Управление образования администрации
Советского муниципального района Саратовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа с. Любимово
Советского района Саратовской области
413206, Саратовская область, Советский район, с. Любимово, ул. Школьная, д.15.,
т. 8(845-66)6-71-94, E-mail – lubimovo2012@yandex..ru
"Творческие работы и учебно-методические разработки педагогов"
портала «Дом Знания»
4 класс Тема урока: «Ярмарочное гуляние».
Цель урока – Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского (балет «Петрушка»).
Ход урока
Организационный этап
Вход под музыку (припев «Ярмарки краски» исполнитель В. Леонтьев)
Делимся на группы (у каждого пазл от картинки, складываем)
1. Приветствие гостей.
-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева , окажем им внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно есть классы и лучше,
и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием с нами поработают.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать?
(Ответы детей: Да!)
2. Настрой на позитивную работу (мотивация успеха)
-Садитесь, ребята. Я рада вас видеть.
Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека
-Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.
-Откройте свои рабочие листы и запишите сегодняшнее число.
- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).
Я вас сегодня хочу пригласить на праздник, и вот на какой?
Посмотрите на репродукцию картины Кустодиева Бориса Михайловича Слайд № 1 (Картина «Ярмарка» )
Что мы видим на этой картине?
(Ответы детей)
Отгадайте мою загадку:
Собрался честной народ
На площади центральной.
Прикупить, товар продать,
Песни русские играть.
Среди них и шум и гам,
Карусели расписные.
На гармонике играли
Парни молодые.
(Ответы детей. На ярмарке)
Заполните пустые клеточки в рабочих листах, проверяем, это ярмарка.
Учитель: И тема нашего урока называется «Ярмарочное гулянье» -
Слайд №2 подходит ли загадка к теме нашего урока?
(Ответы детей - Да)
Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями Ярмарочного гулянья. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это такое?
Выбрать подходящее описание в рабочем листе.(Ответы детей)
- Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок.
-На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д.
- На Руси ярмарки проводили в разное время года.
Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»
Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:
1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будетезазывать покупателей. (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)
2 команда - вы продаете посуду, сказочных птиц - сувениры.
Каждый из вас продавец. По моей команде , не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас!, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте!, сказочные птицы, птицы-счасться, покупай, не скупись!»)
Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе)
Музыкальная заставка
Стоп. Спасибо, ребята.
Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.
ОБРАЗ СКОМОРОХА.
- На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (На экране изображение скоморохов)
Без этих весельчаков и балагуров не обходилась ни одна ярмарка. Они
пели, танцевали, шутили со всеми. Кто же это? -(составьте из букв слово, запишите в рабочий лист)
(Ответы детей - конечно, Скоморохи)
Внимание, внимание!
Открывается веселое гуляние!
Веселись честной народ, в гости ярмарка идет!
Звучит музыка.
Скоморох 1: - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!
Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.
Скоморох 1: - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,
Скоморох 2: - Скуку да хандру разгоняющих,
Скоморох 1: - Острое слово любящих,
Скоморох 2: - На дудках играющих.
Скоморох 1: - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!
Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!
Скоморох 1: - Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
Скоморох 2: - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.
Скоморох1: - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило.
Скоморох 2: - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, “учёным” медведем .
-На иллюстрации справа вы видите Скоморохов, которые разыгрывают кукольные представления. Вопрос: какой кукольный герой появился на нашей ярмарке?
Ребята, посмотрите, наши скоморохи пришли не с пустыми руками, что то принесли к нам на Ярмарочное гуляние.
- Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его …
(ответы детей – Петрушка)
Достает из мешка:
- неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка
Эй! Народ честной да удачливый,
Все на ярмарку поворачивай.
Поближе подходите!
Глаза получше протрите!
У нас тут уйма идей
Для взрослых и для детей.
У: - И у нас сегодня много идей и затей..
- Посмотрите афишу, о каком музыкальном спектакле пойдет речь?
(Балет «Петрушка» композитор И.Ф.Стравинский)
Игра «Я- композитор»
- Давайте попробуем сочинить музыкальное произведение на тему Ярмарки
1. Какое настроение будет у нашего произведения? (Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие) (на доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая…)
2. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят) флейта, кларнет, валторна, виолончель, арфа,
- Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил веселое и задорное музыкальное произведение.
А теперь давайте послушаем, какой образ ярмарки получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране – фото композитора, годы жизни)
- Сопоставьте образ ярмарки композитора и тот, который получился у нас. (Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского).
1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?
2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и гомон?
Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.
Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, + добавьте выкрики скоморохов – и вы получите этот шумный образ.
-Как музыка изображает героя пьесы?
Каждой группе нужно, используя один из указанных приемов, показать художественный образ Петрушки.
1. «Искусствоведы» прочитайте свое задание – подобрать стихотворение, охарактеризовать героя:
на фоне музыки из балета «Петрушка» звучат стихи:
Я детская игрушка
Зовут меня Петрушка.
Вид у меня приличный
Я даже симпатичный.
На голове цветной колпак
Кручу головой и этак и так.
Весёлый я мальчишка
Но герой я не из книжки,
Придумал меня народ
С ним чаще всего я вожу хоровод.
Я в школе не учился
В народные массы стремился,
Я на ярмарку спешил,
И народ всегда смешил.
2 «Психологи» раскрывают образ Петрушки с помощью предметов,
используя прием «Ассоциация» - «Ладони музыки»
В конверте предметы: бубенцы, ленты, ткань яркая, перышки, камень, шишка.
Ответы:
Спасибо за работу!
Балет «Петрушка»— один из самых ярких балетов И.Ф. Стравинского. Эта музыка настолько жива и выразительна, что можно не смотреть на сцену — воображение само рисует образы Петрушки, ярмарочных гуляний. Вообще музыка Стравинского похожа на яркие цветные пятна. Много мелодий, ритмов из музыки Стравинского
Ведущий: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!
(Раздаю ложки)
Скоморох 1: - Музыканты выходите,
Инструменты выносите
И сыграйте веселей,
Для народа, для гостей!
Скоморох 2: Эй, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка, частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(Девочки исполняют частушки)
1. Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Солнце лучиком играет,
Наша ярмарка идёт.
Кто на ярмарках бывает,
Тот весёлый круглый год!
А на ярмарке - веселье:
От него там нет спасенья.
И куда ни подойдешь -
Там и песня, там галдёж!
Снова ярмарка гуляет
И народ всё зазывает
Дома не сидите,
К нам скорей идите!
Песни петь нам не впервой,
Ярмарка ж весёлая!
Подходи скорее к нам:
Есть обнова новая.
Заиграли перезвоны,
Мы собрались все в обед.
Мы Вам шлём, друзья, горячий
С нашей ярмарки привет.
Вокруг музыка играет,
Хороводы мы ведём.
Мы на ярмарке гуляем
И танцуем, и поём!
Эх, раз, гуляй
Да, два, гуляй!
Мы на ярмарке купили
Вкусный каравай.
Мы на ярмарке собрались,
Стали песни распевать.
Приходите к нам скорее,
Будем вместе танцевать.
Мы танцуем, мы танцуем,
Мы танцуем и поём.
Мы на ярмарке собрались
И домой уж не пойдём
10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
Спасибо! Занимайте свои места!
Нашему Петрушке понравилось, как мы пели! Ну и какая же ярмарка безподарков? На столах у вас заготовки для поделки.
- С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа, помощницей и защитницей. Тряпичные куклы изготавливали только вручную, без иголки и ножниц.
Но кроме кукол из лоскутков ткани делались и разные игрушки в виде зайчиков, птичек, козочек или лошадок, с которыми ребёнок просто играл. Такая игрушка была и верным другом, и оберегом.
А мы с вами изготовим игровые куклы «Коняшки»
Маленьких коняшек дарили пришедшим на блины гостям
1 У веточек срезаем все лишнее, оставляем основы, похожие на крючки (мордочки лошадок)
2 Теперь нам необходимо сформировать голову нашей коняшки, намотав ткань на крючок. Приступаем к оформлению нашей красавицы. Лоскут ткани наматываем на крючок, формируя тело коняшки.
3 А вот теперь нам понадобится шерстяная нитка, складываем пополам и обхватив нитью за шею игрушки кончики протягиваем через петельку, туго затягивая ее.
Срезаем все лишнее. Наш подарок готов!!!!
На Руси уж так повелось , чтоб весело всем и счастливо жилось. Чтоб не плакал никто , не скучал. И в разные игры играл. А что за ярмарка без карусели?
- Ребята, вы держите в руках разноцветные ленты которые символизируют сегодня на нашей ярмарке - любовь к Родине, родным и близким. миролюбивое отношение к окружающим, любовь к преданьям старины далекой – к русским праздникам.
Прикрепить ленты на карусель «Дружбы»
Красная-настроение улучшилось
Желтая- материал урока был полезен
Зеленая- на уроке я работал активно
Синяя – своей работой на уроке я доволен.
Разноцветные карточки помогут запомнить домашнее задание.
Итог урока:
Итак, давайте вспомним, где мы сегодня побывали. (На ярмарке.)
Мы сами были композиторами, сочинили музыкальное произведение под названием «Петрушка
-Вспомните, какой известный русский композитор написал замечательный балет «Петрушка»? (И.Ф,Стравинский)
Вы замечательно спели веселые….(частушки) – были вокалистами.
-Играли на музыкальном инструменте…. (на ложках). Были музыкантами
Скоморох1 Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.
Скоморох 2 И мы торговлю закрываем, счастья , радости вам желаем!!!
Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить блинами
И пожелать здоровья всем!