* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Виды синтаксического и морфологического

( как часть речи) разборов

     Виды грамматических разборов относятся к числу важнейших и, наверное, самых трудных упражнений в начальной школе в период обучения русскому языку. Не первый год сталкиваясь с этой проблемой, я решила создать рекомендации для родителей и детей исходя из личного опыта.

        Грамматический разбор проводится при выполнении домашнего задания, при актуализации опорных знаний (при синтаксическом разборе предложения); при закреплении полученных знаний, при проведении повторительно-обобщающих уроков, контрольных уроков, при текущем повторении.

        Во всех видах грамматического и синтаксического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность.

Синтаксический разбор предложения

1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

2. По интонации (восклицательное, невосклицательное)

3. Выделить грамматическую основу (подлежащее, сказуемое)

4. По наличию грамматических основ

(простое - 1 грам. основа, сложное – 2 и более грам. основ.).

5. По наличию второстепенных членов предложения

(распространённое, нераспространённое, есть однородные члены предл. или нет).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения:

определение - (какой?, какому?, каким?...),

дополнение - (вопросы падежей, кроме И.п.),

обстоятельство - (где?, как?, куда?, зачем?, почему?, когда?)

7 Указать над каждым словом в предложении часть речи

(сущ., прил., гл., мест., нар., числ., предл., союз)

8. Выписать словосочетания

(подлежащее + второстепенные члены предл.,

сказуемое + второстепенные члены предл.,

второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)

Например:

пр. сущ. глаг. прил. сущ.

В тени   росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл., прост., распр., без однор. членов)

ландыши (какие?) душистые

росли (где?) в тени

ПОЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

Фонетический разбор слова.

Морковь – 2 слога, 2 гласн., 4 согл.

м - [м ] - согл., звонк., твёрд., непарн., сонорн.

о - [а ]гласн., безударн..

р - [р ]согл., звонк., твёрд., непарн., сонорн.

к - [к ]согл., глух., твёрд., парн.

о - [о ] – гл., ударн.

в - [ф’] – согл., глух., мягк., парн.

ь - [-]_______________

7 букв, 6 звуков.

Разбор слова по составу

1.Измени форму слова, укажи окончание.

2. Определи часть слова без окончания, укажи основу.

3. Подбери однокоренные слова, укажи их общую часть – корень.

4. Определи часть слова перед корнем, укажи приставку.

5. Определи часть слова после корня, укажи суффикс.

Морфологический разбор имени существительного

Часть речи.

Начальная

форма (Им. п., ед. ч.)

Постоянные признаки:

о

душевлённое или неодушевлённое

, собственное или нарицательное, род, склонение.

Непостоянные признаки:

число, падеж.

Синтаксическая роль

.

Солнце освещает землю.

Например: Землю - сущ., н.ф. (что?) земля; неодуш., нариц., ж.р.,

 1 скл., ед. ч., В.п., дополнение.

Морфологический разбор имени прилагательного

Часть речи.

Начальная

форма (Им. п., ед. ч.,

м.р

.)

Непостоянные признаки:

число, род

, падеж.

Синтаксическая роль.

Цветёт алая гвоздика.

Например: Алая(гвоздика) – прил., н. ф. (какой?) алый, ед.ч., ж.р.,

И.п., определение.

Морфологический разбор глагола.

Часть речи.

Неопределённая

ф

орма

–начальная форма

(что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид, спряжение.

(совершенный вид –что сделать?

несовершенный вид-что делать?)

Непостоянные признаки

:

1. время (нет настоящего времени у глаголов совершенного вида),

2. число,

3. род прошедшем времени единственном числе),

4. лицо (в настоящем и будущем времени).

Синтаксическая роль.

Дует лёгкий ветерок.

Например: Дует – глаг., н. ф. (что делать?) дуть, несоверш. вид,

I спр.. наст. вр., ед.ч., 3 л, сказуемое.

Наступила золотая осень. Первые листья упали на землю.

Например: Наступила – глаг., н.ф (что сделать?) наступить, соверш.

вид, прош. вр., ед. ч., 3 л., ж. р., сказуемое.

Упали – глаг., н.ф. (что сделать?) упасть, соверш. вид, прош. вр., мн. ч.,

3 л, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения

Часть речи.

Начальная форма (Им. п.)

Постоянные признаки: род, число, лицо.

Непостоянные

признаки: падеж

.

Синтаксическая роль.

Мальчик побежал за ней.

Например: (За) ней – мест., Н. ф. – (кто? что?) она. ж.р., ед.ч., 3л., Т.п.,

дополн..