Урок русского языка. 3класс
Тема: «Глагол. Повторение и систематизация знаний учащихся».
Подорожняк Елена Николаевна,
Учитель начальных классов
Город Ухта
2024 год
Тема: «Глагол. Повторение и систематизация знаний учащихся»
Цели урока:
Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; закрепить умение писать НЕ с глаголами; отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильное написание окончаний; способствовать формированию информационной компетентности (аспект – обработка информации,1 уровень) и компетентности разрешения проблем (аспект: применение технологий, 2 уровень); воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за порученное дело.
Задачи урока:
Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.
Систематизировать существенные признаки глагола как части.
Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.
Тип урока: обобщение знаний.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Ход урока
-Какое слово получилось?
Чтение учителем стихотворения о глаголе.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.
- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?
Вывод:по частоте употребления в нашей речи глагол занимает 2 -ое место после существительного, это самая “живая” часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни.)
Тема урока “Обобщение знаний о глаголе”.
Цель урока:обобщить и систематизировать знания о глаголе и его морфологических признаках
Задачи :вспомнить все что узнали о глаголе и о его морфологических признака
Знакомство с ПЛАНОМ урока
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой при луне.
Все ваши строчки хороши,
Частичка вашей в ней души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
- Кому посвящены эти строки?
Творчество А.С. Пушкина и его произведение «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», легло в основу нашего урока
Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, организация рабочего места
Коммуникативное: развитие внимания учащихся
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умениесамостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
2.
Минутка чистописания.
Первая строка: А С П
(что спрятано за этими буквами
замени печатные буквы прописными и продолжи закономерность до конца рабочей строки)
Вторая строка: Пушкин А.С.(краткая биография)
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
3.
4.
Словарная работа
Орфографическая минутка.
- как вы думаете, какими умениями должен владеть современный человек? (грамотное безошибочное письмо).
- какова цель уроков русского языка? (ответы детей.)
- прочитайте слово, написанное на экране для минутки чистописания-
Третья строка: ска.ки
- назовите орфограмму, объясните, подберите однокоренные слова.А что такое однокоренные слова?(сказочка, сказочник, сказ, сказание, сказочный, сказочник, пересказ, рассказ, сказать, рассказчик, рассказывать,…)
- при помощи каких частей слова образовались новые слова?
- назовите форму слова сказка
- назовите, какие части речи использованы?
- Назовите слова на известные вам орфограммы.
-Продолжим запись через запятую, выделяя орфограммы.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.Оценивание.
Составим и запишем предложение по рисунку из прочитанного произведения о ветре и кораблике.
Предложение д.б.повеств,невоскл,распростр,соднород.сказуемыми
Ветер (по) морю гуля.т и к.рабликподг.ня.т.
-Объясните написание пропущенных орфограмм.
-Объясните правописание гласных в окончаниях части речи глагол.
-Грамматическая основа предложения.
- Разбор предложения.
ВЗАИМОПРОВЕРКА..ОЦЕНИВАНИЕ,
Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя и других, умениеслушать и записывать содержание и объяснения учителя или ученика
Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; умение работать с памятками
5.
Повторение о написании безударных личных окончаний глаголов.
Цель: активное и сознательное обобщение изученного материала,
систематизация знаний по теме.
Определите спряжение глаголов
Сформулируйте ответ на следующий вопрос
А для чего надо уметь определять спряжение глаголов?
(Правильно писать личные окончания глаголов)
Следующее задание .Определите спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы в окончания глаголов.
Ветер весело шум.т,
Судно весело беж.т.
Ветер по морю гуля.т
И кораблик подгоняя.т
Снова князь у моря ход.т, …
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плыв.т
Вид.т, белочка при всех
Золотой грыз.т орех,
Изумрудецвынима.т,
А скорлупку собира.т, …
ВЗАИМОПРОВЕРКА.ОЦЕНИВАНИЕ.
- Что мы повторили при выполнении этого задания? (Спряжение глагола).
-Какие типы глаголов вы знаете?
Ко II же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на – ИТЬ – ,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -Е- спрягать нельзя!
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта; работа по образцу, по алгоритму
6.
Повторение оизменении глаголов по числам
Цель: активное и сознательное обобщение изученного материала,
систематизация знаний по теме.
Б.,Чудес в "Сказке о царе Салтане..." великое множество, но основных чуда, четыре.
Чудеса, о которых "корабельщики" рассказывали царю Салтану: чудо первое; чудный остров, на котором рос только один дуб, и вдруг на острове таинственным образом вырастает город, с "теремами и садами".
Второе чудо: "затейница" белка, в хрустальном доме, грызущая золотые орешки, вынимая из них изумруды.
Чудо третье: тридцать три богатыря с дядькой Черномором, выходящие из моря и охраняющие стены града царя Гвидона.
И четвертое чудо: птица-лебедь, превратившаяся в прекрасную царевну, на которой обвенчался царь Гвидон.
ЗАДАНИЕ
Написать в столбик недостающие глаголы. Определить время и число.
Рядом эти же глаголы записать во множественном числе. Выделить окончания, определить спряжение.
К-1
Днем свет божий …, (затмевает – затмевают)
Ночью землю …, (освещает – освещают)
Месяц под косой …, (блестит – блестят)
А во лбу звезда… (горит – горят)
Вывод: глаголы изменяются по числам.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.ОЦЕНИВАНИЕ.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.
7.
Повторение о временных формах глаголов.
Цель: систематизировать знания по теме.
Групповая работа
Приведите по 3 примера из произведения, чтобы глаголы в них показывали на настоящее, будущее и прошедшее время.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, формулировка проблемы
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, работа в коллективе Регулятивные: планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование
8.
ФИЗМИНУТКА Цель: релаксация
9.
– Открытие новых знаний.
Цель: выделение необходимой учебной информации, на основе которой происходит закрепление.
- Вернемся к плану нашего урока, посмотрим, что мы выполнили и что еще осталось.
- Продолжаем нашу работу.
- Сейчас я предлагаю посмотреть случай из жизни. (Инсценировка детей).
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…
- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
- А как сказать правильно?
- Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)
-Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени.
Вот некоторые из них:
Победитьубедитьдерзить
Бороздитьпылесоситьшелестеть
- Открыть слова, записанные на доске.
Однако, ситуация не безвыходная. Можно использовать либо описательные выражения, либо близкие глаголы.
Можно сказать: Победить-одержу победу,
пылесосить-буду пылесосить, чищу пылесосом,решил
убедить-(думаю)смогу убедить, я убеждаю
дерзить-начну дерзить
бороздить-проведу борозду
шелестеть-начну(буду) шелестеть
-Получается,что эти глаголы употребляются вместе со вспомогательным глаголом связанным по смыслу.
Попробуйте применить этот прием и составить с данными словами предложения устно. (Дети называют предложения).
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, формирование нравственно – эстетических чувств
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование
10.
Повторение о написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа.
Цель: систематизировать знания по теме.
- Какими словами обращается будущий князь Гвидон к волне?
Задание: найдите глаголы настоящего времени 2 лица единственного числа. Объясните, почему пишется ь.
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!
Вывод.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.ОЦЕНИВАНИЕ.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование
11.
Работа с фразеологизмами.
Цель: обогащение речи учащихся.
-Вспомните,что такое фразеологизмы?(Это устойчивые сочетания слов,близкие по лексическому значению одному слову)
Попробуйте заменить фразеологизм одним словом – глаголом неопределенной формы .
Давать слово (обещать)
Зарубить на носу (запомнить)
Держать язык за зубами (молчать)
Вешать нос (унывать)
Мозолить глаза (надоедать)
- для чего нужно употреблять фразеологизмы?
Фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы
выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью;
украсить нашу речь и сделать её образнее;
поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа
позволяют ёмкую фразу заменить словом.
ВЫВОД
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, планирование, построение алгоритма деятельности, прогнозирование. Умение находить наиболее рациональные способы решения задачи
12.
Правописание НЕ с глаголами.
Цель: систематизировать знания по теме.
- Сформулируйте правило:
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить»
«Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит»
«Да! Такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь»
ВЫВОД:не с глаголами пишется раздельно
ВЗАИМОПРОВЕРКА.ОЦЕНИВАНИЕ.
Ходит-н.ф ходить,2 спр,наст.вр.ед.ч,3л,сказ.
13
Обобщение.
Цель: обобщить знания по теме.
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
Проведем игра «Блиц – опрос». Каждая группа получает 2 вопроса.Дополни предложение
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
6. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
7. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
8. Назовите глаголы – исключения
9.Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
10. Какие окончания имеют глаголы II спряжения?
11. В каких случаях в глаголах пишется ь?
12. Правописание НЕ с глаголами
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умениесамостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии.
14.
Подведение итогов.
Цель: систематизировать знания по теме.
Рефлесия
Цель: проверка способности к самооценке как личностный результат
Выставление оценок.
- Урок подходит к концу.
- Вспомните, какую цель, вы ставили перед собой в начале урока.(обобщить знания учащихся о глаголе и о его морфологических признаках.)
- Какую учебную задачу вы решали?( вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок)
-Удалось ли нам обобщить и систематизировать знания о глаголе?
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
В ответе можно использовать только глаголы прошедшего времени ответьте на вопрос «Чем мы занимались сегодня на уроке?» ( думали, учились.трудились…..)
-Как ВЫ думаете, пригодятся ли в жизни знания, полученные на уроке???
- Сейчас сами оцените свою работу на уроке.
* Я работал сегодня очень хорошо и у меня все получилось.
* Я работал сегодня хорошо, но у меня не все получилось.
* Я сегодня не доволен своей работой, буду стараться.
- А я хочу закончить урок следующими словами.
Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может.
- Я уверена, что это про вас, ребята.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознании уровня и качества усвоения; самооценка, самоконтроль выполняемой работы
Личностные: самооценка деятельности
Личностные УУД:установление связи между учебной деятельностью и мотивом
15.
Домашнее задание
Цель: закрепление теоретических и практических знаний.
Сочинить и записать грамматическую сказку о глаголе
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя.
Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
А. Н. Толстого: « Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.» - Хвалю, благодарю.отдыхайте…