Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Рябинушка»
«Такие разные танцы»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыкально-эстетическому развитию в подготовительной группе.
разработала:
Музыкальный руководитель Лукьянова Т.В.
п.Раздольный
29.11.2023
«Такие разные танцы»
Цель: Познакомить детей с музыкальным жанром танец «Вальс».
Задачи:
Учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать смен
у характера музыки в движениях;
Развивать исполнительские навыки детей в пении, игре на музыкальных инструментах, танцевальной деятельности;
развивать т
ворческую фантазию, воображение;
Воспитывать художественно - эстетический вкус, чувства красоты, через музыка
льно – танцевальный жанр
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие;
познавательное развитие;
социально – коммуникативное развитие.
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие
Методы и приёмы:
наглядные;
словесные (объяснение темы, пояснение к теме, художественное слово, вопросы);
практические;
игровые (применение музыкально – дидактических игр)
Оборудование:
фортепиано;
ноутбук с звукоусиливающей аппаратурой
;
рисунки
к песне «Солнышко смеётся
»
;
Минус к песни «Солнышко смеётся
»
;
н
отное приложение «Детский альбом»
П.И.Чайковский
;
п
ортрет
П.И.Чайковского
;
л
ожки и маракасы по количеству детей
;
з
апись Вальс
и Полька
П.И.Чайковский
;
Ход занятия
Дети заходят в зал, выстраиваясь в колонну.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Муз.рук. (даёт команду) В обход по залу под музыку шагом марш!
Марш-
Маршируют
Полька-
Выполняют поскоки
Вальс-
Бегут легко на носочках
Музыка не звучит-
О
станавливаются
Муз.рук. играет в разной последовательности, дети с изменением музыки меняют движения, после, проходят и садятся на стульчики.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ
Муз.рук. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Муз.рук. Вы пришли, хорошее настроение принесли?
Дети: Да!
Муз.рук. Тогда начинаем наше занятие. Для начала, давайте представимся нашим гостям, скажем как нас зовут, но не просто скажем, а прохлопаем наши имена.
Каждый ребёнок говорит своё имя и хлопает, говорит сколько хлопков в имени.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
РАСПЕВАНИЕ
Упражнения на дыхание:
Голову опускаем вниз-вдох носом, поднимаем-выдох ртом
Руки согнуты в локтях перед грудью, голову опускаем-вдох носом. Руки разводим, согнутые в локтях, голову поднимаем-выдох ртом
Наклоняемся вниз-вдох носом, выпрямляемся-выдох ртом
Надуваем
, спускаем
шарик-
носом
вдыхаем, разво
дим
руки,
показывая,
как-будто
«Ш
ар
ик
надули
"
.
Затем медленно сводим руки,
соединяя ладони перед грудью и выдуваем воздух на
звук «
Сссс
». «Шарик лопнул»
Артикуляционная гимнастика по В.В.Емельянову
Покусали губки-
нижнюю и верхнюю губу
Покусали язычок-
в
ысовываем язык слегка прикусывая
Пожевали язычок-
кусаем язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
Чистим зубы-
делаем
круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом.
Укольчики
-
Упираемся языком в правую и левую щеку.
Качельки
-
Движение нижней
челестью
влево-вправо
.
Капризка
-
открываем широко рот.
Лошадка-
Щёлкаем языком, изменяя форму рта.
Обиделись-не обиделись-
Выворачиваем нижнюю губу, придавая обиженное выражение, выворачиваем верхнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу подобие улыбки.
Уточка-
Вытягиваем верхнюю и нижнюю губу «крякаем»
Кошк
а-
Злая-шипим, обнажая зубы, добрая-говорим «Мяу»
Гири-
указательные пальчики ставим на щёки и поднимаем их.
Массаж-
прищипываем пальчиками щёчки и постукиваем кончиками пальцев по голове.
Интонационно-фонетические упражнения по В.В.Емельянову
Качели-
звуки произносим на глиссандо
(прописная буква-снизу, заглавная вверх)
а-У? А-у.
у-О? У-о.
о-Ы? О-ы.
ы-Ю?Ы-ю.
Вопрос-ответ-
муз
.р
ук
. задаёт вопрос глиссандо вве
рх, дети отвечают-глиссандо вниз.
Слоги
муз
.р
ук
. берёт на своё усмотрение.
Муз.рук. у-ча-ЩА? Дети. У-ЧА-ща.
Муз.рук. у-зи-ЗУ? Дети. У-ЗИ-зу.
Муз.рук. у-ли-ЛО? Дети. У-ЛИ-ло.
Динозаврик
–Звуки произносим глиссандо сверху вниз
А-О-У-и-ы-+++ (+++- штро бас-язык лежит на нижней губе, гортанью издаём скрип)
Волны-1.
Садимся на корточки, пальцы
сжаты в
кулочки
перед грудью произносим
«
Шшшш
», чуть привстаём,
кулочки
разжимаем, говорим «
Аааа
»
ТИХО
2. Садимся на корточки, пальцы сжаты в кулочки перед грудью произносим « Шшшш», привстаём больше, кулочки разжимаем, говорим «Аааа» ГРОМЧЕ
3. Садимся на корточки, пальцы сжаты в кулочки перед грудью произносим « Шшшш», встаём, кулочки разжимаем, говорим «Аааа» ГРОМКО
4. Садимся на корточки, пальцы сжаты в кулочки перед грудью произносим « Шшшш»,встаём руки поднимаем вверх, кулочки разжимаем, говорим «Аааа» ОЧЕНЬ ГРОМКО
Считалочка-
считаем на крещендо от 1 до 10 после кричим, как чайки, имитиру
я руками взмах крыльев.
Линеечки-
Прямая На «А». Рука перед грудью в кулочке, ведем линию голосом на одном звуке, помогая рукой.
Волнистая На «И». Рука перед грудью в кулочке, ведём волнистую линию голосом ниже-выше, помогая рукой. Поднимаясь голосом выше, можно вставать на носочки. Получается, как звучит сирена.
Отрывистая На «О». Рука перед грудью в кулочке. Движения рукой, как стучим, ударяем. При выполнении имитации стука, удара, произносим голосом отрывисто «О».
Прыгающая На «Ё». Чередование ударов кулочком внизу-вверху. Звук произносим низким и высоким голосом в октаву.
Распевка от звука до (до, до, до, до. до, ре, ми, фа, ми, ре, до. Дальше вверх по полутонам. Движения выполняем на слоги)
Ба-ба-ба-ба – из окна торчит труба; рука в кулочке, крутим запястьем
Жа-жа-жа-жа – есть иголки у ежа; растопыриваем пальчики
Ло-ло-ло-ло – вот на улице тепло; машем руками на себя
Чу-чу-чу-чу – молоточком я стучу; стучим кулочок об кулочок
Та-та-та-та – у нас в зале чистота. Скользящие движения лань об ладонь
ПЕНИЕ
Муз.рук. Вы знаете, что песенку можно нарисовать?
Дети: Да
Муз.рук. Только вот какая проблема, рисунки все перемешались и теперь какая песенка не известна. Давайте всё исправим.
Дети по рисункам должны узнать песню и расставить рисунки по порядку.
Проговаривают текст песни по картинкам (тихо, громко, без звука, медленно, быстро, как команде муз.рук.) после поют под музыку.
Муз.рук. Скажите, какая по характеру песенка?
Дети . Весёлая, подвижная.
Муз.рук. Давайте, мы её исполним весело и легко.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Муз.рук. Ребята, вы любите танцевать? А какие танцы знаете?
Ответы детей.
Муз.рук. Да, танцев существует очень много. Сейчас мы с вами поближе познакомимся с такими танцами как вальс и полька. Что вы знаете о них?
Дети отвечают.
Муз.рук. Молодцы! А сейчас послушайте вальс из Детского альбома П.И. Чайковского и польку Михаила Ивановича Глинки и скажите, пожалуйста, какой танец прозвучал первым, а какой второй?
Муз.рук.показывает портрет П.И. Чайковского, М.И,Глинки и исполняет на фортепиано вальс и польку.
Муз.рук: Скажите, пожалуйста, какой танец прозвучал первым, а какой второй?
Дети отвечают, муз.рук.задаёт вопросы: почему? Как вы определили?
«Вальс» в переводе с французского языка означает «кружиться». Это плавный танец. Его в основном танцуют парами. Слушая его, слышишь чередование трёх звуков, с ударением на первый: раз- два- три; раз –два -три. Главная особенность этого танца Трёхдольный размер.
«Полька» - старинный чешский танец, а не польский, как многие ошибочно полагают. Само слово «полька» происходит от «пулька», что по-чешски означает «половина». Быстрый темп требует проворного переступания ногами, из-за чего шажки получаются маленькими, что и обусловило название танца. В этом танце двухдольный размер, чередуются сильная и слабая дольки.
МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДШИ
Предлагаю разделиться на две команды. Первая команда будет исполнять сильную долю на РАЗ, топая ногой. Вторая команда исполнит слабые дольки в польке на ДВА, в вальсе на ДВА-ТРИ, делая хлопки руками. По команде муз. руководителя дети исполняют трёхдольный и двухдольный, после меняются партиями
Муз.рук. А теперь предлагаю сделать тоже самое, только под музыку и с шумовыми инструментами. Сильную долю будут играть ложки, слабые доли маракасы.
Звучит Вальс П.И.Чайковского в записи, дети играют по показу муз.руководителя..
Муз.рук. Вальсы разнообразны по характеру. Бывают вальсы радостные и грустные, весёлые и спокойные. Как вы думаете, какой по характеру этот вальс?
Дети: Вальс весёлый, радостный.
Муз.рук. Да, верно, ребята. Вальс лёгкий, весёлый, но, если вы заметили, то серединка вальса становится более взволнованной, стремительной, но потом снова повторяется первоначальная мелодия. Предлагаю вам встать и немного покружиться в вальсе в паре.
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1 часть-кружимся парами лодочкой.
2 часть-бежим на носочках, держась за руки в паре.
3 часть- повторяем движения 1-ой части.
Муз.рук. Молодцы! Хорошо покружились. Но для вальса есть специальные шаги, и движения, с которыми мы сейчас познакомимся.
Дети встают в шеренгу и разучивают шаг вальса- вперёд с правой ноги, назад с левой ноги, позже можно шаг вальса по квадрату показать.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Муз.рук. А теперь предлагаю поиграть в музыкальную игру «Повтори».
Звучит полька или вальс, выходят дети по одному и показывают движения, остальные повторяют.
РЕФЛЕКСИЯ
Муз.рук. В одну шеренгу становись. ( Дети строятся в одну шеренгу)
Что мы сегодня делали на занятии? Что нового вы сегодня узнали?
(Дети отвечают и по их ответам, муз.рук. задаёт, дополнительные вопросы)
Муз.рук.
Главная особенность Вальса
?
(трёхдольный)
Как с французского переводится «Вальс»
(кружение)
Главная особенность Польки?
(двухдольный)
Полька чешский или польский танец?
Молодцы! Подошло к завершению наше музыкальное занятие.
Муз.рук. До свиданья дети.
Дети. До свидания.
Муз.рук. В группу шагом марш.
Музыкальный руководитель играет марш, дети выходят.