* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Урок физики 8 класс. Дата: 27.02.24 Учитель: Павлова С.В.

Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

обучающая (

раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и параллельном соединении проводников; сформировать умение применять закон Ома для расчёта силы тока, напряжения и сопротивлений проводников; собрать электрическую цепь; измерить силу тока и напряжение на различных участках цепи; правильно изобразить и прочитать схемы соединений элементов цепи

)

;

развивающая (

развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и сообщить результаты экспериментов

);

воспитательная (воспитание аккуратности и самостоятельности, построение продуктивного взаимодействия).

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, презентация для электронной доски, карточки с заданиями.

Литература: Перышкин, А.В. Физика. 8 кл.: учебник / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 237, [3] c.: ил.

Задачи:

Повторить, обобщить и систематизировать знания и умения, полученные в курсе физике по теме «Последовательные и параллельные соединения», закрепить формулы соединений;

Развивать интегрировать и обобщать знания из различных областей знаний, ставить вопросы и находить ответы;

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Здравствуйте! Проверьте, чтобы к уроку были готовы тетрадь, учебник, ручка.

Прежде, чем начать урок, хотела бы вам прочитать небольшой отрывок стихотворения.

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!

Удивительно оно, НА благо нам обращено,

Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество»!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (1-2 мин)

Ответьте, пожалуйста на вопросы:

1)Что такое электричество?

Электричество – это одна из форм энергии. Это энергия мельчайших заряженных частиц, которые движутся внутри проводников в определенном направлении в замкнутой цепи от источника тока к потребителю.

2) Что нужно создать в проводнике, чтобы в нём возник и существовал ток?

Чтобы в проводнике возник и существовал ток, надо создать в нем электрическое поле с помощью источников электрического тока.

3) Какая физическая величина характеризует электрический ток?

Сила тока.

4) Давайте вспомним, что такое сила тока?

Сила тока - физическая величина, равная отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.

5) В чем она измеряется?

В Амперах.

6) Какая физическая величина характеризует электрическое поле?

Напряжение.

7) Что это такое?

Напряжение - физическая величина, численно равная отношению работы тока на данном участке к электрическому заряду, прошедшему по этому участку.

8) В чем оно измеряется?

В вольтах.

9) Про какую физическую величину мы еще не говорили, которая тоже характеризует электрический ток?

Сопротивление.

10) Что же это такое?

Сопротивление – физическая величина, характеризующая способность проводника препятствовать прохождению тока.

11) Каковы его единицы измерения?

Омы.

12) Вспомним закон, который является основой всей электротехники постоянных токов. Что это за закон?

Закон Ома.

Как он читается?

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

(Записать на доске закон I= U/R)

Посмотрите на слайд и устно давайте найдем физические величины для участков цепи.

У вас на столах лежит лист – проводник по уроку и его карта.

Впишите свою фамилию и имя в него и оцените себя в начале урока от 1 до 5 баллов.

3. Выявление места и причины затруднения

Внимание у меня на столе стоит «Черный ящик». Вопрос что же там такое?

Каковы ваши предположения?

(Выслушиваем предположения)

Достаем. Эти приборы предназначены для измерения электрического тока. Но параметры тока, которые измеряются ими разные. Что это?

Амперметр и вольтметр. Амперметр прибор для измерения силы тока, и включается в цепь последовательно.

Вольтметр прибор для измерения напряжения и включается в цепь параллельно!

Молодцы! Вот мы и подошли к теме нашего урока, называется она «Последовательное и параллельное соединение проводников», давайте запишем ее в тетрадях.

Мы с вами уже знакомы с физическими величинами: силой тока, напряжением, сопротивлением; изучили приборы для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили Закон Ома для участка цепи.

Как вы думаете, какие стоят цели перед нами сегодня?

Изучить законы последовательного и параллельного соединения проводников и собрать простейшую электрическую цепь.

Индивидуальная работа по карточкам.

Вариант I

1. При последовательном соединении проводников общее значение силы тока...

А. Равно сумме сил токов на отдельных проводниках.

Б. Имеет одно и тоже значение.

В. Равно сумме обратных величин сил токов на отдельных проводниках.

Г. Среди ответов нет верного.

2. При последовательном соединении проводников общее напряжение на участке цепи...

А. Больше, чем напряжение на отдельных проводниках.

Б. Одинаково на всех проводниках.

В. Равно сумме напряжений на отдельных проводниках.

Г. Среди ответов нет верного.

3. При последовательном соединении проводников общее сопротивление...

А. Равно сумме сопротивлений на отдельных проводниках.

Б. Равно сумме обратных величин сопротивлений на отдельных проводниках.

В. Имеет одно и тоже значение.

Г. Среди ответов нет верного.

Вариант 2

1. При параллельном соединении проводников общая сила тока в цепи...

А. Больше, чем сила тока в отдельных проводниках.

Б. Равна сумме обратных величин сил токов в отдельных проводниках.

В. Такая же, как сила тока в отдельных проводниках.

Г. Равна сумме сил токов в отдельных проводниках.

2. При параллельном соединении проводников общее напряжение на участке цепи...

А. Больше, чем напряжение на отдельных проводниках.

Б. Одинаково на всех проводниках.

В. Равно сумме напряжений на отдельных проводниках.

Г. Среди ответов нет верного.

3. При параллельном соединении проводников общее сопротивление...

А. Равно сумме обратных величин сопротивлений на отдельных проводниках.

Б. Равно сумме сопротивлений на отдельных проводниках.

В. Имеет одно и тоже значение.

Г. Среди ответов нет верного.

Проверили и поставили оценку соседу.

Ответы 1-вариант 1Б,2В,3А 2-вариант 1Г, 2Б, 3А

Инструкция по ТБ. Осторожно с током!

Важно помнить, что

Очень опасно одновременно прикасаться двумя руками к неисправленному проводу.

Очень опасно дотрагиваться до провода, стоя на сырой земле.

Очень опасно пользоваться неисправленными приборами.

Очень опасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работы прибора.

ДОБАВИМ:

Нельзя включать, выключать электрические приборы мокрыми руками.

Нельзя засовывать металлическую проволоку в розетки.

Прежде чем, что-то исправить, нужно отключить прибор.

– Соблюдая эти простые правила, мы с вами будем здоровы, в хорошем настроении и это позволит нам заниматься изучением различных явлений.

Эксперимент. Экспериментальная проверка полученных выводов.

Собрать электрическую цепь и доказать экспериментально, что при последовательном соединении проводников сила тока на любом участке цепи одинакова и при параллельном соединении проводников напряжение на любом участке цепи одинаково.

1 ряд. Используя источник тока, амперметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического тока при последовательном соединении двух проводников.

Доказать: при последовательном соединении проводников сила тока на любом участке цепи одинакова. Сделать вывод

2 ряд. Используя источник тока, вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при параллельном соединении двух проводников.

Доказать: при параллельном соединении проводников напряжение на любом участке цепи одинаково. Сделать вывод

Обобщение знаний по таблице

Применение

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Динамическая пауза (Физминутка)

Поднимите руки, опустите.

Разведите руки — вот и последовательное соединение

Поднимите руки, когда вы вместе вот так-то ваши возможности увеличиваются.

Отпустите.

Теперь покажите параллельное соединение.

Молодцы. Спасибо.

Закрепление знаний.

Используя полученную таблицу, можно выполнить решение задач. Это позволяет глубже понять смысл полученных в ходе исследования результатов.

Алгоритм:

Определить вид соединения.

Записать постоянную величину.

Использовать закон Ома для участка цепи.

Я хочу предложить вам решить задачи.

Задача1. Вольтметр V1 показывает 12 В. каковы показания амперметра и вольтметра V2?

Запишем условие задачи. Определим, какое это соединение. Что нужно найти в этой задаче? Какие будут предложения по решению задачи?

Задача 2. Два резистора сопротивлением r1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.

Запишем условие задачи. Определим, какое это соединение. Что нужно найти в этой задаче? Какие будут предложения по решению задачи?

Графическая задача

Какой график зависимости показан на экране?

График зависимости силы тока от напряжения у вас на партах. Внимательно изучите данный график функции и попытайтесь ответить на вопросы.

Самостоятельная работа (работа в парах) Самостоятельная работа (в парах)

Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?

Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?

Найдите сопротивление в точке А и в точке В.

Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.

Какой вывод можно проделать по результатам задачи?

Проверка ответов, сверив их с ответами на экране) и оценка за работу.

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

Внимание, урок подходит к концу.

Давайте снова вернёмся к оценочным листам, которые заполняли в начале урока. Оцените себя. Посмотрите и сравните, изменился ли ваш результат.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия:___________________________

Имя:_______________________________

Оценка в начале урока: _______ (оцените свои знания)

Учебные элементы

Оценка действия

Устная работа

Работа по карточке

 

Практическое задание

.

Эксперимент.

 

Решение задач

 

Самостоятельная работа (работа в парах)

Итоговая оценка:

Расшифровка баллов:

Устная работа, если вы отвечали поставьте + (1б)

Работа по карточке: если все правильно, то +(1б), максимальный балл – 3б

Практическое задание: правильная сборка цепи 1б, запись физических величина их доказательство правильности 1б.

Решение задач: если решили самостоятельно 2б

Самостоятельная работа (работа в парах), если все верно ставим 5б, если три правильных ответа -3б, если 4 правильных – 4б.

Рефлексия учебной деятельности.

Объявить учащимся оценки за работу на уроке.

Что узнали на уроке? (как нужно включить в цепь потребители, чтобы они могли работать независимо друг от друга)

Чему научились? (записывать количественные зависимости между величинами, характеризующими электрический ток при соединениях проводников)

Как применили полученные знания? (применили полученные знания в решении модулированной ситуации)

Как вы оцениваете свою деятельности на уроке?

Подведём итог урока: повторили понятия: сила тока, напряжение, сопротивление. Вспомнили закон Ома, виды соединений. Собирали электрические цепи, соблюдая технику безопасности. Думаю, что с проверочной работой на следующем уроке все справятся успешно.

Выставите оценки за урок.

Спасибо всем за работу на уроке.