* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада по формированию представлений о профессиях взрослых.

Занина Любовь Викторовна-воспитатель

СП детский сад «Тополек» ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым. Огромную роль в формировании правильных представлений о труде играет семья.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. 

Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности являетсяознакомление с трудом взрослых.

Формирование представлений дошкольников  о труде взрослых – это формирование представлений о деятельности взрослых, приносящей конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, услышать, почувствовать.

От уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы.

При грамотной организации работы по формированию знаний о труде взрослых дошкольники могут показать достаточно высокий уровень знаний по данному вопросу.

В результате исследований знаний дошкольников установлено, что представления о труде родителей гораздо беднее, чем о труде людей, профессию которых дети считают самой интересной. Самый высокий уровень имеют дети, у которых была возможность непосредственно наблюдать за работой отца и матери и слышать от них самих рассказы о своей работе.

Практика показала, что невозможно условно разделить знакомство с профессиями родителей воспитанников и других взрослых.

Исходя из полученных данных, были сделаны определенные выводы о необходимости планомерной и систематической работы по данному вопросу в направлении – дети и их родители.

В процессе нашей работы при взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о профессиях, родители приняли активное участие.

Целью нашей работы является:
установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада для создания условий формирования представлений детей о профессиях взрослых.
Нами были поставлены следующие задачи:
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах формирования представлений детей о профессиях взрослых и привлечение их к сотрудничеству.
- Обеспечение информационно – просветительской поддержки родителей.
- Совместное создание условий для выявления и развития способностей ребенка к той или иной профессии.

В процессе работы взаимодействие педагога с родителями проходило через: 

- приобщение к педагогическому процессу в группе;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни группы;

- информационно – педагогические материалы, выставки детских работ;

- объединение усилий в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.

Нами были задействованы следующие способы и методы вовлечения родителей в совместную деятельность:

Информационно - аналитическое – (анкетирование, тестирование, опрос, «почтовый ящик»)

Наглядно – информационное – (через родительские уголки, папки – передвижки, мини – библиотека, выпуск газеты)

Познавательное – (проектная деятельность, мастер-классы, родительские гостиные, нетрадиционные собрания, экскурсии)

Досуговое – (праздники, развлечения, акции)

С целью знакомства дошкольников с профессиями повар и кондитер. Родители совместно с детьми приняли участие в проектной деятельности группы "Юные поварята" и "Чудеса кондитера". Родители вместе с детьми готовили традиционное блюдо их семьи. В результате работы были собраны книги рецептов традиционных семейных блюд приготовленных дома, фотографии с участием детей для изготовления фото-коллажа "Юные повара-кондитеры".

С целью ознакомления с профессиями ветеринар, парикмахер, кондитер, повар были приглашены в ДОО мамы воспитанников. Каждая мама, являясь обладательницей своей профессии приняла участие в мастер-классе по ознакомлению детей со своей профессией. В процессе которых дети готовили фруктовый салат, пирожные из бисквитных коржей, делали прически друг другу, узнали как оказать первую помощь своему питомцу.

Родители приняли активное участие в разработке методического и игрового материала. Собрана копилка дидактических игр, книг и лэпбуков о профессиях. Каждый лэпбук оснащен дидактическими играми, раскрасками, стихами, загадками, историей о профессии, знакомит детей с орудиями труда.

Совместно с родителями и детьми была создана книга"Сказки о профессиях". В книге представлены авторские сказки о профессиях родителями воспитанников. Иллюстрации к сказкам выполнены родителями совместно с детьми. Книга является накопительной, и со временем в ней появятся еще страницы.

Также, с целью ознакомления дошкольников с профессиями, родителями воспитанников собрана медиатека учебных и методических пособий, обучающих видеофильмов, компьютерных презентаций. Мультфильмы ориентированы на дошкольников и имеют развивающий характер. Видеофильм рассказывает детям о достоинствах разных профессий, совершить экскурсию,не выходя из группы детского сада, например на кондитерскую фабрику, которой у нас нет в поселке и помогает им сделать выбор в пользу той или иной работы. Благодаря умелым рукам наших пап, у нас в группе появилось следующее игровое оборудование для игр и ознакомления с трудом взрослых: магазин, парикмахерская, кухня, столярный станок-мастерская, больничка, спортивный уголок, оснащенные необходимым материалом.

Таким образом, объединение усилий педагогов и родителей создает благоприятные условия для развития детей.

Сотрудничество с семьей может предоставить разнообразные возможности и ресурсы на пути формирования первичных представлений о труде взрослых.