Тема урока-исследования
в 4 А классе МБОУ СОШ №1
с. Канглы:
Плешаков А.А. Окружающий мир
УМК «Школа России»
«Великая Отечественная война и Великая Победа»
Провела: Мухамедова Ф.С.
Цели:
Формирование представления о Великой Отечественной войне.
Задачи:
уметь рассказывать об основных событиях войны и давать им оценку;
понимать, почему рядом со словами «война» и «победа» употребляется слово
«Великая»;
создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.
Формирование УУД:
Познавательные – извлекать необходимую информацию из текста; находить определённые понятия и воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, используя справочную литературу;
Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Личностные – формировать положительное отношение к себе и окружающему миру.
Образовательные:
Актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г.
Расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны.
Систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа.
Организационный момент.
Входят в класс под песню
В.И. Лебедева-Кумача, А.В. Александрова «Священная война»
- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки и мне. Присаживайтесь.
Актуализация знаний.
- Скажите, а вы любите путешествовать? (Да)
- Как вы смотрите на то, что сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени? Вы, не против? (Нет)
- А вот куда именно, вы узнаете, посмотрев фрагмент из фильма «Рубеж».
Слайд 1
(Видео № 1 «Рубеж»)
III. Постановка проблемы.
-Итак, о каком историческом событии идёт речь в этом эпизоде? (О войне)
- А кто помнит, какую знаменательную дату мы праздновали 9 мая 2020 года?
(9 мая 2020 года наша страна праздновала 75-летие со дня окончания ВОВ – День Победы)
Слайд 2
«Прошлое, хранящееся в нашей памяти, есть часть настоящего»
Тадеуш Котарбиньский
-Как вы думаете, что означают эти строки? (Без прошлого нет будущего)
-А почему нужно знать и говорить о войне, которая была много лет назад, ещё до нашего рождения? (Ответы детей)
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. («Великая Отечественная война и Великая Победа» )
Слайд 3
Тема: «Великая Отечественная война и Великая победа»
- Да, ребята, очень важно знать о тех далёких событиях и владеть достоверной информацией о том, что же произошло 76 лет назад. Дело в том, что современная история некоторых стран искажает исторические факты и события.
- Какую же цель мы поставим перед собой на уроке и спланируем нашу работу? (Познакомимся с историей ВОВ, выясним, почему войну 1941--1945 г. называют Великой)
Слайд 4
(Цель: познакомиться с историей ВОВ, выяснить, почему войну 1941--1945 г. называют Великой)
- Сегодня мы проведём поисковую работу и поделимся собранной информацией друг с другом, с вашими родными и сверстниками.
-Так же сегодня мы с вами начнём создавать коллективный проект «Книга памяти великих сражений».
- Для этого мы с вами должны отправиться годы, очень тяжёлые для нашей страны.
IV. Введение нового материала.
Слайд 5
(Карта Европы)
(Рассказ учителя)
-Перед вами карта Европы 40-х годов 20 века.
1933 год. В Германии к власти пришла партия фашистов во главе с Адольфом Гитлером, который мечтал о мировом господстве….
1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу.
Вслед за Польшей 12 европейских стран были захвачены фашистами.
Так началась Вторая мировая война. На пути захватчиков осталась одна непокорённая страна – Советский Союз.
Слайд 6
(Карта – «План Барбаросса»)
- Немецкое командование разрабатывает «План Барбаросса» - план нападения Германии на СССР.
-Этот план был назван так в честь короля Германии Фридриха III, который прославился своими завоевательными походами. Прозвище Барбаросса он получил из-за своей рыжеватой бороды.
Слайд 7
(Король Германии Фридрих III)
Суть плана Барбаросса состояла в том, что для германской нации необходимы были новые территории, которые заселены славянскими народами. В результате победы Германии народы должны были быть выселены с советской территории, часть уничтожена, а часть планировалось использовать на тяжелых работах.
План Барбаросса заключался в том, что немецкая армия делились на 3 группировки: Север, Юг и Центр и одновременно должна была наступать в трёх направлениях:
Северная группировка должна была захватить Ленинград, группа армии “Центр” захватить Белоруссию и направиться к Москве. Южное направление должно было обеспечить завоевание нефтяных месторождений на Кавказе для обеспечения армии топливом. Поэтому в этих направлениях шли ожесточённые и кровопролитные бои.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями, и выяснить, почему план немецкого командования потерпел крах, а для этого мы с вами должны постараться восстановить ход ВОВ и хронологию её событий.
- Предлагаю создать «Историко-исследовательский ШТАБ», в который войдут теоретики - Эксперты (ставлю на одну парту табличку «Эксперты») и Практики – все остальные ребята. Будем работать парами.
- Уважаемые исследователи, у вас на столах – вопросы и материал для работы. Вопросы спрятаны в гильзах.
- Кто знает, что такое гильза? (Гильза оружейная — тонкостенная трубка (стакан), предназначенная для помещения метательного заряда и средств воспламенения.)
- Мои гильзы безопасны. А если вы найдете такой предмет, то ни в коем случае нельзя его пытаться открыть или бросать его в огонь. Это очень опасно!
Ваша задача – найти информацию на страницах учебника «Окружающего мира», толкового словаря, «Школьной энциклопедии», из исторических фактов и, по окончании работы, ответить на вопросы, воссоздав хронологию событий ВОВ.
(Ставлю таблички на парты с названиями тем):
1.«Начало войны. Оборона Брестской крепости»
2. «Блокада Ленинграда»
3.«Битва за Москву»
4.«Битва за Сталинград»
5. «Курская битва»
6. «Штурм Берлина. День Победы»
7.Эксперты
- На эту работу я даю вам 5 минут.
(Включаю музыку «От героев былых времён»)
(Самостоятельная работа уч-ся – 5 минут)
(Хожу, советую поделить информацию, обращаю внимание на закладки, подробно изучить и ответить на вопросы)
Ответы детей:
- Уважаемые исследователи, давайте попробуем восстановить хронологию важнейших сражений ВОВ. На выступление отводится 2 минуты.
- Начнём с наших уважаемых экспертов.
Отчёт экспертов.
1.Узнай в толковом словаре, что означает слово ВОЙНА.
- И мы отправляемся в 22 июня 1941 года.
- Во всех школах страны прошли выпускные экзамены. Юноши и девушки встречают рассвет.
Слайд 8 (Видео № 2 «Брестская крепость»)
Слайд 9 (22 июня. Брестская крепость)
- Отчёт 1 пары. «Начало Великой Отечественной войны. Оборона Брестской крепости».
(Дети выходят, зачитывают вопросы и отвечают на них)
1.Дата начала Великой Отечественной войны.
2.Как произошло нападение?
3.Расскажите о защитниках Брестской крепости.
Слайд 10 («Я умираю, но не сдаюсь!»
Слайд 11 (Монумент +4 фото)
- Найдите у себя на карте и отметьте красным маркером город-герой Брест.
Слайд 12 (Город-герой Брест)
(Прикрепляю магнитом на доске дату 22 июня 1941 год)
Прикрепите страницу «Книги памяти». (Даю страницу с фото начала войны)
Слайд 13
(«Родина - мать зовёт!» «Всё для фронта! Всё для победы!»)
- Сентябрь 1941 года. Фашисты окружили Ленинград.
- Слово нашим экспертам.
Отчёт экспертов.
2.Узнай в толковом словаре, что означает слово БЛОКАДА.
Слайд 14 (Видео № 3 из х/ф «Рубеж»)
- Отчет 2 пары. «Блокада Ленинграда»
(Дети выходят, зачитывают вопросы и отвечают на них)
1.Когда началась блокада Ленинграда и сколько дней она длилась?
2.Расскажите о тяжких днях блокады.
Слайд 15 (Хлеб, разруха)
3.Что такое дорога жизни?
Слайд 16 (Дорога-жизни)
- Найдите у себя на карте и отметьте город-герой Ленинград.
Слайд 17 (Город-герой Ленинград)
(Прикрепляю магнитом на доске дату 8 сентября 1941 год – январь 1944 год).
Прикрепите страницу «Книги памяти». (Даю страницу, на которой изображена блокада Ленинграда)
__________________________________________________________________
- Октябрь 1941 года. Враг подошёл к Столице нашей родины – к Москве.
-Отчёт экспертов.
3.Что такое Мобилизация?
Слайд 18 (Видео № 4 «28 панфиловцев»)
-Отчёт 3 пары. «Битва за Москву».
(Дети выходят, зачитывают вопросы и отвечают на них)
1.Для чего было решено провести парад на Красной площади?
Слайд 19 (Парад в ноябре)
2.Кто командовал войсками в битве за Москву?
Слайд 20 (Фото Жукова Г.К.)
3. Как закончилась битва под Москвой?
- Найдите у себя на карте и отметьте красным маркером город-герой Москва.
Слайд 21 (Город-герой Москва)
(Прикрепляю магнитом на доске дату: 30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.
Прикрепите страницу «Книги памяти». (Даю страницу, на которой изображена битва за Москву)
_______________________________________________________________
- Летом 1942 года начались ожесточённые бои за Сталинград.
Отчёт 4 пары. «Сталинградская битва»
1. Почему фашисты стремились захватить Сталинград?
2. Каким образом советскому командованию удалось развернуть ход войны в свою пользу?
3. Как закончилась Сталинградская битва?
Слайд 22 (Видео № 5 док. фильм)
- Найдите у себя на карте и отметьте красным маркером город-герой Сталинград.
Слайд 23 (Город-герой Сталинград)
(Прикрепляю магнитом на доске дату: 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. год)
Прикрепите страницу «Книги памяти». (Даю страницу, на которой фото битвы за Сталинград)
(Мой рассказ об операции «Малый Сатурн», о Тацинском танковом рейде).
Слайд 24 (Карта из шк. музея «Малый Сатурн»)
(Прикрепляю дату и страницу «Стелла Танковый рейд»
______________________________________________________________
- Летом 1943 года началось ключевое сражение в войне – сражение на Курской Дуге.
-Отчёт 5 пары. «Курская битва».
1.Где и как проходило танковое сражение под Прохоровкой?
2.Каково значение Курской битвы?
Слайд 25 (Видео № 6 «Танковое сражение»)
- Найдите у себя на карте и отметьте красным маркером город-герой Курск.
Слайд 26 (Город-герой Курск)
(Прикрепляю магнитом на доске дату: 5 июля 1943г. – 23 августа 1943 г.
Прикрепите страницу «Книги памяти». (Даю страницу, на которой изображена Курская битва)
________________________________________________________________
Отчёт экспертов.
4. Узнай в толковом словаре, что означает слово КАПИТУЛЯЦИЯ?
5. Что такое Рейхстаг?
- Отчёт 6 пары. «Взятие Берлина. День Победы».
1. Когда начался штурм Берлина? Кто водрузил флаг на Рейхстаг?
2. Какой день стал Днем Победы?
Прикрепите страницу «Книги памяти». (Даю страницу, на которой окончание ВОВ)
Региональный компонент
Тема: « Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Исмаилова Эмилия и Кочегин Дмитрий
Слайд 27 (День Победы)
V. Закрепление знаний
-Итак, ребята, подведём итоги.
- Любая война несёт разруху. ВОВ была самой страшной и разрушительной, она унесла много человеческих жизней, уничтожила целые города и деревни. Поэтому её называют Великой.
-Что же нам удалось выяснить в ходе исследовательской работы.
Для этого давайте ответим на вопросы:
Слайд 28
1.Когда началась ВОВ? (22 июня 1941)
2.Назовите самые значимые сражения ВОВ. (Называют даты и битвы, написанные на доске)
3.Сколько лет длилась ВОВ? (4 года)
4.С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?
(с Германией)
5.Какая цель войны была у немецкой армии?
(Захватить, поработить)
6.За что сражались советские войска? (Свобода и независимость)
7. Когда мы отмечаем День Победы?
- Как вы думаете, почему эту войну называют Великой? (Самая кровопролитна и разрушительная)
- Скажите, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Познакомиться с историей ВОВ, выяснить, почему войну 1941--1945 г. называют Великой)
- Удалось ли нам её достичь? (Да)
-Какой же вывод мы можем сделать по теме урока? (Трепетно и бережно нести с собой память о тех страшных событиях).
VI. Итог урока.
-Посмотрите, какие у нас получились страницы «Книги памяти». Пусть они будут началом вашего будущего проекта о великих сражениях ВОВ. Вы обязательно её дополните своими рисунками о сражениях, интернет ресурсам, названиями фильмов о войне. А так же соберёте информацию по теме: «Какой след оставила Великая Отечественная война в жизни моей семьи».
VII. Рефлексия
- А сейчас, я хочу пригласить всех участников нашей исследовательской работы выйти ко мне и стать в круг.
В память о нашем уроке я предлагаю вам стать участниками акции Победы, для которой мои ребята сделали вот такие георгиевские ленты. (Дарю ленты)
- Ребята! Мне хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем уроке, начиная словами: «Я помню…», «Я горжусь…», «Мне было интересно узнать …». (Зажигаю свечу памяти).
Слайд 29
(«Я помню…», «Я горжусь…», «Мне было интересно узнать о…»)
Слайд 30 (Видео № 7 док фильма «В золотой зыбке на терновой подстилке»)
Киностудия
« Отражение о Павле Захаровиче Кочегине» прадедушке ученика 4 А класса Дмитрия Кочегина
(Дети передают свечу по кругу и говорят о том, что они запомнили для себя на уроке)
-Я надеюсь, что вы будете всегда помнить об этой страшной войне и с уважением и благодарностью относиться к людям старшего поколения.
-На этом наш урок закончен. Всем спасибо за активную работу.
ДЛЯ УРОКА
На столах:
- учебники «Окружающий мир» 4 класс – 7 шт.;
- распечатанный доп. материал о битвах: Брест, Ленинград, Москва, Сталинград, Курск, Берлин.
- «Школьная энциклопедия» -1 шт.;
-Словарь Ожегова – 1 шт.;
- Книги о сражениях;
- Капсулы - гильзы с вопросами на каждую парту;
- Карта СССР до начала войны (на каждом столе) - 7 шт.
- красные маркеры - 7 шт.
Надписи:
«Эксперты»
«Начало войны. Оборона Брестской крепости»
«Блокада Ленинграда»
«Битва за Москву»
«Битва за Сталинград»
«Курская битва»
«Штурм Берлина. День Победы»
Лента времени: НАПЕЧАТАТЬ!!! на листах + магниты
22 июня 1941 года
8 сентября 1941года - январь 1944 года
30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года
17 июля 1942 - 2 февраля 1943года
5 июля 1943 - 23 августа 1943 года
9 мая 1945 года
ЭКСПЕРТЫ:
1.Узнай в толковом словаре, что означает слово ВОЙНА.
2.Узнай в толковом словаре, что означает слово БЛОКАДА.
3.Что такое Мобилизация?
4. Узнай в толковом словаре, что означает слово КАПИТУЛЯЦИЯ?
________________________________________________________________
Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Брестом».
1 группа:
1.Дата начала Великой Отечественной войны.
2.Как произошло нападение?
3.Расскажите о защитниках Брестской крепости.
________________________________________________________________
Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Ленинградом».
2 группа:
1.Когда началась блокада Ленинграда и сколько дней она длилась?
2.Расскажите о тяжких днях блокады.
3.Что такое дорога жизни?
_________________________________________________________
Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Москвой».
3 группа:
1. В каком году состоялась битва за Москву?
2. Для чего было решено провести парад на Красной площади?
3. Кто командовал войсками в битве за Москву?
_______________________________________________________________
Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Сталинградом».
4 группа:
1. Почему фашисты стремились захватить Сталинград?
2. Каким образом советскому командованию удалось развернуть ход войны в свою пользу?
3. Как закончилась Сталинградская битва?
___________________________________________________________________________
Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли под Курском».
5 группа:
1.Где и как проходило танковое сражение под Прохоровкой?
2.Каково значение Курской битвы?
___________________________________________________________________________
Своё выступление начните со слов: «Наша группа знакомилась с военными событиями, которые произошли в Берлине».
6 группа:
Когда начался штурм Берлина?
Кто водрузил флаг на Рейхстаг?
Какой день стал Днём Победы?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 группа – защита Брестской крепости
На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
Одной из первых приняла на себя удар Брестская крепость. Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день – и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь!»
Её защитники около месяца вели непрерывные бои. О мужестве бойцов гласят их надписи на крепостных стенах: «Мы приняли первый бой в 4 часа утра 22 июня 1941».
Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке - от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны.
Около месяца держали оборону бойцы Брестской крепости. Фашисты окружили их, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Защитникам не хватало патронов, нечего было есть, так как склады с продовольствием были уничтожены. Водопровод не работал, люди пытались взять воду из реки. Но немцы и днем и ночью стреляли. Защитники Брестской крепости держались целый месяц.
Письма немецкого ефрейтора и русского солдата.
Немецкий ефрейтор Вагнер
26 июня 1941 года.
«Всё отлично. Мы снова разобьём страну, победив на этот раз Красную армию. Наша рота первой переправилась через Буг, уничтожила 3 бункера и за первый день продвинулась вглубь на 40 км».
Последнее письмо А. Голикова жене
28 июня 1941 года.
«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».
2 группа - блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня .Когда фашисты напали на Ленинград (так в годы войны назывался современный Санкт-Петербург), немецкое командование было уверено, что этот город после нескольких недель осады, словно спелое яблоко, упадёт к их ногам. Но город остался неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада. В сентябре 1941 года немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром.
Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод. Подвести в Ленинград продовольствие было очень сложно, ведь город был заблокирован со всех сторон. Власти Ленинграда нашли возможность выдавать людям хлеб. Каждый житель города получал один раз в сутки маленький кусочек хлеба (250 граммов выдавали рабочим, остальным – всего по 125 граммов).Ночью осаждённый город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту – на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полёта вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди . Специально приготовленными щипцами, а иногда руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали песком.
Страна не бросила город и как могла помогала: зимой, когда Ладожское озеро покрылось льдом – сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название - Дорога жизни.
По неокрепшему льду озера к городу подтягивались небольшие колонны машин с продовольствием. Однако перевозить большое количество груза, прежде всего муки, было невозможно: тяжёлую гружёную машину попросту не выдержал бы лёд. Часто случалось, что машины действительно проваливались и тонули. Кроме того немецкие самолёты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу.
В январе 1943 года, после того как советские войска начали наступление, в кольце фашистских войск, окружавших город, был пробит небольшой коридор, приблизительно в 10 км шириной. По этому коридору в Ленинград стали завозить продовольствие. Но окончательно город удалось освободить только в январе следующего, 1944 года.
Ленинград выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух настоящего народа сокрушить невозможно!
3 группа
БИТВА ЗА МОСКВУ
Осенью 1941 года фашистские войска подошли к столице нашей Родины Москве. На защиту столицы встали все ее жители, на помощь защитникам шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего востока.
30 сентября 1941 года началось сражение. Немцы были настолько уверены в своей победе, что Гитлер приказал напечатать пригласительные билеты на парад фашистских войск, который должен был пройти в Москве. Гитлер планировал провести парад на Красной площади, а затем уничтожить столицу, оставив на её месте огромное озеро.
Было создано многотысячное народное ополчение. В городе было введено осадное положение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения.
Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941года было решено провести парад на Красной площади. Это был удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километров стоят вражеские войска – значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка. Знаменитыми стали слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», которые произнёс один из героев панфиловцев. Их было 28 человек, которые держали героическую оборону против 50 танков.
Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков.
Парад на Красной площади в 1941 году действительно состоялся, но это был парад Красной армии, бойцы которой прямо с парада отправлялись на линию фронта. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.
Несмотря на то, что Красная армия заметно уступала фашистам в численности войск, количестве бронетехники и оружия, благодаря мужеству и героизму, проявленному нашими солдатами и офицерами во время сражения.
Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия.
5 декабря советские войска смогли перейти в наступление, и немцы были вынуждены отступить.
4 группа
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
Северная группировка должна была захватить Ленинград, группа армии “Центр” захватить Белоруссию и направиться к Москве. Южное направление должно было обеспечить завоевание нефтяных месторождений на Каспийском море для обеспечения армии топливом. Поэтому в этих направлениях шли ожесточённые и кровопролитные бои.
В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко.
В середине лета 1942 года началась масштабная битва на Волге, которая вошла в историю как Сталинградская, и продолжалась она более полугода.
К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться.
В уличных боях и в небе Сталинграда советские войны проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен.
Сталинградская битва переломила ход всей войны. В ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.
200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины.
КОНТРНАСТУПЛЕ́НИЕ - Ответное, встречное наступление, подготовляемое и осуществляемое в ходе оборонительных действий.
5 группа
Курская битва
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Мощный танковый удар готовился немцами около Курска.
Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки.
Курское сражение — крупнейшее в истории противостояние с участием танковых соединений.
Используя новейшие бронемашины «тигр» и «пантера», германские войска предполагали разбить крупную группировку Советских войск в районе Курской дуги (Курского выступа).
Победа под Курском позволила бы Гитлеру на Восточном фронте перейти от обороны к наступлению.
12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
Курская битва стала первым сражением Великой Отечественной, к началу которой у СССР было превосходство над Германией по танкам, самолетам, артиллерии и личному составу.
Курская оборонительная операция длилась с 5 по 23 июля 1943 года.
Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.
Эта битва, в которой наши войска одержали победу, вошла в историю как битва техники. С обеих сторон здесь участвовало 1200 танков.
Курская операция завершилась победой Красной армии.
6 группа
«Взятие Берлина. День Победы».
В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков.
Советские войска вышли к германской границе. Освободив Родину, советские войска пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.
В апреле 1945 года начался штурм Берлина – столицы Германии. Через две недели Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага (парламента).
30 апреля 1945г. разведчики Мелитон Варламович Кантария и Михаил Егоров водрузили знамя над Рейхстагом (здание немецкого парламента), которое и стало символом Победы.
Безоговорочная капитуляция была подписана в ночь с 8 на 9 мая 1945г.
От имени СССР акт подписал заместитель Верховного Главнокомандующего Советскими Вооружёнными Силами Г. К. Жуков.
Представители германского командования подписали «Акт о безоговорочной КАПИТУЛЯЦИИ» - документ, в котором признали своё поражение.
День 9 мая стал Днём Победы в войне с фашистской Германией.