* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Урок русского языка. 3класс

Тема: «Глагол. Повторение и систематизация знаний учащихся».

Подорожняк Елена Николаевна,

Учитель начальных классов

Город Ухта

2024 год


Тема: «Глагол. Повторение и систематизация знаний учащихся»

Цели урока:

Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; закрепить умение писать НЕ с глаголами; отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильное написание окончаний; способствовать формированию информационной компетентности (аспект – обработка информации,1 уровень) и компетентности разрешения проблем (аспект: применение технологий, 2 уровень); воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за порученное дело.

Задачи урока:

Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

Систематизировать существенные признаки глагола как части.

Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

Тип урока: обобщение знаний.

Формирование УУД:
Личностные УУД: 
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование  мотивации к обучению и познанию
3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии 
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые УУД

1.

2.

Организационный момент.

Цель: психологический настрой обучающихся на урок.

Актуализация знаний

Цель: повторение знаний о глаголе  и организация познавательной деятельности на восприятие нового материала.

I.Организационный момент.

- Мы начинаем урок русского языка. (Слайд )

- Мне хочется, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять”.

- А девизом нашего урока пусть будут слова:

Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.

II.Мотивация.

- Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем...

лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.

- Сегодня нам предстоит потрудиться , сделать много выводов и открыть для себя что то новое, узнать ещё одну тайну русского языка .

– А каким должен быть ученик на уроке, чтобы всему этому научиться?

(внимательным, старательным, сообразительным, думаюшим)

- Да, на уроке вы должны показать свои знания, проявить

наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

- Если вы готовы к работе, откройте рабочие тетради(число,класс.работа)

III.Интеллектуальная минутка.

- Определим, с какой частью речи мы будем работать на уроке, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

-Какое слово получилось?

Чтение учителем стихотворения о глаголе.

          Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про глагол.

- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?

Вывод:по частоте употребления в нашей речи глагол занимает 2 -ое место после существительного, это самая “живая” часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни.)

Тема урока “Обобщение знаний о глаголе”.

Цель урока:обобщить и систематизировать знания о глаголе и его морфологических признаках

Задачи :вспомнить все что узнали о глаголе и о его морфологических признака

Знакомство с ПЛАНОМ урока

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой при луне.

Все ваши строчки хороши,

Частичка вашей в ней души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.

- Кому посвящены эти строки?

Творчество А.С. Пушкина и его произведение «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», легло в основу нашего урока

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, организация рабочего места

Коммуникативное: развитие внимания учащихся

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умениесамостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2.

Минутка чистописания.

Первая строка:  А С П

(что спрятано за этими буквами

замени печатные буквы прописными и продолжи закономерность до конца рабочей строки)

Вторая строка: Пушкин А.С.(краткая биография)

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

3.

4.

Словарная работа

Орфографическая минутка.

- как вы думаете, какими умениями должен владеть современный человек? (грамотное безошибочное письмо).

- какова цель уроков русского языка? (ответы детей.)

- прочитайте слово, написанное на экране для минутки чистописания-

Третья строка: ска.ки

- назовите орфограмму, объясните, подберите однокоренные слова.А что такое однокоренные слова?(сказочка, сказочник, сказ, сказание, сказочный, сказочник, пересказ, рассказ, сказать, рассказчик, рассказывать,…)

- при помощи каких частей слова образовались новые слова?

- назовите форму слова сказка

- назовите, какие части речи использованы?

- Назовите слова на известные вам орфограммы.

-Продолжим запись через запятую, выделяя орфограммы.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.Оценивание.

Составим и запишем предложение по рисунку из прочитанного произведения о ветре и кораблике.

Предложение д.б.повеств,невоскл,распростр,соднород.сказуемыми

Ветер (по) морю гуля.т и к.рабликподг.ня.т.

-Объясните написание пропущенных орфограмм.

-Объясните правописание гласных в окончаниях части речи глагол.

-Грамматическая основа предложения.

- Разбор предложения.

ВЗАИМОПРОВЕРКА..ОЦЕНИВАНИЕ,

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других, умениеслушать и записывать содержание и объяснения учителя или ученика

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; умение работать с памятками

5.

Повторение о написании безударных личных окончаний глаголов.

Цель: активное и сознательное обобщение изученного материала,

систематизация знаний по теме.

Определите спряжение глаголов

Сформулируйте ответ на следующий вопрос

А для чего надо уметь определять спряжение глаголов?

(Правильно писать личные окончания глаголов)

Следующее задание .Определите спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы в окончания глаголов.

Ветер весело шум.т,

Судно весело беж.т.

Ветер по морю гуля

И кораблик подгоняя

Снова князь у моря ход, …

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плыв

Вид, белочка при всех
Золотой грыз орех,
Изумрудецвынима.т,
А скорлупку собира, …

ВЗАИМОПРОВЕРКА.ОЦЕНИВАНИЕ.

- Что мы повторили при выполнении этого задания? (Спряжение глагола).

-Какие типы глаголов вы знаете?

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению, ко 2 спряжению?

Как определить спряжение глагола и правильно написать безударные окончания глаголов

1. Поставьте глагол в начальную форму.

2. Выясните, оканчивается ли он на “ить” и не является ли глаголом-исключением.

3. Определите спряжение глагола.

4. Напишите нужное окончание.

Число
Единственно

Множественное

I спряжение

-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут(ют)

II спряжение

-ишь
-ит
-им
-ите
-ат(ят)

Ко II же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на – ИТЬ – ,

Исключая: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть, 

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на -Е- спрягать нельзя!

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта; работа по образцу, по алгоритму

6.

Повторение оизменении глаголов по числам

Цель: активное и сознательное обобщение изученного материала,

систематизация знаний по теме.

Б.,Чудес в "Сказке о царе Салтане..." великое множество, но основных чуда, четыре. 
Чудеса, о которых "корабельщики" рассказывали царю Салтану: чудо первое; чудный остров, на котором рос только один дуб, и вдруг на острове таинственным образом вырастает город, с "теремами и садами". 
Второе чудо: "затейница" белка, в хрустальном доме, грызущая золотые орешки, вынимая из них изумруды.
Чудо третье: тридцать три богатыря с дядькой Черномором, выходящие из моря и охраняющие стены града царя Гвидона.
И четвертое чудо: птица-лебедь, превратившаяся в прекрасную царевну, на которой обвенчался царь Гвидон. 

ЗАДАНИЕ

Написать в столбик недостающие глаголы. Определить время и число.

Рядом эти же глаголы записать во множественном числе. Выделить окончания, определить спряжение.

К-1

Днем свет божий …, (затмевает – затмевают)
Ночью землю …, (освещает – освещают)
Месяц под косой …, (блестит – блестят)
А во лбу звезда… (горит – горят)

Вывод: глаголы изменяются по числам.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.ОЦЕНИВАНИЕ.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

7.

Повторение о временных формах глаголов.

Цель: систематизировать знания по теме.

Групповая работа

Приведите по 3 примера из произведения, чтобы глаголы в них показывали на настоящее, будущее и прошедшее время.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, формулировка проблемы

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, работа в коллективе Регулятивные: планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование

8.

ФИЗМИНУТКА Цель: релаксация

9.

Открытие новых знаний.

Цель: выделение необходимой учебной информации, на основе которой происходит закрепление.

- Вернемся к плану нашего урока, посмотрим, что мы выполнили и что еще осталось.

- Продолжаем нашу работу.

- Сейчас я предлагаю посмотреть случай из жизни. (Инсценировка детей).

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

- В этом году  на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

- А как сказать правильно?

-  Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)

-Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени.          

Вот некоторые из них:

Победитьубедитьдерзить

Бороздитьпылесоситьшелестеть

- Открыть слова, записанные на доске.

Однако, ситуация не безвыходная. Можно использовать либо описательные выражения, либо близкие глаголы.

Можно сказать: Победить-одержу победу,

пылесосить-буду пылесосить, чищу пылесосом,решил

убедить-(думаю)смогу убедить, я убеждаю

дерзить-начну дерзить

бороздить-проведу борозду

шелестеть-начну(буду) шелестеть

-Получается,что эти глаголы употребляются вместе со вспомогательным глаголом связанным по смыслу.

Попробуйте применить этот прием и составить с данными словами предложения устно. (Дети называют предложения).

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование нравственно – эстетических чувств

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование

10.

Повторение о написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

Цель: систематизировать знания по теме.

- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне?

Задание: найдите глаголы настоящего времени 2 лица единственного числа. Объясните, почему пишется ь.

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!

Вывод.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.ОЦЕНИВАНИЕ.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование

11.

Работа с фразеологизмами.
Цель: обогащение речи учащихся.

-Вспомните,что такое фразеологизмы?(Это устойчивые сочетания слов,близкие по лексическому значению одному слову)

Попробуйте заменить фразеологизм одним словом – глаголом неопределенной формы .

Давать слово (обещать)
Зарубить на носу (запомнить)
Держать язык за зубами (молчать)
Вешать нос (унывать)
Мозолить глаза (надоедать)

- для чего нужно употреблять фразеологизмы?

Фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы

выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью;

украсить нашу речь и сделать её образнее;

поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа

позволяют ёмкую фразу заменить словом.

ВЫВОД

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование. Умение находить наиболее рациональные способы решения задачи

12.

Правописание НЕ с глаголами.

Цель: систематизировать знания по теме.

- Сформулируйте правило:

«А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить»

«Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит»

«Да! Такая есть девица.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнёшь

Да за пояс не заткнёшь»

ВЫВОД:не с глаголами пишется раздельно

ВЗАИМОПРОВЕРКА.ОЦЕНИВАНИЕ.

Ходит-н.ф ходить,2 спр,наст.вр.ед.ч,3л,сказ.

13

Обобщение.

Цель: обобщить знания по теме.

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Проведем игра «Блиц – опрос». Каждая группа получает 2 вопроса.Дополни предложение

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

6. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

7. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

8. Назовите глаголы – исключения

9.Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

10. Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

11. В каких случаях в глаголах пишется ь?

12. Правописание НЕ с глаголами

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умениесамостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии.

14.

Подведение итогов.

Цель: систематизировать знания по теме.

Рефлесия

Цель: проверка способности к самооценке как личностный результат

Выставление оценок.

- Урок подходит к концу.

- Вспомните, какую цель, вы ставили перед собой в начале урока.(обобщить знания учащихся о глаголе и о его морфологических признаках.)

- Какую учебную задачу вы решали?( вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок)

-Удалось ли нам обобщить и систематизировать знания о глаголе?

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

В ответе можно использовать только глаголы прошедшего времени ответьте на вопрос «Чем мы занимались сегодня на уроке?» ( думали, учились.трудились…..)

-Как ВЫ думаете, пригодятся ли в жизни знания, полученные на уроке???

- Сейчас сами оцените свою работу на уроке.

* Я работал сегодня очень хорошо и у меня все получилось.

* Я работал сегодня хорошо, но у меня не все получилось.

* Я сегодня не доволен своей работой, буду стараться.

- А я хочу закончить урок следующими словами.

Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может.

- Я уверена, что это про вас, ребята.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознании уровня и качества усвоения; самооценка, самоконтроль выполняемой работы

Личностные: самооценка деятельности

Личностные УУД:установление связи между учебной деятельностью и мотивом

15.

Домашнее задание

Цель: закрепление теоретических и практических знаний.

Сочинить и записать грамматическую сказку о глаголе

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

А. Н. Толстого: « Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.» - Хвалю, благодарю.отдыхайте…