БасниИ.А.Крылова

Ход урока.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Класс делится на микрогруппы.

- Сегодня у нас необычный урок.

- Первое задание – лист №1: из рассыпанных слов необходимо составить слова и определить название произведения.

Группы получают карточки со словами.

МКАРЫШТА, КОЧИ, ОСВТХ (МАРТЫШКА, ОЧКИ, ХВОСТ)

КСЕОЗТРА, РМЙВУАЕ, ТЛЕО (СТРЕКОЗА, МУРАВЕЙ, ЛЕТО)

ЕБДЕЬЛ, КУАЩ, ОЗВ (ЛЕБЕДЬ, ЩУКА, ВОЗ)

ЯОБНЕЗЬА, ЕАЛРКОЗ, ЕДДВМЕЬ (ОБЕЗЬЯНА, ЗЕРКАЛО, МЕДВЕДЬ)

ЕДДВМЕЬ, СЕОЛ, МКАРЫШТА (МЕДВЕДЬ, ОСЕЛ, МАРТЫШКА)

СЛАИ, ОНРОАВ, СРЫ (ЛИСА, ВОРОНА, СЫР)

- К какому литературному жанру относятся эти произведения?

- Кто автор всех этих басен?

- Какова тема урока: басни Ивана Андреевича Крылова.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Выполнение упражнения «Ромашка Блума».

Работа в микрогруппах.

Задание: придумать 1 вопрос для класса по биографии И.А. Крылова (задание по прочитанному тексту дома).

Вывод о баснописце делает учитель.

 

Отец Ивана Андреевича умер рано, когда мальчику было всего 9 лет.  Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – это сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг. Сыну же давал их посмотреть лишь иногда. И первые уроки грамоты Ваня получил от отца – тот показал, как складывать буквы, и Ванюша сам выучился читать.

Когда Иван Андреевич стал взрослым, те переехал в Санкт-Петербург, где в 1812 г.  открылась Публичная библиотека. Он стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров. В библиотеке же располагалась его квартира. Сейчас там музей – его кабинет, диванчик, на котором он любил отдыхать, сохранились его рабочие записи. Люди помнят и чтят память о великом библиотекаре.

Этап выявления места и причины затруднения.

«Крылов! Это имя нам дорого с детства: 
И знает Крылова любой человек – 
Дедушка нам оставил наследство, 
Которое светит из века в век…» 

Так о баснописце сказал поэт Лебелев-Кумач.

- О каком наследстве говорит поэт? (О баснях).

- Что такое басня?

Лист № 2. Закрась любым цветом необходимые прямоугольники (индивидуальная работа) и сформулируйте понятие о басне.

Поучительный короткий рассказ

Смешное стихотворение

Короткая сказочная история

Герои – богатыри

Герои – животные, вещи,  иногда люди

Герои – дети

Цель – развеселить читателя, создать хорошее настроение

Цель – прославить русский народ, Русскую землю

Цель – показать недостатки людей

Троекратные повторы

Волшебство

Мораль

- Что такое мораль? Мораль - это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

- Чтобы узнать, какие недостатки людей показывал И.А. Крылов в этих баснях, предлагаю заполнить ассоциативный круг «Басни высмеивают» (из иллюстраций басен) состоящий из тех пороков и недостатков людей, которые в своих баснях высмеивает автор.

Учитель зачитывает слова из басни, дети определяют пороки людей и фиксируют на доске.

Ты все пела? Это дело:

Так

поди же, попляши! - 

легкомысленность, лень

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь

.

б

олтливость, непрофессионализм

Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет,

      И выйдет из него не дело, только мука.не умеют договариваться.

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку

.

л

ицемерие (притворство, неискренность)

- Какова же тема сегодняшнего урока? Чем мы будем сегодня заниматься? (знакомиться с баснями И.А. Крылова).

Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка «Изобрази по звуку животное»: пантомима.

- Звуки какого животного были последними? (Мартышки)

- Почему? (Сегодня мы познакомимся с басней «Мартышка и Очки» и узнаем какой порок высмеивает Иван Андреевич).

 

Этап реализации построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Какие басни Крылова мы будем читать?

- Можно ли по названию определить о каких героях пойдет в басне речь?

Первичное чтение басни «Мартышка и Очки» диктором. Учебник с. 134.

- Почему слова «Мартышка» и  «Очки» написаны с заглавной буквы?

- Почему баснописец для своей истории выбрал именно мартышку, а не другое животное?

Чтение басни хорошо читающими учащимися.

- В чем комичность ситуации? Что вас рассмешило в басне, когда вы с ней познакомились первый раз?

- Давайте, найдем слова, в которых автор описывает какие действия Мартышка совершала с Очками.

- Прочитайте мораль басни.  В чем важность этого вывода для нас?

- Кто такой невежда? (необразованный или несведущий в чём-то человек).

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа в микрогруппах. Лист № 3.

Найти в Толковом словаре непонятные слова и объяснить их значение: полдюжины,

нинижет

, невежда, прок, темя.

Полдюжины – 6 штук.

Нанижет – наденет.

Невежда – человек, который мало знает.

Прок – польза.

Темя – задняя часть головы, затылок.

Объяснить значение устойчивых выражений: «к старости слаба глазами стала»; «что это зло ещё не так большой руки»; «

тьфу

, пропасть»; «цены не зная ей»; «свой толк всё к худу клонит»; «то он её ещё и гонит».

«к старости слаба глазами стала» - стала плохо видеть;

«что это зло ещё не так большой руки» - не слишком большая беда;

«тьфу, пропасть» - тьфу, ерунда;

«и проку на волос в них нет» - никакой пользы;

«цены не зная ей» - пользы, применения ее на зная;

«свой толк всё к худу клонит» - думает про нее плохо;

«то он её ещё и гонит» - вообще выбрасывает.

Подобрать строки из басни к иллюстрациям.

Выбрать подходящую пословицу:

За всё берётся, да не всё удаётся.

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Ученье свет, а неученье тьма.

Не умеючи и лаптя не сплетёшь.

Других не суди, на себя погляди.

Другому доверяй, но проверяй.

Прочитать басню по ролям.

Инсценировать басню.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Работа с Ассоциативным кругом «Басни высмеивают».

- Так какой людской порок высмеивает автор басни? (невежество – недостаток знаний, невежда - неуч)

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание на выбор:

Выразительно читать басню по ролям.

Выучить басню наизусть.

С одноклассниками подготовить инсценировку басни.

Заполнение таблицы «Я работаю в группе».