Конспект урока для 1 класса
Тема: Зимующие птицы Новгородской области
Цель урока: Формирование представлений о зимующих птицах родного края, развитие интереса к природе, навыков наблюдения и заботы о животных.
План урока:
I. Организационный момент
Приветствие.
Настрой на занятие:
"Сегодня мы поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой. Почему они не улетают, как мы можем им помочь?"
II. Введение в тему
Рассказ учителя:
"Некоторые птицы остаются с нами зимой, потому что они могут найти пищу в наших лесах, полях и даже в городах. Давайте узнаем, кто эти птицы!"
Демонстрация картинок зимующих птиц Новгородской области (например, воробей, синица, снегирь, ворона, дятел).
III. Основная часть
Обсуждение особенностей зимующих птиц:
Как они выглядят? (Цвет оперения, размер).
Где живут? (Леса, парки, сады).
Что едят зимой? (Семена, ягоды, личинки насекомых).
Игра "Узнай птицу":
Учитель описывает птицу, дети отгадывают, рассматривая картинки.
1. Синица:
Эта маленькая птичка,
В желтой жилетке сидит,
Любит сало, семечки,
Весело звенит.
2. Воробей:
Птичка серая, малая,
Под окном у нас летала.
Не поет, а лишь чирикает,
Зимой часто в гости залетает.
3. Снегирь:
Красная грудка у него,
Любит рябину и семечко.
На ветке зимой он сидит,
И мороз его не страшит.
4. Ворона:
Серый плащик на плечах,
Умна и криклива.
Все вокруг подскажет нам —
Эта птица говорлива.
5. Дятел:
Стук да стук в лесу слышны,
Он стучит в деревья спины.
Лечит лес и ищет корм,
Кто же это, скажем хором?
6. Галка:
Птица черная, умная,
Как ворона, только меньше.
В стаях часто прилетает,
По полям она гуляет.
7. Сойка:
Перышки голубые
На крыльях блестят,
Эта птица в лесу
Поджидает зверят.
8. Поползень:
Птичка серая, мала,
По деревьям вниз бежит.
Голос звонкий, как свисток,
Кто на ветке так сидит?
9. Сова:
Всю ночь летает —
Мышей добывает,
А станет светло —
Летит спать в дупло.
10. Глухарь:
На сосне, как на картинке,
Он сидит, клюёт хвоинки,
А в тайге он птичий царь,
И зовут его …
11. Клест:
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв — крестом,
Птичку ту зовут …
12. Рябчик:
Этот мастер маскировки
Самый хитрый, самый ловкий.
Не сравниться с этой птицей
Ни кедровке, ни синице.
Практическая часть:
Рассказ о подкормке птиц:
Что можно класть в кормушку (семечки, крупа, кусочки несоленого сала).
Чего нельзя (хлеб, жареную еду).
Изготовление простой кормушки из пластиковой бутылки (по возможности).
IV. Закрепление знаний
Работа с карточками:
Найти лишнюю птицу (например, среди зимующих нарисован аист).
Разукрашивание картинки зимующей птицы.
Вопросы:
Почему эти птицы остаются на зиму?
Как мы можем им помочь?
V. Итог урока
Повторение:
"Каких птиц мы узнали? Что они едят зимой?"
Подведение итогов:
"Птицам зимой трудно, но мы можем им помочь! Давайте будем заботиться о природе!"
Домашнее задание:
Понаблюдать за птицами около дома, рассказать, кого удалось увидеть.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации зимующих птиц.
Раскраски и фломастеры/карандаши.
Материалы для изготовления кормушки (по желанию).
Ожидаемые результаты:
Дети смогут назвать 3–5 зимующих птиц.
Узнают, чем их можно кормить зимой.
Проявят интерес к наблюдению за природой.