1. Родительский клуб «Счастливая семья"
Цель: оказание педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
· устанавливать сотрудничество ДОУ и семьи;
· расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогике;
· коррекция детско-родительских отношений;
· формирование единого пространства семьи и МБДОУ в воспитании и развитии дошкольников и их подготовки к обучению в школе;
· сплочение родительского коллектива.
Актуальность
“От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш”.
/ В. А Сухомлинский. /
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться. Сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи. Чаще всего состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения.
Роль семейного фактора на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность создания клуба для родителей на базе нашего детского сада.
Созданный при ДОУ родительский клуб «Счастливая семья» поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит совместную работу родителей, детей и специалистов ДОУ. Проводимые педагогами занятия с родителями дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания ребёнка практически с его рождения.
Приходя в ДОУ на специальные занятия, родители получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. Необходимость введения данной программы обусловлена запросами родителей. Отличительной чертой данного проекта является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности.
Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через родительские клубы.
Родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, обсуждение сложных ситуаций, интерактивные игры, чаепитие – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.
Организация деятельности клуба:
3.1. Работа клуба «Счастливая семья» осуществляется на базе МБДОУ.
3.2. Клуб посещают все желающие родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания и обучения детей.
3.3. Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности в занятиях.
3.4. Планирование работы проводится по результатам опроса родителей (или законных представителей). План утверждается на общем родительском собрании.
3.5. На итоговом заседании клуба обсуждаются результаты работы и ее эффективность.
3.6. Формы организации работы клуба: круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видеопросмотры материалов по организации жизни детей в детском саду.
Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:
-Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
-Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада);
-Организационно-педагогическое (осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
Родительский клуб строится на принципах:
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства).
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Модель организации работы родительского клуба:
Основные мероприятия проводятся 1 раз в месяц.
Формы работы:
игры и упражнения;
мини-беседы, лекции;
релаксационные и динамические паузы;
моделирование проблемных ситуаций;
презентация информационных буклетов;
подвижные игры, дидактические игры;
художественно-творческая деятельность;
элементы тренинга;
круглые столы;
дискуссии
совместные занятия родителей и детей;
распространение семейного опыта.
Ожидаемые результаты:
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
- формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
- рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.
План работы родительского клуба
«Счастливая семья»
на 2024-2025 учебный год
2. Проект «Встреча с интересными людьми»
Актуальность
Познавательное развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе познания ребенок постигает общечеловеческий опыт, выработанные ценности. У него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. А трудовая деятельность людей рассматривается в качестве центрального явления общественной жизни для познания дошкольников.
В нашем детском саду существует ежемесячная традиция «Встреча с интересными людьми». Традиционные встречи с интересными людьми начинают проводиться со средней группы с октября месяца и продолжаются до момента расставания с детским садом.
Целью этих встреч является:
Формирование у детей понятия «трудовая деятельность», умения общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу.
Примерная последовательность проведения мероприятия.
Приход гостя. Знакомство с гостем
.
Рассказ гостя о своей трудовой деятельности с демонстрацией труда и результатов труда, трудовых действий, предметов-помощников.
Прощание с гостем.
План работы проекта «Встреча с интересными людьми»