Данная работа создана в декабре 2024 года. В 2024 году я прошла обучение «Песочная терапия как метод организации психолого-педагогической работы в соответствии ФГОС» и теперь провожу дополнительные занятия с детьми дошкольного возраста с использованием песочных столов. Детям очень нравятся песочные занятия, поэтому мне стало интересно создавать сценарии своих занятий с песочными столами. Предлагаю один из примеров проведения занятия.
Занятие по коррекции агрессии «Сказочная планета» с использованием песочного стола (старшая группа)
Рекомендации по использованию песочной игротерапии на занятиях:
Занятия с использованием
песочной
игротерапии
эффективнее проводить с небольшой подгруппой детей
.
Необходимо применять разнообразные методы и способы, активизирующие словесное выражение эмоций, мыслительную и поисковую деятельность, воображение
.
Пересыпайте песок из ладони в ладонь, прикасайтесь к нему, это поможет снять напряжение и успокоит
.
Используйте песок в качестве элемента развивающих занятий
.
В песочнице дети регулируют свое поведение, становятся самостоятельными, учатся общаться, взаимодействовать, поэтому не допускайте запретов в играх с песком.
Форма работы: подгрупповая (3-5 человек)
Цели: способствовать снижению проявлений агрессивного поведения у детей, обучить воспитанников способам контроля своего поведения и управления им с учетом моральных норм и правил.
Задачи:
Обучение бесконфликтным способам поведения и взаимодействия со сверстниками;
Оптимизация эмоциональной сферы: создание положительных эмоций, развитие чувства
эмпатии
;
Снижение агрессии детей путем выхода эмоций в «ситуации разрушения»;
Воспитание умения релаксации, самоанализ.
Материалы: песочный стол, миниатюрные фигурки, запись спокойной музыки, пульверизаторы с водой, запись танцевальной музыки, формочки для песка, разноцветные камушки, полотенца для рук.
Ход занятия:
Приветствие
.
Звучит сказочная музыка, дети заходят в комнату, встают в круг и приветствуют друг друга, повторяя за педагогом:
«Здравствуй, друг (берем за руку первого соседа),
Здравствуй, друг (берем за руку второго соседа),
Здравствуй, здравствуй, дружный круг (качаем рукам)!
Мы хотим с тобой дружить (идем по кругу),
Дружбой будем дорожить (останавливаются)!
Ты запомни навсегда (указательное движение рукой):
Без друзей прожить нельзя (хлопаем в ладоши)!»
Педагог
: «Ребята, вы любите сказки? Какие сказки больше всего вам нравятся? (
Ответы детей
)
Педагог: «Какие сказочные у вас герои самые любимые, а какие нравятся чуть меньше?» (Ответы детей)
Педагог: «Предлагаю сегодня нам перенестись на сказочную планету. Закройте глаза… (Включается запись спокойной музыки)
Элемент тренинга «Сказочная планета»
Педагог: «Далеко-далеко есть сказочная планета, а на сказочной планете ничего невозможного не бывает. Там всегда греет ласковое солнце, сладко пахнут волшебные цветы, звенят ручейки, поют самые нежные песни маленькие птички… Откройте глазки. Сказка перед нами. Давайте подойдем к коробочкам, где живут фигурки, и посмотрим – может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что волшебные помощники прячутся – сразу их не заметишь. Но сейчас мы будем очень внимательны!»
Ритуальная игра «Волшебное заклинание»
(Дети выбирают фигурки и подходят к песочнице)
На сказочной планете мы – волшебники , для этого каждому нужно придумать и произнести заклинание для своего превращения. (Дети придумывают слова, произносят вслух и «становятся волшебниками».)
Педагог: Используйте свою волшебную силу, постройте на сказочной планете город для сказочных героев. (Дети строят город. Внезапно появляется фигурка дракона.)
Проблемная ситуация «Как поступить с драконом?»
Педагог: «Ребята, на сказочную планету налетел дракон! Он хочет разрушить ее и заколдовать жителей. Что же нам делать? Как его победить?»
(Дети предлагают варианты помощи сказочной планете)
Педагог: «Для того, чтобы победить дракона, давайте сначала вылепим его фигурку из песка.»
(Дети вместе лепят дракона из песка, используя природный материал, воду, камни)
Педагог: «Что вы чувствовали, когда лепили дракона?»
(Ответы и рассказы детей)
Педагог: «Какой он у вас получился, какие черты характера у него есть?»
(Ответы детей)
Педагог: «Есть ли у него друзья? Как его зовут? Чем он питается? Где живет?»
(Ответы детей)
Педагог: «Дракон вылеплен, если он получился злым – разрушьте его фигурку. А победу отметьте танцем победителей драконов.»
(Под веселую музыку дети исполняют имитационный танец «Победа над драконом». После танца возвращаются к песочнице)
Педагог: «На этой же сказочной планете жила Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители сказочной планеты чувствовали себя счастливыми. Я хочу предложить вам пофантазировать и вылепить символ счастья на песке.»
Проектная игра «Символ счастья»
(Дети, руководствуясь своим воображением, лепят символ – знак счастья)
Педагог: «Принцесса была такая добрая и красивая, что это пришлось не по вкусу Злой Ведьме. (Педагог приносит фигурку Ведьмы) Что вы почувствовали, когда я показала Злую Ведьму? Как вы думаете, почему она такая злая?
(Ответы, рассказы и предложения детей)
Педагог: Ведьма жила неподалеку. Она задумала похитить Принцессу и отнять ее бесценный дар. Так это и случилось… Ведьма превратила ее в невидимое существо и заточила в подземном замке. Замок был скучный и серый. (Педагог показывает замок) Ребята, давайте построим праздничный дворец для Принцессы, чтобы поднять ей настроение.
Конструктивная игра «Строим замок»
(Дети, используя формы, украшения, создают сказочный замок)
Педагог: «Вам надо знать, что смельчак, который решится спасти Принцессу, своим прикосновением может погубить ее. И тогда она навеки останется заколдованной! Как вы думаете, ребята, как можно спасти Принцессу и вернуть людям добро и красоту?»
(Ответы и предложения детей)
Педагог: «А я нарисую на песке лестницу и превращу ее в настоящую. Поднесу ее к Принцессе в окно, и она спасется. Или я выкопаю подземный ход, и Принцесса убежит из плена.»
(Дети выполняют предложения педагога)
Педагог: «Добро и красота снова стали жить на сказочной планете, а прилетевший ветерок разрушил злой замок. »
( Дети вместе с педагогом рушат замок Ведьмы)
Завершение
(рефлексия
)
и
прощание
:
Педагог: «Кругом стало тихо и спокойно. Положите ладони на песок. Что вы чувствуете? Что вам понравилось?»
(Ответы и рассказы детей)
Педагог: «Закройте снова глазки… Повторите вместе со мной волшебные слова: «Мне спокойно и хорошо. Настроение веселое и радостное. Я не обижаюсь и не грущу, а главное, не злюсь ни на кого!»
Педагог просит детей встать в круг и попрощаться:
«Сделаем опять мы круг ( дети берут за руки друг друга),
Скажем всем: «Спасибо, друг!» (кладем руки на плечи соседей)
Педагог: «Всем, всем до свидания! Я очень буду ждать встречи с вами, чтобы отправиться в новое путешествие.»