Цель:
Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
Развивающие:
-развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
Воспитательные:
- воспитывать желание познавать новое.
Предварительная работа: загадки про времена года, чтение сказки «Двенадцать месяцев», рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, разучивание физкультминутки «Зимняя прогулка», рассматривание календарей разных видов.
Ход беседы:
1. Вводная часть
Воспитатель:
- Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться мы знаем
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Давайте передадим друг другу тепло, веселое настроение. Ребята, отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет. (4 времени года).
2. Основная часть
Воспитатель: - Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называют круглым? На макете календаря покрутите стрелочку «колесо времени» - зима, весна, лето, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.
У человечества есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.
А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы.
Назовите зимние месяцы (иллюстрация к каждому времени года).
(Ответы детей).
А весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).
А теперь порадуйте своими ответами, назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).
Назовите осенние месяцы. (Показываю картины с изображением осенних пейзажей). (Ответы детей).
Ребята, а сколько всего в году месяцев? (12)
Посмотрите в окошко. Какое время года продолжается? Какой сейчас месяц? (Февраль). Какие три месяца у времени года зима?
А что на это указывает? Какие признаки зимы вы знаете? (Ответы детей).
Какое время года после зимы? Признаки весны (Ответы детей).
3. Словарная работа.
Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад «Старик Годовик». Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
В сказке нам встретятся такие слова, как «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».
«Знойно» - горячий;
«душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания;
«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её.
Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик».
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
Воспитатель: - Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается. Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
(Из рукава старика - годовика вылетели месяцы).
Что за четыре крыла у каждой птицы? (Времена года).
Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (Это дни недели).
Назовите дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? (Это день и ночь).
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (Год).
Времена года следуют друг за другом и образуют год.
Физкультминутка «Зимняя прогулка».
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп!
Немного отдохнём
И домой пешком пойдём. (Подскоки на правой ноге, подскоки на левой ноге, бег на месте, прыжки на месте на обеих ногах, присели, ходьба на месте).
Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
3. Заключительная часть.
Определение главной мысли сказки.
Ребята, почему это произведение названо сказкой - загадкой?
Потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.
Что сказочного? (Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т. д.)
Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? (Ответы детей)
Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.
Итог.
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- С каким автором вы сегодня познакомились?
- Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что понравилось?
-Что показалось трудным?
-О чём сможете рассказать друзьям, родителям?