МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»
Зубрить или не зубрить?
Выполнил: Зозуля Юлия Андреевна
Дата рождения: 27.04.2011
МБОУ «Гимназия №1»
6 «Б» класс
8-913-161-86-89
yanakrivova@mail.ru
Руководитель: Кривова Яна Евгеньевна
МБОУ «Гимназия №1»
учитель
8-913-161-86-89
yanakrivova@mail.ru
г. Норильск, 2024
Тезисы
Заучивать английские слова к диктанту - задание, которые не любят все обучающиеся. Данный вид работы является скучным, монотонным и занимает много времени. По сути обучающиеся выполняют двойную работу, запоминая правописание английского слова и его звуковой образ.
В данной исследовательской работе автор пытался выяснить какие существуют способы запоминания английских слов кроме традиционной зубрёжки и выявить самый эффективный из них.
Для этого были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия «иноязычное слово» и «заучивание»;
узнать какие существуют способы заучивания слов;
определить эффективные способы заучивания в процессе подготовки к словарному диктанту.
Актуальность работы заключается в том, что использование достаточно простых и эффективных способов запоминания английских слов может помочь обучающимся увеличить словарный запас, сэкономить время при заучивании слов и сделать этот процесс менее скучным.
В ходе исследования были изучены информационные источники лингвистического характера. Автором были проанализированы различные лексические единицы. В своей работе автор рассмотрела четыре способа запоминания английских слов и применила их на себе практическим путём, что помогло вывить самый эффективный способ.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Английские слова и способы заучивания …………………………………………… 6
Определение понятия «
иноязычное слово
»
и «заучивание» ……………………………. 6
Способы и приемы заучивания слов
……………………………………………………… 6
Глава 2. Практическая часть …………………………………………………………………… 9
2.1. Определение эффективных способов и приёмов заучивания английских слов практическим путем ……………………………………………………………………………. 9
Заключение ……………………………………………………………………………………… 11
Список литературы ……………………………………………………………………………… 12
Приложения ……………………………………………………………………………………… 13
Введение
«Выучить слова к следующему уроку!» или «Подготовиться к словарному диктанту!». Эти слова слышит каждый школьник, изучающий английский язык. С замиранием сердца мы слушаем нашего учителя английского и записываем задание в дневник о том, что нужно выучить очередную порцию английских слов. Я с уверенностью могу сказать, что данный вид заданий самый нелюбимый среди учеников 6 «Б» класса в котором я учусь и на это есть ряд причин: нужно запомнить правописание слов, значение и произношение. Получается, что мы выполняем тройную работу, которая требует больших усилий, концентрации и самое главное драгоценного времени на заучивание английских слов. Кроме этого, нужно ещё выучить правило по грамматике, выполнить упражнения (2 или 3) или прочитать текст и ответить на вопросы или еще хуже, выучить диалог наизусть. С каждым годом обучения заданий становится всё больше и соответственно слов для заучивания тоже. В итоге, изучать английский становится не так уж интересно. Я решила выяснить как можно быстро и эффективно выучить английские слова, чтобы качественно подготовиться к диктанту и не потерять интерес к изучению языка.
Актуальность работы заключается в том, что использование достаточно простых и эффективных способов запоминания английских слов может помочь ученикам увеличить словарный запас, сэкономить время при заучивании слов и сделать этот процесс менее скучным.
Предположим, что заучивание слов наизусть или «зубрёжка» не является самым эффективным способом запоминания английских слов и выражений.
Цель – определить эффективные способы запоминания английских слов.
Объект – английские слова и словосочетания.
Предмет – способы запоминания слов.
Задачи:
рассмотр
еть понятия «иноязычное слово
» и «заучивание»;
узнать какие существуют способы заучивания слов;
определить эффективные способы заучивания в процессе подготовки к словарному диктанту.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические:
сбор информации;
систематизация материала.
Практические:
опрос;
наблюдение.
Свое исследование я проводила следующими способами:
работа с информационными источниками
(обзор
интернет ресурсов, анализ мнения современных ученых);
сопоставление полученной информации.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что использование существующих способов и приёмов запоминания слов поможет расширить словарный запас как на английском, так и на русском языках у участников исследования и обучающихся в дальнейшем.
Глава 1. Английские слова и способы заучивания
Определение понятий
«иноязычное слово»
и «заучивание»
Своё исследование я решила начать с определения ключевых понятий «иноязычное слово» и «заучивание». Различные источники не дают однозначного определения понятию «иноязычное слово». В статье Мариновой Елены Вячеславовны, доктора филологических наук, профессора кафедры современного русского языка и общего языкознания филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, дано следующее определение: термин «иноязычное слово» характеризует лексическую единицу с точки зрения ее происхождения и противопоставляется исконному слову, то есть слову, образованному на базе определённого языка [5, с.8].
Что же значит запомнить слово? По мнению ученых-лингвистов, запоминание нового иностранного слова - образование устойчивой связи между «старым» образом и его новым словесным обозначением. Например, в нашем мозгу существует устойчивая связь между словом «стол» и образом стола. Наша задача – соединить с образом стола слово «a table». Когда слово «a table» будет вызывать у нас образ стола, мы будем понимать это слово, то есть видеть в своём воображении то, что оно обозначает.
В статье «Методы запоминания английских слов» мне удалось найти определение слову «зубрёжка», которое так не любят все школьники. Из данной статьи я узнала, что согласно статистическим данным, 99% людей учат иностранные слова с помощью зубрёжки. Зубрёжка – многократное повторение слова в течении небольшого промежутка времени [4].
Как выяснилось, именно зубрёжка является одним из не эффективных способов запоминания слов. Сюда же, по мнению авторов статьи, можно отнести еще ряд распространенных ошибок запоминания слов:
не понимание значения слова;
попытка выучить много слов;
заучивание всех слов подряд [2].
Способы и приёмы запоминания английских слов
Сегодня существует огромное количество различных способов запоминания иностранных слов. Но для начала, я нашла определение слову «запоминание», которое обозначает обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти, важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретённых знаний, определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему.
По мнению психологов, процесс запоминания информации включает в себя следующие законы памяти:
закон интереса
– интересное запоминается легко
;
закон осмысления
– глубокое осознание запоминаемой информации позволяет лучше её запомнить
;
закон установки
– если сам себе дал установку, то получится легко запомнить информацию
;
закон действия
– информация, которая применяется на практике запоминается гораздо легче;
закон контекста
– при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше;
закон повторения
– лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз
.
На основе этих законов выделяют много способов и приёмов запоминания английских слов. Я познакомилась с некоторыми из них.
Стикеры
Суть данного метода состоит в том, чтобы записать на стикерах слова по заданной теме, наклеить их на соответствующие словам предметы. Здесь можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Стикеры имеют яркие цвета, что автоматически поднимает настроение и привлекает внимание. Записывая слова на стикерах, можно автоматически запомнить правила правописания. Однако, небольшое количество слов по тематике является недостатком этого метода.
Метод «Наоборот»
Метод был разработан Полом Пимслером в 1967 году. Этот метод позволяет не только запомнить слова, но и правописание одновременно. Особенность этого метода состоит в том, что нужно взять лист бумаги и ручку и записать слово наоборот. Например, «round» (круглый).
….d
…nd
..und
.ound
Round
Аудиометод
Этот метод идеально подходит людям с хорошо развитой слуховой памятью и тем, кто занимается музыкой или вокалом. Суть этого метода состоит в том, что вы прослушиваете носителя языка или смотрите фильм на английском и запоминаете звучание слова или выражения.
Мнемотехника
Это способ запоминания слов с помощью ассоциаций и связей друг с другом. Мнемотехника развивает память и мышление. Главная задача – создание образов, соединяемых в воображении различными способами. Образы должны быть цветными, крупными и детальными [1].
Например, puddle [`pʌdl] – лужа
Примерное произношение (фонетическая ассоциация) – «падл»
Мнемоническая модель: «Я всё падал и падал в лужу».
Представленные выше методы запоминания иностранных слов являются более традиционными. Мы живём в эпоху цифровых технологий, которые «захватили» все сферы нашей жизни. Наши любимые мобильные телефоны тоже можно использовать во благо, например, для заучивания английских слов. Для этого разработаны специальные сервисы, например, Quizlet. С помощью этого приложения можно создавать собственные списки слов и проверять их на память различными способами: тесты, письменные задания.
Работая над теоретической частью своего исследования, мне удалось узнать, что такое «иноязычное слово», «запоминание» и «зубрежка». Также удалось выяснить, что существует огромное количество различных способов и приёмов запоминания иностранных слов. Из большого перечня способов мною были выбраны наиболее 4 самых интересных способа: «зубрёжка», стикеры, метод «наоборот», аудиометод.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Определение эффективных способов и приёмов заучивания английских слов практическим путём
Практическая часть моего исследования посвящена выявлению эффективных способов и приёмов заучивания английских слов путём практического применения. Свое исследование я начала с того, что узнала у нашего учителя английского языка на какие отметки обучающиеся 6-х классов пишут словарные диктанты. Путем опроса и анализа данных, я выяснила, что среди обучающихся 6 «Б» и 6 «В» класса 7 человек пишут на отметку «отлично», 14 человек получают отметку «хорошо», 16 человек имеют отметку «удовлетворительно» и 8 человек пишут диктанты на отметку «неудовлетворительно».
Следующим шагом моего исследования был опрос обучающихся 6-х классов. Ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1). По результатам ответов учеников 6-х классов, можно сделать следующие выводы:
60 % учеников не любят писать словарные диктанты, потому на это уходит много времени и сложно запоминать слова. Обычно ребятам задают на дом 15-20 слов, что, по их мнению, является большим объёмом домашнего задания. На запоминание слов ребята обычно тратят примерно 30-45 минут. Самым популярным способом заучивания слов среди ребят является многократное повторение слов потом запись на листочках, так ответило 74% опрошенных, 26% предпочитают учить слова различными способами, например, прочитать и написать слова несколько раз.
Основной этап моего исследования включал практическое применение рассмотренных способов заучивания слов. Четыре способа заучивания английских слов, упомянутых выше, я, в первую очередь, применила на себе, а затем на своих одноклассниках. К этим методам я добавила и самый «популярный» способ заучивания – «зубрёжку», для того чтобы подтвердить или опровергнуть мою гипотезу.
Метода «зубрёжка»
В качестве домашнего задания нам было задано: выучить 23 слова по теме Skills and Abilities (Приложение 2). Эти слова я заучивала методом «зубрёжки», а именно, смотрела на слова, читала их и повторяла несколько раз. После многократного повторения я попросила маму продиктовать слова на русском языке, а сама записывала их на английском языке на листочке. В итоге, я допустила 3 орфографические ошибки. На заучивание слов у меня ушло 23 минуты. Диктант в классе я написала на отметку «отлично». Работа была выполнена без единой ошибки.
Мои одноклассники учили слова таким же способом, засекая время. Самое большое количество времени, затраченное на выполнение этой работы 38 минут, самое маленькое 3-4 минуты (Приложение 3). В итоге отметки «отлично» и «хорошо» получили 6 человек, которые затратили наибольшее количество времени на заучивание слов. Остальные получили отметку «удовлетворительно» и один человек получил отметку «неудовлетворительно».
Метод «Стикеры»
С помощью данного метода мы учили слова на диктант по таким темам как «Home Sweet Home» и «Let’s communicate!» (Приложение 4). На подготовку к диктанту по каждой теме нам было дано два дня. Суть применения метода «стикеров» заключалась в том, чтобы написать слова на цветных бумажках и наклеить их на мебель, которая соответствует слову на стикере. Периодически поглядывая на слова, мы должны были запомнить их автоматически, здесь должна была сработать фотографическая память. После проведенной работы, результаты словарного диктанта были следующие: отметки «отлично» получили только три человека, на отметку «хорошо» диктант написали 5 человек, на отметку «удовлетворительно» диктант написали три человека и один человек не справился с работой. Основные ошибки, которые были допущены участниками диктанта – пропуск букв в словах и неправильное написание букв. Хотелось бы отметить, что метод «стикеров» можно применить далеко не ко всем темам, самая подходящая тема – Мебель. Для того чтобы заучить слова по другим темам, например, «Страны и национальности», «Образ жизни» и т.д. очень проблематично найти предметы и наклеить на них стикеры с названием этих предметов или объектов.
Метод «Наоборот»
С помощью метода «Наоборот» я учила 16 прилагательных, которые описывают характер человека и его эмоции (Приложение 5). Сначала слова необходимо было прочитать и постараться запомнить правописание. Затем я приготовила карточки со словами (Приложение 6). Количество карточек равно количеству слов, которые нужно выучить. На каждой карточке записывается слово с пропущенными буквами. Записывать слово нужно наоборот, начиная с последней буквы. Если в слове пять букв, то оно записывается пять раз в столбик по мере возрастания букв. С помощью этого метода мне удалось хорошо запомнить правописание слов, но на приготовление карточек ушло большое количество времени, примерно 20-25 минут, что не является положительным аспектом данного метода.
Аудиометод
Аудиометод я применяла в процессе заучивания слов по теме «Countries and Nationalities». Для заучивания слов я получила от учителя аудиофайл со словами по теме и прослушивала их несколько раз подряд и запоминала. Этот метод помог мне очень хорошо запомнить звуковой образ слова, однако диктант я написала на отметку «хорошо», так как допустила несколько орфографических ошибок, потому что основной акцент в применении аудиометода направлен на запоминание произношения слова.
В заключении практической части своей работы, мне хотелось бы отметить, что я не нашла самого эффективного способа заучивания английских слов. Каждый способ заучивания имеет свои преимущества и недостатки. Самым главным недостатком выше представленных методов я могу отметить – время. Для приготовления карточек и стикеров, прослушивания слов и многократного повторения требуется не менее 25 минут. По результатам отметок за диктант самым эффективным для меня методом оказался метод «зубрёжки». После заучивания слов данным методом я получила за диктант отметку «отлично», не допустив ни единой ошибки.
После изучения и применения четырёх методов заучивания английских слов, я могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась частично. Метод «зубрёжки» является традиционным и вероятно скучным, но в тоже время, этот метод является эффективным, так как позволяет качественно запомнить слова и получить хорошую отметку.
Заключение
Изучив различные методы и способы запоминания английских слов, мы выбрали самые подходящие. На личном опыте мне удалось доказать, что метод «зубрёжка» все же является эффективным в процессе заучивания. Чтобы оценить результативность своей работы, я еще раз провела анкетирование своих одноклассников. Я просила оценить их предложенные методы по пятибалльной шкале, где «5» означает – отличный метод, теперь буду учить слова только так; «4» - хороший способ выучить слова, можно применять его в процессе подготовки к диктанту; «3» - не очень хороший способ, требует много времени; «2» - очень плохой способ, никогда не буду его применять. По результатам выставленных отметок, наибольшее количество пятерок набрали такие методы как «зубрёжка» и «наоборот».
В заключении мне хотелось бы отметить, что методов и способов заучивания английских слов много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот метод, который подойдет именно ему. В любом случае, следует помнить, что какой бы метод мы не выбрали, успех будет зависеть только от личного упорства, желания и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. Учите с удовольствием!
Список информационных источников
https
://
skyeng
.
ru
/
magazine
/
mnemotehnika
-
kak
-
zapominat
-
anglijskie
-
slova
https://school-science.ru
https://langformula.ru/learn-words
Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов. – Д.; Сталкер, 2023
Маринова Е.В. Иноязычная лексика современного русского языка. – М.: Флинта, 2013. – 296 с.
Приложение 1.
Приложение 2. Список слов по теме Skills and Abilities
Study hard
Speak foreign language
Skate
Download music
Use the computer
Surf the net
Draw
Ski
Drive
Ride a bike
Play an instrument
Mop the floor
Cook dinner
Make a cake
Приложение 3.