* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Цель:

Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;

Развивающие:

-развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;

Воспитательные:

- воспитывать желание познавать новое.

Предварительная работазагадки про времена года, чтение сказки «Двенадцать месяцев»рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, разучивание физкультминутки «Зимняя прогулка», рассматривание календарей разных видов.

Ход беседы:

1. Вводная часть

Воспитатель:

- Все мы дружные ребята

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться мы знаем

Никого в беде не бросим

Не отнимем, а попросим

 Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Давайте передадим друг другу тепло, веселое настроение. Ребята, отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (4 времени года).

2. Основная часть

Воспитатель: - Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называют круглым? На макете календаря покрутите стрелочку «колесо времени» - зима, весна, лето, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.

У человечества есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.

А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы.

Назовите зимние месяцы (иллюстрация к каждому времени года).

(Ответы детей).

А весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

А теперь порадуйте своими ответами, назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).

Назовите осенние месяцы. (Показываю картины с изображением осенних пейзажей). (Ответы детей).

Ребята, а сколько всего в году месяцев? (12)

Посмотрите в окошко. Какое время года продолжается? Какой сейчас месяц? (Февраль). Какие три месяца у времени года зима?

А что на это указывает? Какие признаки зимы вы знаете? (Ответы детей).

Какое время года после зимы? Признаки весны (Ответы детей).

3. Словарная работа.

Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад «Старик Годовик». Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказысказки для детей и взрослых.

В сказке нам встретятся такие слова, как «тройка»«знойно»«душно»«жать рожь».

«Знойно» - горячий;

«душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания;

«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её.

Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик».

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Воспитатель: - Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается. Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?

Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? 

(Из рукава старика - годовика вылетели месяцы).

Что за четыре крыла у каждой птицы? (Времена года).

Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (Это дни недели).

Назовите дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? (Это день и ночь).

Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.

Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (Год).

Времена года следуют друг за другом и образуют год.

Физкультминутка «Зимняя прогулка».

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп!

Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. (Подскоки на правой ноге, подскоки на левой ноге, бег на месте, прыжки на месте на обеих ногах, присели, ходьба на месте).

Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.

3. Заключительная часть.

Определение главной мысли сказки.

Ребята, почему это произведение названо сказкой - загадкой?

Потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

Что сказочного? (Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т. д.)

Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? (Ответы детей)

Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

Итог.

- Что нового и интересного узнали сегодня?

- С каким автором вы сегодня познакомились?

- Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?

- С какими новыми словами познакомились?

- Что понравилось?

-Что показалось трудным?

-О чём сможете рассказать друзьям, родителям?