* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Абзац списка1 {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Знак1 {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;}

Чмыхова ЛП. Учитель истории и обществознания:

Хакасия, Алтайский район, селый ЯР. МБОУ « Белоярская СШ». 2024.

Тема: Рабство в Древнем Риме

(урок по технологии проблемно – диалогового обучения с опорой на системно-личностный подход )

Цель урока: - раскрыть источники рабства в Древнем Риме, показать, где и как использовался труд рабов в Риме, сформировать представление об ужасающем бесправии римских рабов.

Задача:

Предметная :

- создать представление о системе рабовладения в Древнем Риме;

Метапредметная:

- развивать познавательный интерес к историческим событиям;

- умения описывать и адекватно оценивать исторические события;

- развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала.

Личностная :

-создать условия для выявления, сохранения и закрепления интереса к истории;

- подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы;

Основные понятия и термины: гладиатор, амфитеатр.

Оборудование: настенная карта «Древняя Италия»; историческая картина «В имении римского рабовладельца», карточки раздаточного материала , мультимедиа .

Ожидаемые результаты: на основе изученного материала, использования иллюстраций, сопоставлений, сравнений и анализа исторических фактов, суметь сделать вывод об образе жизни рабов; знать источники рабства, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме.

Ход урока:

Организационный момент

Слово учителя: Сегодня необычный день. Давайте поприветствуем и подарим друг другу свои улыбки.

II. Воспроизведение опорных знаний учащихся по пройденному материалу:

Вопрос:- Историю какого древнего государства вы изучали на предыдущих уроках? Покажите на карте и дайте географическое определение страны Италии.(работа с настенной картой «Древняя Италия до середины III века до н.э.»)

Игра «Историческая цепочка»

Пирр, Ганнибал, Сципион - … ( полководцы) Сенат, консул, народный трибун - … ( устройство республики) Плебей, патриций, раб – население Рима.

Актуализация

- О какой категории населения Древнего Рима мы еще не говорили? ( о рабах) - Сформулируйте тему нашего урока. ( Рабство в Древнем Риме)

II. Работа над изучением нового материала

1) Вступление. Слово учителя.

- Древнегреческий ученый Аристотель писал: «Одни орудия труда являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо». Мы, жители XXI века, можем поспорить с этими утверждениями. Но стать равноправными участниками удастся, только изучив жизнь рабов.

- постановка проблемного вопроса: Справедливо ли рабство?

- Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны узнать откуда произошло рабство т.е. каковы источники рабства, как жилось рабам в эпоху древности. 2) Работа в группах( 2 , 3 группы)

- Итак, для того чтобы определить источники рабства в Риме, я предлагаю вам проанализировать данные из исторических источников и с результатами анализа познакомить всех уч-ся класса (уч-ся раздаются карточки с заданиями (см. Приложения) по группам и даётся время для выполнения задания) Класс делится на 3 группы. Каждая группа имеет свое направление и план работы. В конце работы учащиеся делают вывод с точки зрения своей направленности. Выводы и предложения фиксируются на доске.

Задание: установите источники рабства в Древнем Риме

Карточка №1.

Во время первой Пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента – 30 тысяч пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство 50 тысяч жителей.

Карточка №2

Из разговора двух рабов ночью после тяжёлого трудового дня:

«- Я сегодня слышал, как хозяин называл тебя человеком, пришедшим из моря… Почему он так говорил? Как ты попал сюда и стал рабом? - Это очень грустная история. Я до сих пор с тоской вспоминаю свою родину. А жил я на далёком острове, окружённом со всех сторон морем. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».

Карточка №3

Однажды маленький мальчик, спросил свою маму, которая была рабыней в доме богатого римского рабовладельца: ама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать, у него в доме много книг. Я тоже хочу учиться, играть и бегать по всему городу, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он? Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его по голове и задумчиво сказала: - Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Дети рабов обречены быть рабами. Смирись». Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы.

Физкультминутка . Измерение времени. Счет лет в истории

Классическая физминутка: выполнение учащимися нескольких произвольных упражнений. Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы,   предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» -  приседают, поставив руки на пояс (движения могут быть другими).

Вопросы

1)      первый месяц года – январь (да)

2)      первый месяц весны – апрель (нет)

3)      в году – 12 месяцев (да)

4)      в феврале – 30 дней (нет)

5)      новый год начинается 31 декабря  (нет)

6)      четверть часа – это 15 минут (да)

7)      век – это срок в тысячу лет (нет)

8)      в сутках – 25 часов (нет)

9)      день больше, чем сутки (нет)

10)  часы - прибор для отсчета времени (да)

3 Контроль на этапах темы

После выполнения задания уч-ся называют источники рабства в Риме: завоевательные войны (вопрос к 1 группе: - Какие крупнейшие войны Рима вы знаете? Чем они закончились?) пиратство, долговое рабство, сохранившееся в Римских провинциях, естественное размножение (дети рабынь).

По ходу беседы на экране демонстрируется схема «источники рабства в Риме» (дети записывают схему в тетради)

Учитель: - Какой вывод вы можете сделать о способах получения дешевой силы в Риме ? (грабительский, завоевательный)).

Итак, рабство в Риме носило массовый характер. Это была одна из особенностей рабовладения в Риме.

Вопрос: - Предположите, где использовался труд рабов в Риме? (в с\х, в домах богатых рабовладельцев, на аренах амфитеатров) Внимание на экран. Уч-ся демонстрируется схема «Использование рабов в Риме». Уч-ся записывают схему в тетрадь.

Для того, чтобы выяснить, как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам вновь поработать в группах

Задание: охарактеризовать положение рабов в Древнем Риме.

1 группа: рабы в имении землевладельца ( стр 226-227, учебника)

2 группа: рабы в богатом доме (стр 227-228, учебника)

3 группа: гладиаторы на арене амфитеатра ( стр 229, учебника)

3) Выступление групп

1 группа - В имении землевладельца

кормили простой, грубой пищей;

раз в год выдавали одежду;

больных рабов вывозили на остров Тибр, оставляя их там беспомощных;

за малейшую провинность пороли;

- строптивых отправляли в каменоломни

2 группа - В домах богатых рабовладельцев

убирали помещения;

помогали одеваться господину;

брили и укладывали прическу;

готовили пищу;

с

реди рабов были врачи, библиотекари, секретари;

жилось несравненно легче.

3 группа - На арене амфитеатра

Гладиаторы-

сражались на потеху публике;

жизнь гладиатора находилась в руках зрителей

4) Просмотр фрагмента фильма «Спартак». - Каково ваше впечатление от увиденного? - Как выглядели гладиаторы? - Какое оружие было у гладиаторов?

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (слайд). За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян. - Как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора? Зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.

Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

5) Обобщение: Итак, особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность. Ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме. Возвращаясь к проблеме урока, как вы считаете, может ли быть оправдано рабство. Справедливо ли оно?

IV. Закрепление нового материала

1. Сформулировать свое отношение к поставленной проблеме по ПОПС – формуле (позиция, объяснение, пример и следствие):

«Я считаю, что рабство Потому что… Я могу доказать это на примере… Исходя из этого, я делаю вывод о том, что рабство …»

V. Рефлексия

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка

за работу на уроке:

V. Домашнее задание: § 49; напишите письмо от лица раба о том, как ему живется в Древнем Риме.