Творчество педагога
Своеобразие педагогического творчества
заключается в том,
что творческий характер носит не только
акт решения педагогической задачи,
но и сам процесс воплощения
этого решения в общении с детьми.
«Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа»! – писал Юрий Петрович Азаров.
Во все самые сложные периоды развития отечественного образования предназначение педагога оставалось неизменным – быть носителем духовности, культуры и творчества. Творчески работающий педагог всегда испытывал и испытывает непреодолимую потребность самореализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении намеченных замыслов, позволяющих ему максимально раскрыть свой творческий потенциал. А в условиях современных образовательных стандартов развивающий результат в обучении детей выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей.
Демократизация современного образования обострила потребность в творческой самореализации педагога. В её основе – стремление самих педагогов к креативности, которая является императивом творческого саморазвития. Осуществляя саморазвитие личности через творческую самореализацию, педагог сможет добиться профессионального признания в интересах личности, общества и государства.
С позиции философии, творчество – это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.
Главными признаками творчества, по М. М. Поташнику, являются:
– создание нового или существенное усовершенствование известного;
– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, её результатов;
– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового. «Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический». [3, с.12]
Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создаёт свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Таким образом, педагогическая деятельность сегодня – это проявление постоянного разностороннего творчества. Можно утверждать, что творческим педагогом является тот, кто обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определённой исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта. Всё это и является базовыми компетенциями профессионального стандарта современного педагога.
На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения педагога принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами.
В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».
Педагог путём творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности учащихся, создаёт условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности.
Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения занятия и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность занятия и усвоение детьми необходимых знаний, умений, формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.
Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого и уникального.
Творческий педагог – это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае – это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.
Основными критериями в формировании творческой активности педагога являются умения:
– ставить и анализировать цели в своей деятельности;
– ориентироваться в различных ситуациях;
– принимать решения;
– реализовывать определённые программы или планы исполнения;
– проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.
Требования, которым должны соответствовать вышеперечисленные критерии:
– отражают как результативные, так и процессуальные характеристики активности педагогов и характеризуют не только её результат, но и способы его достижения;
– основываются на дидактических принципах обучения и воспитания;
– являются социально и психологически значимыми, имеют смысл для педагога;
– просты для понимания и легко измеримы.
Существуют следующие компоненты творческой активности: мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой.
Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяют поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
Мотивационный компонент изучался многими исследователями, которые рассматривали его как системообразующий элемент в творчестве, поскольку он не только придаёт творческой деятельности личную значимость, но и регулирует её на всех этапах осуществления.
Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и овладения умениями такого рода. У педагогов он предполагает:
– осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;
– понимание значимости решения проблемы развития творческой активности;
– желание воспитывать в себе творческое воображение, фантазию, импровизацию, творческую преобразующую деятельность;
– осознание важности развития творческой активности у детей дошкольного возраста;
– заинтересованность, увлечённость педагога в решении данной проблемы;
– стремление к получению высокой оценки, признание успеха в творческой деятельности.
Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к творческой деятельности. Многие авторы выделяют его в качестве основного компонента творчества.
Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это умения планировать, способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, способность к релаксации, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.
Итак, содержательно-операционный компонент включает в себя:
– знание философских, психолого-педагогических основ теории творчества;
– широкий общекультурный кругозор: постоянное совершенствование в творческой деятельности;
– умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обосновывать, выражать свои мысли;
– способность генерировать идеи, гибкость мышления, переносить знания, мнения в новые ситуации;
– способность использовать творческий опыт других, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения;
– готовность к овладению современными инновационными процессами творческой деятельности и проектирование на этой основе собственных инноваций.
Эмоционально-волевой компонент. Эмоции – это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.
Другая составляющая этого компонента – волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер.
Эмоционально-волевой компонент предполагает:
– умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
– наличие интереса, умение радоваться и удивляться;
– решительность, инициативность, способность к волевым умениям.
Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы.
Ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.
Таким образом, формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности.
Прежде всего педагог сам должен быть личностью творческой, яркой, профессионально грамотным, любящим детей человеком. (Н. Будник)
Таким образом, сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования: профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность.
В современных условиях все больше появляется творчески работающих педагогов. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает наличие системы и алгоритма действий, где каждый этап может быть подвергнут анализу и оценке, разложен для простоты на несколько мини-этапов, хотя следует иметь в виду, что творчество связано с вдохновением, ощущением момента, интуицией, индивидуальными свойствами человека, которые крайне сложно проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим.
Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно. Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный, информационный, организационно-деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача педагога – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.
Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.
Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим.
Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приёмов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.