимися нескольких произвольных упражнений. Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают, поставив руки на пояс (движения могут быть другими).
Вопросы
1) первый месяц года – январь (да)
2) первый месяц весны – апрель (нет)
3) в году – 12 месяцев (да)
4) в феврале – 30 дней (нет)
5) новый год начинается 31 декабря (нет)
6) четверть часа – это 15 минут (да)
7) век – это срок в тысячу лет (нет)
8) в сутках – 25 часов (нет)
9) день больше, чем сутки (нет)
10) часы - прибор для отсчета времени (да)
3 Контроль на этапах темы
После выполнения задания уч-ся называют источники рабства в Риме: завоевательные войны (вопрос к 1 группе: - Какие крупнейшие войны Рима вы знаете? Чем они закончились?) пиратство, долговое рабство, сохранившееся в Римских провинциях, естественное размножение (дети рабынь).
По ходу беседы на экране демонстрируется схема «источники рабства в Риме» (дети записывают схему в тетради)
Учитель: - Какой вывод вы можете сделать о способах получения дешевой силы в Риме ? (грабительский, завоевательный)).
Итак, рабство в Риме носило массовый характер. Это была одна из особенностей рабовладения в Риме.
Вопрос: - Предположите, где использовался труд рабов в Риме? (в с\х, в домах богатых рабовладельцев, на аренах амфитеатров) Внимание на экран. Уч-ся демонстрируется схема «Использование рабов в Риме». Уч-ся записывают схему в тетрадь.
Для того, чтобы выяснить, как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам вновь поработать в группах
Задание: охарактеризовать положение рабов в Древнем Риме.
1 группа: рабы в имении землевладельца ( стр 226-227, учебника)
2 группа: рабы в богатом доме (стр 227-228, учебника)
3 группа: гладиаторы на арене амфитеатра ( стр 229, учебника)
3) Выступление групп
1 группа - В имении землевладельца
кормили простой, грубой пищей;
раз в год выдавали одежду;
больных рабов вывозили на остров Тибр, оставляя их там беспомощных;
за малейшую провинность пороли;
- строптивых отправляли в каменоломни
2 группа - В домах богатых рабовладельцев
убирали помещения;
помогали одеваться господину;
брили и укладывали прическу;
готовили пищу;
с
реди рабов были врачи, библиотекари, секретари;
жилось несравненно легче.
3 группа - На арене амфитеатра
Гладиаторы-
сражались на потеху публике;
жизнь гладиатора находилась в руках зрителей
4) Просмотр фрагмента фильма «Спартак». - Каково ваше впечатление от увиденного? - Как выглядели гладиаторы? - Какое оружие было у гладиаторов?
Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (слайд). За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян. - Как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора? Зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.
Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.
5) Обобщение: Итак, особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность. Ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме. Возвращаясь к проблеме урока, как вы считаете, может ли быть оправдано рабство. Справедливо ли оно?
IV. Закрепление нового материала
1. Сформулировать свое отношение к поставленной проблеме по ПОПС – формуле (позиция, объяснение, пример и следствие):
«Я считаю, что рабство… Потому что… Я могу доказать это на примере… Исходя из этого, я делаю вывод о том, что рабство …»
V. Рефлексия
V. Домашнее задание: § 49; напишите письмо от лица раба о том, как ему живется в Древнем Риме.