Л.Р.Деменева Преподаватель МБУ ДО ?ДХШ №1? Советского района г.Казани e-mail: dxh_art@mail.ru ?Земля - наш общий дом? Аннотация Данная методическая разработка ориентирована на учащихся 12 лет, может быть так же использована педагогами дополнительного образования и так же как внеклассное мероприятие в общеобразовательной школе. Актуальность работы в том, что сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечение экологического и нравственного воспитания нового поколения. Экологическими знаниями должны обладать все. Экология как наука затрагивает все формы экологической, социальной и духовной жизни человека и общества. Экологическое воспитание – важнейшая задача школы. Тема: ?Земля - наш общий дом? Тип: интегрированный, изучения нового материала. Цель: формирование чувства ответственности за окружающий мир; - расширить представления у учащихся о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ - научить учащихся высказывать свои мысли о человеке как часть природы - приводить примеры отношения человека к окружающей среде и оценивать их с позиции морали - учить детей беречь природу Задачи: 1. Обучающие: - расширить кругозор учащихся - систематизация знаний - расширить знания детей о способах охраны окружающей среды - формировать нравственный аспект защиты природы - ознакомить с 4 стихиями 2. Развивающие: - развивать наблюдательность и внимание - способствовать развитию критического аналитического мышления - развивать логическое мышление, умение делать выводы - развивать творческие способности 3. Воспитательные: - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ресурсам природы - воспитывать жизненную позицию - воспитать отрицательное отношение к безнравственным поступкам в природе и борьба с ними - воспитать гуманное отношение к окружающей природе Форма учебного занятия: лекция с элементами презентации. Форма организации работы: групповая. Тип учебного занятия: изучение нового материала. Оборудование: у учителя – проектор, презентация Power Point, компьютер; у учащихся – тетрадь, ручка. План-конспект урока. 1. Организационная часть. Приветствие (5 мин.). 2. Объяснение темы. Показ презентации (30 мин.). Из космоса я увидел Землю, неповторимо прекрасную, которую нужно уберечь от бед. Я почувствовал, что Земля – это наша мать. Шрамы границ между странами исчезли. космонавт М.Фарис Господь назначил сему человеческому миру быть Садом Эдемским, раем земным. Если встанет он на путь согласия и примирения, любви и доверия, то превратится в истинную обитель блаженства, вместилище бесконечной благодати и нескончаемых радостей. Из писаний религии Бахаи Учитель: Посмотрите на экран, о чем мы с вами будем сегодня говорить Тема нашего сегодняшнего урока ?Земля – наш общий дом? Что такое дом, в вашем понимании? (где приятно, безопасно, уютно) Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом? (Да) Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега) А где живет человек? Какое отношение мы имеем к природе? И является ли природа нашим домом? Давайте с самого начало разберём Жизнь зародилась во вселенной около 4 миллиардов лет назад, мы люди живем на земле всего лишь 200?000 лет. Но за это время мы успели изменить экологический баланс. Без него существование жизни на земле не возможно. Как все начиналось? Посмотрите на экран В начале наша планета была огненным хаосом. И в этом хаосе зародилось чудо жизни. Сегодня наша жизнь это лишь одно из звеньев в цепочке бесчисленных живых существ сменяющих друг друга на земле на протяжении 4 миллиардов лет. Даже сегодня есть вулканы, они отдалено напоминают нам, о том какой земля была в период зарождения. Расплавленная порода извергается из глубины кратера, твердеет, застывает, раскалывается, а потом вулкан на некоторое время затихает. Земля остывала, водяные пары испарялись и оседали проливными дождями на планете. Накопление воды в жидкой форме стало возможным благодаря совершенному экологическому балансу. Вода прикладывала русло, они словно вены на человеческом теле. Реки вымывали минералы из скал, постепенно наполняли ими пресные воды океанов. Так вода в океанах становилась все более солёной. Планета Земля круглая и вертится вокруг солнца. Наша планета находится на уникальном расстоянии от солнца не слишком далеко и не слишком близко. Именно жизнь изменила атмосферу, растения поглощали солнечную энергию в результате чего молекула воды раскололась и образовался кислород которым в последствии наполнился воздух. Круговорот воды на земле это процесс постоянного обновления, водопады, водяной пар, облака, дождь, источники, реки, моря, океаны, ледники цикл никогда не прерывается. Количество воды на земле всегда одинаковое, все биологические виды на планете пили одну и ту же воду. Вода это удивительная материя, одна из самых не постоянных. Она принимает жидкую форму в виде проточной воды, газообразную в виде пара или твёрдую форму в виде льда. Двигателем жизни на земле является взаимосвязь, все взаимосвязано ничто не является самостоятельным целым. Вода и воздух не разделимые. Растения являются источником кислорода в воздухе. Существование жизни на земле возможно благодаря биологическому балансу в которой каждый элемент играет определённую роль и существует лишь при условии и наличии другого элемента, это гармония. Даже долгая человеческая жизнь длится всего лишь около 650 тысяч часов, а жизнь земли исчисляется в миллиардах лет. Понадобилось более 4 млрд лет чтобы на нашей планете появились деревья. В цепочке растительных видов деревья являются главным замыкающим звеном, совершенным живым созданием. Деревья не подчиняются силам притяжения, это единственный природный элемент постоянно стремящийся в высь. Они не торопливо тянутся к солнцу питающему их листву. Деревья запасают энергию, питаются ею и превращают её в древесину и листву, которая затем разлагается на воду, минералы, зелень и живую материю. Так постепенно формируется почва. Почва изобильна микроорганизмами, проявляющими непрерывную активность - питание, рыхление, насыщение воздухом и переработка элементов. Они образуют Гумус – плодородный слой почвы. С Гумусом связаны все виды жизни на суше, все без исключения. На земле огромное количество биологических видов. Животные утоляют свой аппетит благодаря растениям, а они расцветают вновь. Земля – это настоящее чудо, а жизнь остаётся загадкой. Жизнь на земле это удивительное приключение, в котором каждый биологический вид имеет особую функцию и занимает определённое место, нет бесполезных или опасных существ. Все виды уравновешивают друг друга, у каждого своя строго определённая функция. Человеческому роду всего лишь 200 тысяч лет, но за это время мы сумели изменить облик планеты. Мы проникли во все сферы обитания живых организмов и захватили огромные территории. Наши предки кочевали, искали место под солнцем. Останавливались там, где было много еды и света. Земля давала человеку пищу, одежду и все необходимое для его повседневных нужд. Земля давала ему все. Появление земледелия, сельского хозяйства сильно изменило жизнь населения. Люди больше не зависели от охоты как от средства выживания, они стали переселяться в природные зоны с высокой влажностью и где много рыбы и растений. Человек всегда стремился познать тайны природы. Природа делится на живую и неживую природу. Живая природа - рождается, дышит, питается, размножается и умирает. Что мы сюда относим? (растения, грибы, птицы, рыбы, насекомые, звери, бактерии и человек) Неживая природа –не рождается, не дышит, не питается и не умирает. Что сюда относится? (солнце, звезды, воздух, вода, камни, почва, осадки, горы, облака) Слово ?природа? часто употребляется в значении естественная среда обитания. Основные естественные науки, посвященные изучению неживой природы — это астрономия, физика и химия. Исследованием живой природы занимается биология. На сегодняшний день есть 3 основные экологические проблемы: - загрязнение воды - загрязнение воздуха - уничтожение лесов Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет; консервная банка – более 30 лет; полиэтиленовый пакет – более 200 лет; стекло – 1000 лет. - Если в нашем общем доме беспорядки наводит человек, кто же будет наводить порядки? (тоже сам человек) А поможет ему наука экология. - Что означает слово “экология”? - Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к нашему дому – Земле. В доме должен быть порядок. Экология учит нас наводить порядок на Земле. Сказка о Земле Жила была прекрасная планета Земля. Утопала она в зелени лесов, в чистоте озер, окутана была чистым воздухом. Хорошо и комфортно чувствовали себя звери и птицы на ней. Люди оберегали её, поклонялись ей, боготворили её. Но вдруг что произошло люди забыли как нужно сохранять чистоту на Земле. Они стали мусорить, загрязнять воздух и воду. Горько заплакала Земля и птицы и рыбы и животные, просили помощи. И не осталось сил у Земли. И обратилась Земля к людям с просьбой если вы хотите, что бы я была цветущей и красивой то…………… Вопрос детям: А теперь ребята как вы думаете, что попросила Земля людей? И попросила она их выполнить три условия: 1. Отчистить Землю от отбросов. И создали люди специальные службы по очищению рек и озер. Стали погружаться спецмашины на самое дно рек и собирать мусор. 2. Не уничтожать леса и животных. И придумали специально отведанные места, где содержали редких животных и оберегали их. 3. Быть внимательными к окружающему миру. Люди приняли её условия, и расцвела Земля-матушка краше прежнего. Вопросы детям: А как вы думаете почему Земля обращалась именно к людям? Какими качествами должен обладать человек который бережно относится к природе? Давайте с вами составим экологические правила (ответ детей) Ответственность сегодняшних поколений людей за будущее человечества придаёт проблеме "общество - природа" высокий нравственный смысл. Охрана природы в нашей стране подчинена благородной идее - улучшить жизнь народа, создать такие условия для людей, когда бы они не только брали у природы, но, одновременно восстанавливали и обогащали её. Земля у всех только одна. Содержать свою планету в порядке есть твёрдое правило всех, людей, достойных называться людьми. Это правило выражает нравственный смысл поистине человеческого отношения к природе. Будущее природы - будущее человечества! И они должно быть в надёжных руках. Домашнее задание До следующего урока сделайте что то особенное для нашего общего дома и поделитесь с нами на следующем уроке. 3. Завершение урока (5 минут)
Работа творческого конкурса: "Лучший сценарий классного часа"
Земля - наш общий дом