* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Тема «Нравственные уроки в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Эпиграф

Почитай отца своего и мать свою,

чтобы продлились дни твои на земле.

Библия.

Сегодня на уроке мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе, к повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей, извлечем свои уроки нравственности.

Давайте определим и сформулируем тему нашего урока.

-Что влияет на поступки людей? Почему одних людей мы называем хорошими, а других - плохими? Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные и безнравственные. Для начала выясним, что такое нравственность?

1.Нравственность-совокупность норм, определяющих поведение человека.

2.Моральные качества человека, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Каким источником вы воспользовались?

Смысл уроков литературы в том, чтобы пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.

Давайте, исходя из определения нравственности и значения уроков литературы, сформулируем тему урока.

Нравственные уроки в повести А.С.Пушкина «Станционный

смотритель»

Нам предстоит с вами определить цели нашей работы на уроке.

1)Проанализировать текст;

2)выявить нравственные проблемы повести;

3)извлечь нравственные уроки;

4) оценить поступки героев повести;

5)воспитать любовь к родителям, к человеку.

Приступаем к работе: и традиционно в начале урока определяем, насколько внимательно вы читали текст повести. Слушаем ваши вопросы на знание текста.

Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.

Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь - правительственный курьер.

Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны - плата за пользование лошадьми.

-Чей вопрос вам показался наиболее интересным?

А.С.Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: точность и краткость-вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей. Вот и нам сейчас предстоит поразмышлять о поступках героев повести.

Начинаем аналитическую работу над текстом.

* Кто главный герой повести и чем он занимается?

*Пушкин в своем эпиграфе иронично называет станционных смотрителей «диктатором».

*Кто такие диктаторы? (диктатор - это правитель, пользующийся неограниченной властью над людьми.)

* Соответствует ли имя главного героя этому шутливому названию? Давайте проверим, что удалось вам выяснить по поводу этимологии имени Самсон.

(Самсон-библейский герой, он обладает необыкновенной силой, которая заключалась в его волосах, когда он их утратил, он утратил силу.

ИРОНИЯ В ИМЕНИ ГЕРОЯ: МАЛЕНЬКИЙ БЕССИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК НАЗВАН ИМЕНЕМ БИБЛЕЙСКОГО БОГАТЫРЯ.

-Какие качества в характере Вырина вы бы отметили?

-Робкий (сущий мученик 14 класса)

-Добрый (уступил кровать больному гусару)

-доверчивый (доверил гусару довезти Дуню до церкви)

-ранимый (не вынес своего несчастья – и слег, заболел)

Любящий (уж я ли не любил своего дитяти).

*Каким мы впервые увидели Вырина?

(зачитайте)

*Счастлив ли Вырин, несмотря на проблемы многочисленные, с которыми ему предстояло сталкиваться ежедневно по службе?

( Да. Что или кто давал ему это ощущение счастья и радости.Дуня.)

*Прошло несколько лет - и главный герой изменился очень сильно. Найдите описание - (СЕДИНА, ГЛУБОКИЕ МОРЩИНЫ, СГОРБЛЕННАЯ СПИНА. Из бодрого мужчины превратился в старика).

Чем были вызваны эти перемены?

(Дочь предала отца - она самый родной человек, ради которой он жил. Она смысл его жизни. Ему было больно и обидно.)

-Что исчезло в доме с уходом Дуни?

(Исчезли порядок и мир, ибо дом ею держался).

________________________________________________________________--

В ДОМЕ СТАНЦИОННОГО СМОТРИТЕЛЯ АВТОР-РАССКАЗЧИК ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЬЕРА, НО ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТ ЧЕМУ?

(КАРТИНКАМ НА СТЕНЕ, изображающим историю о блудном сыне). Расскажите нам кратко ее содержание.

*Как вы думаете, извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

(нет. коль так поступила с отцом).

Посмотрим, как вы сопоставили притчу и повесть, обратим внимание на сходство и различия.

Я предлагаю вам разделиться на 2 групп для выполнения работы и провести параллели в содержании притчи и истории Дуни.


Притча


История Дуни


1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.


1. Дочь, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.


2. Никто не ищет его.


2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации


3. Ведет разгульный образ жизни.


3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…


4. Радостная встреча сына с отцом.


4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.


5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.


5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,
зашла, проезжая мимо.


6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.


6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

- Над чем заставляет задуматься ее судьба?

(Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого.)

Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими людьми).

-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас при слове «любовь» (счастье, уважение, забота ,радость ,понимание.)

Все мы понимаем слово «Любовь» по-разному… Но с раннего детства мы окружены любовью своих родных и близких. Почему родительская любовь драгоценна? Подобно маяку она указывает путь детям, поскольку родители беспокоятся, чтобы их дети не сбились с пути.100 лет назад родители любили своих детей также, как и сейчас. Несмотря ни на какие препитии истории, родительская любовь остается неизменной.

Как смотритель относится к дочке?

(с огромной любовью. Разумная, проворная, вся в покойницу мать).

С легкостью или с болью она покидает родительский дом?

(всю дорогу плакала,хотя ехала по своей воле)

Почему плакала?

(ей было жалко отца,может боялась его гнева,но ее влекла другая жизнь)

-Был ли выбор у Дуни?

(да. Могла бы остаться с отцом,выйти у церкви,Минский мог бы просить руки и родительского благословения у Вырина.Ну или написать письмо,что у нее все хорошо,чтобы он не переживал)

Что происходит с Самсоном Выриным после отъеда-похищения Дуни

(заболел,начал много пить).

Пробовал он вернуть Дуню?

(да.)

Увенчались его попытки успехом?

(нет.)

Какие проблемные вопросы вы составили дома, для того, чтобы проанализировать сцены «Вырин в доме Минского и на квартире у Дуни»

-почему Минский может сказать человеку, который вдвое старше его: «Пошел вон!»

(Минский богат, а Вырин-бедняк, они разного социально сословия.)

-ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ НАМ АВТОР СЦЕНОЙ ,КОГДА МИНСКИЙ ЗАСОВЫВАЕТ ЗА ОБШЛАГ РУКАВА ДЕНЬГИ ОТЦУ Дуни?

(ОН ХОЧЕТ КУПИТЬ Дуню, как будто бы она вещь. И что станционный смотритель, бедный человек, увидев деньги, с радостью бы их принял.)

МОГ БЫ ИЗМЕНИТЬСЯ ФИНАЛ ПОВЕСТИ,ЕСЛИ БЫ МИНСКИЙ ПОСТУПИЛ ПО-ДРУГОМУ С ОТЦОМ Дуни? (да.)

Почему этого не могло бы произойти и у Пушкина и в жизни того времени?

(Показано, что Минский – хозяин положения, а Самсон Вырин - «Маленький человек»)

Кого в русской литературе называют «Маленьким человеком»?

(это герои, которые не вышли в чины, терпят унижения от вышестоящих чиновников.)

Ребята, Пушкин первый вывел образ этого человека в своей повести.

Где в какой сцене показано нравственное превосходство смотрителя над людьми из привилегированного общества?

(он выбросил деньги, которые ему вручил Минский)

---------------------------------------------------------------------------------------------------

И почему же Вырин делает еще одну попытку увидеть дочь?

(хочет убедить ее вернуться домой, посмотреть ,как она живет его кровинушка, не обижает ли кто ее, заглянуть ей в глазаВедь он столько времени о ней ничего не знал).

Увидел какой он Дуню?

(она одета со всею роскошью моды, была прекрасна).

Почему же в этот момент Пушкин называет главного героя «бедным»?

(неужели рядом с ним она не могла бы быть такой же счастливой)

Почему не стал бороться за возвращение дочери домой, а махнул рукой и решил отступиться?

(Он понимал, что Дуня заслуживает другой жизни. Но почему счастье дочери должно даваться ценой отцовского счастья.)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Расставание родителей и детей – неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

РАЗРУШЕНИЕ СВЯЗЕЙ С ОТЧИМ ДОМОМ –ЭТО УНИЧТОЖЕНИЕ КОНЕЙ ЧЕЛОВЕКА,ЕГО ИСТОКОВ,А ЗНАЧИТ И САМОГО СЕБЯ.

Почему Дуня падает в обморок?

(было стыдно, не ожидала увидеть отца, боялась его гнева. Значит испытывает чувство вины)

Скажите, а она счастлива?

(ДА, СТАЛА БОГАТОЙ ЛЮБИМОЙ,СТАЛА ПРЕКРАСНОЙ БАРЫШНЕЙ, Но ОНА ПРИНОСИТ ЛЮБЯЩЕГО ОТЦА В ЖЕРТВУ СВОЕМУ СЧАСТЬЮ,ХОТЬ И ИСПЫТЫВАЕТ ЧУВСТВО ВИНЫ.ЗАБИТЫЙ И ТЕРПЕЛИВЫЙ СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ ПО ВИНЕ ЛЕГКОМЫСЛЕННОГО ГУСАРА ТЕРЯЕТ СВОЕ ЕДИНСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ-ПРИВЕТЛИВУЮ И ЛЮБИМУЮ ДОЧЬ-ОБРАЗ ОГРОМНОЙ ЗНАЧИМОСТИ.)

Как вы думаете, она раскаялась?

(да. Но это было запоздалое раскаяние)

Фильм Отрывок)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Подведем итоги урока:

-Какие нравственные уроки вы получили, анализируя повесть станционный смотритель?

-Очень важно оставаться человеком в любой ситуации

-очень важно сказать своим близким людям, как мы их любим

-уважительно относиться к родителям и просто другим людям

-ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ

-НЕЛЬЗЯ НАРУШАТЬ БИБЛЕЙСКУЮ ЗАПОВЕДЬ (ЭПИГРАФ).

Выполнен проект «Дом станционного смотрителя»

Как вы считаете, кто сегодня активно работал на уроке?

Дом. Задание: ответ на вопрос: «О чем плакала ДУНЯ?

Каждое утро родители провожают вас в школу, желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома - набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но  будут оценивать за ваши поступки - прежде всего с нравственной точки зрения - люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания? Мне очень хотелось бы, чтобы ваша душа пробудилась, наполнилась добротой и вы сделали свой правильный нравственный выбор.