ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА Крылова Ирина Валентиновна учитель начальных классов Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и регулируются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, ?авторитетом? становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к ?выходу? ребёнка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проблемная забота о развитии ребёнка: его самочувствие, состояние души, физическое и психологическое здоровье, успешность деятельности, положение в группе и групповом статусе, самооценка и притязания, способности и перспективы их развития, особенности характера и др., о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни. Моя практическая работа с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: Психолого-педагогическое просвещение; родительское осмысление воспитания детей; родительское соучастие в работе педагога; родительское сотворчество; родительское научение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга. В практике воспитания сложились пять функций работы школы и классного руководителя с родителями обучающихся. Они определяют и содержание этой работы. (Слайд 2) I функция. (Слайд 3) Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании я, как классный руководитель, знакомлю родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы. В начале учебного года рассказываю родителям о специфике, задачах и предлагаю обсудить проблемы предстоящего года. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности (Слайд 4): дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел; участие родителей класса в работе совета школы. II функция (слайд 5) работы классного руководителя с родителями – психолого-педагогическое просвещение. Классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого-педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берет на себя ответственность за психолого-педагогическое просвещение родителей, которое можно организовать посредством следующих форм работы с семьёй (слайд 6): школьные и классные тематические конференции для родителей. В своей работе провожу конференции, посвящённые отдельным воспитательным проблемам: ?Как помочь школьнику учиться??, ?Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы?, ?Адаптация школьника к различным условиям современного общества? и т. д. родительские лектории на основе интересов: для родителей школьников, избравших педагогическую профессию, для родителей трудных детей, для родителей одарённых детей, для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях; индивидуальные консультации (психологические, педагогические); различного рода читательские конференции, выставки литературы для родителей. III функция. (Слайд 7) Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивируется это задачами: расширения воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. В практике использую различные формы вовлечения родителей (слайд 8) в совместную с детьми деятельность: участие родителей во внеурочной деятельности (экскурсии (Ботанический сад, Зоологический музей), спортивные мероприятия (?Папа, мама, я – спортивная семья?), ремонт и благоустройство школы и т. д.); участие родителей в подготовке общешкольных традиционных формах работы (выпускной вечер и т. д.); читательские конференции ?Круг семейного чтения?, конкурс ?Семейное увлечение?, выставки ?Мир наших увлечений?; семейные праздники и фестивали: ?День мамы?, ?День отца? и т. д.; игровые семейные конкурсы – ?Спортивная семья?, ?Музыкальная семья?. Родители моих воспитанников участвуют не только в классных, школьных мероприятиях, но и в районных: участие в конкурсе ?Семья Года? (слайды 9 – 10) (направления: ?Экологическое воспитание в семье?, ?Воспитание творческой личности в семье?). Семьи получили благодарность за создание условий для личностного становления своих детей (слайд 11). IV функция. (Слайд 12) Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности. Другое направление – оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания; профилактика формирования вредных привычек, помощь в преодолении дурного влияния асоциальных неформальных объединений молодёжи и т. д. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с неблагополучными семьями учащихся, семьями с повышенной конфликтностью. V функция. (Слайд 13) Организация работы с родительским активом и взаимодействием с общественными организациями родителей. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей – родительским комитетом школы и класса, школьными советами, советами по месту жительства, женскими советами. Необходимо обратить внимание классных руководителей на следующие факторы работы. (Слайд 14) Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями. Посещение семьи как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороной, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьёй. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель, воспитатель использует эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие условия: не приходить в семью без предупреждения; не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным); не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: ?Разрешите раздеться? Где у вас можно присесть и поговорить??; нельзя вести беседу в агрессивном тоне; не поучайте родителей, а советуйте; желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание. Эффективна и такая форма работы, как памятка для родителей, которая приглашает их к обсуждению и решению проблем воспитания детей (см. Приложение № 1), слайды 15 - 17). Подводя итог своего выступления, я хочу подчеркнуть, что воспитание в семье, семенное начало, школа - это основы в формировании нравственной личности. И я желаю, чтобы каждому ребенку в этом мире посчастливилось иметь семью, в которой живет взаимопонимание и любовь к ближнему. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Памятка для родителей Создание благоприятной семейной атмосферы Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждому ребёнку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: ?Какие оценки ты сегодня получил??, лучше задать контрольные вопросы: ?Что было интересного в школе??, ?Чем сегодня занимались??, ?Как дела в школе??. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Памятка для родителей Воспитание трудолюбия у детей в семье Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз. Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца. Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребёнка трудом. Памятка для родителей О воспитании доброты Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребёнку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. Как можно больше любви к ребёнку, как можно больше требовательности к нему. Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас. Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!
Работа творческого конкурса: "Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА