* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Ануфриев Сергей Валентинович,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназия № 9

г. Екатеринбург

Урок литературы в 10 классе

Является ли Николай Ростов положительным героем?

(По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)

Данный урок сложился в ходе работы над романом Л. Н. Толстого. К тому времени я уже 8 лет преподавал в школе.

Каждый урок литературы требует большой подготовки – работа с текстом, литературоведческими источниками, что занимает обычно не один день. Готовый урок впоследствии отрабатывается, но и сложившийся вариант не является окончательным, со временем в него вносятся коррективы.

В романе «Война и мир» мне интересен был образ Николая Ростова, который действует наряду с Андреем Болконским и Пьером Безуховым с первых страниц и до эпилога. Автор проводит его через сложные ситуации мирной и военной жизни. Сопоставление жизненных путей героев позволяет Толстому затронуть проблему положительного героя.

Начинаем с того, что Ростов – человек чести. Отец, умерев, оставил огромное количество долгов. Можно было отказаться от наследства (так поступил Онегин). Но Николай в память об отце видит свой долг в том, чтобы принять наследство с обязательством уплаты долгов. Ради этого он снял любимый гусарский мундир и занялся хозяйством.

Но чем оборачиваются для Ростова обязательства чести в военной и мирной жизни? Приводим два эпизода.

В полку он уличает в присутствии других поручика Телянина в краже кошелька у Василия Денисова. Но его заставляют извиниться: честь полка не должна быть замарана известием, что среди офицеров есть вор. Ради сохранения репутации полка надо идти на ложь.

В мирной жизни подобные обязательства обернулись для Ростова в случае с проигрышем Долохову. Николай считал Долохова другом. Тот сделал предложение его возлюбленной Соне, но получил отказ и мстит – намеренно вовлекает героя в карточную игру, зная, что денежные дела Ростовых плохи, заводит разговор о его кузине…

Николай Ростов в какие-то моменты способен испытывать прозрение. После проигрыша он возвращается домой и слышит пение сестры Наташи (том II, часть первая, глава XV): «Что это такое?.. Что с ней сделалось?.. Как она поет нынче?.. Эх, жизнь наша дурацкая!.. Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, – все это вздор… а вот оно – настоящее…».

Ростову свойственно и более глубокое понятие противоречий. Опять ссылаемся на два эпизода.

Первый – это пребывание Ростова в Тильзите во время заключения мирного договора с Наполеоном.

В гусарском полку из-за отсутствия провианта начинается голод. Василий Денисов отбивает обоз с продовольствием. Когда его вызвали в штаб, то комиссионером оказался переведенный из полка Телянин – он таким образом мстил гусарам. Вспыльчивый Денисов избил его. Это грозит арестом, и Денисов вынужден воспользоваться легким ранением, чтобы попасть в госпиталь.

Навещая товарища, Ростов сначала попал в солдатские палаты. Он видит страдания людей, умирающих от тифа. Поразил его и вид подавленного Денисова.

Ростов везет государю, в которого был «влюблен», прошение о помиловании. Но слышит ответ Александра генералу, через которого Николай подал прошение: «Не могу… закон сильнее меня». Далее герой наблюдает встречу двух императоров. Его поразило, что Бонапарте «как равный обращался с русским царем». Орден Почетного легиона, которым Наполеон хочет наградить «храбрейшего» из русских солдат, достается первому попавшемуся солдату Лазареву…

Приводим фрагмент (том II, часть вторая, глава XXI): «В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе его поднимались странные сомненья. То ему вспоминался Денисов со своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями… То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их».

Второй эпизод связан уже с войной 1812 года, это участие героя в Островненском деле. Кстати, защищал Отечество Ростов без цели самопожертвования – война застала его на военной службе.

В неожиданной ситуации Николай самовольно повел эскадрон в атаку против французских драгун (том III, часть первая, глава XV), но этот «подвиг» «приобрел ему Георгиевский крест и сделал репутацию храбреца». Ростов ударил саблей французского офицера «с дырочкой на подбородке», который тут же сдался в плен.

«Так они еще больше нашего боятся! – думал он. – Так только-то и есть всего то, что называется геройством? И разве я это делал для отечества? И в чем он виноват с своей дырочкой и голубыми глазами? А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!».

Николай Ростов усомнился во власти и в войне. Но чем заканчиваются для героя его сомнения? Вернемся к эпизоду в Тильзите. На слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов вдруг резко заявляет:

«Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни целей, ни поступков государя!..

Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты, и больше ничего… Велят нам умирать – так умирать. А коли наказывают, так значит – виноват; не нам судить…

Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все…».

Испытывая сомнения, герой старается уйти от них. Он не позволяет себе усомниться в том, что признано всеми. И в этом ему помогает подчинение условным правилам дворянской чести. Поэтому как дома он чувствует себя в полку: «Тут, в полку, все было ясно и просто… В полку все было известно…». Здесь надо было выполнять приказ и не рассуждать.

Толстой подвергает своего героя и традиционному в русской литературе испытанию любовью. Почему Ростов, клявшийся в верности Соне, женится на княжне Марье? Конечно, в духовном отношении княжна Марья гораздо выше Сони. Но женился бы он на ней, если бы не встретил ее во время войны в трудной ситуации в Богучарове и если бы был богат? Сыграла роль романтическая обстановка, в которой проявились рыцарские склонности Ростова («Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков!»). Над Ростовым также довлело мнение: он должен жениться на ней, чтобы поправить денежные дела семьи («Женитьба на ней сделала бы счастье графини».). Во время пребывания в Воронеже княжну Марью начинают сватать ему. «Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться, хорошо ли то, что признано хорошим», так и теперь он поддался влиянию воронежских дам: ему так легче – предоставить событиям идти, как идут… И он оставил так преданную ему Соню.

Переходим к эпилогу. Женившись на княжне Марье, Ростов в три года уплатил долги и лелеет мысль выкупить отцовское имение Отрадное. Он сделался хорошим хозяином. Прежде чем управлять крестьянами, «он сначала всматривался в мужика, стараясь понять, что ему нужно, что он считает дурным и хорошим…». И хозяйство Николая приносило «самые блестящие результаты».

Но вот он спорит с Пьером Безуховым о тайном обществе (эпилог, часть первая, глава XIV): «…составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы они ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду». Ростов появляется во сне Николеньки Болконского во время грядущего восстания: «Я любил вас, но Аракчеев велел мне, и я убью первого, кто двигается вперед».

Почему герой в итоге занимает такую реакционную позицию? Попадая в непростые ситуации, как и Андрей Болконский, и Пьер Безухов, Николай Ростов уходит от сомнений и противоречий, ищет оправдания в существующем порядке вещей и готов, наконец, защищать это порядок.

Мы приходим к выводу, что для Толстого положительный герой тот, кто ищет, изменяется, пусть он совершает при этом ошибки и впадает в заблуждения. «Правильные» герои (Соня, Борис Друбецкой, полковник Берг) и ограничившийся в своем развитии Николай Ростов положительными не являются.