ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Крылова Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
         Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и регулируются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, ?авторитетом? становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к ?выходу? ребёнка из-под влияния семьи.
         Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития  личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проблемная забота о развитии ребёнка: 
его самочувствие, 
состояние души, 
физическое и психологическое здоровье, 
успешность деятельности, 
положение в группе и групповом статусе, 
самооценка и притязания, 
способности и перспективы их развития, 
особенности характера и др.,
о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.
          Моя практическая работа с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
Психолого-педагогическое просвещение;
родительское осмысление воспитания детей;
родительское соучастие в работе педагога;
родительское сотворчество;
родительское научение.
          Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их  работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
В практике воспитания сложились пять функций работы школы и классного руководителя с родителями обучающихся. Они определяют и содержание этой работы. (Слайд 2)
I функция. (Слайд 3) Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании я, как классный руководитель, знакомлю родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы.
В начале учебного года рассказываю родителям о специфике, задачах и предлагаю обсудить проблемы предстоящего года.
Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности (Слайд 4):
дни творчества детей и их родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел;
участие родителей класса в работе совета школы.
II функция (слайд 5) работы классного руководителя с родителями – психолого-педагогическое просвещение. Классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого-педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берет на себя ответственность за психолого-педагогическое просвещение родителей, которое можно организовать посредством следующих форм работы с семьёй (слайд 6):
школьные и классные тематические конференции для родителей.
В своей работе провожу конференции, посвящённые отдельным воспитательным проблемам: ?Как помочь школьнику учиться??, ?Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы?, ?Адаптация школьника к различным условиям современного общества? и т. д.
родительские лектории на основе интересов: для родителей школьников, избравших педагогическую профессию, для родителей трудных детей, для родителей одарённых детей, для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях;
индивидуальные консультации (психологические, педагогические);
различного рода читательские конференции, выставки литературы для родителей.
III функция. (Слайд 7) Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивируется это задачами: расширения воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.
            В практике использую различные формы вовлечения родителей (слайд 8) в совместную с детьми деятельность:
участие родителей во внеурочной деятельности (экскурсии (Ботанический сад, Зоологический музей), спортивные мероприятия (?Папа, мама, я – спортивная семья?), ремонт и благоустройство школы и т. д.);
участие родителей в подготовке общешкольных традиционных формах работы (выпускной вечер и т. д.);
читательские конференции ?Круг семейного чтения?, конкурс ?Семейное увлечение?, выставки ?Мир наших увлечений?;
семейные праздники и фестивали: ?День мамы?, ?День отца? и т. д.;
игровые семейные конкурсы – ?Спортивная семья?, ?Музыкальная семья?.
            Родители моих  воспитанников  участвуют не только в классных,  школьных мероприятиях, но и в районных: участие в конкурсе ?Семья Года?  (слайды 9 – 10)  (направления: ?Экологическое воспитание в семье?, ?Воспитание творческой личности в семье?). Семьи получили благодарность  за создание условий для личностного становления своих детей   (слайд 11).          
     IV функция. (Слайд 12) Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
     Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности.
     Другое направление – оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания; профилактика формирования вредных привычек, помощь в преодолении дурного влияния асоциальных неформальных объединений молодёжи и т. д.
     Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с неблагополучными семьями учащихся, семьями с повышенной конфликтностью.
     V функция. (Слайд 13) Организация работы с родительским активом и взаимодействием с общественными организациями родителей. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей – родительским комитетом школы и класса, школьными советами, советами по месту жительства, женскими советами.
     Необходимо обратить внимание классных руководителей на следующие факторы работы. (Слайд 14)
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями.
Посещение семьи как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороной, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьёй.
      Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель, воспитатель использует эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:
не приходить в семью без предупреждения;
не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным);
не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: ?Разрешите раздеться? Где у вас можно присесть и поговорить??;
нельзя вести беседу в агрессивном тоне;
не поучайте родителей, а советуйте;
желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.
Эффективна и такая форма работы, как памятка для родителей, которая приглашает их к обсуждению и решению проблем воспитания детей 
(см. Приложение № 1), слайды 15 - 17).
          Подводя итог своего выступления, я хочу подчеркнуть, что воспитание в семье, семенное начало, школа - это основы в формировании нравственной личности. И я желаю, чтобы каждому ребенку в этом мире посчастливилось иметь семью, в которой живет взаимопонимание и любовь к ближнему.
































ПРИЛОЖЕНИЕ  №1

Памятка для родителей
Создание благоприятной семейной атмосферы


Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха  каждому ребёнку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: ?Какие оценки ты сегодня получил??, лучше задать контрольные вопросы: ?Что было интересного в школе??, ?Чем сегодня занимались??, ?Как дела в школе??.
Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
Ребёнок должен чувствовать, что он любим.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.






Памятка для родителей
Воспитание трудолюбия у детей в семье


Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз.
Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.
Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
Не наказывайте ребёнка трудом.






















Памятка для родителей
О воспитании доброты



Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребёнку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и  к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим. 
Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
Как можно больше любви к ребёнку, как можно больше требовательности к нему.
Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!