Быть педагогом - это искусство
Педагог-это одна из самых творческих профессий на земле. Каждый урок может стать настоящим шедевром. Я считаю, что у хорошего педагога развиты такие творческие помощники, как воображение, фантазия, интуиция. Чаще всего даже урок по одной теме в разных классах не похож на другой. Здесь играет роль уровень подготовки учащихся, индивидуальные особенности, а главное-мастерство педагога. А еще я заметила, что большую роль в проведении урока играет настрой учителя, любовь к своей профессии, а также очень важен опыт.
Например , проводишь уроки по предметам, а затем такие же уроки - десять лет спустя, двадцать лет спустя...
Каждый раз ты открываешь для себя новое, совершенствуешь его, применяешь новые технологии и формы, идешь в ногу со временем. В конечном итоге, видишь по результатам, что урок может стать настоящим шедевром.
Одним из важных приемов создания положительной мотивации учения служит работа с использованием материала устного народного творчества. И детям, и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, страшилки, смешилки, небылицы, превертыши. Все эти стишки в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих смешных стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не сможет ясно выразить свои мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Например, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки - все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчет, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. Но в то же время все эти стихи - детская игровая поэзия, которая помогает детям открыть для себя новый мир - мир творчества.
Занятия конструирования, лепки, аппликации, создание иллюстрации или диафильма или к рассказу сказке (на уроках литературного чтения) развивают воображение, фантазию и творческие способности. На уроках изобразительного искусства и технологии знакомлю детей с народно-художественными промыслами. У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия.
Также довольно распространённым способом развития творческих способностей у детей являются выставки и конкурсы поделок, рисунков. Это могут быть поделки из природного материала - «Осенний букет», создание космической модели (окружающий мир), модели машины времени (математика), выставка фотографий (технология, тема – «Дизайн и фотография») и т.д. Также данные задания способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству.
На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса, дети учатся составлять свои рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, небылицы, басни, используя свою фантазию и применяя изученные правила. Так, в 3-ем классе ребята писали сочинение о тучке, применив изученное правило на использование разных суффиксов. Эта работа сопровождалась выполнением диафильма в форме рисунков.
На уроках литературного чтения в учебниках довольно часто встречаются тексты песен. Многим детям легче воспринимать и учить такие стихи после прослушивания аудио – записей и даже пропевания их хором вместе с классом. (Макаревич «Снег», Ю.Мориц «Пони»…)
Многие динамические паузы дети с удовольствием выполняют (особенно в 1-2 классах), если они сопровождаются не только движениями, но ещё и песней или какими-то звукоподражаниями.
Одним из элементов применения творчества на уроках русского языка и математики является коллективное создание стенгазет.
Большое значение придаю решению творческих задач на уроках математики. Такими заданиями могут быть решение примеров, уравнений для того, чтобы разгадать задуманное слово или раскрасить иллюстрацию по определённым цветам. Дети могут самостоятельно составлять творческие задания: например, сочинять свои задачи по заданному условию, придумывать устный счёт в стихотворной форме.
Уроки становятся необычными, яркими и запоминающимися если мы их преподносим в форме сказки. Так, в этом учебном году на уроке окружающего мира ребята моего класса вместе с героем Бутербродом Томом познакомились с органами пищеварительной системы.
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся является драматизация во всех ее формах. Применение подобных элементов творчества возможно как на уроках литературного чтения (по следам прочитанного), так и во внеурочной деятельности (театральный кружок). Наиболее распространёнными являются следующие виды драматизации:
1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,
одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.
3. Постановка “живых картин” к произведению.
4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций,
костюмов.
5.Драматические импровизации.
6.Развернутые драматические представления.
Дети становятся актерами, изображают героев сказок, вспоминают особенности голоса, движений сказочных героев. Многим нравится выполнять логопедические упражнения для развития речевого аппарата.
Участвуя в театре кукол, ребята получают большое удовольствие, так как это такое искусство, которое наиболее понятно и близко детской психологии.
Театр, где игрушки и рисунки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце , даёт ребёнку реальное, ощутимое представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».
Программа «Кукольный театр на уроке» имеет ещё и то преимущество, что получив необходимые теоретические знания, дети могут закрепить их сразу же на практике. Кукла помогает учителю «творить» чудеса с детьми, веселит, обучает, развивает, корректирует их поведение. С помощью кукол можно решить психолого-педагогические задачи, осуществить эстетическое воспитание школьников. Общение с игрушкой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создаёт радостную атмосферу на уроке.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, у ребёнка появляется интерес к учёбе, работе мысли. Творчество вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.