Творческий подход в педагогической деятельности
Автор – Гусиев А.И. – аспирант СОГУ им. К.Л. Хетагурова
Творческая деятельность – это выдвижение новых идей и подходов, склонность к усвоению все нового, более сложного, думать о деле по-другому, по-своему, и делать его нестандартно, оригинально. Творчество – это человеческая потребность в постоянном развитии, совершенствовании созидательных качеств личности. Анализ большого количества исследований, посвященных творчеству (Н.А. Науменко, В.Ю. Полетаева, О.М. Фалетрова, В.Н. Хаустова, В.М. Романенко), показывает, что творческие люди располагают более устойчивым жизненным потенциалом, что позволяет им жить до глубокой старости, а индифферентные люди, которые безразличны ко всему новому, ничем не увлекаются, испытывают неудовлетворенность жизненными условиями, часто болеют, быстрее стареют, меньше живут.
Творчество считается высшей формой психической активности, инициативности, способности созидать новое, своеобразное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл.
Формирование творческих способностей выступает одной из основных задач начального образования, так как данный процесс должен сопровождать весь период нахождения обучающихся в школе, пробуждает энергичность, ответственность, самостоятельность в принятии решений, способность свободно самовыражаться, уверенность в себе и т.д.
А значит, перед педагогом всегда стоит задача формирования творческих способностей, активности, учебной мотивации обучающихся.
Одно из важных условий творческой деятельности – это упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Еще одно результативное средство формирования творческих способностей – это познавательный интерес. Принудительность никогда не будет выступать эффективным условием формирования творчества, это, скорее всего, враг творчества. Поэтому только те уроки будут результативными, на которых обучающийся работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.
Итак, что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих ученикам самовыражаться.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Большое значение имеет решение задач на смекалку, быстрый счет, творческих задач на уроках математики. Такими заданиями могут быть решение примеров, уравнений для того, чтобы разгадать задуманное слово или раскрасить иллюстрацию по определенным цветам. Дети могут самостоятельно составлять творческие задания: например, сочинять свои задачи с включением национального регионального компонента, придумать формулу какой-нибудь жизненной ситуации.
Уроки становятся нестандартными, живописными и незабываемыми, если мы их подносим в необычной форме. Так, в этом учебном году на уроке окружающего мира ребята моего класса вместе с героем Бутербродом Томом познакомились с органами пищеварительной системы.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Творческие задания на уроках математики в 5 классе.
«Натуральные числа и действия над ними»
1.Найдите число, у которого:
а) цифра десятков больше цифры единиц в 5 раз;
б) цифра единиц на 9 меньше цифры десятков.
2. Уловите закономерность в следующих рядах чисел и допишите по два числа каждом ряду:
1) 2,4,6,8,…;
2) 1,3,5,7,…;
3) 1,10,100,1000,…;
4) 1,2,4,8,…
3.Тестовые вопросы:
На доске записано число 36. Учитель задает вопросы, ученик быстро отвечает.
Назовите число:
а) большее 36; б) меньшее 36.
2) Представьте число 36 в виде суммы:
а) двух равных слагаемых; б) двух неравных слагаемых; в) трех равных слагаемых; г) трех неравных слагаемых .
3) Назовите дополнение числа 36:
а) до 100; б) до 1000.
4) Представьте число 36 в виде произведения:
а) двух равных множителей;
б) двух неравных множителей.
4.Степа Смекалкин задумал число. Потом он умножил это число на 23 и от произведения отнял число 23. В ответе у него получился 0. Какое число задумал Степа.
5. Подставьте вместо звездочек такие знаки действий, чтобы равенства были верными:
а) 4*4*13=13; б) 21*8*8=21.
6.Игровой момент.
Учитель: Задумайте любое число, меньшее 20.Умножтье на само себя. Теперь скажите, чему у вас равно произведение, а я назову задуманное число.
7. Поставьте вместо звездочек такие знаки действий, чтобы выполнялся порядок действий, указанный римскими цифрами. Можно пользоваться скобками.
I II II I I II III
а) 15*3*2; б) 48*9*3; в) 64*8*4*2;
8. Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы все уравнения имели один и тот же корень 2;
а) 3х+5=; б) 7х-4=; в) -11х=12.
Использованная литература:
Алексеева Ю.А. Элементы устного народного творчества на уроках истории и обществознания // В сборнике: Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. Материалы VII региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. 2020. С. 143-145.
Фалетрова О.М., Полетаева В.Ю. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами музыки // В сборнике: Современное дошкольное образование: Ребенок, семья, педагог. Сборник научных трудов. Под научной редакцией В.Н. Белкиной. Ярославль, 2022. С. 401-406.
Хаустова В.Н., Науменко Н.А., Романенко В.М. Элементы творчества на уроках русского языка // Молодой ученый
. 2018.
№ 49 (235). С. 303-305.
Шило Н.П. Элементы творчества на уроках английского языка // Science Time
. 2015.
№ 4 (16). С. 834-835.
Применение творческих заданий на уроках математики в 5 классе для формирования познавательного интереса у учащихся
https://journal.porarosta.ru/primenenie-tvorcheskih