Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Гимназия №1?, г. Мончегорск, Мурманской области Урок окружающего мира, 3 класс Тема: ?Растворение твердого вещества (поваренной соли, сахарного песка) в воде?. Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Брюханова Надежда Васильевна 2024 годУрока по окружающему миру 3 класс. Тема: ?Растворение твердого вещества (поваренной соли, сахарного песка) в воде?. Тип урока: урок методологической направленности. Вид урока: лабораторная работа Цель: провести исследования и определить скорость растворения соли в воде разной температуры. Задачи: - образовательная: научить проводить опыты с веществами по инструкции, расширить знания о свойствах воды; - развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, формировать интерес к исследовательской, познавательной деятельности; - воспитательная: воспитывать умение работать в группе, развивать коммуникативные навыки. Форма работы: групповая. Материалы и оборудование урока: вещества: вода, соль, сахарный песок; стаканы, мерные ложки, стеклянные палочки, термометры, секундомер (часы в телефоне), таблицы. План урока. 1. Актуализация знаний 2. Постановка темы и цели урока 3. Лабораторная работа по группам. Работа проводилась в трёх группах. 1 группа: растворение соли в воде разной температуры. 2 группа: растворение сахарного песка в воде разной температуры. 3 группа: растворение соли в воде при изменении условий. 4. Демонстрационный опыт учителя Приложения Ход урока 1. Вода, вода, кругом вода… - Как вы объясните эти слова? Значение воды трудно переоценить. Мы с вами на уроках говорили об этом. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Вода есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в животных, например, в медузе – 99 . - Вспомните свойства воды. Вода бесцветная и прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, может растворять некоторые вещества. 2. Сегодня на уроке мы более подробно исследуем свойство растворимости воды. - Все ли вещества растворяются в воде? Какой опыт доказывает это? - Вспомните опыт, который мы проводили, выясняя свойство растворимости. Какие вещества мы использовали в опыте? (Соль, мел). - Какое из этих веществ растворилось в воде, а какое – нет? 3. Итак, мы с вами находимся в школьной лаборатории. Лаборатория (латин. Laboratorium) - помещение, специально приспособленное для технических и научно-исследовательских опытов.?(Словарь Сергея Ивановича Ожегова). Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.?(Словарь Сергея Ивановича Ожегова). Гипотеза - научное?предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще?предположение, требующее подтверждения. (Словарь Сергея Ивановича Ожегова). Ну, что, юные исследователи! За новыми открытиями! 4. На ваших столах вещества: вода, соль, сахарный песок. Вам нужно провести опыт. 1 группа: растворение соли в воде разной температуры. 2 группа: растворение сахарного песка в воде разной температуры. 3 группа: растворение соли в воде при изменении условий. Для 1 и 2 группы Цель опыта: Проверить предположение: при каких условиях поваренная соль, сахарный песок растворятся быстрее. Возьмите лист который у вас на столе. Найдите таблицу 1. Заполните. Таблица 1 (1 и 2 группы) Растворение поваренной соли, сахарного песка произойдет быстрее в какой воде? Отметьте красным цветом в строке ?гипотеза? Горячая вода Холодная вода Гипотеза Вывод опыта Материалы и оборудование: стаканы с водой, мерные ложки, стеклянные палочки, поваренная соль, термометры, секундомер (часы в телефоне), таблицы. 1. Соблюдать правила безопасности в лаборатории. Необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила техники безопасности. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Недопустимо убирать осколки разбитой посуды незащищенными руками! Осколки необходимо убирать с помощью щетки и совка. Устанавливайте посуду с горячей жидкостью надёжно, исключая возможность её падения. При ожоге кожи, нужно промыть место холодной проточной водой. 2. Инструкция проведения опыта. Инструкция напечатана для каждой группы. Учащиеся по инструкции выполняют лабораторную работу. Для 3-й группы Инструкция отличается. В ходе проведения опыта заполняем таблицу 2. Таблица 2 Объём воды Температура воды Объем соли Время, за которое вся соль растворялась в воде. Инструкция для 1 и 2 групп. - На столах 3 стакана: обратите внимание. На стаканах есть метки: синяя (холодная) вода, зелёная (тёплая), красная (горячая). - Возьмите термометр. Измерьте температуру в холодной воде. Запишите показания в таблице. - Опустите термометр в тёплую воду. Нельзя опускать термометр из холодной воды сразу в горячую. Стекло от резкого перепада температур может разбиться. Запишите показания в таблицу. - Опустите термометр в горячую воду. Запишите показания в таблицу. - Возьмите ложечку. Наберите соль. Постарайтесь, чтобы соли было примерно одинаковое количество. - Положите соль в каждый стакан. - Приготовьте секундомер. Когда секундомер запустите, помешивайте стеклянной палочкой соль в каждом стакане. - Следите за секундомером. Записывайте показания в таблицу. Время в секундах. - Запишите результаты исследования в таблицу. Вывод: Сравните результаты исследования с вашими предположениями. Сделайте вывод, используя шаблон. Шаблон Подчеркните слова, которые верно отражают условия проведения опыта Мы провели исследование и определили опытным путём скорость растворения соли в воде разной температуры. В холодной воде время растворения __________ , в теплой воде ____________, в горячей _________ Объем воды во всех стаканах: одинаковый /разный; Объем вещества, используемого в опыте: одинаковый /разный; Температура воды: одинаковая /разная; Время, за которое вся соль растворялась в воде: одинаковое /разное; Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее/медленнее в ней растворяется соль. Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Заполнить таблицу 1: подтвердилась/не подтвердилась. Мы провели исследование и определили опытным путём скорость растворения сахарного песка в воде разной температуры. В холодной воде время растворения __________ , в теплой воде ____________, в горячей _________. Объем воды во всех стаканах: одинаковый /разный; Объем вещества, используемого в опыте: одинаковый /разный; Температура воды: одинаковая /разная; Время, за которое весь песок растворялся в воде: одинаковое /разное; Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее/медленнее в ней растворяется сахарный песок. Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Заполнить таблицу 1: подтвердилась/не подтвердилась. 3 группа. Цель опыта: Проверить предположение: как количество воды влияет на скорость растворения соли в воде. В каком стакане соль растворится быстрее. Возьмите лист который у вас на столе. Найдите таблицу 1. Заполните. Отметьте красным цветом в строке ?гипотеза? Таблица 1 1 стакан (мало воды) 2 стакан (много воды) Гипотеза Вывод опыта Инструкция для 3 группы. - Два одинаковых стакана. В каждый стакан насыпьте по1 ложке соли. - В первый стакан налить воды столько, чтобы она покрыла только соль. - Во второй стакан налить воды доверху. - Пронаблюдайте, в каком стакане соль растворится быстрее. - Сделайте вывод. Запишите результаты исследования в таблицу. Таблица 2 Объём воды Температура воды Объем соли Растворение в 1 стакане Растворение в 2 стакане Вывод: Сравните результаты исследования с вашими предположениями. Сделайте вывод, используя шаблон. Шаблон Подчеркните слова, которые верно отражают условия проведения опыта Мы провели исследование и определили опытным путём, как количество воды влияет на скорость растворения соли в воде. В каком стакане соль растворится быстрее. Мы насыпали примерно одинаковое количество соли в 1 и во 2 стакан. В первый стакан налили мало воды, во второй стакан больше. Сравнили. Объем воды во всех стаканах: одинаковый /разный; Объем вещества, используемого в опыте: одинаковый /разный; Температура воды: одинаковая /разная; Время, за которое вся соль растворялась в стаканах: одинаковое /разное; Вывод: объём воды влияет на растворимость соли. Чем больше объём воды, тем быстрее/медленнее в ней растворяется соль. Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Заполнить таблицу 1: подтвердилась/не подтвердилась. - Где в повседневной жизни используется свойство растворимости веществ в воде? Растворы широко применяют в быту, медицине, промышленности. Чай, кофе, соусы, супы и многие другие продукты являются растворами. Различные косметические и частящие средства: мыло, духи. Материалы для творчества: клей, краски. Многие?лекарственные вещества используются в медицине в виде растворов. Это перекись водорода, зеленка, Растворы используют в строительстве: раствор штукатурки, затирки, бетона, монтажная пена. Демонстрация опыта со Скителс учиетелем. В тарелке по окружности положить драже Скителса. Осторожно немного налить горячей воды. Получится внутри тарелки узор. Урок окончен Использованные ресурсы. Всероссийская проверочная работа. Универсальный сборник заданий. Окружающий мир (авторы Е. В. Волкова, Г. И. Цитович). Издательство ?Экзамен?, Москва, 2024 Описание опыта со Скителс взято из открытых источников Интернета. Приложение 1 Лист проведения исследовательской работы Группа 1 Цель опыта: Проверить предположение: при каких условиях поваренная соль растворится быстрее. Возьмите лист который у вас на столе. Найдите таблицу 1. Заполните. Таблица 1 Растворение поваренной соли произойдет быстрее в какой воде? Отметьте красным цветом в строке ?гипотеза? Горячая вода Холодная вода Гипотеза Вывод опыта Таблица 2 Объём воды Температура воды Объем соли Время, за которое вся соль растворялась в воде. Вывод: Сравните результаты исследования с вашими предположениями. Сделайте вывод, используя шаблон. Шаблон ответа Подчеркните слова, которые верно отражают условия проведения опыта Мы провели исследование и определили опытным путём скорость растворения соли в воде разной температуры. В холодной воде время растворения __________ , в теплой воде ____________, в горячей _________ Объем воды во всех стаканах: одинаковый /разный; Объем вещества, используемого в опыте: одинаковый /разный; Температура воды: одинаковая /разная; Время, за которое вся соль растворялась в воде: одинаковое /разное; Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее/медленнее в ней растворяется соль. Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Заполнить таблицу 1: подтвердилась/не подтвердилась. Приложение 2 Лист проведения исследовательской работы Группа 2 Цель опыта: Проверить предположение: при каких условиях сахарный песок растворится быстрее. Возьмите лист который у вас на столе. Найдите таблицу 1. Заполните. Таблица 1 Растворение сахарного песка произойдет быстрее в какой воде? Отметьте красным цветом в строке ?гипотеза? Горячая вода Холодная вода Гипотеза Вывод опыта Таблица 2 Объём воды Температура воды Объем соли Время, за которое вся соль растворялась в воде. Вывод: Сравните результаты исследования с вашими предположениями. Сделайте вывод, используя шаблон. Шаблон ответа Подчеркните слова, которые верно отражают условия проведения опыта Мы провели исследование и определили опытным путём скорость растворения сахарного песка в воде разной температуры. В холодной воде время растворения __________ , в теплой воде ____________, в горячей _________ Объем воды во всех стаканах: одинаковый /разный; Объем вещества, используемого в опыте: одинаковый /разный; Температура воды: одинаковая /разная; Время, за которое вся соль растворялась в воде: одинаковое /разное; Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее/медленнее в ней растворяется соль. Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Заполнить таблицу 1: подтвердилась/не подтвердилась. Приложение 3 Лист проведения исследовательской работы 3 Группа Цель опыта: Проверить предположение: как количество воды влияет на скорость растворения соли в воде. В каком стакане соль растворится быстрее. Возьмите лист который у вас на столе. Найдите таблицу 1. Заполните. Отметьте красным цветом в строке ?гипотеза? Таблица 1 1 стакан (мало воды) 2 стакан (много воды) Гипотеза Вывод опыта - Два одинаковых стакана. В каждый стакан насыпьте по1 ложке соли. - В первый стакан налить воды столько, чтобы она покрыла только соль. - Во второй стакан налить воды доверху. - Пронаблюдайте, в каком стакане соль растворится быстрее. - Сделайте вывод. Запишите результаты исследования в таблицу. Таблица 2 Объём воды Температура воды Объем соли Растворение в 1 стакане Растворение в 2 стакане Вывод: Сравните результаты исследования с вашими предположениями. Сделайте вывод, используя шаблон. Шаблон3 Подчеркните слова, которые верно отражают условия проведения опыта Мы провели исследование и определили опытным путём, как количество воды влияет на скорость растворения соли в воде. В каком стакане соль растворится быстрее. Мы насыпали примерно одинаковое количество соли в 1 и во 2 стакан. В первый стакан налили мало воды, во второй стакан больше. Сравнили. Объем воды во всех стаканах: одинаковый /разный; Объем вещества, используемого в опыте: одинаковый /разный; Температура воды: одинаковая /разная; Время, за которое вся соль растворялась в стаканах: одинаковое /разное; Вывод: объём воды влияет на растворимость соли. Чем больше объём воды, тем быстрее/медленнее в ней растворяется соль. Наша гипотеза подтвердилась/не подтвердилась. Заполнить таблицу 1: подтвердилась/не подтвердилась. Инструкция проведения опыта - На столах 3 стакана: обратите внимание. На стаканах есть метки: синяя (холодная) вода, зелёная (тёплая), красная (горячая). - Возьмите термометр. Измерьте температуру в холодной воде. Запишите показания в таблице. - Опустите термометр в тёплую воду. Нельзя опускать термометр из холодной воды сразу в горячую. Стекло от резкого перепада температур может разбиться. Запишите показания в таблицу. - Опустите термометр в горячую воду. Запишите показания в таблицу. - Возьмите ложечку. Наберите соль. Постарайтесь, чтобы соли было примерно одинаковое количество. - Положите соль в каждый стакан. - Приготовьте секундомер. Когда секундомер запустите, помешивайте стеклянной палочкой соль в каждом стакане. - Следите за секундомером. Записывайте показания в таблицу. Время в секундах. - Запишите результаты исследования в таблицу. Вывод: Сравните результаты исследования с вашими предположениями. Сделайте вывод, используя шаблон.
Работа творческого конкурса: "Творческие и учебно-методические работы педагогов"
Урок окружающего мира