Конспект урока по литературе на тему: Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».
Дата проведения:
Класс: 8
Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ
Цели урока определяют учащиеся:
Образовательная: расширить представления учащихся о личности и творчестве А.И.Куприна; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа «Куст сирени»; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста; формировать навыки работы с художественной и справочной литературой;
Развивающая: формировать умение работать с информацией; формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;
Воспитательная: повышение мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; формировать умение работать в группах; способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет А.И. Куприна, раздаточный материал – тесты для работы в группе, учебник: Литература, 8 класс. Автор Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2014. Толковый словарь С.Ожегова.
Технологии: метод проектов, технология парного и группового обучения, исследовательский метод, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.
Любовь – это бесценный дар.
Это единственная вещь, которую мы можем подарить,
и все же она у нас остается.
Л.Н. Толстой
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Биография А.И. Куприна. Сообщения учащихся.
III. Сообщение учителем темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна. Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство». Рассказ, который мы будем анализировать сегодня, называется «Куст сирени».
- Как вы думаете, почему так называется рассказ?
- Что вы знаете о сирени? (Сирень – символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.)
- Какие ассоциации вызывает у вас сирень. (Сирень – красивый цветок, который зацветает весной.
Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.
Сирень часто воспринимается как символ великолепия, красоты и возрождения.
Считается, что амулет, сделанный из сирени, способен принести девушкам обилие женихов и счастливую семейную жизнь, а мужчинам он может помочь в принятии обдуманных решений.)
-Ученик рассказывает древнегреческую легенду о сирене (Молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень.)
- Как вы думаете, какова тема этого произведения? (О любви, о счастье, о взаимоотношениях людей). (Запись темы в тетради)
IV. Работа по рассказу «Куст сирени».
1.Словарная работа. С какими незнакомыми словами вы встретились, что они обозначают? (работа с толковыми словарями).
Педа́нт , препира́тельство, пору́чик, ломба́рд, солите́р, портсига́р, ридикю́ль, мистифика́ция.
2. Работа по содержанию рассказа. Учитель проверяет знание текста рассказа. Тесты на партах.
1. «Куст сирени» А.И. Куприна – это:
а) раннее произведение писателя; б) позднее произведение писателя;
в) последнее произведение писателя.
2. Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к направлению:
а) классицизм; б) романтизм; в) реализм.
3. Имя и отчество Алмазова:
а) Николай Евграфович; б) Иван Николаевич; в) Александр Петрович.
4. Алмазов являлся:
а) небогатым офицером; б) состоятельным купцом;
в) молодым артистом.
5. Неудачи мужа Верочка встречала:
а) упрекала, обвиняла мужа; б) с ясным, весёлым лицом; в) равнодушно.
6. Алмазов поступал в академию:
а) один раз; б) два раза; в) три раза.
7. Алмазов испортил чертёж:
а) посадил пятно; б) не обозначил масштаб; в) протёр дыру.
8. Алмазов называет профессора в начале рассказа:
а) славный, умница; б) немец-педант; в) почтеннейший профессор.
8. Алмазов слушал лекции:
а) в Академии генерального штаба; б) в торговой академии;
в) в военном институте.
9. Алмазов представлял профессору работу:
а) схематический чертёж; б) географическую карту;
в) инструментальную съёмку местности.
10. Во время поступления Алмазова поддерживал(а,и):
а) друзья; б) жена; в) брат.
11. Алмазов в конце рассказа называет профессора:
а) славный, умница; б) немец-педант; в) почтеннейший профессор.
12. Скупщик оценил дороже всего из вещей: а) старинный погнутый браслет; б) серебряный портсигар; в) кольцо с бриллиантом.
13. Изобразительно-выразительное средство, использованное автором во фразе «усталое равнодушие»:
а) метафора; б) гипербола; в) эпитет.
14. Форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета:
а) переписка; б) диалог; в) монолог.
15. Вера, чтобы исправить ситуацию, предложила мужу:
а) подкупить профессора;
б) извиниться перед профессором;
в) посадить кусты.
16. Верочка, договорившись с садовником, поехала за город с мужем, потому что:
а) не доверяла садовнику;
б) об этом её попросил муж;
в) не могла успокоиться, пока не доведёт дело до конца.
17. «Ночь уже разлилась по небу синим молоком» – это:
а) метафора; б) гипербола; т в) эпитет.
3.Беседа по вопросам.
- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор? (Куст сирени приносит героям счастье. Сирень – красивый цветок, который приносит счастье. На нем гадают – нужно найти пятилепестковый цветок, твоё желание исполнится.)
-Подумайте и назовите черты рассказа в произведении «Куст сирени».
Небольшой объём.
Ограниченное число действующих лиц.
Одна сюжетная линия.
Повествуется об одном, важном эпизоде из жизни героя (история с испорченным чертежом).
Второстепенные и эпизодические герои раскрывают характер главного, (в отношении к профессору мы можем сделать вывод о характере Николая, в разговорах с садовником и оценщиком раскрывается характер Веры).
В рассказе повествование ведётся от одного лица (автор).
-О чём это произведение? (Молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).
- Вспомните и запишите особенности композиции рассказа «Куст сирени».
Рассказ можно разделить на три условные части:
– возвращение расстроенного Николая Алмазова после сдачи практической работы, в ходе которой возник спор с профессором по поводу изображенного на чертеже куста сирени;
– деятельное участие Верочки, всем сердцем желающей помочь любимому супругу;
– счастливый финал – встреча супругов дома и известие об удачной сдаче экзамена молодым офицером.
Подобный вид композиции называется зеркальным: и в начале рассказа, и в его конце Николай Алмазов приносит Верочке вести из Академии генерального штаба, вначале грустную, затем – радостную.
- «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)
Анализ 1 части
-Назовите главных героев. (Николай Евграфович и Верочка Алмазовы)
- В чём своеобразие описания внешности героев?(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)
- Какое событие является завязкой рассказа? (Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье).
- Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем? (Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)
- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»? (Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)
- Какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику. (Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)
- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова? (Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)
- Как автор показывает душевное состояние героя? (Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)
- Как Вера сопереживает герою?(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова. Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)
- Что ей удалось добиться? (Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)
- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?
(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)
- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу? (Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)
- Чем закончился спор героев?(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)
- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор? (Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)
Анализ 2 части
- Когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние? (Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
- Кто из героев прервал тяжкое молчание?(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)
- Как отреагировал на это Николай Евграфович? (Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»).
- Какой выход находит Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)
- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? (Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)
- Как ведёт себя Верочка, приняв решение? (Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)
- Куда же отправляются герои? (Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)
-Как автор относится к оценщику? (Это человек, давно привыкший к чужому несчастью. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)
- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был изумлён и недоволен столь поздним визитом, отказывается посылать рабочих ночью в такую даль. Но затем проявляет сочувствие к героям. Автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках»).
- Как Верочка спасает положение?(Она рассказывает подробно всю историю с пятном)
- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?(Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)
Анализ 3 части
- Почему герои решили посадить именно куст сирени?(«Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)
- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?(Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)
- Чем же заканчивается эта история? - Что произошло на другой день?(Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)
- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? («Один из лучших профессоров он у нас»; это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется).
- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)
- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком?(События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)
- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)
-Какой вывод вы сделаете после обсуждения рассказа? (За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками.)
- Подумайте и обоснуйте, случайно ли героиню зовут Верой.
Куприн специально дал своей героине такое имя – Вера. Он подразумевает тут символ искренней и настоящей веры, которая всегда способна принести благо другому человеку. Имя Вера – это исконно русское имя и в буквальном переводе с греческого языка означает «вера», «верная», «доверяющая», «служащая Богу». Ум, доброта, мудрость, самоотверженность – ключевые качества Веры.
Имя Куприн выбрал для девушки подходящее – Вера, как вера в то, что при желании можно справиться с любой бедой. Алмазова с легкостью компенсировала слабохарактерность мужа, при этом ни при каких обстоятельствах не попрекала этим супруга.
- Скажите, чем вам близка героиня? (Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)
- Подумайте, почему автор даёт герою фамилию Алмазов.
Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. А.И. Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты», показывает чистоту отношений между людьми.
Итоги урока. Закончите предложение.
1.Рассказ «Куст сирени» меня привлекает чувственностью, реалистичностью, оптимизмом.
2.Тема рассказа «Куст сирени» – жертвенная любовь, отдающая всю себя без остатка любимому человеку.
3. Основная мысль рассказа «Куст сирени» – великая сила любви.
4.Рассказ «Куст сирени» помогает понять, что главное для семейного счастья – это не сходство характеров, внешности, поведения, а понимание, взаимовыручка, упорство, терпение и труд.
5.Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.
6.Из трудного положения всегда можно найти выход.
V. Домашнее задание:
1.Подумайте и запишите, почему для Веры сирень стала любимым цветком.
2.Из дополнительных источников прочитайте легенды о сирени.
3.Составьте интеллект-карту по рассказу «Куст сирени».