* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Hyperlink {font-family: 'Times New Roman'; color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';}

Управление образования администрации

Советского муниципального района Саратовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа с. Любимово

Советского района Саратовской области

413206, Саратовская область, Советский район, с. Любимово, ул. Школьная, д.15.,

т. 8(845-66)6-71-94, E-mail – lubimovo2012@yandex..ru

"Творческие работы и учебно-методические разработки педагогов"

портала «Дом Знания»

4 класс Тема урока: «Ярмарочное гуляние».

Цель урока – Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского (балет «Петрушка»).

Ход урока

Организационный этап

Вход под музыку (припев «Ярмарки краски» исполнитель В. Леонтьев)

Делимся на группы (у каждого пазл от картинки, складываем)

1. Приветствие гостей.

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева , окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно есть классы и лучше, 

и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием с нами поработают.

 Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать?

(Ответы детей: Да!)

2.   Настрой на позитивную работу (мотивация успеха)

-Садитесь, ребята. Я рада вас видеть.

         Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека

-Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

        -Откройте свои рабочие листы и запишите сегодняшнее число.

- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).

Я вас сегодня хочу пригласить на праздник, и вот на какой?

Посмотрите на репродукцию картины Кустодиева Бориса Михайловича Слайд № 1 (Картина «Ярмарка» )

Что мы видим на этой картине?

(Ответы детей)

Отгадайте мою загадку:

Собрался честной народ

На площади центральной.

Прикупить, товар продать,

Песни русские играть.

Среди них и шум и гам,

Карусели расписные.

На гармонике играли

Парни молодые.

(Ответы детей. На ярмарке)

Заполните пустые клеточки в рабочих листах, проверяем, это ярмарка.

Учитель: И тема нашего урока называется «Ярмарочное гулянье» -

Слайд №2 подходит ли загадка к теме нашего урока?

(Ответы детей - Да)

Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями Ярмарочного гулянья. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это такое?

Выбрать подходящее описание в рабочем листе.(Ответы детей)

- Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок.

-На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д.

- На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»

Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:

1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будетезазывать покупателей. (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)

2 команда - вы продаете посуду, сказочных птиц - сувениры.

Каждый из вас продавец. По моей команде , не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас!, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте!, сказочные птицы, птицы-счасться, покупай, не скупись!»)

Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе)

Музыкальная заставка

Стоп. Спасибо, ребята.

Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.

ОБРАЗ СКОМОРОХА.

- На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!  (На экране изображение скоморохов)

Без этих весельчаков и балагуров не обходилась ни одна ярмарка. Они

пели, танцевали, шутили со всеми. Кто же это? -(составьте из букв слово, запишите в рабочий лист)

(Ответы детей - конечно, Скоморохи)

Внимание, внимание!

Открывается веселое гуляние!

Веселись честной народ, в гости ярмарка идет!

Звучит музыка.

Скоморох 1: - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!

Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.

Скоморох 1: - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

Скоморох 2: - Скуку да хандру разгоняющих,

Скоморох 1: - Острое слово любящих,

Скоморох 2: - На дудках играющих.

Скоморох 1: - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!

Скоморохи (вместе): - на ЯРМАРКУ!

Скоморох 1: - Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Скоморох 2: - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.

Скоморох1: - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило.

Скоморох 2: - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, “учёным” медведем .

-На иллюстрации справа вы видите Скоморохов, которые разыгрывают кукольные представления. Вопрос: какой кукольный герой появился на нашей ярмарке?

Ребята, посмотрите, наши скоморохи пришли не с пустыми руками, что то принесли к нам на Ярмарочное гуляние.

- Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка,

И зовут его …

(ответы детей – Петрушка)

Достает из мешка:

- неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка

Эй! Народ честной да удачливый,
Все на ярмарку поворачивай.

Поближе подходите!

Глаза получше протрите!

У нас тут уйма идей

Для взрослых и для детей.

У: - И у нас сегодня много идей и затей..

- Посмотрите афишу, о каком музыкальном спектакле пойдет речь?

(Балет «Петрушка» композитор И.Ф.Стравинский)

Игра «Я- композитор»

- Давайте попробуем сочинить музыкальное произведение на тему Ярмарки

1. Какое настроение будет у нашего произведения? (Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие) (на доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая…)

2. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят) флейта, кларнет, валторна, виолончель, арфа,

- Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил веселое и задорное музыкальное произведение.

А теперь давайте послушаем, какой образ ярмарки получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране – фото композитора, годы жизни)

- Сопоставьте образ ярмарки композитора и тот, который получился у нас. (Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского).

1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?

2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и гомон?

Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.

Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, + добавьте выкрики скоморохов – и вы получите этот шумный образ.

-Как музыка изображает героя пьесы?

Каждой группе нужно, используя один из указанных приемов, показать художественный образ Петрушки.

1. «Искусствоведы» прочитайте свое задание – подобрать стихотворение, охарактеризовать героя:

на фоне музыки из балета «Петрушка» звучат стихи:

Я детская игрушка

Зовут меня Петрушка.

Вид у меня приличный

Я даже симпатичный.

На голове цветной колпак

Кручу головой и этак и так.

Весёлый я мальчишка

Но герой я не из книжки,

Придумал меня народ

С ним чаще всего я вожу хоровод.

Я в школе не учился

В народные массы стремился,

Я на ярмарку спешил,

И народ всегда смешил.

2 «Психологи» раскрывают образ Петрушки с помощью предметов,

используя прием «Ассоциация» - «Ладони музыки»

В конверте предметы: бубенцы, ленты, ткань яркая, перышки, камень, шишка.

Ответы:

Спасибо за работу!

Балет «Петрушка»— один из самых ярких балетов И.Ф. Стравинского. Эта музыка настолько жива и выразительна, что можно не смотреть на сцену — воображение само рисует образы Петрушки, ярмарочных гуляний. Вообще музыка Стравинского похожа на яркие цветные пятна. Много мелодий, ритмов из музыки Стравинского

Ведущий: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!

(Раздаю ложки)

Скоморох 1: - Музыканты выходите,

Инструменты выносите

И сыграйте веселей,

Для народа, для гостей!

Скоморох 2: Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки исполняют частушки)

1. Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Солнце лучиком играет,

Наша ярмарка идёт.

Кто на ярмарках бывает,

Тот весёлый круглый год!

А на ярмарке - веселье:

От него там нет спасенья.

И куда ни подойдешь -

Там и песня, там галдёж!

Снова ярмарка гуляет

И народ всё зазывает

Дома не сидите,

К нам скорей идите!

Песни петь нам не впервой,

Ярмарка ж весёлая!

Подходи скорее к нам:

Есть обнова новая.

Заиграли перезвоны,

Мы собрались все в обед.

Мы Вам шлём, друзья, горячий

С нашей ярмарки привет.

Вокруг музыка играет,

Хороводы мы ведём.

Мы на ярмарке гуляем

И танцуем, и поём!

Эх, раз, гуляй

Да, два, гуляй!

Мы на ярмарке купили

Вкусный каравай.

Мы на ярмарке собрались,

Стали песни распевать.

Приходите к нам скорее,

Будем вместе танцевать.

Мы танцуем, мы танцуем,

Мы танцуем и поём.

Мы на ярмарке собрались

И домой уж не пойдём

10. Мы частушки петь кончаем

До другого вечера.

Вы сидите до утра

Коли делать нечего.

Спасибо! Занимайте свои места!

Нашему Петрушке понравилось, как мы пели! Ну и какая же ярмарка безподарков? На столах у вас заготовки для поделки.

- С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа, помощницей и защитницей. Тряпичные куклы изготавливали только вручную, без иголки и ножниц.

Но кроме кукол из лоскутков ткани делались и разные игрушки в виде зайчиков, птичек, козочек или лошадок, с которыми ребёнок просто играл. Такая игрушка была и верным другом, и оберегом.

А мы с вами изготовим игровые куклы «Коняшки»

Маленьких коняшек дарили пришедшим на блины гостям

1 У веточек срезаем все лишнее, оставляем основы, похожие на крючки (мордочки лошадок)

2 Теперь нам необходимо сформировать голову нашей коняшки, намотав ткань на крючок. Приступаем к оформлению нашей красавицы. Лоскут ткани наматываем на крючок, формируя тело коняшки.

3 А вот теперь нам понадобится шерстяная нитка, складываем пополам и обхватив нитью за шею игрушки кончики протягиваем через петельку, туго затягивая ее.

Срезаем все лишнее. Наш подарок готов!!!!

На Руси уж так повелось , чтоб весело всем и счастливо жилось. Чтоб не плакал никто , не скучал. И в разные игры играл. А что за ярмарка без карусели?

- Ребята, вы держите в руках разноцветные ленты которые символизируют сегодня на нашей ярмарке - любовь к Родине, родным и близким. миролюбивое отношение к окружающим, любовь к преданьям старины далекой – к русским праздникам.

Прикрепить ленты на карусель «Дружбы»

Красная-настроение улучшилось

Желтая- материал урока был полезен

Зеленая- на уроке я работал активно

Синяя – своей работой на уроке я доволен.

Разноцветные карточки помогут запомнить домашнее задание.

Итог урока:

Итак, давайте вспомним, где мы сегодня побывали. (На ярмарке.)

Мы сами были композиторами, сочинили музыкальное произведение под названием «Петрушка

-Вспомните, какой известный русский композитор написал замечательный балет «Петрушка»? (И.Фтравинский)

Вы замечательно спели веселые….(частушки) – были вокалистами.

-Играли на музыкальном инструменте…. (на ложках). Были музыкантами

Скоморох1 Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

Скоморох 2 И мы торговлю закрываем, счастья , радости вам желаем!!!

Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!

Ребята, вы славно все здесь занимались!

Хочу сказать спасибо вам!

А также угостить блинами

И пожелать здоровья всем!